Гражданско-патриотическое воспитание неслышащих школьников на индивидуальных занятиях по развитию слуха и речи 
 Марченко Елена Николаевна,
учитель индивидуальной слуховой работы
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
Гражданско-патриотическое воспитание неслышащих школьников на индивидуальных занятиях по развитию слуха и речи
                                                                    Детство – каждодневное открытие мира, 
                                                                    поэтому надо сделать так, чтобы  оно                                  стало, прежде всего, познанием 
                                                                               человека и Отечества, их красоты и величия.
В.А. Сухомлинский
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.
 Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная необыкновенная страна, потому что она  - наша Родина.
Гражданско-патриотическое воспитание  неслышащих школьников всегда являлось одной из важнейших задач школы. Школьные годы являются благодатной почвой для развития священного чувства любви к Родине, именного в этом возрасте должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Роль школы в этом процессе невозможно переоценить. Поэтому данная тема является актуальной и для нашей школы.
В нашей школе работают программы «Дом», «Семья», «Школа», «Отечество». Одной из объединяющей целью  этих программ является  - формирование гражданско-патриотического сознания неслышащих  школьников в процессе учебно-воспитательной работы, в том числе и на индивидуальных занятиях по развитию слуха и речи.
В программное содержание индивидуальных занятий по РРС и ФПСР включены такие темы, как «Мой дом», «Моя семья», «Школа», «Россия – родина моя», «Моя малая родина», «Государственные праздники» Основные задачи, которые решаются в процессе работы над этими темами:
 формирование у детей осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей России;
создание  условий для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через речевую деятельность.
формирование у ребят готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
формирование гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания
Формирование этих умений лучше всего происходит, когда все участники образовательного процесса вовлечены в совместную деятельность, в результате которой формируются универсальные умения и навыки функционально-грамотной личности:
работать с проблемами;
анализировать данные, ситуацию;
самоопределяться, осуществлять выбор;
формулировать замысел своего действия;
фантазировать, мечтать;
планировать работу;
работать в группе;
оценивать свою работу.
 Педагоги часто задаются такими вопросами:
Как научить ребенка беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой город, свою Родину?
Как воспитать в детях учение быть человеком не на словах, а на деле?
Как научить детей проявлять уважение к труду предков, сохранивших для них и этот мир, и эту страну?
Как научить быть социально-активным в решении проблем?
Работу по решению этих вопросов необходимо начинать с того самого времени, когда ребенок начинает понимать,  где его мама, где его папа. Затем, как зовут его маму и папу, кто его родители, чем они занимаются и т.д. 
В новом информационном обществе учитель не может быть основным и единственным источником информации об окружающем мире, поэтому объяснительно – иллюстративный метод обучения и воспитания уступает место новым методам, главным из таких является метод проектов.
В современной педагогике проектирование рассматривается в двух аспектах: как мыслительная деятельность и как деятельность по реализации проекта. Первый включает целеполагание, планирование, моделирование и прогнозирование, второй – организация деятельности, диагностика, анализ результатов.
             Важным приемом подачи информации детям, является познавательный рассказ, сопровождаемый  наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами. Обращение к детям с вопросами в процессе рассказа активизирует их внимание, побуждает к логическому мышлению. На индивидуальных занятиях широко используется метод проектов. Например,  в первом  классе проект «Моя семья».  Каждый ребенок работает по составленному плану действий. Определяет, что он знает о своих родителях,  что хочет узнать и как он это сделает. Вопросы, на которые дети должны ответить в ходе выполнения проекта:
Как зовут родителей?
Где они  живут?
Чем занимаются?  (Какую пользу приносят обществу?) и др.
На занятиях по развитию слуха и речи при изучении темы «Моя родина – Россия» у неслышащих детей расширяются представления об окружающем мире, они знакомятся с такими понятиями как  «Отечество», «Отчизна», «Государство», «Малая родина» и др., получают информацию о символике государства, узнают историю  герба, гимна, флага. В процессе работы над словарем  в детях воспитывается  чувство любви к Родине: ее природе, людям; развивается  диалогическая  речь. Результатом такой работы являются   речевые конференции. Например: Речевая конференция «Россия – Родина моя» для обучающихся 4-9 классов. Подготовка к проведению конференции начинается с разработки проекта. 
Проект проведения речевой конференции «Россия – Родина моя»
Предмет: литература, гуманитарные науки.
Участники: учителя индивидуальной слуховой работы, учащиеся 5 -11 классов.
Учебная цель: научить  осмысленно воспринимать поэтические  тексты,  выразительно и ясно доносить их до слушателя. 
Задачи: 
- развивать эмоционально-эстетическую сферу, ритмико-интонационную  сторону речи     неслышащих детей;
- способствовать развитию ключевых компетентностей личности: учебной, исследовательской, коммуникативной, организаторской;
- воспитывать чувство гражданской ответственности, патриотизма, любви к Родине;
- развивать чувство уверенности и успешности; повысить самооценку ребенка. 
Планируемые мероприятия:  участники проекта посетят школьную библиотеку, подберут стихотворения  на заданную тему, прочитают  литературу по символике России, подготовят выступление - презентацию наиболее понравившегося  стихотворения,  выступят на речевой конференции,  
Материалы: стихотворения русских поэтов,  флаг РФ, звукозапись Гимна РФ, герб РФ, альбомные листы, камера, презентация «Россия - Родина моя!», сценарий речевой конференции, грамоты для награждения победителей, призы.
Время работы: февраль-март.
Этапы работы над проектом:
1этап
 Выбор группы участников конференции, постановка цели, задач.
2 этап
Работа в библиотеке: подбор стихов о России, малой родине.
Работа в Интернете: подбор материала к презентации.
Индивидуальная работа в слуховых кабинетах по отработке речевого материала.
3 этап
Оформление выступлений  на речевой конференции: костюмы, презентации, иллюстрации с символикой  России, рисунки детей.
4 этап
Выступление на конференции. Презентация.
5 этап   
Участие в викторине «А знаешь ли ты?»
Подведение итогов. Оценка деятельности участников.
Ожидаемые результаты: участники проекта научатся осмысленно понимать поэтические произведения, выразительно и эмоционально читать стихотворные тексты; у детей  появится чувство уверенности и успешности,  повысится самооценка, разовьются  ключевые компетентности личности: учебная, исследовательская, коммуникативная, организаторская
Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе проектно-исследовательской деятельности является формирование и развитие у ребят социальной активности, которая проявляется в гражданских социальных акциях школы, в традиционных мероприятиях и творческих конкурсах. У школьников отмечаются чувства солидарности, дружбы, верности своему народу и уважение к традициям России. 
Литература 
Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе/ О.В. Брыкова, Т.В. Громова – М.: Чистые пруды, 2006 – 32с.- Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 5(11).
Лобова Т.В. Дидактические основы проектирования учебного процесса: Учебное пособие/ Т.В. Лобова, А.Н. Ткачев; М-во образования и науки РФ, Юж. - Рос. гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2005
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: АРКТИ, 2003.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя. Вентана-Граф, 2004
жђЗаголовок 115