Рейтинговая оценка образовательных достижений обучающихся по информатике
Рейтинговая оценка образовательных достижений обучающихся
по информатике
Мосолкова Людмила Васильевна, учитель информатики МБОУ г. Магадана «СОШ с УИМ № 15»
Задача каждого учителя – создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.
Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленной задаче, позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения предметом, помогает учителю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.
Главная цель рейтинговой системы оценивания – влияние на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения.
Задачи:
расширить компетентность школьников в области изучения дисциплины;
развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
создать условия, учитывающие индивидуальные способности, возможности учащихся, для успешной реализации общих, единых целей обучения;
повысить ответственность школьников за результаты своего обучения.
Рейтинговая система оценивания реализует на практике лекционно-семинарское, модульное, проблемное, дифференцированное обучение, игровые, проектные, информационно-коммуникативные технологии на этапе проверки и оценки достижений школьника при помощи индивидуального числового показателя – рейтинга.
В своей практике рейтинговую систему контроля знаний использовала при проведении элективного курса «Оптимизационное моделирование экономических задач в среде ЭТ Excel»
На первом же занятии элективного курса познакомила учащихся с рейтинговой системой, ее условиями, шкалой перевода рейтинговых баллов в традиционную систему оценивания.
Этапы введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений учащихся были следующие:
Разработка оценочной шкалы по теме (модулю) с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом.
Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся.
Изучение материала по теме, занесение результатов в рейтинговый лист учащегося.
Подведение итогов по теме и составление рейтинговой шкалы по группе.
Перевод суммы баллов в оценку и выставление в журнал.
При разработке оценочной шкалы использовала следующие виды рейтинга: текущий рейтинг, который включает оценку работы ученика на занятиях; дисциплинарный рейтинг – текущий, промежуточный, итоговый контроль; творческий рейтинг – это самостоятельная работа ученика вне занятия.
Рейтинговая оценочная шкала
Вид рейтинга
Вид учебной
деятельности
Баллы
текущий
рейтинг
Текущие ответы (знание теоретических вопросов).
0-2
Выполнение обязательных практических заданий.
0-2
Домашняя работа
0-2
дисциплинарный рейтинг
Тестирование, диктанты
0-5
Зачетная работа
0-10
творческий
рейтинг
Сообщение, реферат.
1-10
Решение задач повышенной сложности
0-10
Создание и защита проекта
(проект, презентация)
15-30
Критерий оценки (текущий рейтинг): 2 балла – учащийся самостоятельно выполняет задания, свободно владеет терминологией, умеет применить теорию на практике; 1 балл – учащийся не со всеми заданиями справляется самостоятельно, или выполняет частично; ориентируется в терминологии, но допускает неточности в толковании определений; 0 –учащийся не справляется с заданиями, не владеет терминологией.
Если ученик отсутствует на занятии, то за пропущенную работу получает "0" баллов. Если учащийся набирает не удовлетворяющее его количество баллов, он имеет право "добрать" недостающие баллы (закрыть пробелы в знаниях). Такие работы ученик может выполнить в специально отведенное время.
Рейтинговый балл переводится в оценку и выставляется в журнал. Учащиеся, имеющие 80-100% от общей суммы баллов, получают оценку "отлично", 65 - 79% - оценку "хорошо", а 50 - 64% - оценку "удовлетворительно".
Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов по элективному курсу, освобождаются от сдачи итогового зачета.
Результаты отражаются в «карте контроля достижений учащихся при изучении элективного курса».
Карта контроля достижений учащегося
при изучении элективного курса
«Оптимизационное моделирование
экономических задач в ЭТ Excel»
Название темы курса
Фамилия, имя
______________________________________________
Средства Excel
Этапы моделирования в электронных таблицах
Линейные модели
Динамические модели
Сетевые модели
Нелинейные модели
Зачетная работа
Создание и защита проекта
(проект, презентация)
Что оценивается
Теоретические знания
Выполнение обязательных практических заданий
Домашняя работа
Тестирование, диктанты
Индивидуальная работа (реферат, сообщение, задание повышенной сложности)
Зачетная работа
Создание и защита проекта
(проект, презентация)
Рейтинг по теме
Рейтинг по курсу
Оценка за курс
Рейтинговое оценивание знаний активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает их творческие способности, интерес к предмету. Активность учащихся на занятиях возрастает, ребята перестают испытывать страх перед опросом, выполнением заданий практического характера, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их способностей, возможностей и трудолюбия.
Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы оценивания учебных достижений как средства успешного развития компетентности школьников очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность учебной деятельности учащихся за счет целого ряда факторов.
Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме, а, следовательно, к предмету в целом.
Во-вторых, процесс обучения и контроля охватывает всех учащихся, их обучение при этом контролируется учителем и одноклассниками.
В-третьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает стрессовой ситуации.
В-четвертых, развиваются элементы творчества, навыки самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся.
В-пятых, наблюдается поворот мышления и поведения школьников в направлении более продуктивной и активной познавательной деятельности.
Рейтинговая система помогает старшеклассникам при выстраивании индивидуальной образовательной траектории, при планировании и достижении результатов обучения в соответствии со способностями, склонностями и интересами. Рейтинговая система оценивания знаний заставляет ученика заниматься предметом систематически, быть внимательным на занятии, заниматься самостоятельно, использовать дополнительную литературу, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, повышению учебной мотивации, развитию интереса к изучаемому предмету. Данная система развивает аналитическое и критическое мышление, коммуникативные способности, позволяет психологически перевести учащихся с роли пассивных "зрителей" в роль активных участников педагогического процесса. Рейтинговое оценивание способствует контролю целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также формированию самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетентностей.
13PAGE 15
13PAGE 14215