Рабочая программа ДЮСШ по волейболу для группы ТЭ-1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БАЛЕЗИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Балезинская детско – юношеская спортивная школа»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВОЛЕЙБОЛУ
для учебно-тренировочного этапа первого года обучения
Срок реализации программы:
- тренировочный этап (этап спортивной специализации) – 1 год;
п. Балезино, 2016СОДЕРЖАНИЕ
Сожержание 3
1.Пояснительная записка 4
2. Годовой учебный план 6
2.1. Рекомендации по проведению тренировочных занятий 6
2.2. Продолжительность этапов 7
2.3. Объем тренировочных нагрузок 8
2.4. Годовой учебный план на 46 недель 8
2.5. Соотношение объемов тренировочного процесса 9
2.6. Теоретический раздел программы 9
2.7. Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку. 11
3.8. Планы применения восстановительных мероприятий 13
3.9. Планы инструкторской и судейской практики 13
3. Методическая часть. Теория и методика Физической культуры и спорта. 15
3.1 История развития волейбола 15
3.2.Краткая характеристика волейбола 15
3.3.Общая физическая подготовка (ОФП) 16
3.4. Специальная физическая подготовка (СФП) 17
3.5. Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию 20
3.6. Объем индивидуальной спортивной подготовки 21
3.7. Предельные тренировочные нагрузки. 21
3.8. Структура годичного цикла 24
3.9. Требования мер безопасности в процессе реализации Программы 24
3.10. Рекомендации по планированию спортивных результатов 25
3.11.Требования к организации и проведению врачебно-педагогического, психологического и биохимического контроля 26
3.12.Программный материал для практических занятий по каждому этапу подготовки с разбивкой на периоды подготовки. 27
3.13.Избранный вид спорта. Тренировочный этап первого года обучения подготовки 28
3.14. Психологическая подготовка 31
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]34
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]37
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательное учреждение «Балезинская детско-юношеская спортивная школа» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования, находящимся в ведении муниципального образования «Балезинский район».
Школа существует с 1974 года, на основании закона РФ «Об образовании» зарегистрирована в соответствии с постановлением Администрации Балезинского района Удмуртской Республики от «27» июля 1998 года № 362.
Образовательное учреждение имеет: лицензию (рег.№ 1135 от 28.03.2016г) на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанных в приложении к настоящей лицензии (дополнительное образование детей и взрослых) срок действия бессрочно.
Свидетельство о государственной аккредитации (рег.№1048 от 15.01.2009г), школе присвоена первая категория.
Устав (утвержден 16.12.2015г. № 276 приказом Управления образования Администрации МО «Балезинский район»).
Настоящая программа составлена с учетом следующих основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание тренировочных занятий по избранному виду спорта:
- Приказ Минспорта России от 12.09.2013 №730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» зарегистрировано в Минюсте России 02.12.2013 №30530
Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 №966 «О лицензировании образовательной деятельности».
273 ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 14.12.2007 г. N 329-ФЗ;
- приказ Министерства России от 30.08.2013 № 680 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта волейбол»;
- законодательные акты, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты, регламентирующие работу спортивных школ;
- нормативно-правовые акты МБОУ ДО «Балезинская ДЮСШ».
В данной программе отражены все этапы, виды и направления спортивной подготовки, определены цели, задачи, планируемые результаты, содержание тренировочного процесса.
Основной целью данной программы является организация спортивной подготовки детей по волейболу в соответствии с главной функцией дополнительного образования: массового общефизического оздоровления детей школьного возраста с различными физическими способностями с предоставлением им равных возможностей.
Система организации физической подготовки в ДЮСШ направлена на физическое воспитание ребенка средствами физической культуры, гигиены, закаливания.
Основными задачами предпрофессиональной программы являются следующие:
1. Отбор одаренных детей. Содействие всестороннему физическому развитию организма ребенка, укреплению здоровья, воспитанию навыков и привычек соблюдения правил личной гигиены.
2. Формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта.
3. Освоение этапов подготовки, в том числе с учетом дальнейшего обучения по программа спортивной подготовки.
4. Подготовка одаренных детей к поступлению в профессиональные образовательные организации в области физической культуры.
Для занятий волейболом в «Балезинской ДЮСШ» принимаются дети с 9 лет по собственному желанию и с согласия их родителей или законных представителей, на основании личного заявления. Обучение учащихся продолжается до окончания ими школы в возрасте 16-18 лет. Набранные группы сдают приёмные нормативы, определяющие уровень физической, технической и тактической подготовки по волейболу, в соответствии с которым выбирается ступень общей физической подготовки.
Обучение проводится в форме учебно-тренировочных и теоретических занятий, работы по индивидуальным планам, медико-восстановительных мероприятий, тестирования развития общефизической и специальной подготовки занимающихся, медицинского контроля, участий в соревнованиях, судейской и инструкторской практики. Занятия проходят на спортивных площадках в свободное от занятий обучающихся в школе время.
Основным документом, регламентирующим учебно-воспитательный процесс, является учебный план, составленный для каждого года обучения и вида физической подготовки.
Учебно-воспитательный процесс включает в себя обучение по программам двух образовательных ступеней: на тренировочном этапе – 5 лет (далее ТЭ). Недельная нагрузка и количество часов зависят от уровня и года обучения группы.
В группах ТЭ, сформированных из обучающихся, прошедших подготовку в группах ЭНП, уделяется большое внимание развитию специальных физических способностей, овладению основами техники и тактики волейбола и дальнейшему их совершенствованию.
Перевод каждого учащегося в группу следующего года обучения осуществляется решением тренерского совета по результатам контрольных нормативов, принятых в конце учебного года. В случае несоответствия показателей, обучающийся будет повторно заниматься в группе этого же года обучения, либо переведен на спортивно-оздоровительный этап.
Каждый обучающийся может пройти обучение только по программе одной образовательной ступени или последовательно переходить со ступени на ступень по результатам выпускных контрольных нормативов в конце каждого учебного года.
Медицинский контроль здоровья учащихся осуществляется на основании карточек комплектования - зачисление в ДЮСШ, один раз в год. У групп ТЭ в БУЗ УР «Глазовская ГБ № 1 МЗ УР». В случае удачного прохождения осмотра ученики получают допуск к дальнейшим занятиям. Перед соревнованиями обучающиеся проходят периодические медосмотры.
Система профилактико-восстановительных мероприятий носит комплексный характер и включает в себя средства психолого-педагогического и медико-биологического воздействия.
Результатом реализации программы является положительная динамика показателей выполнения программных требований, по уровню подготовленности обучающихся:
- в ТЭ: выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовки, выполнение спортивного разряда, овладение знаниями теории волейбола и практическими навыками проведения соревнований.
2. Учебный план
2.1. Рекомендации по проведению тренировочных занятий.
Волейбол - командно-игровой вид спорта, который характеризуется разнообразием стилей игры.
Тренировочные нагрузки необходимо подбирать группе волейболистов и каждому игроку индивидуально с учетом их состояния, уровня работоспособности в соответствии с требованиями данного этапа.
Необходимо стремиться к тому, чтобы интенсивность и объем упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов. Следует отдавать предпочтение упражнениям динамического и вариативного характера и приучать занимающихся к различному темпу их выполнения.
Предлагая интенсивные упражнения, требующие значительного физического напряжения, нужно чаще изменять исходное положение, вовлекать в движение как можно больше групп мышц, чередовать напряжение с расслаблением, делать более частые паузы для отдыха, обращая внимание на дыхание (глубокое, ритмичное, без задержки). Когда занимающиеся упражняются в совершенствовании технических приемов, можно значительно повысить физическую нагрузку (для развития специальной выносливости), увеличивая количество повторений, повышая скорость выполнения приемов, усложняя перемещения игроков.
Если в занятия включены упражнения на быстроту и точность движений, то сначала следует проводить упражнения, развивающие точность, затем быстроту в сочетании с точностью. Овладение тактикой игры успешно осуществляется только при условии параллельного формирования технических навыков и тактических умений. Нужно ставить перед юными волейболистами такие задачи, решение которых не затруднит усвоение техники.
Обучение ударным движениям в настольном волейболе начинается с создания представления о нем и о пространственно-временных параметрах движения. Эта задача должна осуществляться не только на этапе первоначального разучивания, но и на всем протяжении процесса обучения с учетом изменения физических и анатомо-морфологических особенностей растущего организма. При постепенном расширении и дополнении представления о двигательном действии идет его дальнейшее совершенствование и расширение вариативности применения в игровых ситуациях.
В начале обучения следует очень осторожно использовать соревновательный метод, так как в данном случае сознание и мышечная деятельность будут направлены не на способ освоения техники, а на его быстрейшее выполнение, что может привести к появлению ошибок, а их исправить всегда труднее, чем предупредить.
В технической подготовке игроков в волейбол следует комплексно использовать как целостное обучение (обучение движению в целом в облегченных условиях с последующим расчлененным овладением его по фазам и элементам), так и расчлененное (раздельное обучение фазам и элементам и их постепенное сочетание в одно движение). На последующих этапах становления технико-тактического мастерства игроков в настольный волейбол целесообразно постепенно от стандартно-репродуктивного метода обучения переходить к вариативно - проблемному. В этом случае двигательная задача осуществляется не в уже решенной ситуации, а наоборот, спортсмен решает двигательную задачу в игровой ситуации выбора или противоборства.
Все эти особенности следует учитывать при планировании средств физической и технической подготовки в многолетнем тренировочном процессе.
На этапе начальной специализации юные спортсмены должны научиться выполнять базовые технико-тактические действия.
Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени правильно и точно подавать и принимать подачи, уметь выполнять базовые атакующие и защитные технико-тактические приемы как на месте так и в движении, как в упрощенных условиях, так и в условиях противоборства. Только после того как юный волейболист овладеет этим комплексом навыков и умений, определятся его индивидуальные качества, можно переходить к специализации по стилю игры.
Для эффективной работы тренеру необходимо учитывать особенности возрастного и полового развития детей, возрастных стимулов и интересов.
В возрасте 11-13 лет значительно изменяются весоростовые показатели, сужаются кровеносные сосуды, происходят половые изменения у девочек, в связи с чем при выполнении упражнений наступает быстрое утомление, тяжело выполняются сложные по координации движения, часты нервные срывы и т. п. При работе со спортсменами этого возраста тренеру- преподавателю рекомендуется индивидуальный подход к планированию физических нагрузок и применяемых средств. Наиболее тяжело переносятся учащимися этого возраста упражнения, направленные на развитие быстроты.
В возрасте 14-17 лет занимающихся интересует достижение конкретного определенного результата занятий (укрепление здоровья, улучшение телосложения, увеличение силы мышц и т. п.; в 14-15 лет тренеру следует ограничить в занятиях упражнения на развитие быстроты движений (особенно это относится к девочкам); с 15 лет целесообразно увеличивать объем упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых и силовых качеств (относительной силы - перемещения руки с ракеткой относительно спортсмена), скоростной выносливости.
При подготовке юных волейболистов особое внимание нужно уделять работе с высокорослыми юношами и девушками. Следует учитывать особенности, связанные со склонностью девушек к более выраженному приросту массы тела, с быстрым утомлением внимания при физической нагрузке и недостаточным уровнем физической работоспособности.
2.2. Продолжительность этапов
Спортивная подготовка волейболистов высокой квалификации рассматривается как интегральное образование, в котором в единую систему логически увязаны по времени и по месту направленные воздействия различных средств и методов тренировки.
Основа подготовки спортивного резерва состоит в том, чтобы юные волейболисты по уровню физической, технико-тактической, интегральной, психологической, теоретической подготовленности отвечали требованиям на уровне команд высших разрядов и обладали потенциальными возможностями для достижения, в перспективе, целей системы подготовки волейболистов высших разрядов.
Цель системы подготовки связана с конечным результатом в отдаленном (для сборных команд страны – это олимпийское четырехлетие; для спортивных резервов – это включение в состав команд высших разрядов) будущем. Поэтому в настоящем надо по возможности более полно знать требования будущего. Отсюда особенно велика роль планирования и прогнозирования при построении многолетнего процесса подготовки спортсменов. Подготовка спортсменов организуется, прежде всего, в форме тренировочных занятий, имеющих определенную структуру и распределенных во времени. Структура тренировочных занятий базируется на физиологических, психологических и педагогических закономерностях. Продолжительность занятия зависит от этапов подготовки, задач тренировки, возраста спортсменов, уровня их подготовленности.
Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта волейбол.
2.3. Объем тренировочных нагрузок
Таблица 1
Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической,
технической и спортивной подготовке
Год подготовки
Минимальный возраст для зачисления, лет
Минимальное число учащихся в группе
Максимальное количество учебных часов в неделю
Требования по физической, технической и спортивной подготовке на конец учебного года
Учебно – тренировочный этап
Первый
12
16-20
12
Выполнение нормативов по ОФП, СФП, технико – тактической подготовке.
Второй
13
16-20
12
II юношеский разряд.
Третий
14
12-16
15
Выполнение нормативов по ОФП, СФП, технико – тактической, интегральной подготовке.
Четвертый
15
12-16
15
I юношеский разряд или II спортивный разряд
Пятый
16
12-16
15
Выполнение нормативов ФП, ТТП, ИП. II спортивный разряд
Требования к количественному и качественному составу групп
Группы по этапам подготовки формируются по трем показателям возраст, физическая подготовленность, состояния здоровья.
При объединении в одну группу занимающиеся по возрасту и спортивной подготовленности разница в уровнях спортивного мастерства не должна превышать двух разрядов. Количественный состав на учебно- тренировочном этапе 12- 16 человек – для занимающихся свыше 2 лет, 16-20 человек – для занимающихся менее двух лет с учетом правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятии.
2.4. Годовой учебный план на 46 недель
Таблица 2
Учебный план на 46 недель
№
Этап подготовки
тренировочный этап (этап спортивной специализации)
возраст
11-12 , 12-13
13-14, 14-15, 15-16
Разделы спортивной подготовки
ТЭ-1, ТЭ-2
ТЭ-3 ТЭ-4, ТЭ-5
1
Теоретическая подготовка
56
70
2
Общая физическая подготовка
110
83
3
Специальная физическая подготовка
66
83
4
Техническая подготовка
127
166
5
Тактическая
71
115
Психологическая подготовка
19
24
Мед. контроль
4
4
6
Технико-тактическая (интегральная)подготовка
44
55
7
Участие в соревнованиях,
40
60
инструкторская и судейская практика
15
30
Всего
552
690
2.5. Соотношение объемов тренировочного процесса
Таблица 3
Соотношение объемов тренировочного процесса
по видам спортивной подготовки
на этапах спортивной подготовки по виду спорта волейбол в %
Разделы спортивной подготовки
Этапы и годы спортивной подготовки
тренировочный этап (этап спортивной специализации)
до двух лет
свыше двух лет
Общая физическая подготовка (%)
18-20
8-12
Специальная физическая подготовка (%)
10-14
12-14
Техническая подготовка (%)
23-24
24-25
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, медико-восстановительные мероприятия (%)
22-25
25-30
Технико-тактическая (интегральная) подготовка (%)
8-10
8-10
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%)
10-14
13-15
Важная роль в подготовке высококвалифицированного игрока волейбольной команды отводится соревновательной деятельности и, в частности, игровой подготовке.
Рациональная структура тренировочного процесса в соревновательном периоде (при подготовке к играм на начальном этапе спортивной подготовки) позволит решить проблему совершенствования процесса подготовки волейбольных команд различных возрастов и квалификаций, а также управления их деятельностью в ответственных соревнованиях. Учитывая особенности календарного плана соревнований, правильно распределяя и планируя объемы соревновательных нагрузок можно провоцировать закономерные подъемы и спады тренированности спортсменов. В таблице 4 приведены планируемые показатели соревновательной деятельности, которые необходимо учитывать при формировании календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий спортивной школы.
Таблица 4
Соотношение объемов тренировочного процесса в часах
Этапный норматив
тренировочный этап (этап спортивной специализации
до двух лет
свыше двух лет
Количество тренировок в неделю
4
5
Общее количество часов в год
552
690
Общее количество тренировок в год
184
230
2.6. Теоретический раздел программы
Теоретический раздел программы предусматривает наличие тем, обеспечивающих формирование не только знаний, связанных со спортивной игрой «Волейбол», но и мировоззренческих знаний: по истории развития этого вида спорта, о медико- биологических и гигиенических основах спортивной деятельности, о средствах и методах спортивной тренировки, а также приобретение научно-практических знаний по современным способам восстановления организма после физических нагрузок и профилактики травматизма. Перечень теоретических тем, предлагаемых спортсменам на всех этапах подготовки, представлен в таблице.
Таблица 5
Тематический план теоретической подготовки по годам обучения
Тренировочный этап
Тема
(спортивная специализация)
Год обучения
1-й
2-й
3-й
4-й
5-й
Место и роль физической культуры и спорта в современном обществе. История развития избранного вида спорта.
+
+
+
+
+
Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта.
+
+
основы спортивной подготовки
+
+
Гигиена спортсменов. Гигиенические знания, умения и навыки
+
+
Спорт и здоровье. режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни.
+
основы спортивного питания
+
Физиологические особенности и основы функционирования организма спортсмена
+
+
+
+
Укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию
+
+
Требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке
+
Виды контроля в спорте. Развитие основных физических качеств
+
+
Требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта
+
+
Овладение основами техники и тактики избранного вида спорта. Развитие специальных психологических качеств
+
+
+
+
+
Основы использования средств ОФП. Освоение комплексов физических упражнений
+
Обучение способам повышения плотности технико-тактических действий в обусловленных интервалах игры
+
+
+
+
+
Освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся, тренировочных и соревновательных нагрузок
+
+
Выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранному виду спорта
+
+
+
+
+
Освоение скоростной техники в условиях силового противоборства с соперником
+
Развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости
+
Повышение индивидуального игрового мастерства
+
Правила соревнований. Повышение уровня специальной физической и функциональной подготовленности
+
+
+
+
+
Практический раздел программы
Практический раздел программы предусматривает:
овладение техникой основных приёмов нападения и защиты;
формирование навыков деятельности игрока совместно с партнёрами на основе взаимопонимания и согласования;
приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий по волейболу;
содействие общему физическому развитию и направленное совершенствование физических качеств применительно к данному виду спорта.
Программа рассчитана на изучение, закрепление, совершенствование полученных навыков и освоение более глубоких приёмов в течение года, избранного вида спорта, по следующим разделам:
1. Общие основы волейбола.
2. Изучение и обучение основам техники волейбола.
3. Изучение и обучение основам тактики игры.
4. Основы физической подготовки в волейболе.
5. Воспитание физических качеств занимающихся волейболом
2.7. Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку.
Медицинские:
Обучающийся, желающий пройти спортивную подготовку, могут быть зачислен в ДЮСШ, только при наличии документов, подтверждающих прохождение медицинского осмотра. А так же заявления родителей и заявления на обработку персональных данных.
Лица, проходящие спортивную подготовку, обязаны:
- проходить углубленный медицинский осмотр перед началом учебного года;
- обучающиеся в группах тренировочного этапа проходить обязательные ежегодные углубленные медицинские осмотры в БУЗ УР «Глазовская ГБ № 1 МЗ УР».
- проходить дополнительные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях, а так же после болезни или травм;
- соблюдать санитарно- гигиенические требования, предъявляемые к режиму дня, местам проведения тренировочных занятий и соревнований, одежде, обуви, питанию и восстановительным средствам.
На всех этапах спортивной подготовки, лица, проходящие спортивную подготовку, должны быть физически здоровы и не иметь медицинских ограничений на занятия спортом.
Этапные комплексные обследования (ЭКО). Задачами ЭКО является определение уровня различных сторон подготовленности и двигательного потенциала спортсмена на отдельных этапах подготовки. Проведение ЭКО осуществляется на важнейших этапах подготовки, проводится в рамках учебно-тренировочного процесса и плановой диспансеризации спортсменов.
Таблица 6
Программа ЭКО
Направленность обследования
Вид обследования
Морфологический статус
Определение антропометрических показателей: рост, вес, окружности
Физическая (функциональная)
Физические тесты соответствующей направленности
Психологическая
Оценка психо-эмоционального состояния: уровень самоконтроля, волевой мобилизации, самооценка и пр.
Контроль нагрузок
Анализ выполнения нагрузок за предшествующий этап подготовки. Планирование на последующий этап
Текущие обследования (ТО). Задачами ТО являются систематический контроль над тренировочным процессом в целях повышения его эффективности и предупреждения перегрузок, перенапряжения, нарушения процессов адаптации, оценка уровня и структуры физической и технической подготовленности.
Таблица 7
Программа ТО
Направленность обследования
Вид обследования
Физическая (функциональна)
Определение переносимости нагрузок (ЧСС в покое, до и после нагрузок
Психологическая
Оценка психо-эмоционального состояния: степень психического утомления, оценка самочувствия, активности, настроения.
Контроль нагрузок
Анализ выполнения нагрузок за исследуемый период подготовки. Показатели объема и интенсивности тренировочной работы.
Оценка и анализ технической подготовленности
Видеоанализ, фотоанализ технической подготовленности
Психофизические:
Основную роль играют следующие психофизические требования в зависимости от состояния и уровня готовности спортсмена.
Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной и идейной работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию идейной убежденности, воспитанию свойств личности. В программу психологической подготовки должны быть включены мероприятия, направленные на формирование спортивного характера, психологической готовности спортсмена к соревнованиям.
Уровень психофизической подготовки определяется, исходя из состояния 4-х основных компонентов: физиологического статуса, функциональной устойчивости, физической подготовленности и психофизиологических характеристик
Для спортивного отбора центральным является психологический аспект, т. к. без оценки мотивов, способностей, спортивно-значимых свойств темперамента и характера, психических процессов и состояний не может быть достигнуто соответствие между требованиями определенной спортивной деятельности и индивидуально-психологическими качествами спортсмена. Это соответствие обеспечивает высокую эффективность, надёжность и устойчивость тренировочного процесса. Это соответствие обеспечивает высокую эффективность, надёжность и устойчивость тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена.
Основные методологические принципы психологического отбора.
Требования к спортсмену, содержащиеся в психспортограмме, охватывают четыре уровня:
1 медицинские - состояние соматического здоровья, показания и противопоказания к занятиям данным видом спорта.
2 физические - уровень общей и специальной физической подготовленности на определенном этапе отбора.
3 психофизиологические - требования к уровню проявления свойств высшей нервной деятельности, психических процессов, психомоторных качеств.
4 личностные и социально-психологические - требования к особенностям личности и межличностным отношениям спортсмена.
3.8. Планы инструкторской и судейской практики
В течение всего периода обучения тренеру необходимо привлекать занимающихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика приобретается на занятиях и вне их. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки тренировочной работы и навыки судейства соревнований.
По тренировочной работе необходимо последовательно освоить следующие навыки и умения:
1. Построить группу и подать основные команды на месте и в движении.
2. Составить конспект и провести разминку в группе.
3. Провести тренировочное занятие в младших группах под наблюдением тренера.
По судейству каждый занимающийся должен освоить следующие навыки и умения:
1. Составить положение о проведении внутришкольных соревнований по волейболу.
2. Знать правила заполнения протокола.
3. Участвовать в судействе учебных игр совместно с тренером.
4. Провести судейство учебных игр в поле (самостоятельно).
5. Участвовать в судействе официальных соревнований в роли судьи в поле и в составе секретариата.
6. Постоянно совершенствовать судейскую практику в качестве судьи в поле и в составе секретариата.
3.9. Планы применения восстановительных мероприятий
При современных уровнях соревновательных и тренировочных нагрузок средства восстановления и методика их применения в процессе тренировочной и соревновательной деятельности рассматриваются как важный фактор достижения целей системы подготовки волейболистов наряду с тренировкой и соревнованиями.
Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия. Восстановительные средства делятся на четыре группы: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.
Педагогические средства являются основными, так как при нерациональном построении тренировки остальные средства восстановления оказываются неэффективными. Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующего стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок на отдельных этапах тренировочного цикла.
Специальное психологическое воздействие, обучение приемам психорегулирующей тренировки. При этом возрастает роль тренера в управлении свободным временем занимающихся, в снятии эмоционального напряжения и т. д. Эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов.
Очень важное значение имеет определение психической совместимости спортсменов.
Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.
Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления.
Физические факторы представляют собой большую группу средств, используемых в физиотерапии. Рациональное применение физических средств восстановления способствует предотвращению травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Профилактика травматизма всегда являлась неотъемлемой задачей тренировочного процесса. Частные травмы нарушают нормальное течение тренировочного процесса и свидетельствуют о нерациональном его построении.
Во избежание травм рекомендуется:
1.Выполнять упражнения только после разминки с достаточным согреванием мышц.
2.Надевать тренировочный костюм в холодную погоду.
3.Не применять скоростные усилия с максимальной интенсивностью в ранние утренние часы.
4.Не бегать продолжительно по асфальту и другим сверхжестким покрытиям.
5.Прекращать нагрузку при появлении болей в мышцах.
6.Применять упражнения на расслабление и массаж.
7.Освоить упражнения на растягивание.
8.Применять втирания, стимулирующие кровоснабжение мышц, но только по совету врача
В спортивной практике широко используются различные виды ручного и инструментального массажа, души (подводный, вибрационный), ванны, сауна, локальные физиотерапевтические воздействия и др. Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением. Большую роль в сохранении здоровья спортсмена играет, проводимая со спортсменами, антидопинговая программа.
Средства восстановления используются при снижении спортивной работоспособности или при ухудшении переносимости тренировочных нагрузок.
3. Методическая часть. Теория и методика Физической культуры и спорта.
3.1 История развития волейбола
История волейбола началась в США в конце 19-го в штате Массачусетс, а изобрел его Уильям Морган, выходец из Нью-Йорка. В это время он был преподавателем физкультуры в одном из колледжей в городе Холиок. Создание этого вида спорта, как ни странно, было вдохновлено историей баскетбола, несмотря на то, что общего у этих видов спорта не так уж и много. В предыстории можно отметить, что баскетбол изобрел Джеймс Нийсмит, и Морган с ним познакомился во время учебы в колледже. Морган был очень творческой, талантливой и организаторской личностью. Баскетбол пользовался огромной популярностью у молодежи, но многим он был не под силу из-за больших скоростей, темпа, навыков, особенно не просто было играть для более возрастных групп. Для тенниса требовалась дополнительная экипировка в виде мячиков, ракеток и т. д. Во время одно из уроков он поднял сетку для большого тенниса практически на два метра в высоту, и студенты перебрасывали камеру от баскетбольного мяча через нее. Количество принимавших участие в игре было не лимитировано. При первых попытках игре пробовали играть баскетбольным мячом, но он был слишком тяжелым. Играя камерой от баскетбольного мяча понимали, что он слишком легкий. Поэтому был заказан на фабрике “Spalding” специальный кожаный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с резиновой камерой внутри. Изначально этот вид спорта назывался «Минтонет», а немногих позднее был переименован в «волейбол» (летающий мяч), по предложению доктора Альфреда Холстеда.На публике этот вид спорта дебютировал в 1896 году, когда она была показана руководству колледжа. А через год сформировались первые краткие правила в истории волейбола и размеры мяча. Основными моментами было то, что количество игроков, принимавших участие, и количество касаний было не ограничено, а очко присваивалось только при своей подаче.
После истории волейбола в США, он появился в Канаде, а затем на Кубе, Филиппинах, Японии, Европе, Южной Америке и в 1920-ых годах докатился до СССР.
По мере распространения волейбола изменялись и правила, которые имели за историю значительные различия между Востоком и Западом. Можно отметить основные моменты: в Америке, Африке и Европе принимало участие шесть игроков, а в азиатских странах 9-12, не менявших позиций. В 1922 году было введено в правило ограничение касаний в течение одного розыгрыша до 3-ех.
День рождения Международной федерации волейбола стал 1947 год, после чего стали проводится чемпионаты мира и Европы, а первым президентом в истории стал французский архитектор Поль Либо. Через семь лет волейбол стал олимпийским видом спорта.
3.2.Краткая характеристика волейбола
Волейбол (англ. volleyball–отбивать мяч на лету) – игра с мячом двух команд по 6 человек на площадке 18х9 м, разделенной пополам сеткой.
Цель игры - ударом рук по мячу переправить его на сторону соперника так, чтобы тот не мог возвратить мяч обратно, не нарушая правил.
Команда должна переправить мяч, сопернику использовав, не более трех ударов. При этом игрок не может ударить по мячу два раза подряд.
Задачи игроков – в соответствии с правилами направить мяч над сеткой и приземлить его на стороне соперника (в пределах границ площадки) или заставить соперника совершить ошибку.
Место для игры. Площадка для игры в волейбол представляет собой прямоугольник размером 18х9 м.
Две боковые и две лицевые линии ограничивают игровую площадку. Средняя линия разделяет ее на две равные половины ( 9х9 м). Каждая половина имеет одинаковую разметку. Ширина всех линий разметки 5 см. Она входит в размеры площадки. На каждой половине площадки в 3 м от средней линии нанесена линия нападения (ее ширина входит в размеры передней зоны) и продолжена за боковыми линиями дополнительными прерывистыми линиями – пятью короткими 15 – сантиметровыми линиями шириной 5 см, нанесенными через 20 см.
Над средней линией устанавливается сетка шириной 1 м и длинной 9,5 м. Верхний край сетки обшивается белой лентой шириной 5 см.
Таблица 8
Высота сетки для разных возрастных групп различная.
Группы
Высота сетки, см
11-12 лет
13-14 лет
15-16 лет
17 лет и старше
Мальчики, юноши
220
230
240
243
Девочки, девушки
200
210
220
224
На расстоянии 0,5 -1 м от боковых линий на продолжении средней линии устанавливаются стойки, на которые натягивается сетка.
Мяч. Имеет наружную оболочку из мягкой кожи. Окружность мяча 65-67 см, вес 260-280 г. Его цвет должен быть однотонным и светлым или комбинированным. Наиболее оптимальна комбинированная бело-желто-синяя расцветка мяча.
3.3. Общая физическая подготовка
( ОФП для всех этапов)
В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.
Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая - для мышц рук и плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи; третья - для мышц ног и таза.
Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревку).
Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.
Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.
Бег: 20,30,60 м, повторный бег - два-три отрезка по 20-30 м (с 12 лет) и по 40 м (с 14 лет), три отрезка по 50-60 м (с 16 лет).
Бег с низкого старта 60 м (с 13 лет), 100 м (с 15 лет).
Эстафетный бег с этапами до 40 м (10-12 лет), до 50-60 м (с 13 лет).
Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10).
Бег или кросс 500-1000 м.
Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.
Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность;
метание гранаты (250-700 г) с места и с разбега;
Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные - от 3 до 5 видов.
Спортивные и подвижные игры.
Баскетбол, гандбол, футбол, бадминтон и др.
Основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении.
Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень».
Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10,15 м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
3.4. Специальная физическая подготовка (СФП)
Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег на 5,6 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). «Челночный» бег, но отрезок вначале пробегают лицом вперед, а затем спиной и т.д. По принципу «челночного» бега передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (2-5 кг) в руках, с поясом-отягощением.
Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки, по сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360°, прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и т.д. То же, но подают несколько сигналов; на каждый сигнал занимающиеся выполняют определенное действие.
Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные варианты игры «Салочки», специальные эстафеты с выполнением перечисленных заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.
Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом (двумя) в руках (до 3 кг). Из положения, стоя на гимнастической стенке - одна нога сильно согнута, другая опущена вниз, руками держаться на уровне лица: быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). То же с отягощением (пояс до 6 кг).
Упражнения с отягощениями (мешок с песком до 10 кг для девушек и до 20 кг для юношей, штанга - вес устанавливается в процентах от массы занимающегося и от характера упражнения - приседание до 80 раз, выпрыгивание до 40 раз, выпрыгивание из приседа до 30 раз, пояс, манжеты на запястьях, голени у голеностопных суставов, жилет): приседание, выпрыгивание вверх из приседа, полуприседа, полуприседа и выпада, прыжки на обеих ногах.
Многократные броски набивного мяча (1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т.д. (выполняют ритмично, без лишних доскоков). То же, но без касания мячом стены (с 14 лет - прыжки на одной ноге).
Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же с отягощением. Запрыгивание на тумбу (сложенные гимнастические маты), постепенно увеличивая высоту и количество прыжков подряд. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но делая разбег в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных (набивных, волейбольных) мячей, укрепленных на разной высоте.
Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх (на месте и в сочетании с различными перемещениями).
Из упора, стоя у стены одновременное и попеременное сгибание лучезапястных суставов (ладони располагаются на стене, пальцы вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивают). То же, но опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа - передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. То же, но передвижение вправо и влево, одновременно выполняя приставные шаги руками и ногами (с 15 лет). Из упора присев, разгибаясь вперед вверх, перейти в упор лежа (при касании пола руки согнуть). Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер (с 14 лет для мальчиков). Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица (движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче мяча).
Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев). Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование). Многократные передачи баскетбольного (гандбольного, футбольного) мяча о стену и ловля его. Поочередные броски и ловля набивных и баскетбольных мячей, которые со всех сторон бросают занимающемуся партнеру. Ведение баскетбольного мяча ударом о площадку. Упражнения с гантелями для кистей рук. Упражнения с кистевым эспандером. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократные волейбольные передачи набивного, гандбольного, футбольного, баскетбольного мячей в стену. Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние до нее. Многократные передачи волейбольного мяча на дальность (с набрасывания)
Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя); в зависимости от действия партнера (партнеров) изменять высоту подбрасывания, бросок на свободное место, на партнера и т.д. Многократные броски и ловля набивного мяча во встречных колоннах, в тройках в рамках групповых тактических действий (направления первой и второй передач). То же, но броски при первой и второй передачах в соответствии с сигналом. То же в рамках командных действий.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой.
Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке в положении наклона вперед, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей), движение руками с шагом правой ногой вперед (как при нижней прямой подаче). Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), руки за головой, движение руками из-за головы вверх и вперед. То же одной рукой (правой, левой). То же, но амортизатор укреплен за нижнюю рейку, а занимающийся стоит у самой стенки. Движение рукой вверх, затем вперед. Стоя на амортизаторе, руки внизу - поднимание рук через стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и отведение назад. То же, но круги руками. Стоя правым боком к стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), движение правой рукой как при верхней боковой подаче.
Упражнения с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе. Броски мяча снизу одной и двумя руками. Броски мяча одной рукой над головой: правой рукой влево, левой - вправо. Броски набивного мяча (1 кг) через сетку, расстояние 4-6 м. С набивным мячом в руках у стены (2-3 м) в ответ на сигнал бросок снизу, сверху. Бросок гандбольного мяча через сетку из-за лицевой линии в пределах площадки и на точность в зоны. То же, но после перемещения от сетки.
Упражнения с волейбольным мячом (выполняют многократно подряд). Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах в опорном положении и в прыжке с места, с разбега. Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей рукой.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча (1 кг) в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота 1,5-2 м) или на полу (расстояние 5-10 м) с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу, укрепленному на резиновых амортизаторах. То же, но у тренировочной стенки. Удары выполняют правой и левой рукой с максимальной силой.
Удары по мячу, укрепленному на амортизаторах, с отягощениями на кисти, предплечье, ногах или при отягощении всего тела (куртка, пояс). Спрыгивание с высоты (до 50 см) с последующим прыжком и нападающим ударом по мячу на амортизаторах. Многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера у сетки и из глубины площадки. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу, укрепленному на амортизаторах. То же, но броски и удары через сетку (с собственного подбрасывания).
В парах. С набивным мячом в руках (1 кг) прыжок вверх, замах из-за головы двумя руками и в ответ на сигнал или бросок с сильным заключительным движением кистей вниз вперед, или вверх вперед (плавно). То же, но бросок через сетку; то же, но бросок вниз двумя руками, вверх - одной. В ответ на сигнал бросок набивного мяча двумя руками по ходу или с переводом (вправо, влево).
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые упражнения, описанные ранее, в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же с касанием волейбольного мяча, укрепленного на резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после поворотов, после поворотов и перемещений (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивание).
Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя руками (ладонями) отбить его в стену; приземлившись, поймать мяч и т.д. Мяч отбивать в высшей точке взлета. Учащийся располагается спиной к стене - бросить мяч вверх назад, повернуться на 180° и в прыжке отбить его в стену. То же, что предыдущие два упражнения, но мяч набрасывает партнер. Партнер с мячом может менять высоту подбра