Информация для учителей по использованию интерактивной доски


В настоящее время в начальной школе большое внимание уделяется развивающим методикам в образовательном процессе. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивностью формирования у него общеучебных умений и навыков. Без достаточно высокого уровня сформированности этих навыков невозможно дальнейшее качественное образование. Но в образовании со всей очевидностью проявляется противоречие между творчеством в обучении и технологичностью. С одной стороны, требования современной ситуации таковы, что простого преобладания некоторой суммой знаний недостаточно, необходима постоянная готовность к изменению, готовность к творчеству. Воспитание творческости должно стоять во главе современного образования. С другой стороны, образование – это всегда определённая технология. Но в жизни становится всё меньше и меньше сфер деятельности, где превалирует репродуктивное начало. Готовя детей к будущему, мы должны готовить их к творческой деятельности. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход. Творчество – это привнесение в решение повседневной задачи чего-то нового. Изменения в образовательных технологиях связаны с целями и задачами современного начального образования и формированием у младших школьников универсальных учебных действий, определенных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Одним из условий развития младших школьников, является деятельностный подход к формированию универсальных учебных действий. Актуальность данной проблемы с одной стороны обусловлена необходимостью формирования УУД, с другой – поиском адекватных средств реализации основных требований стандартов второго поколения в сочетании со здоровьесбережением учащихся. Решение этих задач может быть возможным лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию. Деятельность учителя определяется при этом как сотрудничество с учениками, создание благоприятной для школьника обучающей, развивающей и воспитывающей среды. Перед учителем встаёт задача - найти эффективные средства для становления творческой личности. Использование ИД позволяет разработать авторскую систему заданий и упражнений, направленгых на: • создание инновационной модели учебного процесса через внедрение современных технологий с целью управления качеством образования • выявление и создание оптимальных условий для формирования УУД в процессе использования смарт-технологий • разработку эффективных методов и приёмов, а также форм работы, способствующих развитию креативного мышления у младших школьников • освоение разных способов учебно-познавательной деятельности с разными источниками информации • оптимизацию учебного процесса, расширение информационной среды • создание условий для здоровьесбережения учащихся на уроках в процессе использования интерактивной технологии. Моделирование урока на основе использования смарт-технологий позволяет проектировать уроки креативного и когнитивного типов. Однако для внедрения и распространения данного опыта необходим достаточный уровень владения информационными технологиями, психолого-педагогической компетенцией педагога начального образования. Применение ИД позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока. Мотивационный. Младшим школьникам часто приходится выполнять задания типа: «разгадай ребус», переставь буквы (слова), гораздо удобнее это делать действительно «переставляя» - реально двигая объекты. Тогда даже самый слабый или рассеянный ученик оказывается вовлечённым в этот процесс. Проверка домашнего задания. Проходит быстро и эффективно, если заранее вынести на доску необходимый материал. Он воспринимается учащимися не только на слух, что, как известно, для младших школьников неэффективно, но и зрительно. Ознакомление. Включение учащихся в непосредственную работу с предлагаемым материалом: установление соответствия, надписывание, перемещение информационных объектов, моделирование и создание объектов и другие действия позволяет намного быстрее и легче усвоить любую тему учебного предмета, т.к. легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности. Ведь то, что неверно или неполно воспринято, столь же неполноценно будет осмыслено, а значит, и запомнено. Закрепление изученного. Значительно упрощается работа с чертежами, таблицами, графиками, алгоритмами. Воспроизвести их на меловой доске достаточно сложно и занимает много времени, а на экране через проектор невозможно сделать необходимые отметки. ИД упрощает этот трудоёмкий процесс (с помощью сканера или фотокамеры картинка переводится на слайд) и, если ребёнок что-то не успел отметить в своей тетради, у него есть возможность посмотреть, т.к. это никуда не делось, а осталось перед глазами. При этом выделено цветом, т.е. акцентирует на себе внимание. Процесс создания интерактивного сопровождения урока увлекает меня, мне нравится работать с доской, атмосфера урока становится более непринуждённой, а общение с учениками свободным и лёгким. Однако использованием ИД нельзя увлекаться, чтобы не перегрузить урок визуальными эффектами и не отвлечь детей от непосредственно учебного материала, а также соблюсти гигиенические требования к охране зрения учащихся. Работа с доской на уроке должна занимать не более 15 минут.