Урок по русскому языку для 3 класса «Понятие о неопределённой форме глагола»


Конспект урока русского языка

Класс: 3
ОС «Школа 2100».
Учебный комплект: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. «Русский язык». Русский язык. Учебник для 3 класса (1-4) Издательство М. «Баласс», 2007г.
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: понятие о неопределённой форме глагола.
Цель: создать условия для формирования представления у обучающихся о неопределённой форме глагола.
Задачи:
- организовать деятельность обучающихся по расширению знаний о глаголе, как части речи;
- содействовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение;
- содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная работа.
Ресурсы:
учебник «Русский язык», рабочая тетрадь;
персональный компьютер, мультимедиа-проектор;
раздаточный материал
Методы:
объяснительно- иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Этап Задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1Организация начала урока
Методы:
словесные, наглядные
для учителя:
-создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности.
- создать положительный эмоциональный настрой.
для обучающихся:
-подготовиться к продуктивной работе на уроке
Приветствие.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели ,спинки- прямо. Вижу, класс наш - хоть куда! Мы начнём урок, друзья.
Наш девиз: «Новый день - новые знания».
Ребята приготовили маленькие сообщения об этом дне.
-Заглянем в наш календарь. Какое число на календаре? 14 марта считают началом весны. А почему так считают, вы узнаете из высказываний ребят.
.
Орфографическая минутка
Запишите последнее предложение. Выделите все знакомые орфограммы. Заслушивают сообщения, подготовленные дома.

(фронтальная работа)
Читают:
На календаре 14 марта. Этот день в народе называют «день Святой Евдокии». Поскольку по старому стилю Евдокия выпадала на 1 марта, т.е.открывала весну. Наступление весны в давние времена праздновали торжественно и весело. С ней было связано много примет и обычаев. По народной традиции ,Святая Евдокия ,управляет весной ,Хранит ключи от вешних вод. С Евдокии начинаются оттепели. На Евдокию принято обмывать ребятишек талой водой ,чтобы они весь год были крепкими и здоровыми. . Если на Евдокию ясно ,то и год будет прекрасный. Евдокия -солнечный праздник весны.
- Евдокия - солнечный праздник весны.
Личностные УУД:
готовность к обучению, положительное отношение к учёбе.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения
Методы стимулирования наглядные, словесные
для учителя:
- актуализировать знания детей о глаголе, достаточных для построения нового знания.

- мотивировать к пробному учебному действию;
- организовать выполнение
учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия
для обучающихся:
-составить рассказ о глаголе на основе полученных ранее знаний;
-определить время глаголов;
- уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Но вот беда! На нашем небосклоне появилось дождливое облачко.(слайд) Посмотрите ,оно совсем не хмурое .Оно доброе и приветствует вас всех капельками весеннего дождя. На какую букву они похожи?
– Давайте соберём капельки дождливого облачка в тетрадь. (слайд …)
-Мы собрали все капельки , и появилось долгожданное весеннее солнце .
-А какие «весенние» слова с буквой Ь вы знаете? Запишите их. Какие слова здесь лишние? Почему?
-Посмотрите внимательно на следующий слайд.
-На что похожи эти льдинки? Запомните фигуры и буквы в каждой из них.(о,Г,а,л,г,л). -Теперь я буду показывать фигуры в последовательности и без букв, а вы должны вспомнить, какие буквы были изображены на каждой из них, записать и соединить между собой. Какое слово у вас получилось?
- Что мы знаем о глаголе? (слайд) Расскажите по плану. Молодцы! Теперь вы легко справитесь с заданием.
-Распределите слова в два столбика: встречают ,бегут растаял, подморозило ,звенеть, сберечь, построят
- Как правильно определить время глагола?
(фронтальная работа)
(ь,ь,ь…)
Апрель, капель, оттепель,
Сосулька, вьюга, листопад.
.

- На различные фигуры и т.д.
-Глагол
2 ученика у доски распределяют по столбикам глаголы.
(глагол встречают отвечает на вопрос : что делают?, значит он стоит в форме настоящего времени.)
–Надо поставить вопрос.
Личностные УУД:
смыслообразование
Регулятивные: волевая
саморегуляция
Познавательные:
произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной речи; структурирование знаний
Коммуникативные:
точно выражать своё мнение и понимать речь других
3.Выявление места и причины затруднения
Методы:
побуждающий от проблемной ситуации диалог. для учителя:
- Способствовать выявлению затруднения и фиксированию его причины во внешней речи обучающихся при выполнения задания.
для обучающихся:
-- уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Почему у вас получились разные ответы?
-В чём наше затруднение?
(проблемно-поисковый ) - не смогли правильно определить время глаголов
( звенеть и сберечь), т.к. эти глаголы отвечают на вопрос Что делать? Во временных вопросах такого нет.
- Мы не знаем ,что это за форма глагола. Личностные:
учебно-познавательный интерес,
Познавательные: постановка проблемы
4.Построение проекта выхода из затруднения и постановка цели урока для учителя:
-способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи
для обучающихся:
- наметить план решения учебной задачи.
. -Что нам надо сделать? Сформулируйте цель.
-Как чаще всего мы выводим правило? - Узнать, что это за форма глагола и сформулировать правило.
- Мы наблюдаем, сравниваем. Выводим правило на основе своих наблюдений. Регулятивные:
планирование
Познавательные:
постановка познавательной цели
5.Реализация проекта выхода из затруднения и постановка цели урока
Методы: наблюдения, информационно- обобщающий, исследователь
ский для учителя:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- формировать умение, привычку работать в парах
для обучающихся:
- сформулировать тему урока;
- находить ответы на вопросы,
используя информацию, полученную на уроке;
- учиться работать в парах


-Смогли вы определить время глаголов? наблюдения
-А число можем определить?
-Подумайте, как может называться форма глагола, у которой нельзя определить число и время?

-В русском языке такая форма глагола так и называется – неопределенная или начальная.
-Сформулируйте тему урока
Физминутка: « Сотвори себе солнце» (под музыку) слайд
- Сможем мы сразу определить теперь начальную форму глагола?
-Проведем исследование. Работа в парах
(Исследовательский метод)
-Сделайте вывод.

2. –Разберите глаголы по составу.
- Смотрите, задание было одно, а вариантов несколько. Как такое могло получиться?
(рассказ)
- В данном случае это не затруднение, а спор. Учёные-языковеды не пришли к единому мнению, что же такое –ть, -ти в неопределённой форме: суффикс или окончание. В нашем учебнике это суффикс.
Вывод: у глаголов неопределенной формы суффиксы –ть и –ти.
- Вернемся к слову сберечь. Как вы его разобрали? Какое окончание?
-Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения безударного звука и образовались современные формы: печь, беречь. Но это не суффикс.
Выводы исследовательской деятельности.
-Это орфограмма.
-Посмотрите на экран. Это план, по которому теперь можем рассказать все о неопределенной форме глагола. Попробуйте это сделать.
-Давайте вспомним цель нашего урока.
- Смогли мы достичь цели?
-Сможем мы теперь определить глаголы в неопределенной форме?
-Молодцы! Как мы можем себя проверить? –
-Прочитайте правило на стр. 108. - нет
- нет

Ответы учащихся (непонятная, трудная, неопределяемая…)

-Тема урока «Неопределенная форма глагола»
(На экране открывается тема урока)


Наверное, сможем.
Задание на листочках (Задай вопрос и распредели в два столбика : звенеть, сберечь почернеть , нести.)
- Чтобы определить начальную форму глагола надо задать вопрос Что делать? или Что сделать?
- разбирают и получают несколько вариантов разбора

Ответы детей

Вывод: в неопределенной форме глаголы могут оканчиваться на –чь.

Дети по плану рассказывают о неопределённой форме глагола.
- Узнать всё о неопределённой форме глагола.
-Да
-Сможем.


Прочитать правило в учебнике.
Читают правило. Личностные: осознание ответственности за общее дело.
Регулятивные: познавательная инициатива.
Познавательные: поиск необходимой информации
Коммуникативные : учет разных мнений
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
практический метод
для учителя:
- способствовать осознанию правила о неопределённой форме глагола;
для обучающихся:
- зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи
- Какой следующий шаг нашей работы ?
-Выполняем упражнение 377 Выполняют задание
с комментированием. Регулятивные: волевая саморегуляция
Познавательные: использование общих приемов решения задач, построение речевых высказываний.
7.Самостоятель-ная работа с самопроверкой.
Методы: познавательный, свободный выбор заданий, самоконироль для учителя:
- организовать разноуровневое самостоятельное выполнение учащимися заданий.
- организовать соотнесение своей работы с подробным образцом для самопроверки ;
- помочь учащимся в формировании способности к оценочным действиям.
для обучающихся:
- осознать правило
- находить в тексте новую информацию и работать с ней 1уровень: образуйте глаголы (слайд) неопределённой формы взмахнул, смотрел, любит ,срезают, делает.
2уровень: образуйте глаголы неопределённой формы. Выделите суффикс.
Дело, пляс, чёрный, блеск, крик.
3уровень: подумайте и запишите глаголы неопределённой формы с суффиксами : -а-, -ну-,-е-,-ыва-(ива-)
(инструктаж)
- Поднимите руку, кто не испытывал затруднений.
Кто испытал затруднения? В чём? Какова причина? (Проверить знания самостоятельно).
Делать, плясать ,чернеть, блестеть, кричать.

Думать, крикнуть…..

Проверяют работы по листку самоконтроля.

, . Регулятивные:
познавательная инициатива,
осуществление самоконтроля;
8.Включение в систему знаний.
Методы: выполнение творческих заданий
для учителя:
- организовать деятельность обучающихся по применению нового способа действия;
- организовать деятельность обучающихся по построению письменных речевых высказываний
для обучающихся:
- применить полученные знания в речевой практике Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем?
-Где нам могут пригодиться эти знания?

- Попробуйте составить небольшой текст-повествование на тему: «Весна». Используйте опорные слова и знания, которые получили на уроке.(слайд)
- Порадуйте меня и своих товарищей своими творческими работами. (Неопределенная форма глагола).
(В жизни, в общении, при написании различных работ).
(Индивидуальная работа)
Стало пригревать, начал таять, будет зеленеть, станут распускаться ,начнут прилетать ,будут радовать.
- Читают свои работы. Познавательные:
построение речевых высказываний,
9.Рефлексия учебной деятельности
Методы: эмоциональные,
самооценка для учителя:
- организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности
- Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
- оценить работу обучающихся на уроке
-
для обучающихся:
-оценить правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

- Какую ставили учебную цель?
-Удалось её решить? Каким способом?
-Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке. Дайте оценку своей работе на уроке.
Помогут нам цветы.
Если вы считаете, что хорошо поработали на уроке и у вас хорошее настроение, то ваш цветок - жёлтый.
Если иногда были трудности – выбирают синий цветок.
Кто не доволен собой – красный.
- Домашнее задание: упр.374. Если кому-то будет трудно, то упр. 369. Также приготовьте вопросы для блиц- турнира по теме « Глагол» по желанию)
- Большинство ребят считают, что они хорошо поработали, я тоже так считаю и хочу поблагодарить за урок.
Отметки за урок - Узнать о неопределённой форме глагола.
- практическим
Обучающиеся выходят к доске, выбирают цветок
Личностные:
внутренняя позиция школьника
Познавательные:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности