Технологическая карта. Русский язык. Понятие о неопределённой форме глагола

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Кирпикова Наталья Михайловна; МБОУ «СОШ № 90 с углубленным изучением отдельных предметов»; высшая категория; запрашиваемая – высшая категория.
Предмет: Русский язык Класс: 3 а Учебник (УМК): УМК «Школа 2100» авторы учебника Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык»
Тема урока: Понятие о неопределённой форме глагола Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Оборудование: ПК учителя, карточки словарных слов, презентация по теме, медиапроектор, учебник, рабочая тетрадь, оценочные блокноты
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
В 3 классе обучается 23 человека. Среди них 9 мальчиков и 14 девочек. Паспортный возраст учащихся 9 лет – 19 человека, 10 лет – 4 человека.
Учащиеся данного класса достаточно активны и подвижны. На уроках усидчивы, соблюдают школьные правила поведения на уроках. У учащихся класса высокий уровень учебной мотивации, познавательная мотивация сформирована не у всех. Большой интерес у учащихся к русскому языку, математике, литературному чтению, музыке и физкультуре. Уровень работоспособности и активности учащихся - высокий, уровень самостоятельности – средний. Учащиеся открыты, доброжелательны, присутствует чувство сопереживания и ответственности. Ребята умеют взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, сотрудничать с педагогами.
Учащиеся владеют:
Предметные УУД:
знают определение «глагол»;
умеют находить части речи;
умеют доказывать принадлежность слова к той или иной части речи.
Регулятивные УУД:
формулировать тему и цель урока при помощи учителя;
обнаруживать совместно с учителем и формулировать учебную задачу и план работы.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике;
пользоваться интерактивной доской.
Коммуникативные УУД:
высказывать свою точку зрения;
задавать вопросы, отвечать на вопросы;
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
Личностные УУД:
осуществлять рефлексию на основе критерия успешности учебной деятельности;
придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.




Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные Д
знать понятие "неопределённая форма глагола";
отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам -ть, -ти;
выделять суффиксы глагола неопределённой формы.

8 человека - высокий уровень
4 человек – выше среднего уровня
8 человек - средний уровень
3 человек – ниже среднего уровня
0 человека - низкий уровень

Метапредметные
Познавательные УУД
с помощью учителя открывать и структурировать знания;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
5 человека - высокий уровень
6 человек – выше среднего уровня
9 человек - средний уровень
3 человек – ниже среднего уровня
0 человека - низкий уровень


Регулятивные УУД
Ставить цель урока и учебную задачу с помощью учителя
Планировать действия по поставленной задаче
Оценивать свою работу и работу одноклассников цветным индикатором по заранее известным критериям
5 человека - высокий уровень
6 человек – выше среднего уровня
9 человек - средний уровень
3 человек – ниже среднего уровня
0 человека - низкий уровень


Коммуникативные УУД
Сотрудничать с одноклассниками и учителем
Осознавать, принимать, решать учебную задачу через ответы на проблемные вопросы.
8 человека - высокий уровень
6 человек – выше среднего уровня
9 человек - средний уровень
0 человек – ниже среднего уровня
0 человека - низкий уровень

Личностные
Проявлять учебную и коммуникативную активность
13 человека - высокий уровень
5 человек – выше среднего уровня
5 человек - средний уровень
0 человек – ниже среднего уровня
0 человека - низкий уровень






Этап урока,
время этапа
Задачи этапа
Методы, приемы
обуче-ния
Формы учебного взаимо-действия
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность ученика
Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

1. Мотивационно-целевой этап-
6 мин
- Эмоционально и психологически настроить детей на урок.

- Проверить готовность учащихся к уроку.
Беседа.
Перечисление.
Фронтальная
приветствует детей
настраивает детей на работу




проверить готовность к уроку
приветствуют учителя;
проверяют готов-ность к уроку (один ученик перечисляет)
Регулятивные: саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания.
Коммуникативные: создание психологичес-кого комфорта, доброже-лательной атмосферы в классе.


- Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

- Организовать самостоятельное планирование и выбор методов поиска информации.


Демонстрация.
Наблюдение.
Беседа по уточне-нию знаний.
Парная






Индиви-дуальная

раздаёт карточки;
даёт инструкции;
следит за правильностью выполнения задания;
демонстрирует задание на интерактивной доске (слайд 1,2,3);
Впросы:
- Как вы можете назвать эти столбики?
- Как определили в какой столбик нужно отнести слово?


записать число и название работы;

разложить карточки в 3 столбика: сущ., прил., глагол;

доказать выбор;


списать слова - глаголы в тетрадь;
определить их время и число;
в глаголах прошедшего времени выделить суффикс -л-



игра "Пресс-конференция"


записывают число, классная работа;
раскладывают карточки по зада-нию;

отвечают на вопросы учителя;

списывают слова-глаголы;
определяют время и число;
у глаголов про-шедшего времени выделяют суф-фикс -л-
взаимопроверка;

корреспонденты-задают вопросы, "филолог"- отве-чает;
Познавательные:
анализировать, выделять и формулировать задачу; осознанно строить речевое высказывание.
Личностные:
осознание своих возможностей.
уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем.
Регулятивные:
ориентироваться в своей системе знаний.
регулировать свои действия, взаимодействовать в группе.

3.Ориентировочный этап-3 мин
- Организовать формулирование темы урока учащимися.
Наблюдение.
Беседа по уточне-нию знаний.
Фронтальная

демонстрирует задание на интерактивной доске(слайд 3);
Вопросы:
- У каких глаголов вы не смогли определить время и число?

определить глаголы, у которых не смогли определить время и число;
сформулировать тему урока;



определяют глаголы, у которых не смогли определить время и число;
формулируют тему урока:
Глаголы у которых нельзя определить время и число.

Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные: уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя.
Личностные:
уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем.
Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


4.Поисково-исследователь-ский этап
- Формулировать цель, задачу урока и план урока

- Организовать осмысленное восприятие новой информации

Беседа.
Наблюдение.
Сравне-ние.
Фронтальная.

демонстрирует слайд 4 на интерактивной доске;
демонстрирует задание на интерактивной доске(слайд 5);
Вопросы по упр.:
- Кто действующее лицо?
- Когда происходит действие? (Нельзя ответить.)
– На какие вопросы отвечают эти глаго-лы?
– Что ещё у них об-щего? (Оканчиваются на -ть.)
– Можно ли опреде-лить число у этих глаголов? (Нет.)
демонстрирует задание на интерактивной доске(слайд 6);

определить цель урока;
составить план урока;
учебник стр.121, упр.369
ответить на вопросы учителя;

















дать определение глаголам;

составляют план урока:
Узнать:
Как называются глаголы?
На какие вопросы отвечают?
На что оканчиваются?
Можно определить время у данных глаголов?
Можно определить число у данных глаголов?
читают задания;
выписывают глаголы, пишут вопросы;

отвечают на вопросы;
дают определе-ние глаголам;

Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу.
Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом.
Уметь определять и формулировать учебную цель.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Личностные:
Осознавать необходимость нового знания, проявлять интерес к новому содержанию.
Коммуникативные:
Уметь участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения

Физ.минутка
Снятие физического и интеллектуального напряжения.
Игра.
Спортив
ные упражне
ния.
Фронтальная
включает музыку;

Проводит ученик: Выполняет действия (глаголы н.ф.)
Н-р: прыгать, вращать, присесть.
повторяют действия и хором называют вопрос;
Регулятивные: Осуществлять волевую саморегуляцию.
Коммуникативные:
Уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем.
Предметные :
Ззакрепить полученные знания.

5. Практический этап
- Установить осознанность восприятия информации.
- Организовать деятельность по применению новых знаний.
- Стимулировать познавательный интерес учащихся.
- Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.







Упражнение.
Самостоятельная работа.
Индиви-дуальная
демонстрирует вывод на интерактивной доске(слайд 7, 8);

сделать вывод;
стр.123, упр. 372
делают вывод;
выполняют упражнение
Предметные :
Находить слова - неопределённую форму глагола;
Задавать вопросы;
Выделять суффиксы;
Познавательные:
Осуществлять самоконтроль и самопроверку.
Выполнять работу в соответствии с заданным планом.
Коммуникативные:
Ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания.
Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении.

6. Рефлексивно-оценочный этап
Осмысление процесса и результата деятельности.







Беседа.
Фронтальная.
организует поиск ответов на рефлексивные вопросы,
организует работу по определению границы между знанием и незнанием.

высказывают свои мнения;
повторяют термины;
осуществляют самооценку соб-ственной деятель-ности;
соотносят имею-щиеся знания со знаниями по дан-ной теме.
Коммуникативные УУД: отображать свои чувства и мысли в речевом высказы-вании.
Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание.
Личностные УУД: осознание значимости полученных знаний и необходимости продолже-ния работы по теме урока.


15