Задания формата PISA на уроках русского языка и литературы .
Задания формата PISA на уроках русского языка и литературы .
Бородинский хлеб. Задание 1. Восстанови текст, расположив его части в правильном порядке. Впиши последовательное расположение букв в строку ответа. А. Жена не смогла перенести гибели мужа, оставила свет и ушла в монастырь. Там она создала рецепт бородинского хлеба. Это был поминальный чёрный хлеб в память о всех героях России, погибших в бою с армией Наполеона. Б. Мы испытываем глубокое уважение к хлебу: «Хлеб всему голова», «Там и рай, где хлеба край». Нас с детства приучают уважительно, бережно относиться к хлебу. В. Рецепт его приготовления придумала монахиня одного из подмосковных монастырей, Маргарита Тучкова, жена блестящего молодого генерала Тучкова. Он трагически погиб в бою с французами на Бородинском поле, на исходе лета 26 августа 1812 года. Его героическое поведение во время боя описал в романе «Война и мир» Лев Толстой. Г. Бородинский хлеб у нас любимый. Его аппетитная корочка посыпана кориандром, у него пряный запах и сладковатый вкус. Ответ:_______________________ Задание 2. Ниже даны варианты названий данного текста. Какой из них наиболее полно раскрывает основную мысль текста? Впиши букву в строку ответа. А. «Хлеб- всему голова». Б. Память о героях В. История создания бородинского хлеба. Г. Преданное сердце. Ответ ___________________ Задание 3. Перед вами три рецепта (состава) хлеба. Какой из них относится к способу приготовления бородинского хлеба? Впиши номер рецепта в строку ответов. 1 рецепт. Ржаная просеянная мука - 2,5 кг; вода- 1-1,5 литра; дрожжи - 30 г.; сахара - 20 г.; соль - 20 г. 2 рецепт. 510 г. муки пшеничной второго сорта; 90 г. муки ржаной обойной (обдирной); 32 г. солода ржаного; 0,6 г. дрожжей прессованных; 6 г. соли поваренной;38 г. сахар-песок; 25 г патоки;3 г. кориандра или тмина. 3 рецепт. Ячменная просеянная мука крупного помола - 1 кг.; вода - 3 стакана; дрожжи - 20 г.; сахара - 20 г.; соли - 10 г. 4 рецепт. Пшеничная мука - 2 кг.; дрожжи - 50 г.; соль - 1,5 чайной ложки; сахар - 1 чайная ложка; вода - 5 стаканов. Ответ__________________ Задание 4. Прочитай утверждения в таблице. Правдивы ли они? Если утверждение верное – поставь напротив букву А, если утверждение неверное – поставь напротив букву Б. Утверждение А (ДА), Б (НЕТ) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Задание 5. Перед вами портреты братьев Тучковых, участников Отечественной войны 1812 года. Который из них был мужем Маргариты Тучковой? Впиши его имя в строку ответов. Дайте своими словами обоснование своей точки зрения, при этом используя то, что сказано в одном из текстов или во всех трёх текстах. Н. А. Тучков (1-й), генерал-лейтенант [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] В Отечественной войне 1812 года принимали участие четверо братьев Тучковых. Все они были генералами. Николай Алексеевич Тучков участвовал в русско-шведских войнах 17881790 и 18081809 годов, а также Швейцарского похода и кампании 1807 года. В войну 1812 года в армии Барклая де Толли Тучков-первый командовал 3-м пехотным корпусом. Принимал участие в отступлении русской армии от Вильно до Бородина. Корпус Тучкова сражался с корпусом Понятовского у деревни Утица на Старой Смоленской дороге. Утицкий курган несколько раз переходил из рук в руки.Курган был отбит у французов в контратаке. Возглавивший контратаку генерал Тучков был смертельно ранен. За три часа до этого был убит его брат Александр Тучков 4-й. После трех недель мучений скончался в Ярославле и был погребен в Толгском монастыре. А. А. Тучков (4-й), генерал-майор [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Из четырех братьев Тучковых, участвовавших в Отечественной войне, Александр был младшим. Тучков 4-й в 22 года был произведен в полковники, не побывав ни в одном сражении. Впервые принял участие в боевых действиях в 1806 году под Голымином, проявив редкое мужество. После этого был назначен шефом Ревельского полка. В 1807 году воевал под начальством Багратиона. Участвовал в битве под Фридландом. В 1808 году Тучков воевал в Финляндии. Отличившись в боях, был произведен в 31 год в генерал-майоры. Войну 1812 года Тучков 4-й встретил командиром бригады, входившей в состав 3-го пехотного корпуса под командой Н. А. Тучкова 1-го. 15 июля в составе армии Барклая де Толли бригада встретилась с врагом в бою под Витебском. Последним боем Александра Тучкова стало Бородино. У деревни Семеновской сражалась армия Багратиона. Посланная ей на помощь дивизия П. П. Коновницына, в которую входила бригада А. А. Тучкова, с марша вступила в бой. Под огнем французских ядер и картечи, стремясь увлечь солдат, Тучков бросился вперед со знаменем в руках и был сражен картечью. Ответ . Имя_______________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 6. Изучив карту Бородинского сражения и материал текстов 2 и 3, соотнеси места сражений с именами братьев Тучковых. Впиши имя возле соответствующей буквы в строке ответа. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ответ : А________________________ Б__________________________ В__________________________ Г________________________
Рекомендации к оцениванию. Задание 1. Ответ : Б,Г,В,А – 1 балл. Другие варианты ответов-0 баллов. Задание 2. Ответ : В– 1 балл Другие варианты ответов-0 баллов. Задание .3 Ответ : Рецепт №2– 1 балл Другие варианты ответов-0 баллов. Задание .4 Ответ : 1-А, 2-Б,3-Б – 1 балл Другие варианты ответов-0 баллов. Задание 5. 3 балла 1 балл- если названо только имя - Александр - без аргументации. 2 балла –если в аргументах ученика использован материал текстов (молодой генерал Тучков, младше брата Николая на 16 лет, в 31 год- генерал-майор, погиб на Бородинском поле в возрасте 35 лет; или- Николай Тучков на поле Бородина был ранен, а не убит; умер в возрасте 51 года, т.е. назвать его «молодым» генералом нельзя - или синонимичные выражения) 3 балла- если к вышеназванным аргументам с опорой на текст ученик добавит имя князя Андрея Болконского, героя романа Л.Толстого «Война и мир». Другие варианты ответов -0 баллов. Задание . 2 балла Ответ : Б - Николай Тучков -– 1 балл В - Александр Тучков – 1 балл Другие варианты ответов-0 баллов Задание 1-2- доступ и извлечение - проверяют навыки, связанные с поиском, отбором и сбором информации. Задание 3-4 - интеграция и интерпретация- , т.е. проверяется способность использовать информацию текста (переработка прочитанного для понимания текста). Задание 5-6-- размышление и оценка - сопоставить данные предложенных текстов, уловить мысль автора, найти доводы в защиту своей точки зрения при подготовке ответа, исходя из личных представлений о мире.
Рисунок 1"Нажмите, для просмотра в полном размере..."Рисунок 2"Нажмите, для просмотра в полном размере..."Рисунок 3"Нажмите, для просмотра в полном размере..."15