Рабочая программа по литературе для 10 класса.

МОУ СОШ им.Н.Г.Зырина р.п. Измайлово
МО «Барышский район» Ульяновская область


Согласовано: УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР решением педагогического совета
от ________ 20__ года протокол №
_________________О.В. Лазарева
Председатель ________ Жидкова В.Т
подпись руководителя ОУ «_____» _____________ 2014



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе
на 2014-2015 учебный год

Уровень образования (класс) среднее общее образование-10 класс
Количество часов : 3 часа в неделю, 105 часов в год
Учитель Журавлева С.В.

Программа разработана на основе: Программы для общеобразовательных учреждений . Литература 5-11.Под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, М. ;Дрофа, 2009г.

Согласовано
на заседании МО учителей русского языка
МО «Барышский район»
Протокол №_________от___________20 г__
Руководитель МО_______________ /Борзова Н.И./





Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений . Литература 5-11.Под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, М. ;Дрофа, 2009г. и с учетом следующих нормативно - правовых документов:
*Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
*СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 г.№19993 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10)
*Федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312, с учётом изменений, внесённых приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 № 241, приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889, приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994, приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 № 69, приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 № 74.;
*Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год
*Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 15 .03.2012 № 929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»;
* Письма Министерства образования и науки Ульяновской области от 07.08.2014 № 73-иогв-01/5128 исх. «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ульяновской области в 2014-2015 учебном году»
* Приказа Управления образования Муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области от 12.08.2014г. № 293 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях муниципального образования «Барышский район» в 2014-2015 учебном году»
*Устава Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени Героя Социалистического Труда Н.Г.Зырина р.п.Измайлово муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.
* Годового календарного учебного графика муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени Героя Социалистического Труда Н.Г.Зырина р.п.Измайлово муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на 2014-2015 учебный год;
*Положения о рабочей программе педагога ( утвержденного педсоветом №3 от 28.11.13г и Приказом ОУ №350 от 30.11.2013г)


Цели:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального
самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Задачи:
-приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
-овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения художественных и текстов, в том числе и чтения наизусть;
-свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
-навыки развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя;
-отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
-овладение способами свободного владения письменной речью;
-освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций;
-приобретение навыка по написанию сочинений по литературе в формате ЕГЭ

Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик, и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, программы под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.
Курс литературы ориентирован на совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающего установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; развитие способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; воспитание у школьника активного отношения к действительности, к природе, ко всему окружающему миру, выявлению места художественной литературы в общественной жизни и культуре России.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Оба предмета формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла, историей и обществознанием.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество обучающихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.Рабочая программа среднего общего образования сохраняет преемственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на традицию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.


Место предмета в учебном плане
В 10 классе-6-дневная учебная неделя. Согласно годовому календарному учебному графику 10 класс учится 35 учебных недель.
Данная рабочая программа рассчитана также на 3 учебных часа в неделю, что составляет 105 часов в год.

Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать \ понимать:
Образную природу словесного искусства.
Содержание изученных литературных произведений.
Основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века.
Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.
Основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
Воспроизводить содержание литературного произведения.
Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.
Определять род и жанр произведения.
Сопоставлять литературные произведения.
Выявлять авторскую позицию.
Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.




Содержание учебного предмета

Русская литература и русская история в XVIII - XIX веках.
Введение. Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Творчество Г. Р. Державина и В. А. Жуковского. Становление реализма в русской и мировой литературе. Вершинные произведения русской классики первой половины XIX века. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.
Теория. Романтизм и реализм в русской литературе XIX века.
А.С. Пушкин. Личность поэта. Жизненный и творческий путь (основные этапы). Основные мотивы лирики Пушкина. Философская лирика, тема поэта и поэзии. Вольнолюбивые стихи, лирика дружбы и любовная лирика. «Деревня». «Вольность». «Пророк». «Я вас любил...», «На холмах. Грузии...». «Анчар». «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». «Поэту». «Безумных лет угасшее веселье...». «Осень». «Евгений Онегин». История романа. Жанр: роман в стихах. Пушкинская эпоха в романе. Автор в системе художественных образов романа. Лирические отступления. Роман как «энциклопедия русской жизни». «Онегинская строфа». Трагедия «Борис Годунов». Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Композиция трагедии. Язык и особенности стиха трагедии. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери». Нравственная проблематика трагедии. Талантливость и гениальность. Характеры, взгляды и поступки героев. Позиция автора.
Теория. Народность литературы.

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. Романтизм в творчестве Лермонтова. Основные мотивы лирики. Лермонтов и Байрон. « «Когда волнуется желтеющая нива...». «И скучно и грустно...». «Дума». «Поэт». «Молитва». «Как часто, пестрою толпою окружен...». «Родина». «Выхожу один я на дорогу...». «Пророк». «Демон».
Роман «Герой нашего времени». Необычность композиции романа. Сюжет и фабула произведения. Автор и его герои. Трагедия Печорина. «Двойники» Печорина. Женские образы. Нравственные проблемы. Реалистическое и романтическое начала в романе. Психологизм в первом психологическом романе русской литературы.
Теория. Реалистические и романтические начала. Фабула и сюжет.

Н.В. Гоголь. Очерк жизни и творчества писателя. Общая характеристика раннего творчества. Литература середины XIX века как «эпоха Гоголя». Пьесы Гоголя. «Петербургские повести» и тема «маленького человека». «Шинель». «Мертвые души». История создания. Идейный замысел и композиция поэмы. Сюжет и лирические отступления. Особая роль образа Чичикова в поэме: Чичиков как новый герой эпохи. Обобщающее значение образов поэмы, приемы их сатирической обрисовки. Портрет, интерьер, пейзаж, диалог. Пафос лирических отступлений. «Живая Русь» в поэме. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал как воплощение авторского замысла.
Теория. Образ автора на страницах поэмы.

И.А. Гончаров. «Обломов» Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». «Обломов» роман, утвердивший писателя как классика. Обломов. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская. Женские образы в романе. «Обломовщина».
Теория. Нарицательные образы.

А.Н. Островский. Жизнь и творчество драматурга. «Гроза». Неравный и острый конфликт героини с «темным царством». Борьба Катерины за право быть свободной в своих чувствах. Обличение самодурства и невежества. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского. Судьба его пьес в кино и на телевидении.
Критика: Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»
Теория. Реалистическая драма. Речевая характеристика в драматическом произведении.

И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества «Отцы и дети». Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт отцов и детей или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими и причины его одиночества. Оппоненты героя, их нравственная и социальная позиция. Автор и герои романа. Полемика сторонников и противников позиции автора.

Из русской поэзии второй половины XIX века
Ф.И. Тютчев поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Любовь как «поединок роковой». «Silentium!». «Не то, что мните вы, природа...». «Еще земли печален вид...». «Эти бедные селенья...». «Как хорошо ты, о море ночное...». «Нам не дано предугадать...». «К. Б.». «Чему бы жизнь нас ни учила......

А.А. Фет. «Поэтам». «Еще весны душистой нега...». «Еще майская ночь...». «Сияла ночь. Луной был полон сад...». «Шепот, робкое дыханье...». «Заря прощается с землею...». «Облаком волнистым...». «На железной дороге». «Это утро, радость эта...».

Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм в изображении жизни народа. Образы города и деревни. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Полемика вокруг поэзии Некрасова. «Я не люблю иронии твоей...». «Поэт и гражданин». «Рыцарь на час». Стихотворения из цикла «О погоде». «Умру я скоро. Жалкое наследство...». «Элегия». «Пророк». «Зине».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Проблемы счастья и смысла жизни в поэме. Нравственная проблематика в поэме. Идейная позиция автора.
Теория. Народность литературы.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя. Жизненная позиция писателя. «История одного города». Сатирическое изображение смены градоначальников. Градоначальники и народ. Перекличка событий и героев произведения с фактами Российской истории. Безграничное терпение и бесправие народа. «Сказки».
Злободневность, политическая острота сказок. Прием гротеска в сатирическом произведении. Литературная полемика вокруг его творчества.
Теория. Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).

Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Лесков как мастер описания русского быта. «Очарованный странник». Национальный характер в его изображении. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Иван Флягин один из героев, правдоискателей. Былинные мотивы в повести. «Тупейный художник». Призвание «маленького человека» и его судьба. Манера сказа. Близость к народной речи. Роль Лескова в развитии русской литературы.
Теория. Сказ.

Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы произведений. Острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» в его произведениях. Особенности творческой манеры Достоевского: психологизм, полифонизм, авантюрность сюжета, полемическая направленность произведений. «Преступление и наказание». . «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова. «Двойники» Раскольникова (Лужин и Свидригайлов), их роль в романе. Женские образы в романе. Мрачный облик Петербурга в романе. «Идиот». Смысл названия романа. Судьба и облик главного героя. Трагический итог его жизни. Столкновение христианского смирения со всеобщей жестокостью. Женские образы в романе. Мировое значение творчества Достоевского. Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире.
Теория. Полифонизм романов Достоевского.

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах». Автобиографическая трилогия (повторение). «Война и мир». «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. Художественные особенности романа-эпопеи: своеобразие композиции, особенности психологизма «диалектика души». «Мысль народная» в эпопее. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. Различие путей нравственных поисков героев романа Пьера Безухова и Андрея Болконского. Женские образы романа Наташа Ростова и Марья Болконская. Исторические личности на страницах романа. Взгляд Л. Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. «Роевая» жизнь крестьянства в романе. Значение образа Платона Каратаева. Лев Толстой классик и самобытный философ.
Теория. Роман-эпопея. История на страницах художественного произведения. Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя.

А.П. Чехов. Общая характеристика жизни и творчества. Рассказы, своеобразие их тематики и стиля. «Дом с мезонином», «Ионыч», «Степь» и др. «Вишневый сад» и другие пьесы (по выбору учителя и учащихся). «Мелочи жизни» в изображении писателя.
Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, особое внимание к миру всего живого. Своеобразие чеховского психологизма. Способы создания комического эффекта. Новаторство в изображении мира природы и его связи с духовным миром человека. Чехов-драматург. Пьесы Чехова, их новаторство и художественное своеобразие. Подтекст и его роль. Ремарки. «Вишневый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Символический смысл названия. Сюжет и подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Герои пьесы и их судьбы. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления основа конфликта пьесы. Внесценические персонажи. Образ сада. Сценическая судьба пьес Чехова на сценах России и мира.
Итоги
XIX век век русской классики. Судьба русской литературы XIX века и ее роль в мировой культуре. Тесные связи русской и мировой культур.
Обзор зарубежной литературы 19 века.

Учебно- тематический план

Содержание
Кол-во часов по рабочей программе учителя

Введение
1

Литература первой половины 19 века
А. С. Пушкин
М. Ю. Лермонтов
Н. В. Гоголь
Контрольный тест по произведениям русской литературы первой половины 19 вв.
11
5
2
2
1

Литература второй половины 19 в
Русская и общественная мысль во второй половине 19 в
А. Н. Островский
Ф.И.Тютчев, А.А. Фет
И.А.Гончаров
И. С. Тургенев
А.К.Толстой
Н.А.Некрасов
Н. С. Лесков
М. Е. Салтыков-Щедрин
Ф. М. Достоевский
Л. Н. Толстой
А. П. Чехов
Н.Г.Чернышевский .
Контрольный тест по литературе второй половины 19 в.
К.Хатагуров
Обзор зарубежной литературы(4 часа)

90
1
8
6
6
10
2
6
1
3
13
15
12
1
1
1
4


Резервные уроки
3

ИТОГО
105



Календарно- тематическое планирование


Тема урока
Количество
часов
Тип урока
Требования к уровню подготовки учащихся
Дата. проведения






план
факт

1
Русская лит. и русская культура в 18-19 в. в контексте мировой культуры.
1
Изучения нового материала.
Знать основные темы и проблемы рус. лит.19в: тема свободы , духовно- нравственных исканий человека.



2
Обзор рус. лит. первой половины 19в.
1
Изучения нового материала. Лекция.
Знать основные произведения писателей первой половины 19 в.Уметь определять принадлежность отдельных произведений к лит. направлениям.



3
4
Жизнь и творчество А.С.Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике(Обзор лирики)
2
Изучения нового материала.
Уметь раскрывать «вечные темы»в творч. Пушкина: природа, любовь, дружба



5
6
7
Конфликт личности и государства в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник», «Борис Годунов»,Проблема народа и власти в трагедии.»Маленькие трагедии.(«Моцарт и Сальери)
«Евгений Онегин».Особенности жанра, основные герои. Философские и нравственные проблемы романа.
3
Урок- беседа
Знать основные образы , своеобразие жанра и композиции произведений. Уметь раскрывать конфликт личности и государства, изображаемый в поэме через образы стихии, Евгения и Петра.



8
9
Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Своеобразие худ. мира поэта.(Обзор лирики). «Демон», «Герой нашего времени»
2
Урок- беседа
Уметь раскрывать основные темы в творчестве Лермонтова.



10
11
Жизнь и творч. Н.В.Гоголя.(обзор).Повесть «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Мёртвые души».
2
Урок- практикум

Знать особенности стиля Н,В,Гоголя, своеобразие его творческой манеры.



12
Контрольный тест « Литература первой половины 19 в.»
1
Урок контроля знаний
Знать основные произв. И их особенности. Уметь работать с тестами.



13
Русская лит. и общественная мысль во второй половине 19в.
1
Урок изучения нового. Лекция
Знать о появлении «новой волны»в русском реализме., революционно- демократической. критике.
.



14
Художест. мир А.Н.Островского. Личность и судьба драматурга. Островский и Малый театр. Новаторство драматурга.
1
Урок изучения нового.
Знать основные моменты биографии., о вкладе Островского в развитие русского национального театра. Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии.



15
Драма «Гроза».Тёмное царство в изображении А.Н.Островского.
1
Урок- беседа
Уметь работать с текстом, составлять подробную характеристику образа Катерины.



16
17
Трагедия Катерины Кабановой.
2
Урок- практикум
Уметь работать с текстом, составлять подробную характеристику образа Катерины, выявлять средства выразительности.



18
Р/р Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
1
Урок развития речи
Уметь писать сочинение на лит тему.



19
Драма «Бесприданница».Тема. Конфликт.
1
Урок- беседа
Уметь выявить тему, проблематику, внешний и внутренний конфликты пьесы .



20
Драма «Бесприданница».Система характеров.
1
Урок- практикум
Уметь видеть психологизм характеров, раскрывать общечеловеческое содержание пьесы.



21
Драма « Бесприданница».»Горячее сердце»Ларисы Огудаловой.
1
Урок- беседа
Уметь видеть трагический конфликт личности и социально- бытового уклада, психологизм характера Ларисы, давать хар-ку персонажу.



22
23
Ф.И.Тютчев. Личность и судьба поэта. Философский характер лирики. Мастерство
2
Изучения нового материала.
Знать о романтической литературе второй половины 19 в., её представителях, о философском характере лирики Тютчева. Уметь анализировать стих.



24
25
А.А.Фет. Личность и судьба поэта. эстетические принципы , тематика лирики, психологизм.
2
Изучения нового материала.
Знать О глубоком психологизме лирики Фета, изобразительно- выразительных средствах его произв. Уметь анализ. стих.



26
27
Р\р. Классное сочинение по творч. Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.
2
Урок развития речи
Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть.



28
Худ. мир И.А.Гончарова. Личность и судьба писателя. Общая хар-ка романов:» Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».
1
Изучения нового материала.
Знать биографию Гончарова . Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии.



29
И.А.Гончаров. «Обломов».Полнота и сложность образа, его внутренняя противоречивость.
1
Изучения нового материала.
Уметь давать хар-ку Обломову.



30
«Обломов».Андрей Штольц как антипод Обломова.
1
Урок применения новых знаний
Уметь делать сравнит. хар-ку Обломова и Штольца.



31
«Обломов».Обломов и Ольга Ильинская.
1
Изучения нового материала.
Уметь делать сравнит. хар-ку Обломова и Ольги.



32
33
Р/р Сочинение по роману И.А.Гончарова«Обломов».
2
Урок развития речи
Уметь писать сочинение на лит тему.



34
35
Худ. мир И.С.Тургенева. Личность и судьба писателя. Его эстетические и этические позиции, участие в журнальной полемике.
2
Изучения нового материала.
Знать о личности и судьбе Тургенева, эстетических и этических позициях .Уметь делать инд. сообщения.



36
Роман «Отцы и дети».Отражение в романе политич. борьбы 60г. Смысл названия. Композиция.
1
Изучения нового материала.
Знать как отражены в романе политическая. борьба 60г. 19 в. Уметь выявлять нравственную и философскую проблематику романа.



37
38
Роман «Отцы и дети».Дворянство в изображении Т Тургенева.
2
Урок применения знаний.
Уметь выявлять общественные, нравственные и культурные ориентиры .Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия.



39
40
Роман «Отцы и дети». Сила и слабость Е.Базарова.
2
Урок - практикум
Уметь анализировать текст, видеть авторский замысел о Базарове.



41
42
Роман «Отцы и дети». Жизненные испытания главного героя романа.
2
Урок- практикум
Уметь видеть эволюцию и трагизм личности Базарова.



43
Р/р Подготовка к дом. соч. по роману. Роман «Отцы и дети».
1
Урок развития речи
Уметь осмыслить тему, определить границы, полно раскрыть.



44
45
Обзор жизни и творч. А.К.Толстого. Своеобразие худ. мира.
2
Изучения нового материала.
Знать основные темы, мотивы, образы поэзии Толстого.



46
Худ. мир. Н.А.Некрасова. Личность и судьба. Место в лит. процессе.
1
Изучения нового материала.
Знать биограф. Некрасова, особенности его творчества.



47
Основные мотивы лирики Н.А.Некрасова. Новаторский хар-р его поэзии.
1
Урок- практикум
Знать основные мотивы лирики, новаторство Некрасова, трехсложные размеры стиха. Уметь анализировать стих.



48

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».Образы крестьян- правдоискателей в поэме.
1
Урок - практикум
Знать историю создания поэмы. Уметь определять проблематику, композицию, особенности жанра.



49
50
«Есть женщины в русских селеньях..» Образ Матрёны Тимофеевны .Нравственный идеал счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
2
Урок- диспут
Знать о проблеме нравственного идеала счастья, нравственного долга. Уметь выявлять лучшие черты национального характера в образе Матрёны Тимофеевны.



51
Р\р Сочинение по творч. Н.А.Некрасова.
1
Урок развития речи
Уметь самостоятельно отбирать материал по заданной теме, логически выстраивать его.



52
Худ. мир Н.С.Лескова. Личность и судьба писателя. Особенности худ. мира его произведений. «Очарованный странник». Идейно- худ. своеобразие «Тупейный художник»
1
Изучения нового материала.
Знать творческий путь Лескова, особенности его творческой манеры. Уметь объяснять смысл названия, определять композицию, жанр, тему.



53
Худ мир. М.Е.Салтыкова- Щедрина. Очерк творчества.
1
Изучения нового материала.Лекция
Знать о жизненном и творческом подвиге писателя, особенностях сатиры. Уметь делать инд. сообщения.



54
55
М.Е.Салтыков-Щедрин и его роман «История одного города» как сатирическое произведение.
2
Изучения нового материала.
Уметь определять особенности жанра, композиции, проблематику, художественные средства.



56
57
Худ. мир. Ф.М.Достоевского. Жизнь и творчество. «Идиот».
2
Изучения нового материала..
Знать основные этапы жизни и творчества, особенностями творческого метода.
Уметь выступать с сообщением о жизни и творчестве писателя.



58
59
Тема «маленького человека» в творч. Достоевского.(«Униженные и оскорблённые», «Бедные люди»)
2
Урок- беседа
Уметь видеть традиции и новаторство в раскрытии «маленького человека», философскую и духовную проблематику.



60
Роман «Преступление и наказание».История создания и идейно-художественное своеобразие романа.
1
Урок- беседа
Знать историю создания, проблематику , идейное содержание, композицию романа. Уметь видеть в тексте романа художественные приёмы создания образов.



61
62
Роман «Преступление и наказание».Социальные и философские источники преступления Раскольникова. П Петербург Достоевского.
2
Урок- практикум
Уметь выявлять в процессе анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова.



63
64
Роман «Преступление и наказание». «Ангелы» и «Демоны» Р.Раскольникова.
2
Урок- дискуссия
Уметь выявлять в процессе анализа место Раскольникова в системе образов романа.



65
66
Роман «Преступление и наказание».Мастерство Достоевского- художника.
2

Уметь выявлять в процессе анализа романа психологизм повествования, роль детали в романе, символику имён, снов.



67
68
Р/р Классное сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
2
Урок развития речи
Уметь осмыслить тему, полно раскрыть, правильно оформить текст.



69
Худ. мир Л.Н.Толстого. Личность и судьба Л.Н.Толстого. Религиозные и нравственные искания.
1
Изучения нового материала..
Знать основные этапы жизни и творчества, суть религиозных и нравственных исканий. Уметь делать инд. сообщения на заданную тему.



70
«Война и мир». История создания и идейно- художественное своеобразие романа- эпопеи.
1
Изучения нового материала..
Знать историю создания и смысл названия. Уметь видеть идейно- художественное своеобразие, особенности сюжета.



71
Изображение дворянского общества в романе- эпопеи «Война и мир». «Мысль семейная»
1
Изучения нового материала..
Уметь видеть в процессе анализа идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей, делать сравнительную хар-ку семей.



72
73
«Дорога чести» А.Болконского в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
2
Урок- практикум
Уметь характеризовать путь нравственных исканий А.Болконского, выявлять средства характеристики персонажа.



74
75
Путь исканий Пьера Безухова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
2
Урок- практикум
Уметь характеризовать путь исканий П.Безухова, «диалектику души героя».



76
77
Какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война», в чём видит величие народа. Поиски «мира»и своего места в мире. Наташа Ростова.
2
Урок- дискуссия
Уметь характеризовать путь нравственных исканий Н.Ростовой, видеть приём «диалектики души» в изображении героини.



78
Роман «Война и мир».Истинный и ложный патриотизм в изображении Л.Н.Толстого.
1
Урок- практикум
Уметь видеть роль приёма антитезы в изображении Толстым истинного и ложного патриотизма, анализировать эпизод романа



79
80
« Нет величия там, где нет простоты , добра, правды»(Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир»
2
Урок- практикум
Уметь видеть роль антитезы в изображении истинного патриотизма Кутузова и тщеславие Наполеона, делать сравн. хар-ку.



81
«Гроза двенадцатого года»( по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».
1
Урок- исследование
Уметь видеть в процессе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война», в чём видит величие народа.



82
83
Р/р Классное сочинение по роману Л.Толстого«Война и мир».
2
Урок развития речи
Уметь осмыслить тему, полно раскрыть, правильно оформить текст.



84
Личность и судьба А.П.Чехова. Основные черты чеховского творчества, своеобразие мастерства.
1
Изучения нового материала..
Знать жизненный и творческий путь Чехова, проблематику чеховского творчества.



85
86
Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П.Чехова.
2
Урок- беседа
Уметь выявить основную идею рассказов: футлярность существования и духовная свобода.



87
88
Рассказы А.П.Чехова «Никто не знает настоящей правды»
2
Урок- практикум
Уметь выявить проблему протеста против догматической активности и общественной пассивности в рассказах « Дом с мезонином», Палата №6», « Степь», «Дама с собачкой».



98
90
Рассказ «Ионыч». Тема гибели человеческой души».
2
Урок- дискуссия
Уметь раскрывать проблему истинных и ложных ценностей в рассказе, выявлять принцип нисходящего развития личности, роль детали.



91

Особенности чеховской драматургии. Новый театр.
1
Изучения нового материала.. Лекция
Знать особенности чеховской драматургии, эстетические принципы нового театра Чехова-2театра жизни».



92
93
Пьеса «Вишневый сад».Жанровое своеобразие. Идейное содержание. Основной конфликт. Герои.
2
Урок изучения нового
Уметь определять жанровое своеобразие. основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей.



94
95
Р\р Сочинение по творчеству А.П.Чехова.
2
Урок развития речи
Уметь осмыслить тему, полно раскрыть, правильно оформить текст.



96

Контрольный тест по второй половине 19 в
Н.Г.Чернышевский «Что делать»( Обзор)
2
Изучения нового материала.. Лекция
Знать основное содержание, проблематику.



97
Контрольный тест « Литература второй половины 19 в.»
1
Урок контроля знаний
Знать основные произв. И их особенности. Уметь работать с тестами.



98

Творчество К.Хатагурова .Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
1
Изучения нового материала.. Лекция.
Уметь раскрывать особенности изображения тяжелой жизни простого народа, тему женской судьбы.



99

Обзор зарубежной лит. второй половины 19 века.
1
Изучения нового материала.. Лекция
Знать основные тенденции в развитии зарубежной лит. второй половины 19 века.



100
Жизнь и творчество ГИ де Мопассана Новелла «Ожерелье».
1
Изучения нового материала.. Лекция
Знать сюжет новеллы «Ожерелье».Уметь раскрывать особенности композиции новеллы, систему её образов.



101
Жизнь и творчество Г.Ибсена. Драма «Кукольный дом».
1
Изучения нового материала
Знать содержание драмы»Кукольный дом».Уметь раскрывать особенности конфликта драмы.



102
Жизнь и творчество А.Рембо. Стихотворение»Пьяный корабль».
1
Изучения нового материала
Знать особенности поэтического языка А.Рембо. Уметь на примере стих. раскрывать особенности поэтики.



103-
105

Резервные уроки.








Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Программа по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой М.: «Дрофа», 2009г.
Ю.В.Лебедев. Литература 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень.В2ч.М.«Просвещение»,2011г.
3.Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. М.: «Вако», 2009.
4.Савельева Л.И. Словарь-справочник по литературе – издательство Казанского университета
5.Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики - Брянск, «Курсив
6.Малюшкин А.Б. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 10-11 класс – М., «Творческий центр»
7.Булгакова И.В. Нестандартные уроки русской литературы. 10-11 классы – Ростов-на-Дону, «Феникс»
8.Амфилохиева М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы – С-Пб, «Паритет»
9.Михайлова И.М. Тесты. Литература 9-11 классы – М., «Дрофа»
10.Бельская Л.Л. Литературные викторины – М., «Просвещение»
11.Безносов Э.Л. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Литература – М., «Дрофа»
12.Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века – М., «Книжная палата»
13.«5 баллов. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. Гуманитарные науки»
14.DVD-диски с экранизациями художественных произведений, изучаемых в 10 классе.
Планируемые результаты изучения литературы.
Изучение литературы в 10 классе призвано обеспечить:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
-сравнение и сопоставление;
-умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
-самостоятельное выполнение различных творческих работ;
-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-составление плана, тезиса, конспекта;
-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей














15