Конспект урока по физике в 8 классе на тему: Испарение и конденсация 
«ИСПАРЕНИЕ И КОНДЕНСАЦИЯ»
Класс: 8 класс
Раздел программы:   Изменение агрегатного состояния вещества.
Тема урока: Испарение и конденсация
Учитель: Чистенко Лидия Васильевна
Цель урока:  создать условия для приобретения знаний о процессе испарения, развития их познавательного интереса к физике и технике, и формирования  общеучебных  умений
Формировать УУД:
- ЛичностныеУУД: осознают важность выполнения творческого задания, ответственность за общее дело, активно включатся в процесс учения, научатся оценивать свои знания, исходя из личных ценностей, обеспечивающих моральный выбор 
-  Регулятивные УУД: оценивать и корректировать свою деятельность; научатся ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; определять конечный результат и способы достижений этих результатов.
- Коммуникативные УУД: научаться работать в группе и приобретут опыта такой работы;  решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;  разовьют умения строить диалог, формулировать свои мысли
- Познавательные УУД: обучающиеся освоят основы  проектно-исследовательской деятельности; научатся систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать полученные экспериментальным путём, особенности изучаемых явлений
Планируемые результаты:
 Предметные: учащиеся научатся объяснять явления испарения и конденсации с точки зрения МКТ
учащиеся получать возможность научиться применять полученные знания на практике.
Личностные: У обучающегося будут сформированы:  познавательный интерес к теме и предмету в целом, интерес к изучению окружающего мира через уроки физики.
Ученик  получит возможность для формирования  способности  увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, для развития самостоятельности мышления, культуры умственного труда.
Метапредметные:   учащиеся научаться формулировать мысль в понятной собеседнику форме; осуществлять в коллективе совместную экспериментальную деятельность; выступать перед аудиторией, представляя результаты своих исследований
учащиеся получать возможность научится использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся: групповая и фронтальная
.
 Технологическая карта урока         
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Организационный момент.
Приветствие
Мотивирует класс к активной деятельности на уроке
Эмоционально настраиваются на работу
Психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата
2. Мотивационное начало урока.
Формулирование темы и целей урока. 
На основе  поставленной проблемы  формулируются тема , цели и задачи урока.
Создает проблемную ситуацию постановкой проблемных экспериментов 
.
Определяют цели  урока и конечные результаты
Личностные, коммуникативные,регулятивные
3.Подготовка к восприятию новой темы.
Актуализация знаний .
Формулирует вопросы с целью актуализации знаний, необходимых для освоения новой темы.
Отвечают на вопросы и дают определение явления испарения.
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
4.Освоение новой темы.
Направляет детей на создание модели явления испарение.
Разбивает детей на группы. Контролирует самостоятельную практическую работу детей по исследованию явления испарение .
Задает наводящие вопросы для того, чтобы учащиеся самостоятельно дали определение явления конденсации.
 Создают модель явления испарение. Работая в группах, определяют причины от которых зависит скорость испарения.. Изучают свойства явления. Отвечая на наводящие вопросы, дают определение явления конденсация. Самооценивают и оценивают друг друга по результатам работы.
Личностные,коммуникативные, познавтельные.
5. Применение полученных  знаний
6. Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся. Рефлексия.
7. Информация о домашнем задании.
Научится применять полученные знания при решении практических задач.
Выявление полученных результатов, оценивание деятельности учащихся.
Создает благоприятную обстановку для решения поставленных задач.
Направляет детей на подведение итогов , оценивание, выявление полученных результатов.
Дают ответы на вопросы, применяя освоенные  знания.
Подводят итоги ,определяют каких результатов они достигли, ставят себе оценки за урок и обсуждают правильность выставленной оценки.
Личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные, регулятивные.                                                        
   Конспект урока.
                                   Этапы урока:
Организационный момент
Мотивационное начало урока.  Формулирование темы и  целей урока.
Подготовка к восприятию новой темы.
Освоение нового материала
Применение полученных знаний.
Подведение итогов. Рефлексия.
Информация о домашнем задании.
1.Организационный момент
В начале урока я развесила бельё.
В тетрадях число, классная работа и по ходу урока делать записи. На столах у ребят: задания каждой группе, описание л/р,, приборы, необходимые для проведения л/р, лист учёта знаний
Перед входом в класс, на столе стояла коробочка с  моделями молекул разного цвета, вы взяли одну молекулу и сели за стол с изображением именно вашей молекулы, таким образом,  ваш класс разделился на рабочие группы. Выберите капитана, командира, который в течении урока будет оценивать  ваши знания.
В тетрадях число, кл работа 
«Сначала собирать факты и только после этого связывать их мыслью» - советовал нам Аристотель. 
А очень мудрый человек  Г. Лихтенберг сказал:  "То, что вынуждены открыть сами, оставляет  в Вашем уме дорожку, которой Вы сможете снова воспользоваться, когда в этом возникает необходимость".
Ребята, давайте прислушаемся к их совету.
Столь мудрые, точные эти слова хочу подтвердить такой притчей, друзья,
Пришел один человек к мудрецу и спрашивает:
Как мне стать мудрым? Мудрец ответил:
Выйди за дверь и постой с обратной стороны.
Удивился человек, но сделал, как ему было сказано: вышел из дома и встал снаружи.
А на улице как раз шел проливной дождь. Такой сильный, что бедняга вымок насквозь. Через полчаса он не выдержал и вернулся.
Я постоял снаружи, и что с того? - спрашивает он мудреца. - Разве от этого что-нибудь изменилось?
Когда ты стоял под проливным дождем, не открылось ли тебе чего?  спросил старец.
Что мне могло открыться? - возмутился человек.  Я вымок под дождем до нитки и чувствовал себя последним глупцом!
Ты сделал важное открытие,  сказал мудрец. - Если человек признает, что он глупец, значит, начало положено. Это и есть начало мудрости.
Неслучайно я рассказала вам эту притчу. Она напрямую связана с нашей жизнью, как и тема сегодняшнего нашего урока,  над которой мы будем работать.  -5мин
Но сначала предлагаю вам обратиться к своему жизненному опыту и ответим на вопросы, ответы на которые нам пригодятся для новой темы, взаимопроверка  -слайд-4 мин Командир: Оценки ставим в лист учёта, который вы сдадите в конце урока
Актуализация темы
2.Мотивационное начало урока.
Проблемный эксперимент:
На весах уравновешиваются холодная и горячая вода равной массы.
Учитель: Останутся ли в равновесии  весы через некоторое время?
  Ученик: равновесия весов нарушается, т.к. масса горячей воды через некоторое время становится все меньше массы холодной воды.
Учитель: А почему это происходит?
Ученик: Происходит испарение.
Фронтальный эксперимент
Подышите на стеклышко (зеркальце)
Учитель: Что вы наблюдаете?
                Как и почему меняется картина на стеклышке?
                Как вы думаете  называется происходящие явления?
Учитель: А теперь, ребята, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.-4 мин.
  Ученики:    Испарение и конденсация
Молодцы. Записали тему урока
Теперь каждый запишите в своей тетради вопрос,  вопросы, на которые вы хотите получить ответы в течении урока по данной теме – это и будет цель, цели нашего урока. Слайд
Итаки, начнём открывать знания. Работаем группами. У нас 4 группы. Самостоятельная работа по учебнику п.16.
1 группа. Вы теоретики стр.39. Читая пар
·аграф, раскрыть процесс испарения с точки зрения молекулярного строения вещества. Читаете п.16 со слов: Мы знаем, что молекулы жидкости непрерывно движутся. При ответе использовать слайд
2 группа. Вы экспериментаторы стр.40    Читая параграф п.16, вы должны ответить на вопрос от чего зависит скорость испарения жидкости? Привести на каждый случай по одному примеру
3 группа Вы техники : Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где?
4 группа Вы практики   Оказывается, не только люди в жизни используют знания о таких процессах, как испарение и конденсация, но и многие животные.
На всю работу даю 5 минуты
Когда вторая группа будет отчитываться, все записывают в тетради
Отчёт групп:
Для первой группы- слайд
Отчёт 2 группы записываем. Испарение зависит от: 
1.от площади поверхности
2.от рода жидкости
3.от температуры
4. от ветра
Учитель: Так что, ребята, наз.испарением? Попробуйте дать определение. - слайд
Думаю вы немного устали и давайте немножко разомнемся. Встаньте, пожалуйста, (закрыли глазки и представили лето, я думаю вам это легко удастся) представьте, что ваши пальцы-молекулы воды, которые у вас на бейджиках, )какая формула), выпавшие  летней ночью дождем на землю  (учитель показывает все движения детям) -слайд
Солнышко поднимается, становится теплее , и у молекул увеличивается скорость движения (пальцы рук находятся внизу, и совершают колебательные движения), температура воздуха растет и молекулы начинают испаряться.(руки поднимаются, пальцы продолжают дрожать)  испаряются быстрее, еще быстрее, еще(руки подняты над головой, пальцы колеблются) и вот подул сильный ветер! Что произойдет?  Конечно,  их унесет и лужи высохнут.(резкое движение руками вправо)
Хорошо, ребята, немножко отдохнули, продолжим?  -3мин
Это всё – эксперименты –Интересные моменты!Всё, всё, всё хотим узнать!Нужно всё зарисовать!Как наш опыт получился,Сколько времени он длился?Удивляемся всему:Как? Зачем? И почему?
Проверим зкспериментальным путём достоверность выводов, изложенных второй группой. И ответим на вопрос:  Как? Зачем? И почему?
На столах у ребят все необходимые приборы для проведения мини лабораторных работ.(4 л/р). Проводят л/р -5 мин.
Каждая группа отчитывается по проведённым опытам и записываем выводы  в тетрадь.- 5мин
Ребята, помогите мне, пожалуйста.
Я развесила бельё ещё в начале урока, а оно не сохнет. Не знаю, почему?.- 2мин
. 
Закрепление 
Сегодня мы разобрали  новую  тему и мне интересно узнать, как  вы усвоили этот материал, сейчас на экране появятся вопросы тестового задания и вам нужно заполнить форму ответов на тест  в тетради. Задание завершилось, для проверки, прошу поменяться своими работами по часовой стрелке. Сверьте задание. Поднимите руки, те, в чьих работах меньше двух правильных  ответов? К сожалению это плохо, необходимо еще очень подробно разобрать тему. Молодцы ребята! Я рада, что наш урок прошел не зря. – 3мин.
Видеоролик – 2мин
А о каком физическом явлении  мы сегодня на уроке не говорили? Он показан в видеоролике. О конденсации. Это вы прочитаете дома.
А у меня вопрос:  Лето: на улице жара, вы бежите к речке: купаетесь, плаваете, но когда выходите из воды, то вам холодно. На улице то же солнышко, та же температура. А вам прохладно. Почему? Опыт с градусником, обмотанным ваткой со спиртом. Кто объяснит  понижение температуры с точки зрения молекулярного строения. Пример из журнала 3 (81).
А может ли испарение происходить с поверхности твёрдого тела; как наз. этот процесс? называется сублимацией и используется в медицинских целях для лечения заболевания лёгких( соляные шахты); распространение запаха от нафталина. (высыхание белья в мороз)
Рефлексия 
Очень хорошо ребята, мы много поработали,  и наш урок подошел к концу,  мне интересно узнать, получили ли вы ответ на свой вопрос? Ребята отвечают. А теперь, используя экран настроения покажите свое отношение к прошедшему уроку:- слайд
Д/з слайд
----- 7мин
НеизвестноСовершенно непонятно,Почему трава растётСнизу вверх, а не обратно,Так, а не наоборот.Совершенно непонятно,Почему вода течётСверху вниз, а не обратно,Так, а не наоборот.Совершенно непонятно,Что такое свет и тень,В общем, есть о чём подумать,Если думать вам не лень!
Спасибо за внимание. Принесите командиры листы учёта знаний за урок
4 группа.1.В пустынях температура земной поверхности может повышаться до 70 – 80 С днем и падать до 4 С к концу ночи. В этих условиях большинство ящериц ищет убежище. Помимо того ящерица способна менять положение тела и его окраску, а когда температура становится высокой, может также уменьшить поверхность тела, втягивая ребра. К числу реакций ящериц на высокую температуру относятся тепловая отдышка, а также выпучивание глаз.
2.Шерсть у собак очень теплая, а потовых желез в коже практически нет (есть только на пальцах лап). Собаки никогда не потеют. Летом им становится особенно жарко. Чтобы охладить себя, собака широко раскрывает рот и высовывает язык. Слюна на языке, челюстях и небе начинает интенсивно испаряться, и температура тела понижается до нормальной.
3.Услона в коже нет ни одной потовой железы. Но водоем у слона всегда под рукой. Набирает слон слюны изо рта хоботом и размазывает по телу. Сразу облегчение чувствуется – ведь слюна хорошо испаряется.
4.У зайца большие уши, но совсем не для того. Чтобы слушать, а для того чтобы ими  потеть. Каждый квадратный сантиметр уха излучает до 10 калорий тепла в час. В жару заячьи уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ.
7. Домашнее задание: п.16
Подготовьте короткое сообщение на тему    «Вредное  испарения» и предложите свой способ решения экологической проблемы.
Лабораторная работа № 2
«Исследование зависимости скорости испарения вещества, от  площади испаряемой поверхности»
Цель:	 Определить, как зависит скорость испарения вещества от площади  испаряемой поверхности.
Оборудование:	сосуд с водой, шприц,  две  стеклянные  пластины.
Описание работы:
	Возьмите шприц и налейте каплю воды из него,  на стекло,  с помощью трубочки, распределите ее по площади этого стекла, на другую пластину налейте столько же воды, только оставьте каплю неизменной.
	Сравните время высыхания воды в обоих случаях.
Запишите вывод о работе: 	
Лабораторная работа № 3
«Исследование зависимости скорости испарения вещества, от  рода испаряемой поверхности»
Цель:	 Определить, как зависит скорость испарения вещества от рода   испаряемой поверхности.
Оборудование:	сосуд с водой, сосуд со спиртом, шприц,  две  стеклянные  поверхности.
Описание работы:
	Возьмите шприц и налейте каплю воды из него,  на стекло,  на другую пластину налейте столько же спирта.
	Сравните время высыхания воды и спирта.
Запишите вывод о работе: 	
Лабораторная работа № 1
«Исследование зависимости скорости испарения, от  температуры испаряемой жидкости»
Цель:	 Определить, как зависит скорость испарения вещества от температуры.
Оборудование:	сосуд с водой и два листа бумаги.
Описание работы:
	Возьмите листы бумаги, намочите их водой: один оставьте на парте, а другой положите на батарею
	Сравните время высыхания воды в обоих случаях.
Запишите вывод о работе: 	
Лабораторная работа № 4
«Исследование зависимости скорости испарения, от  состояния окружающей среды»
Цель:	 Определить, как зависит скорость испарения вещества от состояния окружающей среды.
Оборудование:	сосуд с водой, шприц,  две  стеклянные  поверхности, лист бумаги.
Описание работы:
	Сложите бумажный лист в форме веера. Возьмите шприц и налейте каплю воды из него,  на обе стеклянные поверхности, одну стеклянную поверхность обмахивайте веером до полного высыхания воды.
	Сравните время высыхания воды в обоих случаях.
Запишите вывод о работе: 	
13PAGE  15
13PAGE  141615
15