Имя существительное как часть речи. Род имён существительных.


Конспект урока русского языка в 5 классе по теме:
«Имя существительное. Род имён существительных»
Составитель: Пономарёва А. В.
Цели:
- систематизировать и углубить знания учащихся об имени существительном;
- умение находить существительные в тексте, определять их морфологические признаки (род, число, падеж, склонение);
- умение различать лексико-грамматические разряды имен существительных (одушевленные - неодушевленные, собственные - нарицательные);
- развить познавательные интересы учащихся.
Задачи:
Обучающая: находить существительные в тексте, определять их морфологические признаки (род, число, падеж, склонение), обратить внимание на роль имён существительных в речи; отрабатывать умения учащихся определять род имён существительных путём подстановки личного и притяжательного местоимения.
Развивающая: совершенствовать орфографические умения и навыки; развивать логическое мышление, познавательные интересы учащихся.
Воспитательная: формировать умения сотрудничать при выполнении упражнений; воспитывать внимание и уважение к слову, друг к другу.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний и умений.
Метод организации учебной деятельности: исследовательский метод.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Планируемые образовательные результаты:
умение выступать перед аудиторией сверстников, умение взаимодействовать с другими учениками во время выполнения общего задания;
умение определять цели предстоящей работы, умение оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной форме;
умение создавать устный и письменный текст с учётом замысла и ситуации  общения;
воспитание уважительного отношения к русскому языку.
Оборудование: учебники, тетради, словари, карточки с заданиями, презентация, сигнальные карточки.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Цель: создание благоприятной атмосферы на уроке
- Здравствуйте, ребята! (Представиться). Сегодня я буду вашим учителем. Надеюсь на вашу поддержку и активную работу во время урока. А вы можете рассчитывать на мою помощь. Присаживайтесь!
2.Определение темы урока и постановка целей.
- Ребята, посмотрите на экран и прослушайте стихотворение. Надеюсь, оно поможет вам определить тему нашего урока.
У этой части речи имя есть,
Надо нам его прочесть.
Имя это удивительное,
И для нас оно значительное.
Хоть знакомы с ним давно,
Но не всё ещё легко.
Много будем узнавать,
Находить и выделять,
От соседей отличать.
Главное – не унывать!
На вопросы кто? и что?
Отвечает лишь оно.
Помогает нам понять,
Что с заглавных букв писать.
Форму как определять,
А для этого, ребята,
Падежи вам надо знать
И уметь их применять.
Очень важно научиться
В роде вам не ошибиться,
Ведь обидится Земля,
Если скажешь: «Он моя».
Друг тогда твой улыбнётся
И за голову возьмётся:
«Как так можно говорить?»
Станет он тебя бранить.
Правила ведь надо всем учить!
- Скажите, о какой части речи говорится в этом стихотворении?
- Вот мы и определили тему нашего урока, а целью его является расширение знаний об имени существительном.
- Скажите, а какие открытия вы бы хотели сделать на сегодняшнем уроке? Какие задачи поставите перед собой?
- Каким образом мы будем идти к поставленным целям? Что для этого будем делать? (Выполнять задания, делать упражнения, учить правила).
- Откройте свои тетради, запишите число, классная работа и тему урока.
Словарная работа.
- Сейчас выполним небольшую словарную работу. Перед вами слова:
Подаро(к, г), холодный, преданье старины, моро(с, з), ска(с, з)ка, праз(?)ник, з(и, е)ма, с(о, а)сна, рисую.
- Ваша задача: выписать только те слова, которые относятся к имени существительному, и вставить нужные буквы. А если вы встретите слова, которые не являются существительными, не пишите их, а определите, какой части речи они принадлежат. Но прежде чем приступить к выполнению этого задания, скажите, а как вы будете определять, существительное это или нет?
(Опрос. Показать слайд с правильным написанием слов. Учащиеся занимаются самопроверкой.)
- Скажите, значение всех слов вам известно? (Обратиться к толковому словарю. Преданье старины – жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающийся из поколения в поколение).
- Ребята, скажите, пожалуйста, с чем у вас ассоциируются данные слова? К чему мы можем их привязать? Подумайте, какой волшебный праздник приближается?
- Обратите внимание, у каждого из вас на парте лежат ёлочные игрушки. Интересно для чего? Так вот, каждая игрушка – это оценка. Красный шар – «5», синий – «4», жёлтый – «3». Попробуйте себя оценить. У кого нет ни одной ошибки, поднимает красный шар, у кого 1-2 ошибки – синий шар, а у кого больше – жёлтый.
Сочинение сказки.
- Все вы знаете, что Новый год – это сказка, а давайте мы с вами сочиним свою сказку об имени существительном. Я начну, а вы будете мне помогать. Согласны?
«В одной волшебной стране под названием Морфология жило-было имя существительное. Оно было очень умное и умело разделять слова по вопросам (по каким, ребята?) кто? что? Ко всем, с кем дружило имя существительное, оно обращалось с вопросом кто? А предметам, которые его окружали, оно говорило что? (А почему? Вы знаете? Конечно, ведь одни имена существительные относятся к одушевлённым, а другие – неодушевлённым.) Вот однажды имя существительное заскучало, ему захотелось сказки. Поэтому решило придумать праздник для всех и назвало его Новый год. Главными на нём назначило быть Деда Мороза и Снегурочку. (А как мы напишем имена этих героев? Почему? Потому что это имена собственные.) Неотъемлемыми атрибутами новогоднего праздника стали ёлка, игрушки, подарки и др. (А как напишем эти слова? Почему? Потому что это имена нарицательные – обозначают общее название для каких-либо предметов, имеющих общие признаки.) Ещё у имени существительного было 6 верных слуг, которые помогали ему изменять формы слов. (О каких слугах идёт речь? О падежах.) Когда падежи узнали о предстоящем празднике, они позвали только одного друга существительного имя прилагательное. Поэтому сначала было не очень весело. Но вдруг всё изменилось, произошло настоящее чудо: пришли остальные друзья, ведь все любят праздники. (Скажите, как ещё может изменяться имя существительное? По числам.)»
- Молодцы, ребята! У нас получилась замечательная сказка. Но для того, чтобы лучше вспомнить имя существительное, необходимо открыть учебники на стр. 9 и ознакомиться с тем, что сказано об этой части речи. Вы сидите парами, верно? Так вот, даю вам 3 мин. на то, чтобы прочитать правила, обсудить их между собой и сказать, какая информация для вас является новой, а что вы уже знали.
Изучение нового материала.
На стр. 8 давайте выполним упражнение 273. Прочитайте задание.
Учащиеся делятся на 5 групп, каждая получает задание.
Та группа, которая справится, идёт записывать свои слова (один представитель). Если представители других групп заметили ошибку, они поднимают руки и исправляют.
- Перед тем, как приступить к работе, представители каждой группы, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Если вы будете работать сплочённо, пожмите руки. Если будете помогать друг другу, пожмите руки.
Задание:
распределить данные слова на группы в зависимости от того, что они обозначают:
вещь; 2) живое существо; 3) понятие; 4) состояние; 5) явление природы.
Счастье, книга, гроза, яблоко, бабочка, нож, ребёнок, ласточка, мудрость, лошадь, красота, увеличение, дружба, сон, тревожность, компьютер, тайфун, девушка, оттепель, подвиг, жара, платье, засуха, радость, метель.
Вещь Живое существо Понятие Состояние Явление природы
книга
яблоко
нож
компьютер
платье бабочка
ребёнок
ласточка
лошадь
девушка мудрость
красота
увеличение
дружба
подвиг счастье
сон
тревожность
радость гроза
тайфун
оттепель
жара
засуха
метель
После выполненной работы учащиеся оценивают себя с помощью сигнальных карточек.
- А сейчас прослушайте сказку и подумайте, о каком морфологическом признаке существительного она.
Давным-давно Имя существительное путало своих родственников, так как они были очень похожи. Однажды оно издало указ: «Кто узнает секрет как их различить, тот будет награжден». Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: « Пусть они будут мои». Жена схватила слова себе и сказала: «Мои». А все остальные остались посередине.
- Как вы думаете, о чём идёт речь в этой сказке?
Существительное
предмет
кто? что?
М. р. (он мой)
Ж. р. (она моя)
Ср. р. (оно моё)
- Как назвать род слов мужа? Мужской.
- Как назвать род слов жены? Женский.
- Как назвать род слов посередине? Средний.
Существительное наградило мужа и жену за работу и поблагодарило. С тех пор существительное не путает род.
- Есть ещё некоторые особенности, связанные с родом имени существительного, но об этом вы узнаете позже.
Физминутка.
- Вы наверно устали? Давайте положим ручки и немного разомнёмся. (Играет музыка.)
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Учитель называет слова:
Если слова женского рода похлопали, если мужского рода потопали, если среднего рода кивнули головой. (На экране слайд-подсказка с необходимыми движениями)
(Снеговик, девочка, солнце, облако, мальчик, книга, ученик, сюрприз, яблоко, сосулька, крыша).
- Молодцы! А теперь давайте продолжим работу.
Работа на закрепление.
Цель: закрепить полученные знания на практике.
- Предлагаю сыграть в игру «Распредели по домикам». Задание довольно простое. Вам необходимо существительные распределить по «домикам». У вас на партах лежат таблицы-домики. Каждый домик имеет своё название: ж. р., м. р., ср. р. Задание выполняется по вариантам.
1 – вариант
кошка
море
тетрадь
пенал
компьютер
царство
ножницы
чайник
кукла
мороз 2 – вариант
дом
зима
окно
парта
учебник
молоток
ученица
ручка
карточки
молоко
Ж. р. М. р. Ср. р.
кошка
тетрадь
кукла
пенал
компьютер
чайник
мороз море
царство
Ж. р. М. р. Ср. р.
зима
парта
ученица
ручка дом
учебник
молоток
окно
молоко
После того, как все выполнили задание, учащиеся обмениваются листочками и занимаются взаимопроверкой.
- Возьмите карандаши и оцените друг друга. Кто не допустил ни одной ошибки, получает «5», у кого 1-2 ошибки – «4», у кого 3-4 – «3».
- Следующее задание – командное. (Выполнять на листочках).
Учащиеся делятся на две команды, выбирают капитана. На слайдах показаны картинки, из которых одна команда выбирает слова одушевлённые
(снегирь, лебедь, лиса, медведь, девочка, Дед Мороз, дети),
другая – неодушевлённые
(вода, сосульки, лес, подарок, ёлка, книга, кафе «Сказка»).
Определить, какие слова, и по каким признакам будут отличаться от остальных. Отвечают капитаны. Оценка своей работы.
Закрепление.
Мини тест.
Найди лишнее слово:
А) мишура, улица, вечер, луна; (вечер – м. р.)
Б) окно, полотенце, сани, солнце; (сани – мн. ч.)
В) подарок, телевизор, гирлянда, снег; (гирлянда – ж. р.)
Г) мороз, метель, морозный, смех; (морозный – прилаг.)
- Какие вы молодцы. Попробуйте оценить свою работу на протяжении всего урока.
- Кто понял всё, у кого получалось всё, поднимите красные шары. (Остальные отвечают, согласны они или нет с той оценкой, которую дали себе ребята, подняв красные шары.)
- У кого были незначительные затруднения, поднимите синие шары.
- Ну, а тем, кто воздержался, желаю успехов в изучении данной темы. Всё у вас получится, только нужно стараться и больше уделять времени на учёбу.
Рефлексия.
- Обратите внимание, у вас есть листочки с началом предложений, а также ладошки. Прочтите внимательно, что написано, а потом продолжите любое предложение, записывая его на ладошку. Затем с обратной стороны снимите защитную плёнку с ладошки и, выходя к доске, наклейте её на нашу ёлочку. (Я в конце наклею на ёлочку звезду с моими впечатлениями от класса и от проведённого урока.)
Продолжите предложения:
На сегодняшнем уроке я узнал (а)…
Я похвалил (а) бы себя за то, что…
Сегодня мне удалось…
Было трудно…
Я научился (научилась)…
Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра на тему: «Чем меня удивило имя существительное?»