Опыт использования интерактивной доски на уроках математики

Использование интерактивной доски на уроках математики как средства повышения мотивации и качества знаний по предмету

Как известно, учебная мотивация является одним из основных условий эффективного усвоения материала. В свою очередь низкая учебная мотивация – причина пассивной учебной работы обучающихся. Именно поэтому учителю приходиться решать проблему привлечения внимания учащихся и развития их познавательных интересов с целью повышения мотивации и, как следствие, качества знаний.
Диагностика по выявлению сформированности познавательной мотивации учения школьников (методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах, модифицированный опросник А. Д. Андреевой), проведенная в государственном учреждении образования «Средняя школа № 2 г. Горки» показала, что по отношению к математике преобладают ситуативный интерес (35%) и учение по необходимости (32%). Уровень интереса к математике находится на границе между низким (13%) и достаточным (15%), а уровень устойчивого познавательного интереса - на низком (5%) (Приложение 1). Поэтому проблема повышения мотивации учащихся к изучению математики является актуальной. Размышляя над этой проблемой в условии информатизации, я, как и мои коллеги, пришел к выводу, что ее можно решить, используя на уроках математики интерактивную доску и программное обеспечение, совместимое с ней.
Вначале я изучал литературу по использованию интерактивной доски в образовательном процессе, технические особенности и возможности интерактивных досок различных типов (Smart Board, Triumph Board, Panasonic и др.), методика работы с ними, нормативные правовые документы, используя возможности Интернета.
С появлением в учреждении образования интерактивных досок Triumph Board, ИК-78 (сенсорная), программного обеспечения RMeasiteach и программного обеспечения к доске Smart Board создавал и апробировал интерактивные задания для учащихся на различных этапах урока, анализировал их эффективность и результативность, анализировал влияние интерактивной доски на повышение мотивации и качества знаний учащихся по предмету.
Интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества и легка в управлении, так как достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.
Работая с интерактивной доской, я выделил ряд функций и возможностей, которые могут сделать процесс изучения математики более эффективным, повысить мотивацию учащихся и качество знаний по предмету. К ним относятся: анимация, перемещение математических объектов, выделение и изменение наиболее значимых из них; работа с видеоматериалами; импортирование во время учебного занятия в структуру файлов страниц текста, геометрических рисунков, презентаций по темам предмета; одновременная работа с текстом, графиками, математическими рисунками; выход в интернет в процессе работы с интерактивной доской.
Программное обеспечение RMeasiteach для интерактивной доски позволяет четко структурировать занятия, сохранять разработки уроков, дополнять их, находить эффективный способ подачи материала. Большой экран и наглядность позволяют разрешить проблему раздаточного материала. Очень удобно размещать задания на страницах доски при проведении контрольных, самостоятельных работ, входных и выходных тестов, устных упражнений, решать геометрические задачи по готовым чертежам.
Оценивая эффективность проведенных уроков, следует отметить, что использование интерактивной доски обеспечивает целостность и последовательность усвоения учебного материала, предоставляет учащимся возможность для проявления самостоятельности, как в выборе заданий, так и способах их выполнения, содействует повышению мотивации, созданию оптимальных условий для самоконтроля. Возможности анимации, перемещения объектов, выделения и изменения, наиболее значимых при помощи цвета и шрифта позволяет задействовать визуальные, аудиальные, а также кинестетические каналы усвоения информации, что особенно актуально для учащихся средних классов, для которых кинетический способ восприятия информации является доминирующим. Ученики с рассеянным вниманием лучше воспринимают информацию, размещенную на большом экране, т.к. это активизирует их воображение, и усвоение материала не вызывает затруднений. Организация групповой работы повышает мотивацию и активизирует познавательную деятельность таких учащихся.
Наряду со многими преимуществами интерактивной доски, подготовка урока с ее использованием – процесс трудоемкий и требует много времени. Кроме того, следует помнить, что ее применение должно быть дозированным. Согласно нормативным документам, общее время работы не должно превышать 15 – 20 минут.
В интерактивном режиме я готовлю конспекты к уроку – вывожу заранее подготовленные тексты, графики, таблицы, иллюстрации. При составлении конспектов активно использую функции (тащи и бросай). С помощью этой технологии можно решать следующие задачи:
устанавливать соответствие между объектами;
маркировать какие-то объекты, выделять их;
группировать объекты, сортировать их;
перемещать объекты из одного положения на экране в другое.
При работе с интерактивной доской я выделил следующие формы работы с ней, что, по моему мнению, также способствует повышению познавательной мотивации обучающихся и качества знаний:
1. Упражнения на исправление ошибок в формулировке определений математических понятий, аксиом и теорем. Можно предложить учащимся при определении уровня понимания изучаемого материала задания на определение «лишнего» в группе уравнений, формул, геометрических рисунков (Приложение 2).
2. Корректировка текста. Задания данного типа позволяют вставить пропущенные слова в текст или буквы в математическую формулу при проведении математических диктантов, устных упражнений. Исправить ошибку может любой из учеников класса с помощью инструментов «перо», «шторка», «непрозрачный геометрический объект» (Приложение 3).
3. Работа с изображениями позволяет открывать поэтапно структурные компоненты рисунка. При обобщении и первичной проверке знаний мы используем прием подстановки правильных ответов либо выполнения надписей к рисунку с помощью пера по темам « Угол», «Прямоугольник. Квадрат», «Площадь прямоугольника. Единицы площади» (Приложение 4).
4. Работа с кроссвордами позволяет в игровой форме проверить знание основных понятий темы. Заполнение кроссворда осуществляет один обучающийся с помощью электронного пера в режиме «маркер». Ответы и ключевое слово при этом могут быть закрыты шторкой (Приложение 5).
5. Интерактивная доска может выступать одновременно в роли экрана для демонстрации презентаций, слайд-шоу и электронных дисков и традиционной доски, по принципу «пишем-стираем», что позволяет обратить внимание учащихся на трудные вопросы при изучении темы.
В своей работе я использую доски: Triumph Board, ИК-78 и программное обеспечение RMeasiteach, которое удачно накладывается на эти доски.
Опишу некоторые приемы использования интерактивной доски на различных этапах урока математики.
Организационно – мотивационный этап урока.
Для актуализации субъектного опыта учащихся я готовлю слайды с устными упражнениями. Задания набираю либо на компьютере, либо импортирую их из других источников информации, например, учебников математики в электронном варианте (Приложение 6). Ответы к ним закрываю инструментом «Специальные эффекты» или виджетом «Рентгеновское изображение» (Приложение 6). Ученик, отвечающий на задание, всегда может проверить свой ответ, прикоснувшись рукой или стилусом к доске. Такой прием работы у доски позволяет повысить познавательный интерес к изучаемому предмету. По аналогии в 5 и 7 классах работаю с кроссвордами.
Повышению мотивации учащихся способствует также и совместное использование метода активной оценки и интерактивной доски. Если на изучение определенной темы отводится 1 час, то на слайд выношу задачи, которые, на мой взгляд, должны сформулировать для себя учащиеся. Например, к уроку математики в 5 классе по теме «Ломаная» на слайде программного обеспечения изображена скрытая запись (Приложение 7).
Привлекая учащихся к постановке задач урока, проверяем задачи каждого ученика на урок с задачами предложенными учителем. Такой прием настраивает учащихся на работу по данной теме и мотивирует их. После изучения темы учащиеся смогут найти длину пути из дома в школу (проблема урока). На слайде красочно показан некоторый путь из дома до школы с движущимся по нему «учеником».
Операционально – познавательный этап урока
Использование интерактивной доски позволяет улучшить восприятие учебного материала учащимися, повышает их положительное эмоциональное отношение к предмету, благодаря возможности ярко и интересно преподнести этот материал. При изучении нового материала я составляю задания таким образом, чтобы они развивали и активизировали мыслительную деятельность учащихся. Демонстрируя презентации или флеш – анимации в формате swf к уроку, останавливаю их показ и выполняю необходимые записи на доске (проблемные вопросы, уточнения и др.) (Приложение 8). Удобно использовать такой прием, когда необходимо обратить внимание учащихся на основные моменты в изучаемом материале. Определения, утверждения, математические термины выделяю другим цветом. Все это делается у доски совместно с учащимися, что привлекает их внимание. Условия текстовых задач в 5 классе сопровождаю рисунками или готовыми слайдами презентаций, что способствует лучшему восприятию текстовых задач (Приложение 9).
По мере необходимости передвигаю объекты и надписи к ним (все объекты должны быть разблокированы) и задаю проблемные вопросы учащимся либо привлекаю учеников к постановке проблемных вопросов. Оправдано использование такого приема работы с доской при изучении геометрического материала. Все рисунки выполняем с учащимися на уроке.
Контрольно – коррекционный и рефлексивный этапы.
Доска позволяет оперативно проверить понимание учащимися изучаемого материала на уроке. Обычно в конце урока предлагаю учащимся выполнить разноуровневый тест (5 уровней). Тест предлагаю для того, чтобы можно было бы узнать и учителю и учащимся насколько мы достигли целей урока. По истечении определенного времени открывается следующий слайд с решением (можно и на слайде с заданиями, только ответы скрыть) (Приложение 10). Решение обсуждается. Я знаю о пробелах в знаниях, чтобы на следующем уроке создать условия для их ликвидации. Ученикам такой самоконтроль нравится, и они с удовольствием выполняют тесты. По согласованию с учащимися выставляю отметки.
Среди 40 учащихся 5 и 7 классов было проведено анкетирование, которое включало несколько вопросов:
мне интересно на уроках математики с использованием интерактивной доски (да, нет);
я считаю, что интерактивная доска помогает мне лучше запомнить изучаемый материал (да, нет);
я быстрее утомляюсь на уроке математики с использованием интерактивной доски (да, нет);
интерактивная доска отвлекает меня от восприятия информации на уроке (да, нет);
я хочу научиться работать с интерактивной доской (да, нет).
Все учащиеся отметили, что им интересно на уроках математики и интерактивная доска помогает им лучше запомнить изучаемый материал. Никто из учащихся не отметил, что быстро утомляются на уроке математики с использованием интерактивной доски и интерактивная доска отвлекает их от восприятия информации на уроке. Все учащихся хотят научиться работать с интерактивной доской. Качество знаний в 7 и 5 классах по итогам учебного года составило 69%, что на 15% больше в сравнении с качеством знаний по предмету за предыдущий год.
Выводы:
1. Интерактивная доска – ценный инструмент для обучения учащихся. С помощью интерактивной доски ситуацию на любом уроке математики можно изобразить наглядно.
2. Интерактивная доска позволяет повысить познавательную активность обучающихся. Учитель является организатором учебного процесса на уроке. Ученики активны и заинтересованы на таком занятии. Информация становится для них более доступной и понятной и, как следствие, повышается мотивация у школьников к обучению.
3.Увеличивается темп урока. Учитель выводит на экран заранее подготовленные материалы. Время урока будет использовано только на достижение поставленных целей урока и задач каждого из его этапов.
4.Использование интерактивной доски позволяет стимулировать развитие мыслительной и творческой активности обучающихся.
Учащиеся отмечают, что им на уроке интересно. Они хотят научиться работать с интерактивной доской.
5. Предложенный опыт с интерактивной доской могут использовать педагоги - предметники учреждений образования, при условии наличия в учреждении образования интерактивной доски. Рекомендую при подготовке учебного занятия использовать следующий алгоритм:
определить тему, цель и тип учебного занятия;
составить временную структуру урока в соответствии с целью урока и задачами каждого его этапа;
продумать этапы, на которых необходимо использовать инструменты интерактивной доски;
отобрать наиболее эффективные средства из возможностей компьютера и интерактивной доски;
продумать приемы повышения мотивации учащихся на каждом этапе урока;
рассмотреть их преимущества по сравнению с традиционными средствами в решении каждой конкретной задачи, установить их целесообразность;
оценить отобранные материалы во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм;
составить поминутный план учебного занятия.
В 2013/2014 учебном году проводил мастер – класс по использованию интерактивной доски на районном семинаре «Использование интерактивной доски в образовательном процессе», серии открытых уроков с использованием интерактивной доски, принимал участие в Панораме опыта учителей математики «Применение современных методов обучения в образовательном процессе по математике», которую проводил Могилевский государственный областной институт развития образования в 2012/2013 учебном году, выступал с опытом на школьном и районном методических объединениях учителей математики.








Приложение 1

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415










Приложение 2



















Приложение 3







Приложение 4



















Приложение5















Приложение 6


Приложение 7




Приложение 8









Приложение 9



Приложение 10


Root Entry