Конспект урока по физике на тему Испарение. Конденсация (8 класс)


Конспект урока по теме «Испарение. Конденсация» (8 класс)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомиться с процессами испарения и конденсации с точки зрения молекулярно- кинетической теории.
Задачи:
образовательные: повторить сведения о процессах плавления и отвердевания, рассмотреть превращение вещества из жидкого состояния в газообразное и обратно, изменение внутренней энергии вещества при этих переходах, зависимости скорости испарения от условий протекания процесса, решать различные типы задач, имеющих применение в жизни;
развивающие: расширять кругозор учащихся, развивать межпредметное взаимодействие (с литературой, химией, биологией, географией, ОБЖ, музыкой), способности обучающихся к самостоятельному поиску знаний, мышление, совершенствовать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, второстепенное, делать выводы;воспитательные: повышать эффективность и мотивацию обучения, создавать ситуацию успеха, развивать коммуникативные навыки общения, умения работать в группах.
Используемые материалы: сосуды с водой, спиртом, растительным маслом, ацетоном, пипетка, 4 матовых стекла на подставках, бумажный веер, психрометр, термометры (15шт.), вата, стаканы с водой (15 шт.), толстостенная колба, насос, спички,музыка композитора В. Дашкевича из фильма режиссера И. Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
План урока. Организационный момент, приветствие и вступительное слово учителя.
Этап 1. Повторение пройденного материала (7мин).
Цель: контроль уровня усвоения знаний о плавлении и отвердевании вещества в виде проверочной работы дифференцированного типа. Задания даются по вариантам и делятся на три уровня усвоения. Обучающиеся выбирают самостоятельно уровень задания. Учитель напоминает критерии оценки работы.
1 вариант.
На «3»: Определить удельную теплоту плавления цинка, если для плавления 100г цинка, взятого при температуре плавления, потребовалось 10,2 кДж теплоты.
На «4»: Какое количество теплоты потребуется для плавления 100г олова, взятого при температуре 320С?
На «5»: Железная гиря массой 0,5 кг остывает от 11270С до 3270С. Сколько свинца, взятого при температуре плавления, можно расплавить за счет теплоты, выделяющейся при остывании гири?
2 вариант.
На «3»: Внутренняя энергия 2кг железа при его плавлении изменилась на 1470 кДж. Определить удельную теплоту плавления железа, если оно взято при температуре плавления.
На «4»: Сколько теплоты необходимо для плавления 100г нафталина, взятого при температуре 200С?
На «5»: Чему равен КПД плавильной печи, в которой на плавление 1 кг меди, взятого при температуре 850С, расходуется 40г каменного угля?
Дополнительная задача (для потративших меньшее время на выполнение работы): В жестянке массой 300г мальчик расплавил 100г олова. Какое количество теплоты пошло на нагревание жестянки и плавление олова, если их начальная температура была равна 320С?
Данная задача оценивается отдельно на дополнительную оценку.
Этап 2. Актуализация знаний (3 мин).
Цель: основываюсь на знаниях, полученных на предыдущих уроках, сформулировать тему урока и его цели через деятельность учащихся.
На доске приготовлена схема переходов вещества из одного агрегатного состояния в другое, правая часть ее закрыта.
Плавление парообразование
Твердое тело Жидкость Газ
Отвердевание конденсация
Учащиеся приходят к выводу, что с процессами перехода вещества из жидкого состояния и газообразное и обратно они не знакомы, этому и будет посвящен урок. Им уже знаком алгоритм изучения физических процессов. Основываясь на нем, обучающиеся сами формулируют цели урока, дают определения парообразования и конденсации. Учитель информирует о том, что есть два вида парообразования (испарение и кипение), конкретизирует тему урока «Испарение и конденсация». Тема записана (открывается) на доске и в тетрадях.
Этап 3. Знакомство с новым материалом (25 мин).
Цель: изучить особенности испарения и конденсации на основе практического и мыслительного экспериментов.
Чтобы объяснить процесс испарения , вспоминаем, отвечая на вопросы в форме фронтальной беседы:
Отличаются ли молекулы одного и того же вещества в различных агрегатных состояниях?
Почему вещество в различных агрегатных состояниях имеет различные свойства?
Что можно сказать о скорости движения молекул? От чего она зависит?
Что можно сказать о кинетической энергии молекул при нагревании?
Как объяснить плавление и отвердевание с точки зрения строения вещества?
Учитель предлагает вспомнить , где в жизненных условиях учащиеся могли встречаться с испарением вещества (например, воды) и провести мысленный эксперимент: представить, что молекулы вещества стали видимы, что тогда при испарении и конденсации можно было бы увидеть. Если ответ на вопрос вызывает затруднения, можно обратиться к тексту учебника (§16 абзац 5). Итог обсуждения представить в виде рисунка:
И
ККК

Учитель предлагает поставить физический эксперимент для того, чтобы выяснить пути ускорения испарения. Итоги эксперимента рекомендуется оформить в виде схемы.
Опыт 1. Сравнить скорость высыхания луж летом и осенью. Ответить на вопрос: при любой ли температуре происходит испарение жидкости? Почему?
Вывод: скорость испарения зависит от температуры.
Опыт 2. Берутся два матовых стекла на подставках. На 1-е наносится две капли спирта, на 2-е пять капель. Площадь поверхности растекания получается разная. Одинаковое ли время потребуется спирту, что испариться? Почему?
Вывод: скорость испарения зависит от площади поверхности испаряющейся жидкости.
Опыт 3. По три капли масла, воды, спирта, ацетона наносятся на матовые стекла. Определяется время испарения жидкостей. Одинаково ли испаряются различные жидкости? Почему?
Вывод: скорость испарения зависит от рода жидкости.
Опыт 4. Наносятся по три капли воды на матовые стекла. Одно из них обмахивают веером. Одинаковое ли время потребуется для испарения? Почему?
Вывод: скорость испарения зависит от ветра над поверхностью жидкости.
Общий вывод дается в виде схемы (заносится в тетрадь):
СКОРОСТЬ ИСПАРЕНИЯ
Температура площадь поверхности род жидкости ветер
Вопрос для обсуждения: Что же нужно сделать, чтобы уменьшить испарение? (закрыть сосуд).
Учитель просит рассказать, что им известно об испарении ртути.
Опыт 5. Фронтальный эксперимент с термометрами. Обмотать кончик термометра ватой, намочить ее, сравнить показания термометра. Почему испаряющаяся жидкость охлаждается? Показывается психрометр, указывается его назначение.
Вывод: при испарении температура жидкости уменьшается. Для поддержания температуры надо подводить энергию.
Вопрос для обсуждения: заметим ли мы понижение температуры испаряющейся жидкости в стакане? Почему?
Итог в виде схемы: испарение

И



Q.
Учитель предлагает поговорить о роли испарения в жизни.
Первичное закрепление проводится в виде «Лавины задач о Шерлоке Холмсе».Тексты задач в напечатанном виде лежат на столах. Учащиеся работают в группах. Подготовка ответов идет 2-3 мин. В это время звучит музыка композитора В. Дашкевича из фильма режиссера И. Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
Примеры предлагаемых задач.
Шерлок Холмс сидел у окна своей квартиры на Бейкер- стрит и наблюдал за улицей. Вдруг он заметил у дома напротив пса. Тот сидел, высунув язык. «На улице жара», - подумал Холмс. Почему собака в жару высовывает язык?
Холмс путешествовал по России. В Нижнем Новгороде его пригласили в дом именитого купца. Когда к столу подавали чай, Холмс подумал :»Какие находчивые эти русские!» Зачем купцы в старину дули на чай и разливали его в блюдца?
Над Лондоном стоял смог. «На улице тепло, можно немного погулять,»- подумал Холмс. Почему образование тумана задерживает понижение температуры воздуха?
Ватсон вошел на кухню. На плите в сковородке жарился картофель. «Надо сказать Холмсу, что сегодня на обед его любимый хрустящий картофель»,- подумал доктор. Почему, чтобы получить хрустящий картофель, сковороду не покрывают крышкой?
У миссис Хадсон испортился холодильник. Он не морозил. Холмс подумал : «Нужен фреон». Почему в холодильных камерах испаряется фреон, в больших холодильниках- аммиак? Почему не вода?
Стояла осень. Холмс грелся у камина. Давно не было посетителей. В комнату вошла миссис Хадсон: «Холмс, к вам посетитель». Когда незнакомец вошел, Холмс подумал : «Этот человек беден и живет на окраине Лондона». Почему лужи летом высыхают быстрее, чем осенью?
Миссис Хадсон вошла в комнату. Холмс курил. Рядом на столе стояла чашечка с кофе. «Кофе уже остыл,»- подумала миссис Хадсон. Виден ли водяной пар?
Обучающийся зачитывает отрывок из книги Е.А. Штрауфа «Молекулярная физика» «Роль испарения в жизни».
Учитель предлагает поговорить о конденсации. Как ее объяснить с точки зрения МКТ , Проводится мысленный эксперимент. Предлагается ответить на вопрос: Как изменяется внутренняя энергия конденсирующегося пара?
Вывод: при конденсации внутренняя энергия выделяется. Итог оформляется в виде схемы.
И
И
И
конденсация
Опыт 6. Образование тумана в толстостенном сосуде.
Учащиеся, получившие опережающие задания, представляют презентации по темам «Образование росы», «Образование осадков», «Круговорот воды в природе».
Этап 4. Закрепление нового материала (5 мин).
Цель: закрепить полученные знания на практике.
Учащиеся получают задания по вариантам.
1 вариант. Когда быстрое испарение вредно и как его можно замедлить? (для сохранения мягкого хлеба поместить его в целлофановый пакет, кактусы)
2 вариант. В каких случаях понижение температуры при испарении полезно и что надо сделать, чтобы его ускорить? (искупаться в жару, спортсмены поливают себя водой, использовать вентилятор)
Этап 5. Итоги урока (2 мин).
Цель : выделить основные моменты урока.
Учащимся предлагается рассказать о том, что они отнесут к полезной и вредной (ненужной) информации урока.
Этап 6. Домашнее задание (3 мин).
Цель: подготовить учащихся к выполнению домашнего задания.
Комментирование домашнего задания: §16, 17, качественные задачи из упр. 9 (сколько учащиеся смогут выполнить) устно, задание на «5»- приготовить сообщение или презентацию о возгонке и сублимации.