конспект занятия в творческом обьединении Волшебные краски


Тема: «В гостях у осени».
Предварительная работа.
Рассматривание репродукций с осенними пейзажами, наблюдение за осенней природой, чтение рассказов, сказок, стихов и загадок про осень, беседы.
Тип занятия: Обобщение и закрепление знаний и умений.
Вид деятельности: Выполнение осеннего пейзажа с использованием нетрадиционной техники рисования.
Методические приемы: Рассмотреть с детьми репродукции художников, определить как они нарисованы; напомнить с чего надо рисовать пейзаж, как надо рисовать, какую технику применить в изображении определенных предметов. Сюрпризный момент.
Музыка: Чайковский “Времена года”,песня Гр. Гладкова и А. Кушнера "Песня о картинах", детская песня «Про осень»
Цель:
Ввести детей в мир жанра живописи - «ПЕЙЗАЖ»
1.Личностные УУД:
1) Прививать интерес, мотивация к изобразительной деятельности;
2) Прививать эстетический вкус, развивать эстетическое восприятие;
3) Повышение самооценки.
Сформировать метапредметные УУД:
1.Познавательные УУД
1) Познакомить детей с жанром живописи – пейзаж;
2) Учить детей видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции;
3) Научить детей пониманию того, что цветом, художник может выразить свое настроение и «настроение» природы;
4) Научить детей нетрадиционному способу рисования «печатание листьями », и закрепить умение рисования методом « тычки мятой бумагой; использовать знания об осеннем колорите для декоративных работ;
5) Закрепить умение пользоваться красками (гуашью, акварелью); умение рисования способом «тычки мятой бумаги»;
2.Регулятивные УУД:
1) Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине;
2) Развивать навык саморегуляции ;3) Развитие моторики руки;
5) Развивать чувство ритма.
3. Коммуникативные УУД:
1)Развивать речь, а именно обогатить словарь детей словами «пейзаж», «изображение», «рамка», «фон», и активизировать эпитетами и сравнениями «ковер из листьев», «золотая осень»;
2) Развивать навыки коллективной работы, духовного товарищества, взаимовыручки.
Материал и оборудование
1. Репродукция картины И.Левитана «Золотая осень».
2. Лист А4 с нарисованным фоном осеннего неба и земли.
3. Сухие листья.
4. Гуашь,акварель.
5. Ватные палочки, салфетки, чистые листы бумаги.
6. Одноразовые тарелки, баночки с водой.
7. Фрагменты аудиозаписи «Времена года, Осень» П.И. Чайковского,песня Гр. Гладкова и А. Кушнера "Песня о картинах", детская песня «Про осень», Вивальди «Осенняя грусть»
8.Презентация с репродукциями пейзажей
Предварительная работа:
Предлагается детям прослушать песню Гр. Гладкова и А. Кушнера "Песня о картинах". Обсуждение названий картин "Пейзаж", "Портрет", "Натюрморт".
Ход занятия:
-Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? Давайте отгадаем загадку:
Висят на ветке золотые монетки.
Что это? Дети: Это осенние листья.
-Какие еще приметы осени вы знаете? (прием повторения)
Дети: листья желтеют, опадают; идут дожди, птицы улетают в теплые края.
-Наше занятие называется «В гостях у осени».
Осень – замечательное, очень красивое, но в то же время грустное время года. Давайте назовем все осенние месяцы (репродуктивный метод, прием повтора).
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
-Ребята, а вам нравится осень?
А.С. Пушкин, наш любимый русский поэт, очень любил осень, вот послушайте его стихотворение: Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лисов таинственная сень
С печальным шумом опадала.
Ложился на поля туман,
Гусей – печальный караван
Тянулся к югу, приближалась
Довольно скучная пора
Стоял ноябрь уж у двора.
-Расскажите чем вам нравиться осень? Мне, например, нравится ходить по опавшим листьям как по золотому ковру. Приходилось ли вам гулять по осеннему лесу? Не правда ли, осенью очень красиво. Как будто добрый волшебник раскрасил все вокруг яркими красками. Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину.
-А почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем не так как обычно, карандашами или красками, а по - волшебному, необычно.
( звучит песню Гр. Гладкова и А. Кушнера "Песня о картинах")
-Итак, вы сейчас прослушали песенку, где встретились слова: "Пейзаж", "Портрет", "Натюрморт". Объясните их.
Творческая поисково-экспериментальная работа.
-Ребята, давайте еще раз вспомним, что происходит осенью?Посмотрите на картинки и послушайте. Мне кажется это идет хозяюшка Осень.
(презентация с музыкой П.И.Чайковского «Времена года.Осень»)
-Что изображено было на картинках? Дети: осенние пейзажи.
Но про осень писали не только поэты,композиторы но и художники. А вот какую картину про осень написал знаменитый русский художник И.Левитан и назвал ее «Золотая осень». Почему поэт и художник назвали осень «золотой»?
Дети: Потому что листья желтые, похожи на золото.
(искусствоведческий рассказ) Да, действительно, на картине мы видим больше всего желтого и оранжевого цвета, а эти цвета напоминают цвет золота. Потому-то и называют люди этот период осени золотым.
– Давайте посмотрим, что художник изобразил на своей картине? 
– Левитан на небольшой картине смог изобразить очень многое: луг, березовую рощу, текущую издалека речку, пашню.
Интересно, как сумел художник передать в картине такое большое пространство?
– Каждый художник, прежде чем написать картину, должен ясно представить себе, как она будет выглядеть, где что будет расположено, сколько места займут те или иные предметы, то есть продумать композицию картины. Сначала художники рисуют эскизы будущей картины – небольшие подготовительные рисунки. На картине Левитана изображение большого пространства получилось, потому что большую ее часть занимает земля. Видите, как высоко на картине проходит линия горизонта. Это та воображаемая линия, где кажется, что земля соединяется с небом (показывает). Он заранее продумал, какой величины будут все предметы на картине. Ближайшие деревья нарисовал крупными, а те предметы, которые находятся дальше, на заднем плане, маленькими.
– Теперь посмотрим, какие краски использовал Левитан для своей картины. Назовите эти краски. Везде ли одинаковая желтая краска, которой художник изображал осеннюю листву? (У нее много оттенков.) Одинаков ли синий цвет неба и речки? (Тоже разные оттенки.)
– Скажите, каких красок больше на картине – ярких, светлых или темных? (Светлых и ярких.) Как вы думаете, можно ли назвать эту картину Левитана радостной? А если бы художник изобразил все то же самое: и рощу, и луг, и речку, но другими красками? Небо нарисовал бы в темно-серых тучах, воду в речке сделал бы тоже темной, листву на деревьях – мокрой, коричневой, траву на лугу – тускло-зеленой? Назвали бы мы такую картину радостной? Почему нет? Значит, Левитан хотел, чтобы зрители, испытывали удовольствие, радость. Итак, Левитан специально подобрал для картины такие краски, чтобы через цвет выразить свое настроение.
– Художников, которые пишут картины о природе, называют художниками-пейзажистами, а их картины – пейзажами.
Кто сказал, что осень
Грустная пора?
Радостно по лужам
Скачет детвора.
Желтые листочки
В воздухе кружат.
По стеклу дождинки
Весело стучат.
Если светит солнышко,
Можно нам гулять:
Бегать, веселиться,
Прыгать и скакать.
Если туча хмурится
И грозит дождем,
Спрячемся под зонтиком
Дождик переждем. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Физкультминутка “ОСЕНЬ”.
Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап!
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох!
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб.
Кто нашел его друзья?
Это я, это я, это я?
1.Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх.
2.Приседания с прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладони “смотрят” вниз.
3.Медленно подниматься, держась руками за голову, как за шляпу.
4.Стоя прямо, пожимать плечами.
Прижимая руки к груди, утвердительно кивать головой.
-Итак, а с чего же мы начнем рисовать наш осенний пейзаж? Подумайте, какая у вас будет осень? Грустная или радостная? А теперь садитесь за столы да давайте создадим свою волшебную осень.
Пейзаж – это значит изображение природы. Рисовать мы с вами будем осень, значит пейзаж у нас будет осенний.
-Давайте повторим это новое слово, чтобы лучше его запомнить. Посмотрите, вот уже и рамка готова для нашего осеннего пейзажа. А на листе бумаги я нарисовала фон.
-Но пока что наш пейзаж выглядит бледно, тускло и совсем не по -волшебному.
-Итак, сегодня мы с вами превратимся в художников, и попробуем нарисовать осень в лесу. Вы знаете, что в лесу растет много разных деревьев, угадайте, какие деревья видела я, когда гуляла там (художественное слово).
Если дует ветерок,
Задрожит её листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок … Дети: Осины
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. Дети: Рябина
На дереве этом
Качаются детки,
Маленькие, озорные,
На них шапочки резные. Дети: Дуб, желуди.
Молодцы! Правильно отгадали.
-Много деревьев вы знаете. Теперь давайте их наконец нарисуем, но помните, что все деревья отличаются друг от друга. Они как люди могут быть низкие и высокие, старые и молодые. Стволы у них могут быть прямые, а могут быть изогнутые, толстые и тонкие.
-Ветки, как руки у людей, длинные и тонкие, когда светит солнышко ветки, поднимаются вверх и тянутся к нему.
-Листья на деревьях, словно красивая одежда: желтая, красная, оранжевая, багряная. Ветер срывает листья с веток, носит их по воздуху и поэтому поздней осенью на деревьях мало листьев (использование образцов педагога).
-А кто из вас догадался, зачем на столах лежат листья? Переверните их прожилками вверх. На что они похожи? А почему они разные по размеру? ( деревья чем дальше, тем меньше.)
Вспомните, краски какого цвета можно использовать для изображения стволов, веток деревьев и кустарников, какие краски используют при рисовании осенних листьев, облаков, травы. ( расколдовываем краски)
-Прежде чем начать рисовать, мы должны расколдовать наши краски. Нужно капнуть по 1 капле волшебной воды в те цвета, которые сейчас назвали. Подумайте, как будут расположены на вашем рисунке: деревья и др. предметы.
-А вот теперь приготовьте ушки – слушать, глазки – смотреть, разумок – запоминать. Учимся «волшебному» рисованию.
Листик я сейчас намажу
Низ коричневою краской.
Сверху я его проглажу –
Выйдет дерево, как в сказке.
Так деревья рисовать –
Ничего нет проще.
Я могу наштамповать
Небольшую рощу.
-Ребята, попрошу вас обратить особое внимание на то, что листочки нужно намазывать снизу, там где выпуклые прожилки. Аккуратно приложить накрашенной стороной на фон, левого края листа. И, не сдвигая, осторожно придавить салфеткой. Поднять листик тоже нужно очень аккуратно, чтобы не размазать изображение (показ).
-Не забудьте, что расти дерево должно на земле, а ветви тянутся к солнышку в небо.
(рисуем деревья, с помощью листьев)
-Мы с вами уже рисовали «мятой бумагой» способом тычка- облака, листву, траву.
- А сегодня все это объединим в одном рисунке.
- Как вы считаете , с чего нужно начать? Небольшая подсказка: Облака могут закрыть деревья? (нет!)
Значит сначала рисуем их , а потом листву.
Вспомните, краски какого цвета можно использовать для изображения стволов, веток деревьев и кустарников, какие краски используют при рисовании осенних листьев, облаков, травы.
-Прежде чем начать рисовать, мы должны расколдовать наши краски. Нужно капнуть по 1 капле волшебной воды в те цвета, которые сейчас назвали. Подумайте, как будут расположены на вашем рисунке: деревья и др. предметы.
( Дети начинают рисовать методом «Мятой бумагой». Уточняет приемы рисования.)Звучит музыка Вивальди «Осенняя грусть» из цикла «Времена года»
- Вот и готова наша картина. Мы назовем ее «Осенний …(пауза)» Дети: Пейзаж.
-Давайте поставим ее и полюбуемся.
Итог занятия:
1. Выставка и анализ детских работ
-Давайте посмотрим, что у нас получилось? Несите все работы ко мне. У кого получилась пасмурная и грустная осень, а у кого веселая и ясная? У кого сказочная? Она вся такая разная! Так какая же осень на самом деле? Дети: Волшебная.
- Ребята, вам нравится? Мне очень понравился ваш пейзаж. Вы настоящие волшебники. Вы знаете, так красиво у вас получилось потому, что вы внимательно слушали мои объяснения, работали старательно, аккуратно и дружно. Когда краски немного подсохнут, мы повесим ваш «Осенний пейзаж» в коридоре, чтобы им могли полюбоваться и дети, и взрослые (анализ).
2. Прощание
- Вы сегодня все отлично поработали. Спасибо вам за творчество от меня. А хозяйка Осень, у которой мы с вами были, за работу наградила вас всех своими раскрасками.
На этом наше занятие закончено, и вы, мои волшебники, можете отдохнуть.