Возможности здоровьесберегающих технологий в обеспечении качества образования
Возможности здоровьесберегающих технологий в обеспечении качества образования
В условиях демократизации образовательного процесса в современной школе, развития личностно-ориентирванных педагогических технологий на первый план все чаще выходят педагогические проблемы обеспечения здоровья учащихся.
Еще древние подметили: какова деятельность человека, его привычки – таково и здоровье. О том, что школа подрывает здоровье детей, знали уже в прошлые века и били набат медики и педагоги. В 1805 году великий педагог просветитель И.Т. Песталоцци оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство их здоровья». И это было сказано в эпоху, когда родители были и сами здоровые, и у них рождались здоровые дети. Когда дети до 3-х лет еще питались материнским молоком. Когда они ели здоровую пищу, пили чистую воду, дышали совершенно чистым воздухом. Когда школьные программы были менее информационно нагружены.
О неблагополучии здоровья школьников говорят и пишут в последнее время много. И к этому имеются все основания. Лишь около 10% учащихся могут считаться здоровыми, более половины школьников страдают различными хроническими заболеваниями.
Содержание школьных программ в настоящее время меняется главным образом в сторону повышения требований, интенсификации обучения и увеличения объема учебных нагрузок. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья.
Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьюсбережению, внедрению здоровьесберегающих технологий в УВП.
В 2002 – 2003 уч.г. педагогическим коллективом МОУ сош №5 была разработана комплексно-целевая программа «Школа здоровья», главной целью которой является построение «Маленького дома большого здоровья», основными составляющими которой являются:
Вся деятельность педагогического коллектива направлена на сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, на полноценное физическое, психическое, нравственное, социальное здоровье школьников, на обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.
Педагогический коллектив школы работает в инновационном режиме, является городской экспериментальной площадкой, занимается разработкой модели здоровьесберегающей среды, наиболее значимыми компонентами которой являются:
создание комфортных условий обучения (моделирование в ОУ зоны экологической комфортности);
использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности.
В непрерывный валеологический процесс вовлечены педагоги, учащиеся и их родители. При МС создана ТГ учителей по проблеме «Здоровый ребенок – здоровый ученик», которая разработала КЦП «Применение здоровьесберегающих технологий в обеспечении качества образования». Реализация КЦП ведется по следующим направлениям:
совещание при директоре;
совет школы, родительский комитет;
МС, МО;
работа с учащимися;
работа с педагогическими кадрами;
информационно-методическое обеспечение и контроль.
Деятельность администрации школы направлена на регулирование и коррекцию основных мероприятий по здоровью и ЗОЖ. Родительский комитет и совет школы помогают обеспечить выполнение социального заказа по основным направлениям сохранения здоровья и организации ЗОЖ. На педагогических советах разрабатывается стратегия и тактика в решении проблем здоровья и ЗОЖ участников образовательного процесса. МС и МО обеспечивают технологическую реализацию в развитии профессиональных компетенций и компетентности участников образовательного процесса. Работа с учащимися построена на обеспечении взаимодействия, сотрудничества учащихся и учителей в решении проблем здоровья, здоровьесбережения. Много внимания уделяется распространению ППО в коллективе, своевременному сбору, анализу и принятию управленческих решений по оперативному регулированию коррекции проблем здоровья и ЗОЖ участников образовательного процесса.
КЦП «Школа здоровья» рассматривает здоровье человека как взаимосвязь компонентов физического, психического, нравственного (духовного) и социального здоровья. Созданы «Паспорта здоровья классов» и «Паспорт здоровья школы», которые помогли нам определить структуру паталогии и учащихся. Все учащиеся в соответствии с этим были распределены по группам здоровья.
Основная I – 135 чел. (39,7%)
Основная II – 188 чел (55,2%)
Подготовительная III – 15 чел (4,4%)
Освобожденные – 2 чел (0,58%)
Медицинское обследование показало, что в школе в 2007 – 2008 уч.г. только 44,5% учащихся практически здоровы, 55,5% учащихся имеют отклонения в здоровье.
Исследование психического здоровья учащихся велось по определенным параметрам:
диагностика тревожности и агрессивности;
диагностика высших психических функций;
диагностика мышления;
диагностика индекса групповой сплоченности
А также отслеживалось нравственное здоровье школьников (сознательность дисциплины, сохранность школьного имущества, формирование гуманистических взаимоотношений, нравственная оценка и самооценка, внутренний контроль (совесть, осознание моральной стороны поступков), отношение к природе, общественно полезному труду, вредные привычки).
Приоритетное направление деятельности педагогического коллектива – это развитие здоровьесберегающей среды в школе через применение технологии личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. С этой целью в педагогическом коллективе школы прошли теоретические семинары:
«Здоровьесберегающие технологии как главные составляющие образовательного процесса в школе».
Принципы, средства, методы здоровьсберегающих технологий.
технология личностно-ориентированного обучения.
Были проведены деловые игры: «Технология организации валеологически обоснованного урока в условиях здоровьесберегающей педагогики», «Основные формы организации обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики».
В школе работает психологическая служба, создан кабинет психологической разгрузки, с учащимися 1 – 4 классов, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи и заикания, занимается логопед.
Созданная здоровьесберегабщая среда в школе позволила предоставить каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам.
Образовательный процесс в школе регламентируется Типовым базисным учебным планом ОУ, утвержденными программами Министерства образования РФ, адаптированными к особенностям здоровья и психофизического развития ребенка и согласованными с методическими санитарно-гигиеническими службами.
В школе широко применяются как традиционные педагогические технологии ( классно-урочная форма, лекционно-семинарско- зачетная), так и педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, КСО, игровые технологии и др.).
Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива стало валеологическое обеспечение УВП, то есть обязательное применения на уроках здоровьесберегающих технологий обучений. Это предполагает:
учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
наличие эмоциональных разрядок на уроках;
чередование видов позы с учетов видов деятельности;
использование физкультурных пауз на уроках.
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной педагогической направленности его деятельности. Наши педагоги придерживаются правил:
Не сковывать, а освобождать.
Не сдерживать, а поддерживать.
Не сгибать, а распрямлять.
Использование сказкотерапии, улыбкотерапии, музыкотерапии, терапии творчества на уроках в начальной школе; вокалотерапии, логоритмики, ритмотерапии, фольклорной арттерапии на уроках музыки; ролевых игр, драматизации, игрушек, театральных постановок, разучивание стихов и песен на уроках иностранного языка; групповой и парной работы, индивидуального и дифференцированного подходов, адаптивной системы обучения на уроках математики; проектной деятельности на уроках информатики; блочно-модульной системы и разноуровневых заданий, тестовых и творческих заданий на уроках литературы, истории, географии, биологии и т.д. способствуют не только сохранению здоровья учащихся, но и повышают эффективность урока.
Урок – главная составная часть учебного процесса. Уроки в нашей школе длятся 40 мин. И на каждом из этих отрезков времени рождается как интерес к предмету, так и смертная скука. Поэтому на занятиях проводятся динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности.
Кроме того, в учебный план школы введен предмет «Валеология», в режиме работы школы – производственная физзарядка и физкультминутки на уроках. Увеличен объем двигательной активности. Во 2 – 4 классах введен 3-ий час физкультуры. Во всех классах проводится «Оздоровительный час». Учащиеся школы имеют возможность посещать кабинет психологической разгрузки. Занятия проводит психолог по программе «Коммуникативно-двигательная активность учащихся».
Сформирован вариант расписания, который состоит из блоков:
расписание занятий по школьному компоненту (с учетом работы психологической службы);
расписание занятий дополнительного образования;
расписание индивидуальных консультаций учителей – предметников.
В рамках базового компонента на уроках ОБЖ в 10 – 11 классах введена тема «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» в объеме 6 часов.
Педагоги школы большое внимание уделяют на уроке выбору методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъект действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждением в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
В содержательной части урока педагоги используют вопросы, связанные со здоровьем и ЗОЖ, формирующие отношение к человеку и его здоровью как к ценности.
Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток создают благоприятный психологический климат на уроке.
Много внимания администрация школы уделяет укреплению материально-технической базы школы. Только за последний год были приобретены два велотренажера, сухой бассейн, бактерицидная лампа, ионизатор воздуха, резиновые массажные коврики для стоп, мячи (6 шт.), аквариум, эспандеры, мягкая мебель, фонтан, диски и кассеты для кабинета психологической релаксации (разгрузки), 10 пар лыж для занятий лыжным спортом.
В период летних каникул в школьном оздоровительном лагере «Родничок» отдохнуло 66 учащихся.
В сохранении и укреплении здоровья детей, пропаганде ЗОЖ большая роль отводится семейному воспитанию. Для родителей организован лекторий «Пропаганда здорового образа жизни», организуются встречи с медицинскими работниками, выпускаются санбюллетени, налажена связь с детской поликлиникой, наркодиспансером.
Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии в УВП – задача особой важности для педагогического коллектива школы. Задача нашего образовательного учреждения состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно ориентированный подход при обучении и воспитании.
Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не в кратце,
Дайте дождиком умыться,
Дайте, как цветку раскрыться.
Не травите детство спором,
Не нудите разговором,
Не давите злом и страхом,
Не бросайте слов с размаху.
Душу детскую щадите,
Пуще глаза берегите,
Зря за шалость не корите
Ни родитель, ни учитель.
Развивая детский разум,
Не влезайте в дебри сразу.
Детства дни не торопите,
Детству солнце подарите.
Дайте детству наиграться,
Насмеятся, наскакаться,
Дайте радостно проснуться,
Дайте в ласку окунуться.
Дайте детству удержаться,
Дайте верой надышаться,
Дайте в рост ему подняться,
Дайте детству состояться!
(Баева З.И. «Дайте детству состоятся!»)
Список литературы
1. Акбашев Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый //Народное образование.- 1995.-№5.-С.107-108.-(Технология педагогического труда)
2. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М.: Просвещение, 1990.
Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников: Кн. для учителей и родителей.-М.:Просвещение,1992.
3. Дмитриев А.А. Оздоровительная направленность обучения как один из важнейших принципов педагогической валеологии / Проблемы педагогической валеологии. Сборник научных трудов под ред. проф. Колбанова В.В.- Санкт-Петербург, 1997.
4. Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. М.: МарТ, 2005.
5. Казина Э.М., Заруба Н.А. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса / Под научной редакцией Э. М. Казина, Н. А. Заруба. - Кемерово , 2003.
6. Карасёва Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий.
Журнал «Начальная школа», №11, 2005, с.75
7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.
8. Корягин А.В. Модель «Школа здоровья» в условиях инновационного учебного заведения // Педагогическое обозрение.- 2000.- №3.-С.89-92.
9. Кулева С.В. Проблемы создания "школы здоровья" в условиях инновационного учебного заведения // "Завуч".- №3.-1998.- С. 49-60.
10. Кузнецова Л.М. Современные особенности здоровья детей и подростков и их взаимосвязь с проблемами образования// Перемены.-2000.-№2.-С.148-156.
11. Низяева Е.В. и др. Укрепление физического и нравственного здоровья учеников начальных классов // Педагогическое обозрение.-2000.-№3.-С.100-101.
12. Попов С.В. Валеология в школе и дома. Спб., Союз, 1998.
13. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: Академия, 2002.
14. Тихомирова Л.Ф. Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья детей.- Учебно-методическое пособие.- Ярославль: ИПКРО, 2000.-112с.
15. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: Новая школа, 1994. – 64 с.
«Крыша – эффективное содействие укреплению здоровья школьников
«Строительство стен» - разработка методических рекомендаций
«Строительство стен» - разработка методических рекомендаций
«Окна» – повышение уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива
«Перекрытия» – организация валеологической оценки УВП
«Скрепляющий материал» – совместная работа педагогического коллектива с учащимися, родителями
«Окна» – повышение уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива
«Фундамент дома» – разработка и реализация психолого-педагогических программ, внедрение в УВП здоровьесберегающих технологий
«Площадка под строительство дома» – формирование базы данных о состоянии здоровья учащихся
15