Методическая разработка урокаПодвиг защитников и жителей города воинской славы


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Гимназия № 12»
344025, г. Ростов-на-Дону, ул. Комсомольская, 57/25, тел.251-58-90
Методическая разработка урока
«Подвиг защитников и жителей города воинской славы»
Автор: учитель истории МБОУ «Гимназия № 12»
Хатламаджиева Г.К.
89185196714
gayakhatl@yandex.ruг. Ростов-на-Дону
2016 год
Методическая разработка урока
«Подвиг защитников и жителей города воинской славы».
Цели:
Укрепление духовных и гражданских чувств, среди детей и молодежи Ростова-на-Дону и Ростовской области.
Задачи:
Проведение Уроков Мужества в школах Ростова-на-Дону и Ростовской области.
Актуальность:
Как сказал президент Российской Федерации В.В. Путин : "У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма". Совсем не случайно такая формулировка все чаще звучит из уст первых лиц нашего государства. Сегодня Российская Федерация переживает период небывалого патриотического подъема. Победы российских дипломатов на внешне-политической арене, победы российских спортсменов дали понять жителям Российской Федерации, что наше Отечество является мировой державой и развеяли всякие сомнения в крепости и непоколебимости российского народа.
Военно-патриотическое воспитание в современном мире – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Военно-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Методическая основа урока:
Методической основой урока являются работы доктора педагогических наук, профессора В.В. Шогана и кандидата педагогических наук Е.В. Сторожаковой. В данном уроке мы обращаемся к таким категориям как глубинный диалог, глубинное переживание, укрупнённая дидактическая единица. Используем формы и методы глубинной модульной технологии В.В. Шогана. Одной из важнейших категорий для нас является регулятивный принцип погружения, описанный В.В. Шоганом в его монографии «Воспоминания о будущем».
Данный урок будет построен по схеме урока - образа в глубинной модульной технологии В.В. Шогана. Однако имея ввиду то, что работа осуществляется в контексте, но вне концентра изучения истории в школе, при использовании методики Шогана, мы можем в известной мере проявить эклектицизм и воспользоваться приемами из различных видов уроков, сохраняя при этом изначальный замысел урока образа, а именно: создание у учащегося опережающего представления по всей изучаемой исторической целостности.
Микромодуль опережающего символического образа.
Учитель обращается к учащимся с вопросом: «На какой улице они живут?». Следуют детские ответы, дальше учитель продолжает спрашивать: «Почему их улицы называются именно так?». Среди ответов детей непременно будут названия улиц, связанные с именами защитников города. Далее учитель говорит, что сам он живет на улице Малиновского, и рассказывает детям в честь какого названа это улица. Далее следует историческое откровение о том, насколько много улиц нашего города названы именами героев. Учитель обращается к детям с небольшой экзистенциональной проповедью-вопросом: «На сколько же для нашего города важна история Великой Отечественной войны, если имена героев сохраняются в таком огромном количестве в названии улиц?». Далее происходит явления символа урока – карта Ростова-на-Дону с отмеченными на ней улицами, носящими имена защитников города.
Второй микромодуль полностью посвящен изучению непосредственно истории Ростова-на-Дону периода Великой Отечественной войны. Материал строится по принципу деления исторической совокупности на логические части.
Первая логическая часть - оборона Ростова-на-Дону в 1941 году, первая оккупация и первое освобождение. На карте города появляются портреты Сергея Оганова, Сергея Вавилова, Александры Нозадзе, Вити Черевичкина и соответствующие им топонимы.
Исторический компонент данной логической части реализуется через рассказ педагога о событиях первого освобождения Ростова-на-Дону.
Смысловой компонент реализуется через преподнесение учащимся интересного факта, а именно того, что Ростов-на-Дону был фактически первым городом Советского Союза освобожденным от немецко-фашистских захватчиков.
Вывод: победа советского оружия в Ростове-на-Дону может и должна быть приравнена к победе под Москвой.
Вторая логическая часть – вторая фашистская оккупация города, как и в прошлый раз историческое содержание здесь преподносятся учащимся через рассказ учителя, однако в своем рассказе учителю необходимо подготовить детей к экзистенциональному откровению смысловой части.
Смысловое содержание – поскольку, объективно кульминацией фашистского господство в Ростове-на-Дону явился расстрел мирного населения в Змиевской балке, учителю необходимо крайне тактично заострить внимание учащихся на этом факте. На карте появляются изображение мемориала Змиевской балки.
Третья логическая часть – окончательное освобождение Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков.
Историческое содержание данной логической части служит созданию у учащегося причинно-следственной связи между освобождение Ростова-на-Дону и Сталинградской битвы.
Смысловое содержание реализуется через проблемный вопрос «как считают ученики, почему, несмотря на весь героизм и самопожертвование проявленное Ростовчанами в ходе Великой Отечественной войны Ростов-на-Дону не имеет звание «города-героя», и даже, более, фактически вычеркнут из истории победы советского народа в Великой Отечественной войне».
На символе-карте появляются фотографии Гукаса Модояна, маршала Малиновского, изображение танка на гвардейской площади.
Четвёртая логическая часть, посвящена истории боёв за укрепрайон «Миус-Фронт» и участию ростовчан в окончательной победе советского народа над германским фашизмом.
Историческое содержание в данной части имеет откровенно торжественный оттенок, ведь речь идёт о окончании войны, однако, важно не упустить тот момент, когда созидание исторического смысла перейдёт границу «Квасного патриотизма», явления которого следует избегать любому педагогу, занимающемуся патриотическим воспитанием.
Смысловое содержание данной логической части осуществляется путём обобщения боевого пути защитников Ростов-на-дону, нравственного откровения, что великая отечественная война в действительности коснулась каждой семьи, и след от этой войны сохранится и через 10 поколений.
На экране над всеми изображениями как символ свободы и непоколебимости появляется фотография стелы с Театральной площади, с золотым изваянием богини Ники на вершине.
Микромодуль встреча с персоной.
В данном уроке персоной будет выступать неизвестный солдат погибший на подступах к Ростову в ноябре 1941 года. Учитель читает письмо этого солдата. Текст письма необходимо подобрать так, чтобы он был как можно более правоведческий и при этом сохранял свой ментальный оттенок.
Вот пример такого письма:
«Здравствуй, мама!
Я не писал тебе несколько дней, так как шли непрерывные бои. Наша дивизия по-прежнему расположена под Ростовом-на-дону. Немцы начали второй этап наступления, но мы и на этот раз Ростов не отдадим.
После оглушительных бомбёжек наступила вдруг такая тишина! Над головой спокойное и синее небо. Рассеялся дым от немецких бомбардировщиков. Ярко светит солнце. Глядя на белый снег (в некоторых местах не тронутый войной), представляешь, что всё закончилось, что войны больше нет. В памяти встают картины детства. Сбросить бы с плеч эту неимоверную усталость и прокатиться на лыжах!
Рядом со мной мои боевые товарищи. Кто-то спит, кто-то пишет письма. Мы столько пережили за эти месяцы, что стали друг как родные. Я всегда чувствую рядом надёжное плечо своего друга. Ты верь в нас, мама, мы защитим всех вас и свои дома! Мы не отдадим Ростов и прогоним фашистов с нашей земли. Придёт день, и ты встретишь меня, как обычно, на пороге нашего дома. Береги себя, я всё время думаю о тебе.
Вдали послышались артиллерийские залпы. Немцы начинают новую атаку. Скоро начнётся стрельба и у нас. Пора занимать боевые позиции. Вот он, решающий час!
Крепко обнимаю тебя, мама. Напишу, как только появится возможность.»
Учитель предлагает детям проанализировать это письмо, на основе уже полученных в ходе урока знаний, выяснить, когда скорее всего этот солдат писал своё письмо, предположить его дальнейшую судьбу.
Микромодуль действенного закрепления
В данном микромодуле учащимся предлагается написать своё письмо и адресовать его в прошлое тому самому солдату, который писал письмо из предыдущего микромодуля. Учащиеся пишут свои письма, жалующие читают их вслух, после этого письма сворачиваются треуголками и символически отправляются на фронт
Микромодуль актуализации и проповеди
Этот микромодуль завершает наш урок. Он должен обратить сознание ребёнка к вечным трансцендентным смыслам человеческого существования. Достичь этой цели можно посредствам особой гражданской проповеди кульминацией, которой должен стать, безответный вопрос. В нашем случае это вопрос обращённый к классу, «А способны ли люди 21 века на такой героизм и самопожертвование как участники Великой Отечественной Войны». Этот вопрос остаётся без ответа, класс покидает аудиторию, унося в своём сознании зёрна новых откровений и умозаключений.
Заключение и выводы:
Реализация данного урока будет иметь исключительно положительные эффекты среди них:
- Увлечение школьников, изучением родной истории;
- Привлечение учащихся к волонтёрской деятельности;
- Раскрытие перед учащимися глубинных смыслов истории Великой отечественной войны.
Все предложенные формы работы имеют серьёзные методические основания, сформулированные в работах учёных, составляющих авангард отечественной педагогики.
Список используемой литературы:
Методика преподавания истории в школе/В.В. Шоган/Ростов-на-Дону/2007г.
Воспоминания о будущем/В.В. Шоган/Ростов-на-Дону/2013г.