Статья на тему Учимся играя. Развитие речи учащихся через игру на уроках русского языка и литературы
Орлова Л.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Алгасовской СОШ Моршанского
района Тамбовской области
Учимся играя.
Развитие речи учащихся через игру на уроках русского языка и литературы
В течение ряда лет я работаю над темой: «Эффективные формы, приёмы и виды работы по развитию речи учащихся. Повышение речевой культуры». В связи с этим ставлю перед собой цель вырабатывать навыки логического мышления учащихся, научить ребят владеть родным языком на коммуникативном уровне, то есть уметь общаться на правильном литературном языке с разными людьми и в различных ситуациях и не стыдиться своей речи.
Уроки литературы и русского языка требуют от учителя не только знания своего предмета, но и способности заинтересовать ребят, увлечь их миром книг, миром родного языка. Если ученика не интересует, не затрагивает то, что изучается, урока, по существу, нет, и учитель никогда не достигнет поставленных перед ним целей. Чтобы привить ученикам стойкий интерес к урокам, любовь к книге, к слову, я стремлюсь сочетать традиционные формы урока с новыми – уроками-практикумами, консультациями, диспутами, семинарами, различного рода играми.
« Игра – тот или иной вид, способ, каким играют, развлекаются.
Играть – проводить время в каком-нибудь занятии, служащем для развлечения, отдыха, соревнования в чём-нибудь». (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1953)
Игровое действие отличается от других воздействий тем, что создаётся такая ситуация, которая ставит детей в необходимость самим выбирать и выполнять нужное дело.
Игровая форма позволяет учителю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – воздействовать на ученика более активно.
Игра активизирует познавательную деятельность, несёт большую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку, даёт простор творчеству и инициативе, фантазии и смекалке, радует необычностью заданий, возможностью соревноваться.
На уроках русского языка можно использовать ролевые, дидактические, деловые игры.
Чтобы повысить эффективность обучения, уроки обобщающего повторения частей речи можно заменить уроками-зачётами в форме заочной экскурсии по какому- либо городу – дидактической игры, рассчитанной, как правило, на два часа.
Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения, и на уроке-зачёте она используется для уточнения, закрепления и приведения в систему полученных знаний, а также для проверки сформированности умений и навыков учащихся. Введение игрового сюжета позволяет привлечь активное внимание класса.
При организации урока-зачёта в форме заочной экскурсии положительным является не только то, что повторяемая часть речи анализируется комплексно (с точки зрения значения, формы, возможностей функционирования в тексте), но и то, что канву урока составляют тексты, связанные тематически, позволяющие сочетать задачи зачёта с задачами развития устной и письменной речи учащихся, с задачами воспитания.
Деловая игра на уроке помогает повышать интерес к изучению русского языка, вырабатывать навыки и умения использовать знания на практике, активизирует различные виды общения. Учителю игра даёт возможность избежать дублирования заданий, по-новому преподнести уже знакомый программный материал, воспитывать чувство коллективизма и ответственности за личный вклад каждого ученика в общее дело.
Организационные формы деловой игры – это микрокласс и микроурок. Микрокласс - это группа учащихся из трех-четырёх человек, один из которых «учитель», остальные – «ученики». Ведущий игры (учитель) является «экспертом». В помощь «эксперту» в случае необходимости выбираются консультанты и ассистенты. Ассистенты обеспечивают техническую сторону игры (помогают раздать карточки-задания, фиксируют их выполнение и т.д.). Консультант выбирается один на четыре-пять групп. Он подстраховывает «учителя», всегда готов прийти ему на помощь, контролирует качество выполнения задания. Микроурок включает в себя следующие этапы: постановка задачи «учителем», ответы «учеников», дискуссия, вывод, при необходимости заключение «эксперта». Продолжительность микроурока может колебаться от 10 до 35 минут, что зависит от цели использования деловой игры на уроке, объёма материала, подготовки учащихся.
На первых порах в уроки включаются только элементы деловой игры, так как ребятам необходимо понять принципы работы, привыкнуть к такому виду деятельности.
В работе над созданием сочинений в публицистическом стиле на общественно-политические, морально-этические и историко-литературные темы можно использовать ролевые игры. Они дают учащимся возможность проявить творчество, самостоятельность и эрудицию. Ролевая игра позволяет вовлечь всех учащихся в творческий поиск, даёт возможность шире использовать межпредметные связи, опереться не только на литературу, но и на другие виды искусства.
Подготовка к такому сочинению идёт в течение одной-двух недель и имеет несколько направлений:
1. Работа передвижной библиотеки художественных, публицистических, научных книг по теме сочинения.
2. Оформление стенда «Готовимся к сочинению».
3. Распределение ролей в соответствии с желаниями и интересами учащихся (историка, литератора, журналиста и т.д.)
4. Анализ тем сочинения на уроках русского языка.
Не менее важно использовать игру и на уроках литературы.
Литературные игры могут проводиться как самостоятельная форма работы, но могут составлять и часть урока. Это познавательные игры, содержанием которых является выяснение различных данных о литературных произведениях и творчестве писателей. К ним относятся: викторины, шарады, кроссворды, ребусы, загадки на литературные темы, доступные и интересные ученикам того или иного возраста и образовательного уровня.
Литературные игры готовятся под руководством учителя. Например,
- «Кто это сказал?» (По отрывку, литературным приёмам или меткой фразе узнать автора произведения).
- «Продолжи стихотворение или рассказ». ( Кто больше назовёт произведений одного и того же писателя, поэта).
- «Кто мы?» (По диалогу узнать героев, название произведения, его автора и т.п.)
Особенно нравятся школьникам интеллектуальные игры, проводимые по аналогии с телевизионными. (Например, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и др.). Они расширяют и углубляют знания учащихся по литературе, развивают речь, мышление, смекалку, повышают интерес к книгам, влияют на развитие литературного вкуса, памяти, познавательных способностей детей.
Данная форма работы может проводиться во время тематической недели или использоваться в качестве обобщающего урока по творчеству того или иного писателя, поэта.
Итак, различные виды игровой деятельности помогают развивать интерес учащихся к урокам литературы, русского языка, к изучаемым программам, побуждают к творчеству, развивают речь, повышают речевую культуру.
ИГРАЕМ – на уроке и после урока.
Найди имя собственное.
Цель: повторить фразеологические обороты и крылатые выражения; отработать навыки учащихся в умении пользоваться различными словарями.
К нарицательным существительным первого столбца надо найти имя собственное из второго столбца, которое само или прилагательное от которого в сочетании с определяемым нарицательным существительным образует фразеологизм.
Например: азбука Морзе.
Азбука Авгий
Близнецы Аладдин
Бочка Анюта
Верста Ариадна
Глазки Ахиллес
Грамота Буридан
Кафтан Вавилон
Конюшни Валаам
Конь Геркулес
Лампа Гомер
Ложе Гордий
Меч Дамокл
Муки Демьян
Нить Диоген
Огонь Китай
Осёл Коломна
Ослица Лукулл
Пир Мамай
Победа Мономах
Побоище Морзе
Пята Пандора
Стена Пирр
Столпотворение Прокруст
Столпы Прометей
Узел Сиам
Уха Тантал
Хохот Тришка
Шапка Троя
Язык Филька
Ящик Эзоп.
Комментарий
Игра проводится как соревнование:
Кто быстрее и правильно?
Победитель тот, кто наберёт наибольшее число пар за определённое время.
Предлагаемый список можно предъявить не весь сразу, а частями, разделив задания по степени трудности.
Можно дать дополнительный вопрос: объяснить значение некоторых сочетаний или найти к ним синонимы. Если значение неизвестно, предложить самостоятельно найти объяснение по словарям. Для закрепления можно предложить учащимся употребить новые для них обороты в предложении или составить с ними короткий рассказ.
Кроме того, учитель может описать ситуацию, а учащиеся должны назвать подходящую к ней фразеологическую единицу.
Назывной рассказ.
Цель: развитие речи учащихся, воспитание интереса к родному языку.
Играющие называют какие-нибудь существительные, связанные по смыслу. Слова не должны повторяться. Из названных существительных надо составить «назывной» рассказ. Рассказ может создаваться как индивидуально, так и коллективно. К существительным можно добавлять прилагательные.
Например, начало рассказа:
Зима. Дорога (если были названы эти слова).
Примером «назывного» рассказа, созданного Мастером, служит стихотворение А.А. Фета.
Шёпот. Робкое дыханье.
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени, -
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы, -
И заря, заря!..
Где, в каком виде, почему?
Цель: активизировать в речи учащихся употребление омонимов; развивать умение задавать конкретные вопросы, помогающие в решении задачи.
Играющие загадывают какие-либо омонимы. Например: коса, лук, нос.
Отгадывающий задаёт три вопроса, помогающие отгадывать задуманные. На каждый вопрос отвечают двое.
Например, загадан лук.
Вопросы Ответы
Где вы можете встретить В огороде. На охоте.
этот предмет?
В каком виде этот В жареном. В натянутом.
предмет может быть?
Почему вы любите этот Из него можно стрелять.
предмет?
В помощь играющим даём небольшой список слов-названий омонимичных групп: икра, ключ, коса, крошка, ладья, лисичка, люлька, мир, наречие, норка, опушка, охота, очки, петрушка, побег, подножка, пол, полька, пост, предложение, рак, реакция, свет, сдача, союз, среда, стан, стать, такса, тур, ударник, шайка, шашка.
Кто больше?
Цель: активизировать употребление в речи учащихся прилагательных, принадлежащих к разным лексико-семантическим группам.
Учащиеся делятся на две команды. На доске записываются названия лексико-семантических групп. Учащиеся подбирают прилагательные, распределяя их по группам, например:
1) цвет (красный, зелёный);
2) форма (круглый, плоский);
3) внутренние качества человека (добрый, злой);
4) внешние признаки и качества человека (неуклюжий, весёлый).
Задание членами каждой команды выполняется коллективно в письменном виде. На его выполнение отводится строго ограниченное время.
Литература:
1. Волина В. Учимся играя. М., 1994
2. Детская энциклопедия. «Я познаю мир. Тайны литературы». М., «Астрель», 2002
3. Диалоги о воспитании. Под ред. В.Н. Столетова; сост. О.Г, Свердлова. М., «Педагогика», 1992
4. Дмитриева З.И., Федосеева С.А. Ролевая игра на уроке подготовки к сочинению. «РЯШ», №3., 1988.
5. Савенкова Н.П. Деловая игра как средство активизации учащихся в процессе преподавания русского языка. «РЯШ» №3, 1988
6. Савельева Н.П. Урок в форме дидактической игры. «РЯШ» №3, 1988
7. Сквозников В. Лирика Пушкина. М., «Художественная литература», 1975.
8. Тарабаркина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра. Русский язык. Ярославль, «Академия развития», 1997
9. Хроменко А.Т. Деловые игры по русскому языку как приём активизации учебного процесса. «РЯШ» №6, 1985.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15