Кружок Туган ягым — яшел бишек (1 класс)


Тематическое планирование.
1 класс - 34 часа

п/п Темы Количество часов Сроки
фактический календарный
Я и моя семья. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества моих родителей. Их профессии. Совместный труд и отдых. 1 Мой дом, улица, школа. Моя деревня. Названия улиц в селе. Работа по карте района. 1 Кто наши соседи? Мой адрес. 1 Почему так названы наши улицы? 1 О погоде. (Тепло. Холод. Облачность. Осадки). Времена года. 1 Осенняя экскурсия в парк. 1 Викторина "Сезонные изменения в природе". 1 Труд сельских жителей в разное время года. 1 Растения и животные вокруг нас. Бережное отношение к растениям и животным. 1 Разгадывание кроссворда "Осень" 1 Подготовка зверей к зиме. А домашние животные готовятся к зиме? 1 Профессии моих родителей 1 Разучивание песни "Наш край" 1 Экскурсия к памятнику, павшим землякам в годы Великой Отечественной войны. Уход за памятником. 1 Чтение рассказов о подвигах людей в годы войны (с приглашением живых свидетелей войны). 1 Встреча со старожилами села. 1 Советы доктора Воды. 1 Забота о глазах. Уход за ушами, зубами. 1 Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. 1 Экскурсии на животноводческую ферму (или на пасеку). 1 Какие птицы нашей местности улетают на юг, какие остаются. Как помочь птицам зимой. 1 Есть ли жизнь в воде подо льдом. 1 Травы, кустарники, деревья в нашем саду. 1 Съедобные и несъедобные грибы в нашем лесу. 1 Про кошек и собак. 1 Комнатные растения в нашем классе. Уход за ними. 1 Лиственные и хвойные растения в нашем классе. 1 Викторина "Овощи и фрукты". 1 Экологические сказки. 1 Изготовление поделок из природного материала "Мир фантазии". 1 Отгадывание загадок о растениях и животных. 1 КВН "Хочу все знать". 1 Беседа о главной песне нашей Родины. Слушание гимна нашей страны. 1 Итоговое занятие. 1 Мой край
Пояснительная записка
Содержание кружка «Мой край» тесно связано с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова, имеющего экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее пределами. А.А.Плешаков подчеркивает, что очень важна работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например, на внеклассных занятиях. Педагогическая ценность изучения родного края была осознана очень давно. Достаточно четко сформулировал идею изучения родного края в первой половине XVII в. Я.А. Каменский, впоследствии его поддержали русские педагоги В.Р. Зуев, К.Д. Ушинский.
Основная цель – формирование целостной развитой личности, развитие их познавательного интереса, создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире.
Ученик любознателен, он хочет знать окружающий мир, в котором живет.
Итак, объект изучения: край
его социальнаякультурная
природная среда.
Для детей начальной школы понятие край достаточно узкое, соответствующее восприятию детей: это свое село, район. Из класса в класс познавательные возможности детей возрастают и расширяется осознание своего места в окружающем мире у детей.
"Я, мое село, район, мой край - моя республика Татарстан, мое Отечество - Россия, мир.Мы считаем, что первоначальное знакомство с краем целесообразно начать с временного состояния села. Хотя жизнь края в древности вызывает интерес у детей, но в силу возрастных познавательных возможностей дети не могут оценить значение исторических процессов, происходивших на территории края. Но проведение ряда занятий по изучению истории села все же необходимы.
Особое внимание уделяем на формирование у учащихся бережного отношения к хлебу, на необходимость личного участия каждого в общем деле охраны природы, на необходимость выполнения правил личной безопасности. Считаем, что дети должны знать проблемы своего села (района) и уметь радоваться достигнутым успехам.
Очень важно, считаем, сохранить познавательный интерес у школьников к познанию своего края. Будучи в старших классах, чтобы они могли применить краеведческие знания на практике и продолжили работу по изучению своего края.
При составлении тематического планирования мы старались обратить внимание на необходимость бережного отношения к природе, сделать акцент на важность сохранившихся традиций, а так же на ценность окружающих памятников культуры.
Учитывая возрастные особенности учащихся - их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов, мы стремимся к тому, чтобы каждое занятие было интересным. Использование разнообразных форм и методов, наглядных пособий, отрывков из художественной и научно-популярной литературы о родном крае, различных игровых приемов способствуют лучшему усвоению материала.
Программа кружка «Краеведение» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Она составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, не перегружая детей младшего возраста излишней информацией, с включением в ее содержание такого материала, который поможет ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение.
В разделе «Природа нашего края» программа предусматривает расширение и углубление знаний, полученных на уроках «Мир вокруг нас» знакомство с животным и растительном миром нашей местности, с отраслями сельского хозяйства. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, узнают о важнейших взаимосвязях между природой и хозяйством, у них развивается чувства сопричастности к жизни природы и общества. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувство милосердия норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.
В разделе «Культура края» дети знакомятся с памятными местами села, района, с достопримечательностями Татарстана, с традиционными праздниками русского и татарского народов, изучают гимн Новошешминска (автор З. Кандеева, музыкальный работник детского сада села Ленино), Татарстана, гимн страны, изучают сборник стихов, написанный местными поэтами. Организовываем встречи со знатными, талантливыми людьми села, района. В этом же разделе предусмотрены экскурсии в музеи, к историческим памятникам.
В разделе «Здоровье и безопасность» уделяется внимание на укрепление и сохранение здоровья и на необходимость выполнения правил личной безопасности.
Работа в кружке развивает в детях самостоятельность, творческое отношение к делу, активную жизненную позицию, развивает мышление и речь, воспитывает чувство дружбы и товарищества и, несомненно, любовь к родному краю.
Считаем важным установление тесной связи с родителями, учреждениями, организациями района, способными помочь детям в освоении социальной, культурной и природной среды родного края, так как занятия по краеведению содействуют интеллектуальному и духовному содружеству семьи и школы, родителей и детей, а учителю помогает эффективно использовать краеведческий материал на всех уроках.
Цели программы.
Обучающие:
Изучение родного края: его социальной, культурной, природной среды.
Начальное формирование экологических знаний, основ экологической этики и ответственности.
Создание условий для практической ориентации ученика в окружающем мире.
Формирование представления взаимодействия села, человека и природы.
Развивающие:
Развитие у учащихся активного познавательного интереса к изучению края.
Развитие мышления и речи учащихся.
Развитие наблюдательности, любознательности, самостоятельности, творческих способностей.
Воспитательные:
Воспитание любви к Родине (к родному краю).
Воспитание трудолюбия, любви к земле, уважения к людям труда разных профессий, воспитание гордости за своих земляков.
Воспитание эстетического восприятия природы; бережное, ответственное отношение к ней.
Воспитание самостоятельности и творческого отношения к делу.
5.Создание условий для формирования нравственных чувств, этики поведения.
Формы и методы организации занятий.
Беседы с учащимися.
Наблюдения в природе.
Экскурсии в природу, на различные предприятия района, в музей и т.д.
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда, тружениками села самых разных профессий.
Утренники, викторины, конкурсы, соревнования.
Выполнение творческого задания: оформление альбомов, фотоальбомов, рефератов, сочинения, рисование, лепка, подготовка небольших устных сообщений на разные темы, выпуск газет с сочинениями и стихами.
Изучение специальной литературы, знакомство с документами архива, с местной периодической печатью.
Организация выставок рисунков, поделок из природного материала.
Беседы с местными старожилами.
Организация частично-поисковой работы (сбор материала для краеведческого уголка).
Использование музыки (прослушивание, разучивание, исполнение детьми репертуара соответствующего материала, отрывков из художественной и научно-популярной литературы).
Просмотр видео- и кинофильмов, телепередач, использование наглядных пособий.
Работа с картой района, республики, с планом села.
Использование различных игр краеведческого характера.
Перечень наблюдений, экскурсий, практических работ.
Экскурсии:
В природу: к берегу реки ; на луга, к холму, в лес - в разное время года; на родники. Экскурсии по теме "Поверхность нашей местности", "Почва", "Полезные ископаемые; на ферму - с целью ознакомления с условиями содержания животных, сельскохозяйственными профессиями; на завод (сухого обезжиренного молока); в школьный музей.
Практические занятия:
Посадка деревьев, кустарников; изготовление кормушек, скворечников; работа с глобусом и картой; рассматривание живых растений, гербарных экземпляров диких и культурных растений края, их распознавание; распознавание овощей и фруктов, помощь в уборке урожая овощей на пришкольно-опытном участке; помощь родителям - работа на приусадебных участках; сбор природных материалов для художественного творчества, частично-поисковая работа - сбор материала для краеведческого уголка, уход за комнатными растениями, составление родословной.
Конкурсы:
"Знаешь ли ты свой край?"
"Знаешь ли ты овощи, фрукты?"
"Знаешь ли ты зерновые культуры, которые выращивают на наших полях?"
"Знаешь ли ты своих соседей?"
Встречи:
с людьми разных профессий, с местными писателями и поэтами.
с ветеранами Великой Отечественной войны и труда.