Конспект урока по логопедии Дифференциация предлогов и приставок (3-4 класс)
Тема: «Дифференциация предлогов и приставок» 4 класс.
Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в устной и письменной речи.
Задачи:
Образовательные.
Закреплять знания, умения, навыки о приставке и предлоге.
Совершенствовать умение выделять приставку из слова, а предлог из предложения.
Развивающие.
Пополнять и активизировать словарный запас через подбор прилагательных, овладение учебной терминологией по теме занятия.
Коррегировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений.
Совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.
Воспитательные.
Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.
Совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом.
Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.
Ход занятия:
Организационный момент.
Сообщение темы занятия
Ребята, от вас сегодня потребуется особая наблюдательность и внимательность. Предлоги и приставки по размеру обычно маленькие, а значение в речи имеют очень важное.Давайте представим, что мы сидим перед телевизором. У нас в руках необычный пульт. Пульт - это ключ к программам.Вместо цифр - на кнопках приставки. Вот мы нажимаем на приставку "В" Что происходит? (включаем), а сейчас на кнопку с приставкой "Пере" (Переключаем), а вот кнопка "Вы" (Выключаем). Мы увидели, что у маленьких приставок есть свой большой смысл. Они помогали нам совершать разные действия. Почему? (Потому что изменяли слово)Иногда маленькая приставка придаёт необыкновенный вес обычным глаголам. Вот представьте, Саша учил целый час стихотворение и ВЫучил. Слово сразу наполнилось успехом, победой. Алёша лепил из пластилина мышку и Вылепил.. А Коля говорит:"Я трудился, трудился и вытрудил самолётик" Можно так сказать? Нет, слово придумано, но мы всё равно можем определить его смысл -"закончил дело".Важную роль приставок в речи можно доказать даже с помощью сказок.Дед, баба, внука, Жучка и др. репку тянули, тянули и ... (запишите приставку в начале строки) Выделите её и добавьте к ней глагол из сказки и запишите два своих глагола с этой же приставкой.Дед и баба били-били золотое яичко,но безрезультатно. Зато это получилось у мышки. какая приставка ей помогла? Запишите её и с ней же придумайте 2 своих примера действий-глаголов. А сейчас давайте поиграем с маленькой мышкой.В 2-х сказках она всем очень помогла, может, и нам пригодится! Вот это маленькое юркое животное ПРИбежало к нам на урок. Давайте будем заменять приставки в слове "прибежала" и давать мышке направление (подбежала к окну, перебежала к шкафу, отбежала от стены, добежала до доски, выбежала из класса). Какие слова принимали участие в этой игре? (предлоги) Назовите их по памяти.С какими частями речи они употреблялись?(сущ,) А кто запомнил использованные приставки? Мышка совершила много разных действий благодаря разным приставкам.(давайте мышке их подарим) Какой частью речи мы обозначали эти действия? (глаголом) . Наши наблюдения приводят нас к выводу, что глаголы могут дружить только с приставками и совершенно безучастны к предлогам. Кто догадается, почему? (Предлог предлагает слову встать в форму какого-либо падежа, а глаголы по падежам не изм-ся) Итак, у глаголов не бывает предлогов, а с приставками они всегда пишутся слитно. На доске: надписать над рисунком, подписать под рисунком.
(У учащихся на партах - карточки с записанными на них словами)
Учитель: Прочитайте и назовите предлоги.
Учащиеся: через лес – предлог через, с братом – предлог с, у школы – предлог у, перед окном – предлог перед, из коробки – из, в машине – в, за братом – за, поливает – в этом слове нет предлога.
Учитель: Нет предлога?! Что тогда в нем есть?
Учащиеся: приставка
Учитель: Назовите приставку.
Учащиеся: по.
2. Сообщение темы занятия.
Учитель: Сделайте вывод, какая тема сегодняшнего занятия?
Учащиеся: приставки и предлоги.
Учитель: Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться отличать предлог от приставки, тренировать внимание и память,
Учитель: Для чего нужно уметь различать предлоги и приставки?
Учащиеся: чтобы правильно и без ошибок писать.
3. Повторение ранее полученных знаний.
Учитель: Что такое предлог?
Учащиеся: это слово.
Учитель: Для чего нужен предлог?
Учащиеся: для связи слов в предложении.
Учитель: Как пишется предлог с другими словами?
Учащиеся: раздельно.
Учитель: Что такое приставка?
Учащиеся: приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Учитель: Как пишется приставка со словами?
Учащиеся: слитно
4. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки.
1. Работа со словом.
Учитель: Прочитайте слова.
Определите, где слова с приставками, а где с предлогами?
(за)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом
Учитель: Как это можно сделать?
Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя.
Учитель: Проверим: (за)горой, попробуем вставить слово-признак (за большой горой).
Сделайте вывод, что такое за – приставка или предлог?
Учащиеся: за – это предлог, потому что можно вставить слово: за большой горой, пишется отдельно.
Учитель: Следующее слово: (за)бежать, попробуем вставить слово.
Учащиеся: ничего не получается, значит за – приставка, пишется слитно.
(далее аналогично со всеми словами).
Учитель: Назовите из этого упражнения слова с приставками.
Учащиеся: забежать, свернула, нарезать, влетел.
Учитель: Назовите слова с предлогами.
Учащиеся: за горой, с крыши, на конверте, в дом.
Учитель: Первый ряд будет запоминать и записывать слова с приставками, а второй с предлогами. Даю вам время на запоминание, по моей команде в тетради записываем. Не забудьте выделить приставки и подчеркнуть предлоги. Время пошло
Повредил, во вред, посолил, с солью, отнес, от носа, отвинтил, от винта, под рисовал, под рисунком, улетел, у летчика, срезать, с резьбой
Повторим еще раз, как отличить приставки и предлоги?
Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя
2. . Работа со словосочетанием.
Учитель: Раскройте скобки, запишите правильно слова с приставками и предлогами.
(с)катился (с)горы
(по)бежали (по)дорожкам
(про)читал (про)машины
Учитель: Проверим, как вы выполнили это задание.
Назовите слова с приставками.
Учащиеся: скатился, побежали, прочитали.
Учитель: Как записали приставки?
Учащиеся: слитно.
Учитель: Назовите слова с предлогами.
Учащиеся: с горы, по дорожкам, про машины.
Учитель: Как записали предлоги со словами?
Учащиеся: отдельно.
Учитель: Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения?
Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.
Физкультминутка.
Учитель делит всех детей на две команды. Дети одной команды слева от учителя, другой – справа. Далее учитель объясняет задание: та команда, которая находится слева от учителя, делает хлопок над головой, когда слышит слово с приставкой , а другая команда, когда слышит слово с предлогом.
Учитель называет слова:
Беззаботный, из дома, без дела, издавал, из окна, исписать, бесшумный, из письма, беспокойный, из тетради.
3. Работа с предложением (текстом).
Учитель: Прочитайте предложения.
(С)восходом солнца (в)скворечниках (про)сыпались и (за)ливались разными голосами скворцы.
(В)зале стоит душистая ёлка.
(На)ветках висят разноцветные игрушки.
Они (на)свистывали голосами разных птиц, которых они (на)слушались (за)зиму (за)морем
(К)пушистой красавице (при)бежали дети.
Сколько рассказов можно составить из этих предложений?
Учащиеся: 2.
Учитель: О чем будет первый рассказ?
Учащиеся: о скворцах.
Учитель: Прочитайте предложения, которые относятся к этому рассказу. Учащиеся: (С)восходом солнца (в)скворечниках (про)сыпались и (за)ливались разными голосами скворцы. Они (на)свистывали голосами разных птиц, которых они (на)слушались (за)зиму (за)морем
Учитель: Как можно озаглавить рассказ?
Учащиеся: Скворцы.
Учитель: О чем второй рассказ?
Учащиеся: о елке.
Учитель: Прочитайте его.
Учащиеся: (В)зале стоит душистая ёлка. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети..
Учитель: Как назовем этот рассказ?
Учащиеся: Ёлка.
Учитель: Запишите, раскрывая скобки первый рассказ и второй рассказ. Выделите приставки и подчеркните предлоги.
(взаимная проверка).
5. Подбор предлогов и приставок.
Учитель: Спишите, вставляя по смыслу приставки и предлоги.
брёл я сарай и снул глубоко копной сена.
Все ребята бежали льду коньках.
Широкая дверь перлась, скрипела удара стену.
5. Подведение итогов.
Учитель: Чему учились на занятии?
Еще раз вспомним что такое приставка и предлог.
Молодцы! Вы успешно справились с заданиями
Ребята, от вас сегодня потребуется особая наблюдательность и внимательность. Предлоги и приставки по размеру обычно маленькие, а значение в речи имеют очень важное.Давайте представим, что мы сидим перед телевизором. У нас в руках необычный пульт. Пульт - это ключ к программам.Вместо цифр - на кнопках приставки. Вот мы нажимаем на приставку "В" Что происходит? (включаем), а сейчас на кнопку с приставкой "Пере" (Переключаем), а вот кнопка "Вы" (Выключаем). Мы увидели, что у маленьких приставок есть свой большой смысл. Они помогали нам совершать разные действия. Почему? (Потому что изменяли слово)Иногда маленькая приставка придаёт необыкновенный вес обычным глаголам. Вот представьте, Саша учил целый час стихотворение и ВЫучил. Слово сразу наполнилось успехом, победой. Алёша лепил из пластилина мышку и Вылепил.. А Коля говорит:"Я трудился, трудился и вытрудил самолётик" Можно так сказать? Нет, слово придумано, но мы всё равно можем определить его смысл -"закончил дело".Важную роль приставок в речи можно доказать даже с помощью сказок.Дед, баба, внука, Жучка и др. репку тянули, тянули и ... (запишите приставку в начале строки) Выделите её и добавьте к ней глагол из сказки и запишите два своих глагола с этой же приставкой.Дед и баба били-били золотое яичко,но безрезультатно. Зато это получилось у мышки. какая приставка ей помогла? Запишите её и с ней же придумайте 2 своих примера действий-глаголов. А сейчас давайте поиграем с маленькой мышкой.В 2-х сказках она всем очень помогла, может, и нам пригодится! Вот это маленькое юркое животное ПРИбежало к нам на урок. Давайте будем заменять приставки в слове "прибежала" и давать мышке направление (подбежала к окну, перебежала к шкафу, отбежала от стены, добежала до доски, выбежала из класса). Какие слова принимали участие в этой игре? (предлоги) Назовите их по памяти.С какими частями речи они употреблялись?(сущ,) А кто запомнил использованные приставки? Мышка совершила много разных действий благодаря разным приставкам.(давайте мышке их подарим) Какой частью речи мы обозначали эти действия? (глаголом) . Наши наблюдения приводят нас к выводу, что глаголы могут дружить только с приставками и совершенно безучастны к предлогам. Кто догадается, почему? (Предлог предлагает слову встать в форму какого-либо падежа, а глаголы по падежам не изм-ся) Итак, у глаголов не бывает предлогов, а с приставками они всегда пишутся слитно. На доске: надписать над рисунком, подписать под рисунком.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15