Конспект урока. Согласная буква М. Москва-столица России. (1 класс)


Предмет: Обучение грамоте
Класс: 1 класс
Тема урока: Согласная буква М.Москва - столица России.
Тип урока: Открытие нового знания
Цель:
1.Формировать предметные умения: узнавать букву М, м, читать слоги и слова этой буквы, совершенствовать навыки правильного и беглого чтения.
2. Формировать УУД:
-определять цель и функцию участников и распределять функции участников совместно с учителем при работе в паре. (Коммуникативные УУД)
-понимать смысл прочитанного текста о родной стране. (Познавательные УУД)
- делать оценку своей выполненной работе. (Регулятивные УУД)
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)(Коммуникативные УУД)
- Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение?
- Посмотрите, что я вам сегодня приготовила. Что вы видите на доске?
(на доске прикреплены все изученные буквы)
-Скажите, что мы научились делать с этими буквами? (читать, писать, складывать слоги, слова , предложения)
-Чем они отличаются? (гласные и согласные)
-У вас на столе приготовлены буквы, давайте распределим их на эти группы, работаем в парах. А Ильназ пойдет работать к доске. (Дети классифицируют буквы)
- Проверим, что у вас получилось. (Сравниваем работу ребят)
II. Актуализация знаний(3 мин.)
-Ребята, прочитайте с доски слова: сад, цветок, пальма, розовый, астра, велосипед.-А, какие же слова лишние, ребята догадайтесь? (розовый-это не предмет, велосипед- это не растение.-Определим, какие из этих слов относятся к двусложным, а какие к трехсложным.
-Откроем «Азбуку», прочитаем на с. 83 текст «Повар»
- К слову «повар» придумаем однокоренное слово.
-Давайте посмотрим, какие слова у вас получились.(Слушаем ответы)
III. Создание проблемной ситуации (8 мин.) (Коммуникативные УУД)
- Ребята, как «разговаривает» котенок? (Мяу)
- Какой звук первым слышится?
- А, как мычит корова? (Му-у-у)
-Что мы слышим, какой звук первый?
(Подвожу к тому, чтобы дети догадались о теме и целях урока)
-В «Азбуке» на с 85 рассмотрите рисунки в красной рамке.
- В словах «дом» и «семь» выделите новые звуки.
- Эти слова соотнесите со схемами.
-Скажите гласные или согласные эти звуки. Дайте им характеристику.(согласные, звонкие, твердые и мягкие)
- Из слов «Мила» и «мыла» выделите звуки [м],[м,]
Объясняю артикуляцию (положение губ, языка, голоса) при произношении этих звуков)- Какой можно сделать вывод?(Звук [м],[м,] согласный, звонкий, твердый и мягкий).
- Отгадайте загадки. В паре составьте схемы и проведите слого-звуковой анализ этих слов.
1. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую лизал,
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь лесной- (медведь)
2.В подполье, в каморке,
Живет она в норке,
Серая малышка,
Кто же это? (мышка)
- А на что же похожа буква М?
Взявшись за руки, мы встали,
И на М похожи стали.
В. Степанов
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М!
Г. Ванюхина
IV. Открытие нового знания (9мин.)(Познавательные УУД)
-Рассмотрите в учебнике на с. 84 иллюстрацию . Что на ней изображено? (Собор Василия Блаженного и Московский кремль)
- Как называется кирпичная стена, изображенная на иллюстрации? (Кремлевская стена)
- Что вы видите в центре Кремля?
- Как называется собор, который изображен на площади перед Кремлем. (Собор Василия Блаженного)
-А знакомо ли вам здание, которое находится справа вверху? Это Исторический музей.
(Идет беседа по презентации о Москве, рассказываю о Красной площади, о Соборе Василия Блаженного, об Историческом музее.)
- Прочитайте над картинкой стихотворение А.С. Пушкина. Читаем выделяя ударение.
-Прочитаем текст под иллюстрацией все вместе. Какая она Москва? Как вы ее представляете? Какой она становится из года в год?
- Ребята, а кто из вас был в Москве? Когда вы вырастите обязательно посетите этот город.
- Скажите, а чем является этот город для нашей родины? Правильно столицей нашего государства.
- Составьте схему к слову Москва и проведите слого-звуковой анализ этого слова.(Проверяем ответы)
-Прочитаем пословицы. Что они обозначают?
V. Физкультминутка (1 мин)
VI. Развитие речевого аппарата.(2 мин)
1. Дыхательная гимнастика
Упражнение «Воздушный шарик»
2.Артикуляционная разминка
Упражнение «Сластена»
3.Работа над дикцией
Скороговорка Мед в лесу медведь нашел.
Мало меду, много пчел.
VII. Применение нового знания (7 мин.) (Регулятивные УУД)
-На с.86 читаем текст по цепочке, затем хором.
-Как называют кран, из которого льется вода? (Водопроводный кран) - Для чего мы пользуемся краном? Что нужно делать, после мытья рук? (Выключить воду, чтобы не было напрасной потери воды.Воду нужно беречь)
-Как часто мы моем руки в течении дня? А как нужно мыть руки? ( Беседа о личной гигиене, о чистоте вокруг нас)
- В каких словах слышится звук который мы сегодня изучили?
- Найдем в тексте все двусложные слова.(Клава, встала, рано, она, утром, полке, мыло, руки, с мылом, смотрел)
-В каких словах слогов больше, чем три?(Туалетное, умываться)
- Прочитаем весь текст еще раз. Кто желает?
VIII.Рефлексия (3 мин) (Регулятивные УУД)
- Что было интересным для вас на уроке?
-Что вызвало затруднение?
-Что нового вы узнали?
-Поднимите карточки вашего настроения на уроке? (Если все понятно-улыбку, если затрудняюсь ответить-без улыбки, если не понятно грустную)
-Что сложного для вас было на уроке?