Методическая разработка Использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе
КАЗАНСТВКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
Методическая разработка
Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы в 5 классе
Разработал
преподаватель русского языка
и литературы
Абрамова С.А.
Обсуждено
на заседании ПМК русского языка
и литературы
протокол №___от «___» 2010г.
-2010-
Современные педтехнологии направлены на главную фигуру учебного процесса – ученика (суворовца). Для выбора технологии нужно учитывать следующую схему:
Поэтому так актуальны современные образовательные технологии, которые направлены на формирование конкретных умений и навыков суворовцев, на развитие их творческих способностей и адаптационной функции. Одной из форм педтехнологий является игра.
Игру в процессе обучения использовали еще с древних времен. Широкое применение она нашла и в современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса. (К сожалению, современные педагоги и психологи не могут прийти к общему мнению о продолжительности использования игровых технологий в течение 45 минут).
Выбирая игру в качестве формы обучения, можно решить ряд психолого-педагогических задач:
- формирование у суворовцев детального и целостного представления о конкретном понятии, об определенной теме;
- приобретение проблемного и социального опыта, а также принятие индивидуальных и коллективных решений;
- развитие теоретического и практического мышления;
- формирование познавательной мотивации и интереса к учебному процессу;
- проявление индивидуальных особенностей и стремление быть лидером.
На этапе подготовки занятий с использованием игровых технологий необходимо опираться на следующие психолого-педагогические принципы:
- принцип создания проблемных ситуаций через систему игровых знаний, содержащих некоторые противоречия и вызывающие у суворовцев состояние затруднения;
- принцип совместной деятельности;
- принцип диалогического общения и взаимодействия по схеме:
суворовец-суворовец,
суворовец-преподаватель;
- принцип интеллектуального и эмоционального раскрепощения.
Игровые технологии различаются по уровню сложности и делятся на следующие разновидности:
- имитационные упражнения. Это небольшие по объему задания, которые дают возможность в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на определенном понятии;
- анализ ситуаций. Это задания, выполняя которые суворовцы предлагают свои решения для того или иного вопроса;
- творческие задания. Это упражнения, при выполнении которых суворовцы проявляют свою индивидуальность, умение нестандартно мыслить;
- «разыгрывание ролей». Это моменты, когда суворовцы берут на себя исполнение определенных ролей в смоделированных ситуациях.
В использовании игровых технологий на уроках русского языка и литературы в 5 классах существует ряд положительных моментов: высокая мотивация, эмоциональная насыщенность уроков, формулирование определенных знаний, умений, навыков, развития логического мышления, речи и речевого этикета.
Игровые технологии нужно использовать несколько активнее в среднем звене, чем в старших классах. Суворовцы 5 классов охотно участвуют в ролевых, деловых играх. Интересно можно провести уроки русского языка и литературы, используя в качестве игровых моментов работу с ТСО. Например, можно просмотреть отрывок их детского художественного фильма или из мультипликационного фильма и предложить несколько заданий:
- озвучьте отрывок, используя тему, изучаемую на уроке;
- кратко перескажите эпизод, употребляя новый материал;
- напишите отзыв из нескольких предложений и т.д.
В среднем звене с большим интересом суворовцы разгадывают всевозможные кроссворды, шарады, метаграммы по изучаемой теме, иногда сами составляют их и подбирают материал.
Результативно проходит словарная работа. Суворовцы активно ищут значение слов и словосочетаний, составляют с ними синтаксические конструкции, запоминают написание в игровой форме.
На уроках можно использовать межпредметные связи, соединив русский язык с литературой, живописью, музыкой, историей.
Современный урок – это урок комбинированный, но на каждом необходимо развивать творческие способности суворовцев, предлагая им написать короткое стихотворение, может быть, и по предложенной рифме. Так можно «найти» начинающего поэта.
С большим желанием суворовцы 5 классов разыгрывают небольшие сценки, устраивают «миниспектакли», зрители с удовольствием смотрят и рассуждают на основании увиденного.
При изучении новой темы, а также на этапе закрепления материала можно предложить командные игры, групповые, даже проводить зачеты в игровой форме, где несколько хорошо подготовленных суворовцев играют роль преподавателя: проверяют знание теоретических вопросов, контролируют выполнение практических заданий, выставляют итоговые оценки.
На уроках русского языка и литературы можно провести викторины с использованием заданий такого характера:
- продолжите фразу;
- найдите героя (автора), слово и т.д.;
- определите соответствие;
- составьте по схеме предложение (ответ) и т.д.
Игровые технологии можно использовать на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Обращение». По программе на эту тему отводится 2 урока. 1-ый урок теоретический, 2-ой урок – практикум по теме.
Цели уроков:
- развивать умение находить обращения в тексте и обособлять их;
- показать сферу употребления обращений;
- научить отличать обращения от членов предложения;
- развивать речь и творческие способности суворовцев;
- прививать интерес к русскому языку;
- тренировать зрительную, слуховую и моторную помять.
Тема «Обращение» изучалась в начальной школе. В 5 классе она дается углубленно.
Ход урока
Суворовцы настраиваются на работу, оформляют записи в тетрадях. Преподавателю в течение всего урока необходимо следить, чтобы суворовцы переписывали материал с доски без ошибок. Например, при записи числа необходимо напомнить, что числительное пятнадцать проверяется словом пять, а в слове классная пишется удвоенная сс.
Тему урока суворовцы выводят самостоятельно. Для этого переписывают с доски эпиграф – стихотворение, написанное к уроку одним из учащихся. В стихотворении пропущено слово. Определив его, суворовцы записывают тему занятия.
Чтобы знать азы общения,
Мы учили обращенья,
Чтобы знать, как всех называть
И в ответ услышать: «Пять»!
Чтобы проверить, правильно ли суворовцы определили тему урока, можно разгадать кроссворд, в котором используются вопросы, необходимые на уроке.
В
О
С
К
Л
И
Ц
А
Т
Е
Л
Ь
Н
Ы
Й
Б
А
С
Н
Я
Р
И
Т
О
Р
И
Ч
Е
С
К
И
Й
О
С
Н
О
В
А
С
У
Щ
Е
С
Т
В
И
Т
Е
Л
Ь
Н
О
Е
В
Е
Ж
Л
И
В
Ы
Й
С
Л
О
Ж
Н
О
Е
·
П
И
С
Ь
М
О
М
Е
С
Т
О
И
М
Е
Н
И
Е
Вопросы.
Один из знаков завершения.
«Свинья под дубом» - это рассказ. Исправьте ошибку.
Как называется вопрос, на который не нужно подбирать ответ, так как ответ уже определенный?
Подлежащее и сказуемое – это грамматическая ________?________?
Часть речи, отвечающая на вопросы Кто? Что?
Синоним к слову «воспитанный».
Как называется предложение, в состав которого входят два простых?
Какой неофициальный документ начинается со слов: «Здравствуйте дорогие »?
Часть речи, употребляемая вместо имени?
Под диктовку преподавателя записывается в экзаменационную тетрадь определение обращения.
Обращение – это слова, называющие того, к кому обращаются с речью.
Суворовцы повторяют несколько раз определение обращения.
Чтобы отработать умение находить обращение в тексте, на уроке читается материал, помещенный на карточке.
Задание № 1
Найти и прочитать обращения
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам
Послушай-ка, сосед
Ты сер, а я, приятель, сед.
Голубушка! Как хороша!
Одновременно повторяется материал по литературе. Суворовцам задаются вопросы:
- кто автор строк?
- как называются басни, строчки из которых анализируются?
- назовите героев этих басен?
На уроке необходимо объяснить, что обращения выделяются запятыми или восклицательными знаками. Для этого предлагается игровое задание с «подвижным» словом.
Отпусти ты меня в море.
Слово «старик», записанное вместе с запятыми на карточке, переносится в другую часть предложения.
Под диктовку преподавателя в экзаменационную тетрадь записывается следующее правило:
Обращения выделяются запятыми или восклицательным знаком!
Далее необходимо усвоить, что обращение не является членом предложения, поэтому выполняется задание у доски. Сделать синтаксический разбор предложений.
Суворовцы учатся хорошо.
обращение
Суворовцы, учитесь хорошо.
Под диктовку преподавателя в экзаменационную тетрадь записывается следующее правило:
Обращения не являются членами предложения. Обращениями не могут быть местоимения Ты и Вы.
Суворовцам дается пример, в котором ТЫ выделено на письме и интонационно в качестве обращения.
Ты , иди к доске!
Учащиеся говорят, что это неправильно и звучит грубо.
Чтобы дать возможность на уроке отдохнуть, нужно сменить вид деятельности. Проводится «зарядка с обращением».
Встает 1 вариант, если в прочитанном предложении есть обращение.
Встает 2 вариант, если в прочитанных предложениях обращения нет.
- 1 взвод, смирно!
- 1 взвод смирно сидел в классе.
- Здравия желаю, товарищ майор.
- Товарищ майор пожелал нам здоровья.
Закрепляя материал с обращениями, к доске вызывается ученик и работает с предложением: расставляет знаки препинания, разбирает по членам предложения, комментируя вслух. Это предложение остальные суворовцы записывают в тетрадь и тоже разбирают.
Осыпайся ты черемуха снегом, пой ты маленькая птица о весне.
После проверки задания суворовцам предлагается просмотреть отрывок из мультипликационного фильма (на уроке показан фрагмент фильма «Вовка в тридевятом царстве») и выписать в тетрадь все услышанные обращения. Затем можно задать вопрос: «Почему золотая рыбка не помогла Вовке?» Отвечая на него, суворовцы отметят, что мальчик не использовал «волшебные» слова. Таким образом можно перейти к словарной работе и записать слова в экзаменационную тетрадь, отработав каждое из них.
Здравствуйте.
Здравствуйте!
Добрая ласковость слова
Пропала совсем
В ежедневном привете
Здравствуйте!
Это же – будьте здоровы,
Это же – дольше живите на свете!
До свидания (до скорого свидания, свидеться)
Спасибо
Благодарю (благо, дар)
Простите
Извините и-и-и-е
Пожалуйста
В конце урока желательно объяснить, где и как часто используются обращения, как правильно их употреблять. Для этого предлагается игра «Заселите домик». (Смотри задание № 3)
Суворовцы заполняют «квартиры» обращениями и показывают сценку. «Как чувствуют себя обращения в поликлинике»
Задание № 3
«Заселите домик, или ГДЕ ЖИВУТ ОБРАЩЕНИЯ»
Как правильно обращаться друг к другу
Далее подводится итог занятия, выставляются оценки, записывается задание на самоподготовку. Выучить обращения. Выполнить упражнение № 250.
2-ой урок – Практикум по теме «Обращение».
ВАРИАНТ № 1
Перепишите, ставя нужные знаки препинания
1) Чудная картина как ты мне родна: белая р...внина полная луна. 2) Что же ты моя старушка пр...умолкла у окна? 3) Шуми шуми с крутой вершины не умолкай поток седой! 4) Прощай прощай с..яние небес! Прощай прощай краса пр...роды! 5) Ах ты степь моя степь пр...вольная широко ты степь п...раскинулась к морю черному п...надвинулась! 6) Что дремучий лес призадумался грустью темною затуманился? 7) Дни поз(?)ней осени бранят обыкновенно но мне она мила читатель дорогой красою тихою бл...стающей см...ренно.
Объясните правописание приставок. Какие орфограммы вы применили, вставляя в них пропущенные буквы?
ВАРИАНТ № 2
Переделайте данные предложения так, чтобы подлежащие стали обращением. Запишите,
расставляя знаки препинания.
1) Пусть ветры буйные несут привет нашим братьям за моря и океаны. 2) Хороша роза ранним утром когда еще на ней блестят капельки росы. 3) Ах белая березонька шумит своей листвой. 4) Дождик теплый и щедрый напоит землю досыта. 5) Не гремит гром, не шумит ветер, не мешают спать детке маленькой. 6) Хороши вечерние зори когда песни поем у костра. 7) Прекрасны поля земли родной. 8) Разлилась бы реченька напоила луга досыта.
Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Дополните их своими примерами.
Данную методическую разработку можно использовать при подготовке к ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.
Список использованной литературы
Григорян Л.Г. «Язык мой – друг мой» М., «Просвещение» 1976
Газман О.С. и другие «В школу - с игрой» М., «Просвещение» 1991
Потиха З.А. «Занимательно о русском языке» Ленинград «Просве-
щение» 1990
Текучев А.В. «Школьный грамматико-орфографический словарь
русского языка» М., «Просвещение» 1985
Понять суворовца
Принять суворовца
Учесть подбор взвода и возраст
Учесть тему и имеющей-ся опыт по ней
Помнить о желаемом результате
, старик,
В СВУ В библиотеке В общественном В поликлинике Дома
транспорте