Рабочая программа по предмету «Технология» для 4 класса УМК Начальная школа 21 века
Рабочая программа
по предмету «Технология»
предметная область «Технология»
для 4 Г класса
на 2015 – 2016 учебный год
(программа разработана на основе ФГОС второго поколения (2009), примерной основной образовательной программы начального общего образования (2011) и авторской программы «Технология» Е.А. Лутцева (2013) УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой
(Составлена на основе ФГОС начального общего образования)
Составитель:
Клочкова Л. П.,
учитель начальных классов.
Новоалтайск, 2015
Содержание
Пояснительная записка 3 - 5
Планируемые результаты 5 - 7
Содержание учебного курса 7 - 8
Календарно - тематическое планирование 9 - 12
Перечень учебно-методических средств обучения 12 - 13
Лист внесения изменений и дополнений 13
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Технология» (предметная область «Технология») разработана для 4 класса общеобразовательной школы на основе нормативно правовой базы:
Закон РФ от 10 июля 1992 г. №3266-I «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).
Статья 32 пункт 7 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»
Закона РФ « Об образовании» (1996).
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009г.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2011.
Образовательная программа для ступеней начального, основного и среднего (полного) общего образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1».
Базисный учебный план МБОУ «СОШ №1» на 2015-2016 учебный год.
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, принятое на педагогическом совете МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» от 23.05.2013 .
8.Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся, принятое на педагогическом совете МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» протокол№180 от 27.05.2013 .
9.Авторская программа «Технология» Лутцевой Е.А. (Сборник программ по системе учебников «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2013г.).
Рабочая программа курса «Технология» разработана на основе авторской
программы для 4 класса Е. А. Лутцевой (Лутцева Е.А. Технология: программа: 1-4 классы /Е.А. Лутцева. - М.:Вентана - Граф, 2013)
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 рабочие недели). В авторскую программу изменения не внесены.
Главная цель курса научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации.
Основными задачами курса являются:
· развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
· формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
· формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
· овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск(проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
· использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
· развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
· воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально -личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе,
чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность,
ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение
учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках
образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской отсутствуют, так как программа начального общего образования по технологии составлена в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2015 – 2016 учебный год: 34 учебных недели. В авторской программе - 34 учебных недели.
Изменений в последовательности изучения тем учебного курса нет.
Место предмета в учебном плане
Программа начального общего образования по технологии составлена в соответствии с количеством часов, указанных в учебном плане образовательного учреждения на 2015 – 2016 учебный год. Предмет «Технология» изучается в 4 классе в объёме 34 часов в год; в авторской программе - 34 часа в год. На основании вышеизложенного, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской отсутствуют.
Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение учебного предмета «Технология» в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 1 ч в неделю:
9 учебных недель первой четверти (9 часов);
7 учебных недель второй четверти (7 часов);
11 учебных недель третьей четверти (11 часов);
7 учебных недель четвёртой четверти (7 часов);
Всего – 34 часа в год.
В авторскую программу изменения не внесены.
2.Планируемые результаты изучения технологии в 4 классе
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений,
соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий
декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда
мастеров;
принимать мнения и высказывания других, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и
умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;
понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать
людей труда.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от
неизвестного;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать
оптимальное решение проблемы (задачи);
предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения
отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и
инструменты;
выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;
осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять
модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД
Искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике,
энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;
приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и
обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и
явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий,
использовать ее для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные УУД
Формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать;
слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении
проблемы (задачи).
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание
Знать на уровне представлений:
о творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и
искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых производствах;
об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство
формы, функции и декора; стилевая гармония);
о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Уметь:
организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в
соответствии с собственным замыслом;
использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии,
изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой
деятельности;
бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником,
компьютером);
выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).
2. Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты
Знать:
названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических
материалов (бумаги, металлов, тканей);
последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-
измерительных инструментов;
основные линии чертежа (осевая и центровая);
правила безопасной работы канцелярским ножом;
петельную строчку, ее варианты, их назначение;
названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих
способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты;
о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;
традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;
стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
художественных техниках (в рамках изученного).
Уметь самостоятельно:
читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы
изготовления изделий;
выполнять рицовку;
оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в
том числе из сети Интернет).
3. Конструирование и моделирование
Знать:
простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным
декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований
конструкции.
4. Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)
Иметь представление:
об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.
Знать:
названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).
Уметь с помощью учителя:
создавать небольшие текс ты и печатные публикации с использованием изображений
на экране компьютера;
оформлять текс т (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией;
работать в программах Word, Power Point.
3.Содержание учебного курса
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание (14 ч)
Преобразовательная деятельность человека в ХХ начале ХХI в. Научно-технический
прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные,
информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его
жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль
разума человека в ее предотвращении.
Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в
промышленности и быту.
Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике информационно-
компьютерных технологиях.
Самые яркие изобретения начала ХХ в. (в обзорном порядке). Начало ХХI в.
использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние
современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду.
Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных
особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву.
Правила безопасного пользования бытовыми приборами.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8 ч)
Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными
свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса,
стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с
замыслом. Синтетические материалы полимеры (пластик, поролон). Их происхождение,
свойства.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на
окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и
художественных технологий.
Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в
современной проектной деятельности. Основные условия дизайна единство пользы,
удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени.
Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами
(тамбур, петля вприкреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.
Конструирование и моделирование (5 ч)
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско - технологических
проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Техника ХХ начала ХХI в. Ее современное назначение (удовлетворение бытовых,
профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных
мест на земле и в космосе и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.)
Использование информационных технологий (8 ч)
Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных
сферах жизнедеятельности человека.
Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер,
колонки и др.).
Знакомство с текстовым редактором.
Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с простейшими информационными
объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать
(вывод на принтер). Программы Word, Power Point.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов
Всего часов
1.
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание
14
2
Технология ручной обработки материалов. Элементы
графической грамоты
8
3
Конструирование и моделирование
5
4
Использование информационных технологий
(практика работы на компьютере)
7
Итого
34
4.Календарно-тематическое планирование уроков технологии в 4 классе
Период
№ п/п
Тема урока
Кол.час.
Характеристика деятельности учащихся
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание -14 часов
1 -2 неделя
1,2
Рукотворный мир как результат труда человека
2
Под руководством учителя:
- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные
результаты;
- ставить цель, выявлять и формулировать проблему,
- проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; - выдвигать возможные способы их решения
С помощью учителя:
- проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и
декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать
конструкцию и технологию её изготовления;
- обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
Самостоятельно:
- принимать учебную задачу или ситуацию;
- выделять проблему;
- составлять план действий и применять его для решения практической задачи;
- осуществлять информационный поиск,
необходимую корректировку в ходе
практической реализации;
- выполнять самооценку результата
3-4 неделя
3,4
Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда
2
5-6 неделя
5,6
Природа в художественно-практической
деятельности человека
2
7 -10 неделя
7-10
Природа и техническая среда
4
11 -14 неделя
11-14
Дом и семья. Самообслуживание.
4
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты – 8 часов
15 неделя
15
Материалы, их свойства, происхождение и
использование человеком
1
С помощью учителя:
- проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел,
используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; - при необходимости корректировать
конструкцию и технологию её изготовления;
- обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
16 неделя
16
Инструменты и приспособления для обработки
материалов
1
С помощью учителя:
создавать мысленный образ объекта с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; - воплощать мысленный
образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы
безопасного и рационального труда;
- отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи,
поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа
объекта, определении своего места в общей деятельности;
обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
Самостоятельно:
выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств,
конструктивных особенностей используемых инструментов.
17 -18 неделя
17,18
Общее представление о технологическом процессе
2
19-20 неделя
19,20
Технологические операции ручной
обработки материалов (изготовления
изделий из бумаги, картона, ткани и др.)
2
21-22 неделя
21,22
Графические изображения в технике и
технологии
2
Конструирование и моделирование – 5 часов
23 неделя
23
Изделие и его конструкция
1
Самостоятельно:
- характеризовать основные требования к конструкции изделия;
- моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями (в пределах изученного);
- конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий;
- проектировать изделия;
- при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления;
- планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
- участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов;
- осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;
- обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или собственной творческой деятельности
24 неделя
24
Элементарные представления о конструкции.
1
25 -27 неделя
25-27
Конструирование и моделирование несложных объектов
3
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) – 7 часов
28 -30 неделя
28-30
Компьютерное письмо
3
Самостоятельно:
наблюдать образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных
объектов с помощью компьютера.
С помощью учителя:
исследовать (наблюдать, сравнивать,
сопоставлять) технологические свойства, способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставку текстов;
- наблюдать и использовать материальные и информационные объекты, инструменты информационных и материальных технологий, элементы информационных объектов ( линии, фигуры, текст, таблицы); их свойства: цвет, ширину и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзацев;
- проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды;
- искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции (изображения, тексты, звуки, видео);
- отбирать наиболее эффективные способы реализации замысла в зависимости от особенностей конкретной инструментальной среды;
- осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конкретного результата;
- обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.
31 -34 неделя
31-34
Создание презентаций
4
5.Материально-техническое обеспечение программы
1. инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель, крючок для вязания, спицы, пяльцы, дощечки для работы шилом и лепки, простой и цветные карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками, инструменты для работы с проволокой.
2. материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага(писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, канва), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа), текстильные материалы (сутаж, тесьма), пластилин или пластика, солёное тесто, фольга, проволока, природные материалы (плоские и объёмные), «бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки и т.д.), пуговицы, наборы «Конструктор»
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Для учителя:
Лутцева Е. А. Технология: 4 класс: органайзер для учителя: сценарии уроков. – М.: Вентана-Граф, 2013
Рабочие программы. Начальная школа. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI»/Авт-сост. Е. С. Галанжина. – М.: Планета, 2012
Технология: программа: 1-4 классы/ Е. А. Лутцева. – М.: Вентана-Граф, 2013
Для учащихся:
Лутцева Е. А. Технология: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013
Лутцева Е. А. Технология: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013
6.Лист внесения изменений и дополнений
№ п/п
Дата
Характер изменения
Реквизиты документа, которым закреплено изменение
Подпись сотрудника, внёсшего изменения
13PAGE 15
13PAGE 141115
15