Исследовательская работа по математике ученицы 2акласса ГБОУ СОШ №4 п.г.т.Алексеевка г.Кинель Самарской области Потаниной Яны Мое любимое число -пять
Окружная научно-практическая конференция
младших школьников «Я познаю мир»
Секция «Математика»
Мое любимое число - пять.
Выполнила: ученица 2 «А»
класса ГБОУ СОШ №4
п.г.т. Алексеевка г. о. Кинель.
Потанина Яна.
Научный руководитель:
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №4 г.о. Кинель
Швецова Ирина Георгиевна.
Кинель
2016
Оглавление
Введение, постановка проблемы ………………………………………...2
Из истории счета ………………………………………………………..3-4
О школьной оценке ……………………………………………………...5-6
Число пять в нашей жизни…………………………………………………7
Пятерка в геометрии………………………………………………………..8
Красная звезда………………………………………………………………9
Олимпийский символ………………………………………………………………………10
Детский фольклор о пятерке ………………………………………….11-12
Заключение ………………………………………………………………..13
Список использованных источников и литературы……………………14
Приложения ……………………………………………………………15-17
Исследование «Мое любимое число - пять»
Введение, постановка проблемы
Гипотеза: каждая цифра и каждое число - прекрасны и скрывают много тайн.
Проблема: В этом году я начала учиться во втором классе и очень хочу получать самые высокие оценки. Мне захотелось узнать историю возникновения числа «5» и почему оценка «пять» считается лучшей в школе.
Пути решения проблемы:
1.Изучить дополнительную литературу по данному вопросу.
2.Провести опрос среди одноклассников .
3.Расспросить взрослых о числе пять.
4.Применить свой жизненный опыт и наблюдения.
5.Обртиться к интернет – ресурсам.
Из истории счета.
Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь.
Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя — бизона или лося — приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним и не справишься. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счёта никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей, Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь», он мог показать числа на пальцах рук. Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, — собственной пятернёй.
Для того чтобы считать дни нужны большие числа: десятки, сотни и даже тысячи. Тут, конечно, никаких пальцев для счёта хватить не могло! Да и считая предметы, их можно было перекладывать, пересчитывать несколько раз.
Как же считали дни люди в те времена, когда они и писать не умели?
Додумались. Ведь можно было каждый день делать зарубку на палке и потом зарубки эти сосчитать. Несколько десятков лет назад учёные-археологи обнаружили стойбище древних людей. В нём они нашли волчью кость, на которой 30 тысяч лет тому назад какой-то древний охотник нанес пятьдесят пять зарубок. Видно, что, делая эти зарубки, он считал по пальцам. Узор на кости состоял из одиннадцати групп по пять зарубок в каждой. При этом первые пять групп он отделил от остальных длинной чертой. Позднее в Сибири и других местах были найдены сделанные в ту же далёкую эпоху каменные орудия и украшения, на которых тоже были чёрточки и точки, сгруппированные по 3, по 5 или по 7.
Некоторые народы — например индейцы в Северной Америке — вместо зарубок на палке завязывали узлы на шнуре или верёвке.
Так люди постепенно учились считать до сотен и тысяч и даже «записывать» эти числа с помощью палки или верёвки.
Около пяти тысяч лет назад люди додумались до того, что числа можно записывать не просто зарубками-единицами, а по разрядам: отдельно единицы, отдельно десятки, отдельно сотни. Это было очень важным открытием. Считать и записывать числа теперь стало гораздо легче. А затем люди придумали цифры. В XV веке в европейских странах начали распространяться специальные знаки, с помощью которых обозначались числа (числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0). Это было изобретением индейцев, а позже они появились в Европе благодаря арабам (арабские цифры).
О школьной оценке.
Цифры как оценки пришли в школу в 16-17 в.в. Впервые использовать балльные отметки для определения успеваемости учеников стали еще в иезуитских школах.
Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из трех баллов, каждый из которых обозначал разряд. По этим разрядам ученики делились на лучших, средних и худших. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы. Так получилась пятибалльная шкала
Впервые оценивать знания в России начали в 1737 году, при императрице Анне Иоановне, племяннице Петра I. Оценки тогда были словесными "хорошо - плохо".
Русская школа пережила 3-, 5- и 8-, 10-,12-балльную систему оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1837 году официально утверждена Министерством народного просвещения: «1» — слабые успехи; «2» — посредственные; «З» — достаточные; «4» — хорошие; «5» — отличные. После этого оценка в школе не раз менялась: от словесной, до многобальной, но в 1944 г. во всех школах вновь появилась пятибалльная система оценивания.
Самая высокая оценка - балл «5» ставится в том случае, когда учащийся знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы дает правильные, сознательные и уверенные ответы.
Я хочу учиться хорошо, поэтому хочу иметь прочные знания и получать только оценки «5».
Мною был проведен опрос одноклассников на тему: «Какое число для них самое любимое». (Приложение 1)
Результаты опроса оказались такими:
Любимое число 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Количество человек 0 0 1 2 1 8 0 1 1 0 8
Таким образом, любимыми числами в нашем классе являются числа «5» и «10». А ведь число 10 – это два раза по пять!
Число пять в нашей жизни.
Цифра 5 часто встречается нам в жизни.
На руках у нас по 5 пальцев.
«Пять пальцев на моей руке, они придут на помощь мне, когда буду я писать, строить, клеить, рисовать».
В Самаре есть автобус с пятым маршрутом. По этому маршруту расположены больницы, магазины, институт Коммерции и Права, этнографический музей.
Есть монета 5 рублей, 5 копеек.
Пять лет учатся в институтах, после успешного окончания школы.
Лучшая оценка в школе – это пятерка или отлично. Учеников, которые учатся на пятерки, называют отличниками.
В 55 лет мамы и бабушки выходят на заслуженный отдых, моя бабушка Нина тоже на пенсии, сейчас учится со мной во классе.
Пятый месяц года – это май. 9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная Война, которая продлилась 4 года, погибли миллионы советских людей. Советский народ одолел фашистское иго своим героизмом.
Еще в конце мая заканчивается учебный год в школах, дети уходят на летние каникулы, на 3 месяца. У нас будут летние каникулы. Ура!
А еще можно испечь вкусное печенье «Пятерочки» и угостить своих друзей.
Рецепт печенья «Пятерочки»
1. одну пачку сливочного масла натереть на терке
2. добавить 2 яйца
3. 1 стакан сахара
4. 2 стакана муки
5. все хорошо взбить миксером
6. выпекать 20 минут, при температуре 200 градусов.
Пятерка в геометрии.
Пятиугольник —многоугольник с пятью углами. Также пятиугольником называют всякий предмет такой формы. Пятиконечная звезда – фигура с пятью треугольными лучами. Правильную звезду называют пентаграммой. Звезда используется как символ в различных учениях.
Китайская пентаграмма Пяти Стихий (У-Син) . Включает в себя пять классов (Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода)
dct[всех существующих предметов и явлений.
:
ύ — ύδωρ (вода)Γ — Γαια (земля)ί — ίδέα (идея) или ίερόν (храм)έ — έιλή (огонь) ά — άήρ (воздух)
Иллюстрация золотого сечения, скрытого в пентаграмме
Красная звезда
Один из ключевых символов советской эпохи наряду с серпом и молотом. Под ней подразумевалось единство мирового пролетариата всех пяти континентов: пять концов звезды — пять материков планеты. Красный цвет — цвет пролетарской революции и библейского очищения кровью; он должен был объединить все пять континентов единой целью и единым началом. Это — оккультная сторона советского символа.
Красная звезда обычно именовалась «марсовой звездой» по имени древнеримского бога войны Марса. В советской традиции Марс символизировал защиту мирного труда. Поэтому не случайно, что именно красная звезда реет над планетой в гербе СССР. Красная звезда символизировала освобождение
трудящихся от «голода, войны, нищеты и рабства».
Олимпийский символ
В верхнем ряду расположены (слева направо): голубое, чёрное и красное кольца, в нижнем - жёлтое и зелёное. Жёлтое кольцо переплетает голубое и чёрное, зелёное - чёрное и красное. Переплетённые кольца символизируют объединение в Олимпийском движении пяти континентов. "Пять колец - голубое, жёлтое, чёрное, зелёное и красное - представляют пять частей света, которые приобщились или приобщаются к олимпизму.
В символе Олимпийского движения тоже присутствует число – пять.
Детский фольклор о числе пять.
Проводя исследования, мне встретилось много интересных стихов, загадок и
частушек о числе 5.
Стихи о цифре пять
Цифра пять - с большим брюшком,Носит кепку с козырьком.В школе эту цифру пятьДети любят получать.
Посмотри на цифру 5.Взяв пятёрочку за ручку,Можно как ковшом черпатьВоду и песок-сыпучку
Считалки с числом пять (Приложение 2)
Дома курица сидит И цыплятам говорит: — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Не ходите далеко. Раз, два, три, четыре, пять… Кошка может вас поймать!
Раз, два, три, четыре, пять,— Мы сейчас хотим играть. «Да» и «нет» не говорить — Все равно тебе водить
Загадки, в которых встречается число 5 (Приложение 3)
Пять мешочков шерстяных-
Греются мальчишки в них
(перчатка)
На лесенке-стремянке
Развешаны баранки.
Щелк да щелк- пять да пять.
Так мы учимся считать.
(счеты)
Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья.
(пятерка)
Пять братьев, ни костей, ни мяса.
(грабли)
На пяти проводах
Отдыхает стая птах.
(ноты)
Четверо ребят
В одной шубе сидят,
А пятый в шубенке
Стоит в сторонке.
(пальцы в варежках)
Частушки
В дневнике – заданья на дом. И стоят «пятерки» рядом. До чего же хороши! Ну-ка, мама, подпиши!
В нашей школе мне не лень Заниматься каждый день. За пятёрку по труду В воскресение приду!
А директор нашей школы Издала такой приказ: Кто получит сто пятерок; Она премии раздаст.
Очень я люблю учиться И пятёрки получать,Ну, а больше – веселиться,Бегать, прыгать и кричать!
Заключение.
В результате проведенных исследований я узнала много нового и интересного о своем любимом числе - пять, я нашла ответ на свой вопрос, как в школе появилась пятибалльная система оценки знаний учащихся. Оказалось , что в своей жизни я очень часто сталкиваюсь с этим замечательным числом. Своими открытия я поделилась с одноклассниками . Я и ребята стали с большим интересом заниматься на уроках математики.
Список использованных источников и литературы
Вайнхольд А. Цифры и числа, Миллион меню, Mainstream, 2015
Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей, Знание, 1993
http://festival.1september.ru/articles/573140/ "Откуда появились цифры?"https://ru.wikipedia.org/wiki/Система_оценивания_знанийhttp://www.forumchata.ru/zagadki/35-school/499-zifry.htmlhttp://pochemu4ka.ru/publ/stihi_dlja_detey/stikhi_pro_cifry_schjot_tablicu_umnozhenija/243
Приложение 1
Опрос одноклассников «Какое твое любимое число?»
№ Список класса 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Ахмедов Кирилл +
2 Базалиева Яна + 3. Баранкулова Анастасия + 4 Власова Татьяна +
5 Горина София + 6. Гужова Виктория + 7. Долгих Алексей + 8. Дьячков Илья + 9. Ильин Дмитрий + 10 Колесник Екатерина +
11 Коломыткин Владимир +
12 Кондратов Михаил + 13 Майоров Сергей +
14 Макеев Богдан + 15 Матвеев Артем +
16 Мельникова Анастасия + 17 Минаев Александр + 18 Слесарева Карина + 19 Пьянкова Евгения + 20 Трифонов Кирилл +
21 Шмойлова Дарья + 22 Щербаков Кирилл + 23 Якунина Амина +