Конспект урока по физике в 8 классе на тему: Испарение и конденсация





«ИСПАРЕНИЕ И КОНДЕНСАЦИЯ»













Класс: 8 класс
Раздел программы: Изменение агрегатного состояния вещества.
Тема урока: Испарение и конденсация
Учитель: Чистенко Лидия Васильевна
Цель урока: создать условия для приобретения знаний о процессе испарения, развития их познавательного интереса к физике и технике, и формирования общеучебных умений
Формировать УУД:
- ЛичностныеУУД: осознают важность выполнения творческого задания, ответственность за общее дело, активно включатся в процесс учения, научатся оценивать свои знания, исходя из личных ценностей, обеспечивающих моральный выбор
- Регулятивные УУД: оценивать и корректировать свою деятельность; научатся ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; определять конечный результат и способы достижений этих результатов.

- Коммуникативные УУД: научаться работать в группе и приобретут опыта такой работы; решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; разовьют умения строить диалог, формулировать свои мысли

- Познавательные УУД: обучающиеся освоят основы проектно-исследовательской деятельности; научатся систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать полученные экспериментальным путём, особенности изучаемых явлений

Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся объяснять явления испарения и конденсации с точки зрения МКТ
учащиеся получать возможность научиться применять полученные знания на практике.
Личностные: У обучающегося будут сформированы: познавательный интерес к теме и предмету в целом, интерес к изучению окружающего мира через уроки физики.
Ученик получит возможность для формирования способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, для развития самостоятельности мышления, культуры умственного труда.
Метапредметные: учащиеся научаться формулировать мысль в понятной собеседнику форме; осуществлять в коллективе совместную экспериментальную деятельность; выступать перед аудиторией, представляя результаты своих исследований
учащиеся получать возможность научится использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся: групповая и фронтальная

.

Технологическая карта урока
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1.Организационный момент.

Приветствие









Мотивирует класс к активной деятельности на уроке

Эмоционально настраиваются на работу

Психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата


2. Мотивационное начало урока.
Формулирование темы и целей урока.
На основе поставленной проблемы формулируются тема , цели и задачи урока.













Создает проблемную ситуацию постановкой проблемных экспериментов








.
Определяют цели урока и конечные результаты







Личностные, коммуникативные,регулятивные








3.Подготовка к восприятию новой темы.
Актуализация знаний .
Формулирует вопросы с целью актуализации знаний, необходимых для освоения новой темы.
Отвечают на вопросы и дают определение явления испарения.
Познавательные, коммуникативные, регулятивные

4.Освоение новой темы.














Направляет детей на создание модели явления испарение.
Разбивает детей на группы. Контролирует самостоятельную практическую работу детей по исследованию явления испарение .
Задает наводящие вопросы для того, чтобы учащиеся самостоятельно дали определение явления конденсации.
Создают модель явления испарение. Работая в группах, определяют причины от которых зависит скорость испарения.. Изучают свойства явления. Отвечая на наводящие вопросы, дают определение явления конденсация. Самооценивают и оценивают друг друга по результатам работы.
Личностные,коммуникативные, познавтельные.

5. Применение полученных знаний






6. Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся. Рефлексия.




7. Информация о домашнем задании.
Научится применять полученные знания при решении практических задач.




Выявление полученных результатов, оценивание деятельности учащихся.








Создает благоприятную обстановку для решения поставленных задач.





Направляет детей на подведение итогов , оценивание, выявление полученных результатов.
Дают ответы на вопросы, применяя освоенные знания.







Подводят итоги ,определяют каких результатов они достигли, ставят себе оценки за урок и обсуждают правильность выставленной оценки.
Личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.






Личностные, регулятивные.









Конспект урока.
Этапы урока:

Организационный момент
Мотивационное начало урока. Формулирование темы и целей урока.
Подготовка к восприятию новой темы.
Освоение нового материала
Применение полученных знаний.
Подведение итогов. Рефлексия.
Информация о домашнем задании.

1.Организационный момент
В начале урока я развесила бельё.

В тетрадях число, классная работа и по ходу урока делать записи. На столах у ребят: задания каждой группе, описание л/р,, приборы, необходимые для проведения л/р, лист учёта знаний
Перед входом в класс, на столе стояла коробочка с моделями молекул разного цвета, вы взяли одну молекулу и сели за стол с изображением именно вашей молекулы, таким образом, ваш класс разделился на рабочие группы. Выберите капитана, командира, который в течении урока будет оценивать ваши знания.
В тетрадях число, кл работа

«Сначала собирать факты и только после этого связывать их мыслью» - советовал нам Аристотель.
А очень мудрый человек  Г. Лихтенберг сказал:  "То, что вынуждены открыть сами, оставляет  в Вашем уме дорожку, которой Вы сможете снова воспользоваться, когда в этом возникает необходимость".
Ребята, давайте прислушаемся к их совету.

Столь мудрые, точные эти слова хочу подтвердить такой притчей, друзья,
Пришел один человек к мудрецу и спрашивает:
Как мне стать мудрым? Мудрец ответил:
Выйди за дверь и постой с обратной стороны.
Удивился человек, но сделал, как ему было сказано: вышел из дома и встал снаружи.
А на улице как раз шел проливной дождь. Такой сильный, что бедняга вымок насквозь. Через полчаса он не выдержал и вернулся.
Я постоял снаружи, и что с того? - спрашивает он мудреца. - Разве от этого что-нибудь изменилось?
Когда ты стоял под проливным дождем, не открылось ли тебе чего? спросил старец.
Что мне могло открыться? - возмутился человек. Я вымок под дождем до нитки и чувствовал себя последним глупцом!
Ты сделал важное открытие, сказал мудрец. - Если человек признает, что он глупец, значит, начало положено. Это и есть начало мудрости.

Неслучайно я рассказала вам эту притчу. Она напрямую связана с нашей жизнью, как и тема сегодняшнего нашего урока, над которой мы будем работать. -5мин

Но сначала предлагаю вам обратиться к своему жизненному опыту и ответим на вопросы, ответы на которые нам пригодятся для новой темы, взаимопроверка -слайд-4 мин Командир: Оценки ставим в лист учёта, который вы сдадите в конце урока

Актуализация темы
2.Мотивационное начало урока.

Проблемный эксперимент:
На весах уравновешиваются холодная и горячая вода равной массы.

Учитель: Останутся ли в равновесии весы через некоторое время?
Ученик: равновесия весов нарушается, т.к. масса горячей воды через некоторое время становится все меньше массы холодной воды.
Учитель: А почему это происходит?
Ученик: Происходит испарение.

Фронтальный эксперимент
Подышите на стеклышко (зеркальце)
Учитель: Что вы наблюдаете?
Как и почему меняется картина на стеклышке?
Как вы думаете называется происходящие явления?
Учитель: А теперь, ребята, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.-4 мин.
Ученики: Испарение и конденсация
Молодцы. Записали тему урока
Теперь каждый запишите в своей тетради вопрос, вопросы, на которые вы хотите получить ответы в течении урока по данной теме – это и будет цель, цели нашего урока. Слайд
Итаки, начнём открывать знания. Работаем группами. У нас 4 группы. Самостоятельная работа по учебнику п.16.
1 группа. Вы теоретики стр.39. Читая пар
·аграф, раскрыть процесс испарения с точки зрения молекулярного строения вещества. Читаете п.16 со слов: Мы знаем, что молекулы жидкости непрерывно движутся. При ответе использовать слайд
2 группа. Вы экспериментаторы стр.40 Читая параграф п.16, вы должны ответить на вопрос от чего зависит скорость испарения жидкости? Привести на каждый случай по одному примеру

3 группа Вы техники : Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где?
4 группа Вы практики Оказывается, не только люди в жизни используют знания о таких процессах, как испарение и конденсация, но и многие животные.
На всю работу даю 5 минуты
Когда вторая группа будет отчитываться, все записывают в тетради

Отчёт групп:
Для первой группы- слайд
Отчёт 2 группы записываем. Испарение зависит от:
1.от площади поверхности
2.от рода жидкости
3.от температуры
4. от ветра
Учитель: Так что, ребята, наз.испарением? Попробуйте дать определение. - слайд

Думаю вы немного устали и давайте немножко разомнемся. Встаньте, пожалуйста, (закрыли глазки и представили лето, я думаю вам это легко удастся) представьте, что ваши пальцы-молекулы воды, которые у вас на бейджиках, )какая формула), выпавшие летней ночью дождем на землю (учитель показывает все движения детям) -слайд
Солнышко поднимается, становится теплее , и у молекул увеличивается скорость движения (пальцы рук находятся внизу, и совершают колебательные движения), температура воздуха растет и молекулы начинают испаряться.(руки поднимаются, пальцы продолжают дрожать) испаряются быстрее, еще быстрее, еще(руки подняты над головой, пальцы колеблются) и вот подул сильный ветер! Что произойдет? Конечно, их унесет и лужи высохнут.(резкое движение руками вправо)
Хорошо, ребята, немножко отдохнули, продолжим? -3мин
Это всё – эксперименты – Интересные моменты! Всё, всё, всё хотим узнать! Нужно всё зарисовать! Как наш опыт получился, Сколько времени он длился? Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?

Проверим зкспериментальным путём достоверность выводов, изложенных второй группой. И ответим на вопрос: Как? Зачем? И почему?

На столах у ребят все необходимые приборы для проведения мини лабораторных работ.(4 л/р). Проводят л/р -5 мин.
Каждая группа отчитывается по проведённым опытам и записываем выводы в тетрадь.- 5мин
Ребята, помогите мне, пожалуйста.
Я развесила бельё ещё в начале урока, а оно не сохнет. Не знаю, почему?.- 2мин

.
Закрепление
Сегодня мы разобрали новую тему и мне интересно узнать, как вы усвоили этот материал, сейчас на экране появятся вопросы тестового задания и вам нужно заполнить форму ответов на тест в тетради. Задание завершилось, для проверки, прошу поменяться своими работами по часовой стрелке. Сверьте задание. Поднимите руки, те, в чьих работах меньше двух правильных ответов? К сожалению это плохо, необходимо еще очень подробно разобрать тему. Молодцы ребята! Я рада, что наш урок прошел не зря. – 3мин.

Видеоролик – 2мин
А о каком физическом явлении мы сегодня на уроке не говорили? Он показан в видеоролике. О конденсации. Это вы прочитаете дома.
А у меня вопрос: Лето: на улице жара, вы бежите к речке: купаетесь, плаваете, но когда выходите из воды, то вам холодно. На улице то же солнышко, та же температура. А вам прохладно. Почему? Опыт с градусником, обмотанным ваткой со спиртом. Кто объяснит понижение температуры с точки зрения молекулярного строения. Пример из журнала 3 (81).
А может ли испарение происходить с поверхности твёрдого тела; как наз. этот процесс? называется сублимацией и используется в медицинских целях для лечения заболевания лёгких( соляные шахты); распространение запаха от нафталина. (высыхание белья в мороз)

Рефлексия
Очень хорошо ребята, мы много поработали, и наш урок подошел к концу, мне интересно узнать, получили ли вы ответ на свой вопрос? Ребята отвечают. А теперь, используя экран настроения покажите свое отношение к прошедшему уроку:- слайд
Д/з слайд
----- 7мин

Неизвестно Совершенно непонятно, Почему трава растёт Снизу вверх, а не обратно, Так, а не наоборот. Совершенно непонятно, Почему вода течёт Сверху вниз, а не обратно, Так, а не наоборот. Совершенно непонятно, Что такое свет и тень, В общем, есть о чём подумать, Если думать вам не лень!
Спасибо за внимание. Принесите командиры листы учёта знаний за урок
4 группа.1.В пустынях температура земной поверхности может повышаться до 70 – 80 С днем и падать до 4 С к концу ночи. В этих условиях большинство ящериц ищет убежище. Помимо того ящерица способна менять положение тела и его окраску, а когда температура становится высокой, может также уменьшить поверхность тела, втягивая ребра. К числу реакций ящериц на высокую температуру относятся тепловая отдышка, а также выпучивание глаз.
2.Шерсть у собак очень теплая, а потовых желез в коже практически нет (есть только на пальцах лап). Собаки никогда не потеют. Летом им становится особенно жарко. Чтобы охладить себя, собака широко раскрывает рот и высовывает язык. Слюна на языке, челюстях и небе начинает интенсивно испаряться, и температура тела понижается до нормальной.
3.Услона в коже нет ни одной потовой железы. Но водоем у слона всегда под рукой. Набирает слон слюны изо рта хоботом и размазывает по телу. Сразу облегчение чувствуется – ведь слюна хорошо испаряется.
4.У зайца большие уши, но совсем не для того. Чтобы слушать, а для того чтобы ими потеть. Каждый квадратный сантиметр уха излучает до 10 калорий тепла в час. В жару заячьи уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ.


7. Домашнее задание: п.16
Подготовьте короткое сообщение на тему «Вредное испарения» и предложите свой способ решения экологической проблемы.

Лабораторная работа № 2
«Исследование зависимости скорости испарения вещества, от площади испаряемой поверхности»
Цель: Определить, как зависит скорость испарения вещества от площади испаряемой поверхности.
Оборудование: сосуд с водой, шприц, две стеклянные пластины.
Описание работы:
Возьмите шприц и налейте каплю воды из него, на стекло, с помощью трубочки, распределите ее по площади этого стекла, на другую пластину налейте столько же воды, только оставьте каплю неизменной.
Сравните время высыхания воды в обоих случаях.
Запишите вывод о работе:








Лабораторная работа № 3
«Исследование зависимости скорости испарения вещества, от рода испаряемой поверхности»
Цель: Определить, как зависит скорость испарения вещества от рода испаряемой поверхности.
Оборудование: сосуд с водой, сосуд со спиртом, шприц, две стеклянные поверхности.
Описание работы:
Возьмите шприц и налейте каплю воды из него, на стекло, на другую пластину налейте столько же спирта.
Сравните время высыхания воды и спирта.
Запишите вывод о работе:








Лабораторная работа № 1
«Исследование зависимости скорости испарения, от температуры испаряемой жидкости»
Цель: Определить, как зависит скорость испарения вещества от температуры.
Оборудование: сосуд с водой и два листа бумаги.
Описание работы:
Возьмите листы бумаги, намочите их водой: один оставьте на парте, а другой положите на батарею
Сравните время высыхания воды в обоих случаях.
Запишите вывод о работе:









Лабораторная работа № 4
«Исследование зависимости скорости испарения, от состояния окружающей среды»
Цель: Определить, как зависит скорость испарения вещества от состояния окружающей среды.
Оборудование: сосуд с водой, шприц, две стеклянные поверхности, лист бумаги.
Описание работы:
Сложите бумажный лист в форме веера. Возьмите шприц и налейте каплю воды из него, на обе стеклянные поверхности, одну стеклянную поверхность обмахивайте веером до полного высыхания воды.
Сравните время высыхания воды в обоих случаях.
Запишите вывод о работе:











13PAGE 15


13PAGE 141615




15