Статья Возможности здоровьесберегающих технологий в обеспечении качества образования
Возможности здоровьесберегающих технологий в обеспечении качества образования
В условиях демократизации образовательного процесса в современной школе, развития личностно-ориентирванных педагогических технологий на первый план все чаще выходят педагогические проблемы обеспечения здоровья учащихся.
Еще древние подметили: какова деятельность человека, его привычки – таково и здоровье. О том, что школа подрывает здоровье детей, знали уже в прошлые века и били набат медики и педагоги. В 1805 году великий педагог просветитель И.Т. Песталоцци оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство их здоровья». И это было сказано в эпоху, когда родители были и сами здоровые, и у них рождались здоровые дети. Когда дети до 3-х лет еще питались материнским молоком. Когда они ели здоровую пищу, пили чистую воду, дышали совершенно чистым воздухом. Когда школьные программы были менее информационно нагружены.
О неблагополучии здоровья школьников говорят и пишут в последнее время много. И к этому имеются все основания. Лишь около 10% учащихся могут считаться здоровыми, более половины школьников страдают различными хроническими заболеваниями.
Содержание школьных программ в настоящее время меняется главным образом в сторону повышения требований, интенсификации обучения и увеличения объема учебных нагрузок. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья.
Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьюсбережению, внедрению здоровьесберегающих технологий в УВП.
В нашей школе разработана комплексно-целевая программа «Школа здоровья», главной целью которой является построение «Маленького дома большого здоровья», основными составляющими которой являются:
Гигиенические условия, факторы:
Шум.
Освещённость.
Воздушная среда.
Размер помещений, кубатура.
Дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы).
Используемые стройматериалы, краска.
Мебель: размеры, размещение.
Видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры.
Пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания.
10. Качество питьевой воды.
11.Экологическое состояние прилегающей к школе территории.
12.Состояние сантехнического оборудования.
13.Наличие системы санитарно-просветительской работы.
Учебно-организационные факторы:
Объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям учащихся.
Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году.
Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.).
Объём физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время).
Особенности устава школы и норм школьной жизни.
Медицинское и психологическое обеспечение школы.
Участие родителей учащихся в жизни школы.
Стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали».
Психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по вертикали».
Интегрированность школы в окружающий социум.
Наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся.
Позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Наличие/отсутствие преемственности системы адаптации между дошкольным и начальным образованием, начальной и основной школой.
Перегрузка содержания учебных программ. Искусственное усложнение учения.
Преимущественное использование личностно-отчуждённых технологий обучения, стрессовой тактики авторитарной педагогики.
Нарушения правил техники безопасности и охраны труда.
Массовая неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья и формирования ЗОЖ.
Недостаточность этического и эстетического воспитания – главная причина приобретения вредных привычек.
Здоровьесберегающая организация учебного процесса:
Рациональная организация учебного процесса
Рациональное расписание учебных занятий
Двигательная активность учащихся
Рациональная организация урока
Использование в ОУ технических и аудиовизуальных средств обучения
Рациональная организация общего режима дня школьников
Психолого-педагогические факторы:
Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок.
Стиль педагогического общения учителя с учащимися.
Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок.
Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам.
Особенности работы с «трудными» подростками в классе.
Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе).
Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений.
Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью.
Обременённость учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения.
Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя.
Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Управленческие:
Наличие/отсутствие необходимой нормативно-правовой документации по здоровьесбережению и обеспечению безопасности обучающихся во время их нахождения в ОУ.
Несоответствие организационной структуры управления здоровьесберегающей деятельности, отсутствие валеологической службы.
Наличие/отсутствие программы деятельности по оздоровлению и реабилитации детей.
Система диагностики и мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Проведение самооценки эффективности деятельности ОУ по обеспечению здоровья и ЗОЖ.
Перечисленные и другие аналогичные им факторы – это те направления , работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья , превратить «здоровьеразрушающую» систему общего образования в «здоровьесберегающую».
Понятие здоровья: Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Основные факторы, обуславливающие здоровье:
Образ жизни -50-55 %
Влияние экологических факторов -20-25%
Биологические (наследственные) – 20%
Недостатки и дефекты здравоохранения - 10%
(По Лисицину Ю.П.)
Факторы, положительно влияющие на здоровье учащихся:
Рациональная организация учёбы, труда и отдыха.
Гигиеническое воспитание.
Сформированность здорового образа жизни.
Оздоровление, лечение.
Использование здоровьесберегающих технологий образования.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Взаимодействие школы с окружающей средой, с образовательными, медицинскими и культурно-просветительскими учреждениями.
Оперативное управление системой сохранения здоровья и формированием здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии:
- Здоровьесберегающие образовательные технологии - ЗСОТ – совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
- Здоровьеформирующие образовательные технологии (ЗФОТ)- – все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение ЗОЖ.
Школа должна реализовать профессионально и в единой системе здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
-Здоровьесберегающие медицинские технологии
-Здоровьесберегающие технологии административной работы в школе
-Здоровьесберегающие технологии семейного воспитания
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
по Смирнову Н.К
Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и влажность воздуха, освещённость класса и доски, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д.
Количество видов учебной деятельности (норма: 4-7 видов).
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов УД (норма: 7-10 мин.).
Количество видов преподавания: словесный, наглядный и т.д. (норма: не менее 3).
Чередование видов преподавания (норма: не позже, чем через 10-15 мин.).
Использование методов, способствующих активизации и творческому самовыражению самих учащихся.
Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможность инициирования дискуссии, обсуждения.
Чередование позы в соответствии с видом работы.
Оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика и т. д. (норма: на 15-20 мин урока по 1 мин из 3 лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого).
Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ.
Наличие внешней мотивации деятельности учащихся на уроке. Стимуляция внутренней мотивации (интерес к изучаемому материалу, радость от активности и т. д.).
Психологический климат на уроке. Взаимоотношения «учитель-ученик», между учениками.
Наличие на уроке эмоциональных разрядок.
Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного учеником на учебную работу (норма: от 60 до 80%).
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в основной и средней школе, 30 минут для учащихся классов КРО).
Темп окончания урока:
«скомканность» - нет времени на вопросы учащихся, комментарии домашнего задания;
спокойное завершение урока;
задерживание учащихся после звонка.
Задача образовательного процесса должна состоять в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно ориентированный подход при обучении и воспитании.
Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не вкратце,
Дайте дождиком умыться,
Дайте, как цветку раскрыться.
Не травите детство спором,
Не нудите разговором,
Не давите злом и страхом,
Не бросайте слов с размаху.
Душу детскую щадите,
Пуще глаза берегите,
Зря за шалость не корите
Ни родитель, ни учитель.
Развивая детский разум,
Не влезайте в дебри сразу.
Детства дни не торопите,
Детству солнце подарите.
Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться,
Дайте радостно проснуться,
Дайте в ласку окунуться.
Дайте детству удержаться,
Дайте верой надышаться,
Дайте в рост ему подняться,
Дайте детству состояться!
(Баева З.И. «Дайте детству состоятся!»)
Литература
1. Акбашев Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый //Народное образование.- 1995.-№5.-С.107-108.-(Технология педагогического труда)
2. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М.: Просвещение, 1990.
Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников: Кн. для учителей и родителей.-М.:Просвещение,1992.
3. Дмитриев А.А. Оздоровительная направленность обучения как один из важнейших принципов педагогической валеологии / Проблемы педагогической валеологии. Сборник научных трудов под ред. проф. Колбанова В.В.- Санкт-Петербург, 1997.
4. Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. М.: МарТ, 2005.
5. Казина Э.М., Заруба Н.А. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса / Под научной редакцией Э. М. Казина, Н. А. Заруба. - Кемерово , 2003.
6. Карасёва Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий.
Журнал «Начальная школа», №11, 2005, с.75
7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.
8. Корягин А.В. Модель «Школа здоровья» в условиях инновационного учебного заведения // Педагогическое обозрение.- 2000.- №3.-С.89-92.
9. Кулева С.В. Проблемы создания "школы здоровья" в условиях инновационного учебного заведения // "Завуч".- №3.-1998.- С. 49-60.
10. Кузнецова Л.М. Современные особенности здоровья детей и подростков и их взаимосвязь с проблемами образования// Перемены.-2000.-№2.-С.148-156.
11. Низяева Е.В. и др. Укрепление физического и нравственного здоровья учеников начальных классов // Педагогическое обозрение.-2000.-№3.-С.100-101.
12. Попов С.В. Валеология в школе и дома. Спб., Союз, 1998.
13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Нар. Образование,1998.
14. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: Академия, 2002.
15. Смирнов Н.К., Аносова М.В. Здоровье-сберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М. – 2002.
16. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. - ООО «Изд. Скрипторий 2003», 2004. – 568 с.
17. Тихомирова Л.Ф. Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья детей.- Учебно-методическое пособие.- Ярославль: ИПКРО, 2000.-112с.
18. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: Новая школа, 1994. – 64 с.
«Крыша – эффективное содействие укреплению здоровья школьников
«Строительство стен» - разработка методических рекомендаций
«Строительство стен» - разработка методических рекомендаций
«Фундамент дома» – разработка и реализация психолого-педагогических программ, внедрение в УВП здоровьесберегающих технологий
«Площадка под строительство дома» – формирование базы данных о состоянии здоровья учащихся
«Окна» – повышение уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива
«Окна» – повышение уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива
«Перекрытия» – организация валеологической оценки УВП
«Скрепляющий материал» – совместная работа педагогического коллектива с учащимися, родителями
15