Реализации программы по дополнительному образованию Занимательная математика


РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете МБДОУ № 10 Заведующий МБДОУ
Протокол № __ от ___.___.2016 «Детский сад № 10
г.Красноармейска»
__________ Салахова Л.Ф.
Приказ №__ от от ___.___.2016
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Занимательная математика»
для дошкольников подготовительного возраста (6-7 лет)
Программа разработана
воспитателем
I квалификационной категории
Захаровой Анной Петровной
г. Красноармейск, Саратовская область
2016-2017 учебный год
Содержание
I . Целевой раздел……………………………………………………………………………………….3
Пояснительная записка…………………………………………………………………………
Планируемые результаты освоения Программы
II. Содержательный раздел ……………………………………………………………………………..
III. Организационный раздел………………………………………………………………………..
Программное обеспечение
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика» разработана на 2016-2017учебный год для организации дополнительного образования дошкольников подготовительного возраста. Детский сад – первая и очень ответственная  ступень общей системы образования. В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Цель программы.
- Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
- Развивать математические представления детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
- Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления
- интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений
Задачи Программы:
Развитие логического мышления
Развитие математических способностей и склонностей
Качественная подготовка к школе
Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки
1.2.Планируемые результаты освоения Программы
знать числа второго десятка;
понимать независимость числа от величины, расположения предметов и направления счета;
уметь решать арифметические задачи и записывать решение;
устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
ориентироваться на листе бумаги в клетку, пространстве;
раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, толщине;
решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
понимать задание и могут выполнить его самостоятельно;
проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
самостоятельно формулировать учебные задачи.
Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.
II. Содержательный раздел
Календарно-тематический план
СЕНТЯБРЬ
Занятия Совместная деятельность
Занятия № 1-2. Тема: «Числа 1-5. Повторение».
Программные задачи. Повторить числа 1-5: образование, написание, состав; закрепить навыки количественного и порядкового счёта; развивать графические умения; закрепить понятия последующие и предыдущие числа.  
Занятия № 3-4. Тема: «Числа 1-5. Повторение».
Пр. задачи. Повторить с детьми прямой и обратный счёт. Повторить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, знаки >, <, =.
Повторить временные отношения раньше-позже.
Повторить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей,
Ввести в речевую практику термин задача.
Развивать логическое мышление. И/упр. «Что сначала, что потом» (закрепление временных отношений).
Занятия № 5-6. Тема: «Число 6. Цифра 6».
Пр. задачи. Познакомить с образованием и составом числа 6. цифрой 6.
Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрические представления.
Развитие у детей логического мышления и пространственного воображения.
Закрепить представления о треугольнике.
Упражнять детей в решении задач, выявлении частей в задаче. Решение «Весёлых задач
Игра «Третий лишний» 
Занятия № 7-8. Тема: «Число 6. Цифра 6).
Пр. задачи. Закрепить геометрические представления и познакомить с новым видом многоугольников – шестиугольником.
Закрепить прямой и обратный счёт, предыдущие и последующие числа.
Закрепить представления о составе чисел 2-6, взаимосвязи целого и частей, числовом отрезке.
Упражнять детей в решении задачи и записи её решения. Игра «Танграм».
«Геометрическое лото».
ОКТЯБРЬ
Занятия Совместная деятельность
Занятия № 1-2. «Длиннее, короче».
Пр. задачи. Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести в речевую практику слова длиннее, короче.
Закрепить взаимосвязь целого и частей, знание состава чисел 2-6, счётные умения: прямой и обратныё счёт.Решение задач на сложение и вычитание, упражнять в записи решения задачи, в составлении задач по предложенному выражению. Игра «Пять имён»
И/У «Геометрические коврики».
Занятие № 3-4. «Измерение длины».
Пр. задачи. Формировать представление об измерении длины с помощью мерки. Познакомить с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень.
Закрепить умение составлять мини-рассказы и выражения по рисункам, счётные умения в прямом и обратном порядке.
Повторить состав числа в пределах 6.
Развивать графические умения. Игра «Танграм»
Занятие № 5-6. Тема: «Измерение длины.
Пр. задачи. Закрепить представление об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой.
Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков.
Закрепить представление о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.  
Занятия № 7-8. Тема: «Измерение длины».
Пр. задачи. Закрепить умение практически измерять длину отрезков с помощью линейки.
Раскрыть аналогию между делением отрезка на части и групп предметов, ввести в речевую практику термины условие и вопрос задачи, познакомить с использованием отрезка для ответа на вопрос задачи.
Решение «Весёлых задач» (в стихах)
НОЯБРЬ
Занятия Совместная деятельность
Занятия № 1-2. Тема: «Число 7. Цифра 7».
Пр. задачи. Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7.
Закрепить представление о составе чисел 2-6, взаимосвязи целого и частей, понятие многоугольника.
Упражнять детей в записи решения задачи, в решении примеров типа 3+1, 5─, в выявлении закономерности. И/упр. «Соседи числа»
Занятия № 3-4. Тема: «Число 7. Цифра 7».
Пр. задачи. Закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 10; знание состава числа в пределах 7.
Повторить сравнение групп предметов с помощью составления пар, приёмы присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц на числовом отрезке.
Закрепить умение сравнивать количество предметов, использование знаков <, >, =. Игра «Телефонисты» 
Занятия № 5-6. Тема: «Число 7. Цифра 7».
Пр. задачи. Закрепить представление о составе числа 7, взаимосвязи целого и частей, умение изображать эти взаимосвязи с помощью отрезка.
Закрепить пространственные отношения, совершенствовать умения работать с планом и картой, умение измерять длину отрезков с помощью линейки, приёмы присчитывания и отсчитывания единиц на числовом отрезке.
Развивать графические умения. Игра «Геометрические коврики»(расположение геометрических фигур на листе бумаги называть)
Занятия № 7-8. Тема: «Тяжелее, легче. Сравнение по массе»,
Пр. задачи. Формировать представления о понятиях тяжелее – легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе.
Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7.
Развивать графические умения. И/упр. «Письмо» 
ДЕКАБРЬ
Занятия Совместная деятельность
Занятия № 1-2. Тема: «Измерение массы»,
Пр. задачи. Формировать у детей представления о необходимости выбора мерки при измерении массы. Познакомить с меркой 1 кг.
Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке.
Развивать логическое мышление, графические умения. Составление сказок по схемам по методике «Триз»
Игра «Пятый лишний (по картинкам)
Занятия № 3-4. Тема: «Измерение массы».
Пр. задачи. Закрепить представление об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов.
Закрепить геометрические и пространственные представления, взаимосвязь целого и частей, умение составлять задачи по рисункам и соотносить их со схемами. Игра «Пятый лишний» (по картинкам)
Математический диктант
Занятия № 5-6. Тема: «Число 8. Цифра 8».
Пр. задачи. Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8.
Закрепить представления о составе чисел 2- 7, навыки счёта в прямом и обратном порядке, взаимосвязь целого и частей.
Развивать графические умения, логическое мышление, умение решать арифметические задачи на сложение и вычитание, придумывать задачу по рисунку. Составление сказок по схемам по методике «Триз».
Игра «Зеркало» 
Занятия № 7-8. Тема: «Число 8. Цифра 8»,
Пр. задачи. Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке.
Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке.
Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи. Игра «Седьмой лишний» (по картинкам)
Упр. на выявление закономерности.
«Весёлые задачки» (задачи в стихах)
ЯНВАРЬ
Занятия Совместная деятельность
Занятия № 1-2. Тема: «Число 8. Цифра 8».
Пр. задачи. Повторить приём сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар.
Закрепить представление о составе числа 8, взаимосвязи целого и частей, из схематическом изображении с помощью отрезка, пространственные отношения; формировать способность к упорядоченному перебору вариантов.
Игра «Геометрическое лото»
И/У «Письмо» 
Занятия № 3-4. Тема: «Объём. Сравнение по объёму».
Пр. задачи. Сформировать представление об объёме (вместимости), сравнении сосудов по объёму с помощью переливания.
Закрепить счётные умения в прямом и обратном порядке, взаимосвязи целого и частей, знания соседей числа, предыдущих и последующих чисел.
Воспитывать умение работать малыми группами.
Составление сказок по схемам по методике «Триз»
Решение логических задач, задач-шуток.
Математический диктант
Занятия № 3-4. Тема: «Измерение объёма».
Пр. задачи. Сформировать представления об измерении объёмов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки.
Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей, представления о разностном сравнении чисел на предметной основе, счётные умения в пределах 8.
Развивать графические умения.
Игра «Геометрические коврики»
Игра «Танграм»
ФЕВРАЛЬ
Занятия Совместная деятельность
Занятия № 1-2. Тема: «Число 9. Цифра 9».
Пр. задачи. Познакомить с составом и образованием числа 9, цифрой 9.
Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложении и вычитании на числовом отрезке.
Упражнять детей в решении задач, в записи их решения.
Закрепить представления о свойствах предметов и геометрические представления детей, развивать их мышление, речь. Составление сказок по схемам по методике «Триз».
Математический диктант
Занятия №3-4. Тема: «Число 9. Цифра 9».
Пр. задачи. Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам.
Закрепить счёт в прямом и обратном порядке, представления о цифре 9 и составе числа 9 , взаимосвязи целого и частей.
Упражнять в решении математических примеров, в умении группировать предметы по общим свойствам. Игра «Геометрические коврики».
Работа с часами.
Февраль № 5-6. Тема: «Число 9. Цифра 9»
Пр. задачи. Закрепить представление о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка.
Повторить приём сравнения чисел на предметной основе (составление пар), сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.
Упражнять детей в составлении задач по картинкам, записи решения, разгадывании лабиринтов. «Весёлые задачи» (решение задач в стихах).
Работа с часами.
Занятия № 7-8. Тема: «Площадь. Измерение площади».
Пр. задачи. Сформировать представления о площади фигур, сравнение фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки.
Закрепить порядковый и количественный счёт, состав чисел до 9, умение решать простые задачи на основе взаимосвязи целого и частей
Развивать графические умения.
Работа с часами.
И/У «Найди отличия»
МАРТ
Занятия Совместная деятельность
Занятия № 1-2. Тема: «Измерение площади».
Пр. задачи. Закрепить приём сравнения фигур по площади с помощью мерки, познакомить с общепринятой меркой измерения площади – квадратным сантиметром.
Закрепить порядковый и количественный счёт, предыдущие и последующие числа, смысл сложения и вычитания, умение переходить от действий с предметами к действиям с числами.
Воспитывать у детей умение работать в командах и самостоятельно. Работа с часами.
И/У «Письмо» (работа с картой и планом).
Занятия № 3-4. Тема: «Число 0. Цифра 0».
Пр. задачи. Сформировать представления о числе 0 и его свойствах.
Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.
Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части. Решение логических задач, задач-шуток.
Занятия № 5-6. Тема: «Число 0. Цифра 0».
Пр. задачи. Закрепить представление о числе 0 и цифре 0, о составе чисел 8 и 9.
Формировать умение составлять числовые равенства по рисункам, и наоборот, переходить от рисунков к числовым равенствам.
Упражнять детей в умении выявлять закономерности. Игра «Танграм»
Занятия № 7-8. Тема: «Число 10».
Пр. задачи. Сформировать представления о числе 10: его образовании, составе, записи.
Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умении распознавать треугольники и четырёхугольники.
Развивать графические умения, умения ориентироваться на листе бумаги в клеточку (графический диктант).
Математический диктант
АПРЕЛЬ
Занятия Совместная деятельность
Занятия № 1-2. Тема: «Шар. Куб. Параллелепипед».
Пр. задачи. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.
Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.
Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант).
Игра «Найди и расскажи» 
Занятия № 3-4. Тема: «Пирамида. Конус. Цилиндр».
Пр. задачи. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра.
Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.
Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку.
Математический диктант
Решение задач-шуток.
Занятия № 5-6. Тема: «Символы».
Пр. задачи. Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер).
Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться по плану.
Игра «Танграм»
И/У «Расшифруй письмо» 
МАЙ
Тема: «Повторение».
Пр. задачи. Закрепить умение детей выявлять и продолжать заданную закономерность, находить нарушение закономерности,
Умение сравнивать числа в пределах 10, используя для сравнения знаки =, <, >.
Умение записывать выражения и решать их, использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.
Упражнять детей в решении задач на сложение и вычитании.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку, графические умения, умения конструировать по образцу фигуры.
Закрепить геометрические представления
Методы и формы реализации Программы
Методы
Название метода Определение метода Рекомендация по их применению
Методы по источнику знаний
Словесные Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию детям
Наглядные Под наглядными методами образования понимаются такие методы, при которых ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы образования условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций связан с показом мульфильмов, видеофильмов и др. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер индивидуального пользования. Компьютеры дают возможность воспитателю моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в образовательном процессе.
Практические Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки. Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей с тем или иным содержанием и носят обобщающий характер. Упражнения могут проводиться не только в организованной образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности.
Методы по характеру образовательной деятельности детей
Репродуктивный Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию воспитателя Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу
Исследовательский Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний В процессе образовательной деятельности дети овладевают методами познания, так формируется их опыт поисково- исследовательской деятельности
Активные методы Активные методы предоставляют дошкольникам возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт. Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определенной последовательности выполнения заданий: начиная с анализа и оценки конкретных ситуаций, дидактическим играм. Активные методы должны применяться по мере их усложнения.
В группу активных методов образования входят дидактические игры – специально разработанные игры, моделирующие реальность и приспособленные для целей обучения.
Формы работы по образовательным областям
Образовательные области Формы работы
Познавательное развитие Рассматривание
Наблюдение
Игра-экспериментирование
Исследовательская деятельность
Конструирование
Развивающая игра
Интегративная деятельность
Бесед
III. Организационный раздел
Программа предполагает проведение 1 занятия в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность занятия - 25-30 минут
Общее количество учебных занятий в год: 32.
Большую часть программы составляют практические занятия.
Программное обеспечение
1.Гаврилкина С П. «Веселая математика» 2001
2.Волкова С.И. «Учебник по математике за 1 класс.» 2006
3 Щербакова Е.И. «Знакомимся с математикой» 2007
4 Петерсон Л.Г. Кочемасова Н.П. «Раз ступенька два ступенька»
5 Михайлова З.А. Носова Е.А. «Логико-математическое развитие дошкольников»