Опыт использования интерактивной доски на уроках математики 
Использование  интерактивной  доски на  уроках математики как средства повышения мотивации и качества знаний по предмету
    Как известно, учебная мотивация является одним из основных условий эффективного усвоения материала.  В  свою  очередь  низкая  учебная  мотивация – причина  пассивной  учебной  работы  обучающихся.  Именно  поэтому  учителю  приходиться  решать  проблему  привлечения  внимания  учащихся  и  развития  их познавательных интересов с целью повышения мотивации и, как  следствие, качества  знаний.
       Диагностика  по  выявлению  сформированности  познавательной  мотивации  учения школьников (методика диагностики  мотивации  учения  и  эмоционального  отношения к  учению в средних и старших классах,  модифицированный  опросник  А. Д. Андреевой), проведенная  в  государственном  учреждении  образования  «Средняя  школа  №  2  г.  Горки»  показала, что по  отношению  к  математике  преобладают  ситуативный  интерес  (35%)  и  учение  по  необходимости  (32%). Уровень  интереса  к  математике  находится  на  границе  между  низким (13%) и  достаточным  (15%), а уровень устойчивого  познавательного  интереса  -  на  низком  (5%) (Приложение 1). Поэтому проблема повышения мотивации  учащихся  к  изучению  математики  является  актуальной.  Размышляя  над  этой  проблемой в  условии  информатизации, я, как  и  мои  коллеги,  пришел  к  выводу, что  ее  можно    решить,  используя  на  уроках  математики  интерактивную  доску  и  программное  обеспечение,  совместимое  с  ней.
Вначале  я  изучал  литературу  по  использованию  интерактивной  доски  в  образовательном  процессе,  технические  особенности  и  возможности  интерактивных досок  различных  типов (Smart  Board, Triumph  Board, Panasonic  и  др.),  методика  работы  с  ними, нормативные  правовые  документы,  используя  возможности Интернета.  
 С  появлением  в  учреждении  образования   интерактивных  досок  Triumph  Board,  ИК-78 (сенсорная), программного  обеспечения  RMeasiteach  и  программного  обеспечения  к  доске  Smart  Board    создавал  и  апробировал  интерактивные  задания  для  учащихся  на  различных  этапах  урока, анализировал  их  эффективность  и  результативность, анализировал    влияние  интерактивной  доски  на  повышение  мотивации  и  качества  знаний   учащихся   по  предмету.   
Интерактивная  доска  представляет  собой  сенсорный  экран,  присоединенный  к  компьютеру, изображение  с  которого  передает на  доску проектор. Интерактивная  доска   предоставляет  уникальные  возможности  для  работы  и  творчества  и  легка  в управлении, так  как  достаточно только  прикоснуться  к  поверхности  доски,  чтобы  начать работу  на  компьютере.
Работая  с  интерактивной  доской, я  выделил  ряд  функций  и  возможностей,  которые  могут  сделать   процесс  изучения    математики   более  эффективным, повысить  мотивацию  учащихся   и  качество знаний по предмету.  К  ним  относятся:  анимация,  перемещение  математических объектов,  выделение    и   изменение  наиболее  значимых   из них;  работа  с  видеоматериалами;  импортирование  во  время  учебного  занятия  в  структуру  файлов   страниц  текста,  геометрических   рисунков,    презентаций по темам предмета;  одновременная  работа  с  текстом,  графиками,  математическими рисунками;  выход  в  интернет в  процессе  работы  с  интерактивной  доской.
      Программное  обеспечение RMeasiteach для  интерактивной  доски  позволяет  четко  структурировать занятия,  сохранять разработки  уроков, дополнять их, находить эффективный  способ подачи  материала.  Большой  экран и наглядность позволяют разрешить  проблему  раздаточного материала.  Очень удобно размещать  задания на страницах  доски  при проведении контрольных, самостоятельных работ, входных и выходных тестов, устных упражнений,  решать   геометрические задачи по готовым чертежам.
      Оценивая эффективность  проведенных уроков, следует отметить, что использование  интерактивной доски   обеспечивает целостность и последовательность усвоения учебного материала, предоставляет  учащимся  возможность для проявления  самостоятельности, как в выборе заданий, так и способах их выполнения, содействует повышению мотивации, созданию оптимальных условий для самоконтроля. Возможности анимации, перемещения объектов,   выделения и изменения,  наиболее  значимых при помощи  цвета и шрифта  позволяет задействовать  визуальные, аудиальные, а также кинестетические каналы усвоения информации, что особенно актуально для учащихся средних классов, для которых кинетический способ восприятия информации является доминирующим. Ученики с рассеянным вниманием лучше воспринимают информацию, размещенную на большом экране, т.к. это активизирует их воображение, и усвоение материала не вызывает затруднений.  Организация групповой работы  повышает  мотивацию  и  активизирует  познавательную деятельность  таких учащихся.
      Наряду  со многими преимуществами интерактивной доски, подготовка  урока с ее  использованием – процесс трудоемкий  и требует много  времени.  Кроме  того, следует помнить, что  ее  применение  должно быть дозированным. Согласно нормативным документам, общее  время работы не должно превышать  15 – 20 минут. 
       В интерактивном режиме  я   готовлю   конспекты к уроку – вывожу   заранее подготовленные тексты,  графики,  таблицы,   иллюстрации. При составлении конспектов активно использую  функции  (тащи  и  бросай).  С  помощью  этой  технологии  можно  решать следующие  задачи: 
устанавливать  соответствие  между  объектами; 
маркировать  какие-то  объекты,  выделять  их;  
группировать  объекты, сортировать  их;  
перемещать  объекты  из  одного положения на экране в другое. 
         При  работе  с  интерактивной  доской    я    выделил    следующие  формы работы  с  ней,  что,  по  моему мнению,  также способствует повышению  познавательной  мотивации  обучающихся   и  качества знаний:
1. Упражнения  на  исправление  ошибок   в    формулировке определений математических понятий,    аксиом  и  теорем.  Можно  предложить учащимся  при  определении уровня  понимания изучаемого материала  задания    на  определение «лишнего» в группе  уравнений, формул,  геометрических рисунков  (Приложение  2).
2. Корректировка текста. Задания данного типа позволяют вставить пропущенные слова в текст или  буквы  в  математическую  формулу   при  проведении   математических  диктантов, устных  упражнений.  Исправить ошибку   может любой из учеников класса   с  помощью  инструментов «перо», «шторка», «непрозрачный геометрический объект» (Приложение 3).   
3. Работа с изображениями    позволяет открывать  поэтапно структурные компоненты рисунка. При  обобщении  и  первичной  проверке  знаний  мы  используем  прием  подстановки  правильных  ответов  либо   выполнения надписей к рисунку с помощью пера   по  темам  « Угол»,  «Прямоугольник.  Квадрат», «Площадь  прямоугольника. Единицы  площади»  (Приложение  4). 
4. Работа с кроссвордами  позволяет в игровой форме проверить знание основных понятий темы. Заполнение кроссворда осуществляет  один  обучающийся   с помощью  электронного пера в режиме «маркер».  Ответы  и  ключевое  слово  при  этом  могут  быть  закрыты шторкой  (Приложение  5).  
5. Интерактивная доска может выступать одновременно  в роли  экрана для демонстрации презентаций, слайд-шоу и электронных дисков  и  традиционной доски, по принципу «пишем-стираем», что  позволяет  обратить   внимание  учащихся  на   трудные вопросы при изучении темы.
     В  своей  работе  я  использую    доски:  Triumph  Board,  ИК-78 и  программное  обеспечение  RMeasiteach,  которое  удачно  накладывается  на  эти  доски.
Опишу  некоторые  приемы  использования  интерактивной  доски  на  различных  этапах  урока  математики.
Организационно – мотивационный  этап  урока.
Для  актуализации  субъектного  опыта  учащихся я готовлю  слайды  с  устными  упражнениями. Задания       набираю  либо  на  компьютере,  либо  импортирую  их  из  других  источников  информации,  например,  учебников  математики  в  электронном  варианте  (Приложение 6).   Ответы  к  ним  закрываю  инструментом  «Специальные  эффекты» или  виджетом  «Рентгеновское  изображение»  (Приложение 6).  Ученик, отвечающий  на  задание,  всегда  может  проверить  свой  ответ, прикоснувшись  рукой  или  стилусом  к  доске.  Такой  прием  работы  у  доски   позволяет  повысить познавательный  интерес  к  изучаемому  предмету. По  аналогии  в  5  и  7  классах   работаю  с  кроссвордами.
      Повышению  мотивации  учащихся способствует  также и совместное  использование  метода  активной  оценки   и  интерактивной  доски.  Если  на  изучение  определенной  темы  отводится  1  час,  то  на  слайд  выношу  задачи, которые,  на  мой  взгляд,  должны  сформулировать  для  себя  учащиеся.    Например,  к  уроку  математики  в  5  классе  по  теме  «Ломаная»  на  слайде  программного  обеспечения  изображена  скрытая  запись  (Приложение  7).
     Привлекая  учащихся  к  постановке  задач  урока,  проверяем  задачи  каждого  ученика  на  урок  с  задачами  предложенными  учителем.  Такой  прием  настраивает  учащихся  на  работу  по  данной  теме  и  мотивирует  их.  После  изучения  темы  учащиеся  смогут  найти  длину  пути  из  дома  в  школу (проблема    урока).  На  слайде  красочно  показан    некоторый  путь  из  дома  до  школы  с  движущимся  по   нему  «учеником».
Операционально – познавательный  этап  урока  
      Использование  интерактивной  доски  позволяет улучшить восприятие учебного материала учащимися, повышает их положительное эмоциональное отношение к предмету, благодаря возможности ярко и интересно преподнести  этот материал.  При изучении  нового материала я составляю задания таким образом, чтобы  они  развивали и активизировали мыслительную деятельность учащихся.  Демонстрируя презентации   или  флеш – анимации в  формате swf к  уроку, останавливаю их показ  и  выполняю необходимые записи на доске (проблемные вопросы, уточнения и др.)  (Приложение  8). Удобно  использовать такой  прием, когда необходимо обратить внимание учащихся на основные моменты  в изучаемом материале.  Определения, утверждения, математические  термины  выделяю другим цветом. Все это делается у доски совместно с учащимися, что привлекает их внимание.  Условия текстовых задач  в  5  классе  сопровождаю рисунками  или  готовыми  слайдами  презентаций, что  способствует    лучшему восприятию  текстовых  задач  (Приложение  9).
        По мере необходимости  передвигаю объекты  и  надписи к ним (все объекты должны быть разблокированы)  и  задаю  проблемные  вопросы  учащимся либо привлекаю учеников к постановке проблемных вопросов. Оправдано использование такого  приема  работы  с доской при изучении геометрического материала. Все  рисунки выполняем с учащимися на уроке. 
Контрольно – коррекционный  и  рефлексивный  этапы.
     Доска  позволяет  оперативно проверить понимание  учащимися  изучаемого  материала  на  уроке. Обычно  в  конце  урока  предлагаю  учащимся  выполнить  разноуровневый  тест (5 уровней). Тест  предлагаю для  того, чтобы   можно  было  бы  узнать  и  учителю  и  учащимся насколько мы достигли целей урока. По истечении  определенного времени открывается  следующий слайд с решением  (можно  и  на  слайде  с  заданиями,  только  ответы  скрыть)  (Приложение  10). Решение  обсуждается. Я знаю о пробелах в знаниях, чтобы  на  следующем  уроке  создать условия  для  их ликвидации. Ученикам такой  самоконтроль  нравится, и они с удовольствием  выполняют тесты. По  согласованию  с  учащимися  выставляю отметки.
Среди  40  учащихся   5   и  7  классов  было  проведено анкетирование, которое  включало  несколько вопросов:
мне интересно на уроках математики с использованием интерактивной доски (да, нет);
я считаю, что интерактивная доска помогает мне  лучше запомнить изучаемый материал (да, нет);
я быстрее утомляюсь на уроке математики с использованием интерактивной доски  (да, нет);
интерактивная доска   отвлекает меня от восприятия информации на уроке  (да, нет);
я хочу научиться работать с интерактивной доской   (да, нет).
Все учащиеся отметили, что им интересно на  уроках математики  и интерактивная доска помогает им лучше  запомнить изучаемый материал. Никто  из  учащихся  не  отметил,  что  быстро  утомляются  на  уроке  математики  с  использованием  интерактивной  доски  и  интерактивная  доска  отвлекает  их  от  восприятия  информации  на  уроке.   Все учащихся хотят научиться  работать с интерактивной доской.  Качество знаний  в 7  и  5  классах  по итогам  учебного  года  составило  69%,  что на    15%  больше  в  сравнении   с   качеством знаний  по предмету   за  предыдущий  год.        
         Выводы:
1. Интерактивная доска –  ценный инструмент для обучения  учащихся.     С  помощью  интерактивной  доски  ситуацию на любом  уроке  математики можно  изобразить  наглядно. 
2. Интерактивная   доска   позволяет  повысить  познавательную  активность   обучающихся.  Учитель является  организатором   учебного  процесса  на  уроке. Ученики   активны  и заинтересованы  на    таком  занятии.   Информация становится для них более доступной и понятной  и,  как  следствие, повышается  мотивация   у  школьников  к  обучению.   
3.Увеличивается   темп урока.  Учитель    выводит на экран заранее подготовленные  материалы.  Время урока будет использовано только на достижение поставленных  целей  урока и задач  каждого из его этапов.     
4.Использование  интерактивной  доски  позволяет стимулировать развитие мыслительной и творческой активности обучающихся.
Учащиеся  отмечают, что им  на  уроке интересно. Они  хотят научиться  работать с интерактивной  доской.
5.  Предложенный  опыт  с интерактивной  доской  могут  использовать  педагоги - предметники учреждений  образования, при условии  наличия  в  учреждении  образования  интерактивной  доски. Рекомендую  при  подготовке учебного занятия использовать следующий алгоритм:
определить  тему, цель и тип учебного  занятия; 
составить  временную   структуру  урока  в  соответствии  с  целью   урока   и  задачами  каждого  его этапа;
продумать  этапы,  на  которых  необходимо использовать   инструменты интерактивной доски;
отобрать  наиболее  эффективные  средства  из  возможностей компьютера и интерактивной доски;
продумать приемы  повышения мотивации учащихся на каждом этапе  урока;
рассмотреть  их  преимущества  по  сравнению  с  традиционными средствами в решении каждой конкретной задачи, установить их целесообразность;
оценить  отобранные  материалы   во  времени:  их продолжительность  не  должна  превышать  санитарных  норм;
составить     поминутный  план    учебного  занятия.
В 2013/2014 учебном году     проводил  мастер – класс по  использованию интерактивной доски на районном  семинаре «Использование интерактивной  доски  в  образовательном  процессе»,  серии открытых уроков с использованием  интерактивной  доски, принимал участие   в  Панораме опыта учителей математики «Применение современных методов обучения в образовательном процессе по  математике», которую проводил  Могилевский государственный  областной  институт  развития образования  в  2012/2013  учебном  году,  выступал  с  опытом   на  школьном  и  районном   методических  объединениях   учителей  математики. 
Приложение  1
                                                     13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Приложение  2
Приложение  3
Приложение  4
Приложение5
Приложение  6
Приложение  7
Приложение  8
Приложение  9
Приложение  10
Root Entry