ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ БИСЕРОПЛЕИЕНИЕМ

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ БИСЕРОПЛЕИЕНИЕМ

Е.Г. Чихачева, Е.В. Шикунова

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Абакана « Центр детского творчества»

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного и инициативного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Необходимым условием становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного критически относиться к себе и к окружающему миру - является приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей.
Особое значение в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы играет развитие его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Для учащихся быть патриотом - это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Важно научить детей ценить доброту, любовь, верность, долг, искренность, скромность, отзывчивость, гуманность и человеколюбие. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Следовательно, необходима организация целенаправленной работы по формированию и тренировке навыков патриотического поведения.
Реализация целей и задач гражданско-патриотического воспитания оптимальна в рамках «педагогики сотрудничества». Только при наличии целенаправленной и осмысленной коммуникации педагога с учениками, построенной на взаимном доверии и уважении друг к другу, возможно формирование гармонично развитой личности ребенка.
Задачами учреждений дополнительного образования детей по патриотическому воспитанию обучающихся являются: разработка и внедрение эффективных форм и методов работы, способствующих развитию патриотизма через активную практическую разнонаправленную деятельность; развитие гражданского и национального самосознания школьников; формирование патриотического мировоззрения, направленного на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою Родину.
Важная роль в развитии ребенка отводится социализации-усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития личности является воспитание любви к родной стране, к ее законам и символам, а так же к своей малой родине. Формирование патриотических качеств идет через знакомство с государственными символами, гербом и флагом страны, и их функциональным назначением.
Комплект занятий, связанных с изучением государственных символов, является частью общеобразовательной программы занятий творческого объединения «Бисероплетение». Целями занятия «Я, ты, он, она - вместе дружная страна» являются формирование понятия родины, как места, где человек родился и живет; содействия принятия личностью государственной символики как общественной ценности; создание дружественной атмосферы для выполнения коллективно-творческой работы. Практическая часть занятия обучает плетению угловой мозаики, созданию коллективного панно дружбы. На занятии «Государственный флаг России» учащиеся приобщаются к общечеловеческим и духовным ценностям через творческую деятельность, обучаются последовательному выполнению образца российского флага с помощью техники «парная мозаика», воспитывается интерес и уважение к государственным символам. На занятии «Абакан - столица Хакасии» учащиеся знакомятся с гербом города Абакана, закрепляя полученные знания плетением одного из символов герба города- цветка жарка.
Реализация комплекта этих занятий служит стимулом для учащихся, обогащает их знания, пробуждает интерес и гражданскую активность. Разработанные занятия оказывают положительное влияние на развитие творческого потенциала, значительно активизируют внимание учащихся и побуждают их к созидательному творчеству.



Библиографический список
Артамонова Е. В. Украшения и сувениры из бисера. ЗАО Эксмо-Пресс, 1999.
Голованова И. Л. Активизация творческих способностей младших школьников в процессе работы с различными материалами. Автореф. канд. дисс. М., 1995.
Куликова Л. Г., Короткова Л. Ю. Цветы из бисера.- М. Издательский Дом МСП, 2001.
Мухарева Л. Краеведение как средство формирования гражданской политики школьников. Дополнительное образование, № 7, 2007.

© Е. Г. Чихачева, Е. В. Шикунова, 2016

15