Профессионально-ориентированная технология модульного обучения
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт развития дополнительного профессионального образования»
Итоговая аттестационная работа по дополнительной профессиональной программе переподготовки «Преподаватель в сфере дополнительного профессионального образования»
Профессионально-ориентированная технология
модульного обучения
Выполнила:
Мороз Людмила Ивановнаг. Москва
2016
Содержание
Введение
1.Определение понятия - взрослый человек.
2.Андрагогические технологии
3.Цикл Колба
4.Инновационные технологии
Профессионально-ориентированная технология модульного обучения;
Дистанционное обучение
Кейс-метод
Контекстное обучение
Коммуникативные профессионально-ориентированные технологии.
Заключение
Литература
Введение
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса-предлагается иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет-система образования перешла на другой уровень сложности. Новые образовательные задачи требуют новых технологических решений, использования новых образовательных технологий. В конце хх века образование взрослых во всём мире стало играть ведущую роль в образовательной сфере как по охвату обучающихся, так и по глубине и активности инновационных процессов. В сфере образования взрослых сформировались новые принципы обучения, возникла и динамично развивается новая наука об обучении взрослых-андрагогика.
Андрагогика - это ведение взрослого человека с помощью образования является суммой теоретических и практических знаний о непрерывном образовании взрослых.
Определение взрослого человека было дано специалистами «unesco» в 1976 году « Взрослый-всякий человек, признанный таковым в обществе, к которому он принадлежит». В нашем обществе-это человек, достигший физиологической, психологической и социальной зрелости, обладающий определённым жизненным опытом, сформировавшимся и постоянно растущим уровнем самосознания, выполняющий роли. Традиционно закреплённые обществом за взрослыми людьми и принимающими на себя полную ответственность за свою жизнь (экономическую и моральную) и поведение
Андрагогика раскрывает принципы, методы и средства, с помощью которых в жизни взрослых обеспечивается развивающая, социализирующая и адаптирующая роль образования. За счет синтеза информации о взрослости как качестве, определяющем структуру и содержание образовательных потребностей, андрагогическое знание позволяет формировать уровень научно-методической оснащенности для процесса для процесса обучения взрослых.
Андрагогическая подготовка делает реальным решение проблемы образования в течение жизни.
Андрагогика призвана:
раскрывать закономерности
социальные психологические и иные факторы эффективного образования взрослых
разрабатывать методические системы индивидуальной и групповой работы
развивать приёмы и методы, специфичные для обучения и воспитания взрослых.
Организация деятельности обучающегося и обучаемого основана на принципах:
1. обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения;
2.взрослый обучающийся:
стремится к самореализации, к самостоятельности;
к самоуправлению и осознаёт себя таким;
обладает жизненным (бытовым, социальным профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег;
обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели;
рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств;
учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени
детерминируется временными, пространственными, бытовыми,
профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения;
процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и в определенной мере коррекции.
Наиболее общие правила организации процесса обучения у взрослых:
1.Приоритет самостоятельного обучения-основной вид учебной работы взрослых.
2.Принцип совместной деятельности-это совместная деятельность обучающегося с обучающим, а также с другими обучающимися по планированию, реализации и оцениванию учебного процесса.
3. Принцип опоры на опыт обучающегося, который используется как один из источников обучения самого учащегося, так и его товарищей.
4.Индивидуализация обучения - каждый обучающийся совместно с обучаемым, а иногда и с другими обучающимися создаёт индивидуальную программу обучения, в которой определяются конкретные образовательные потребности и цели, и учитывается опыт, уровень подготовки, психофизические особенности обучающегося.5.Системность обучения-это соблюдение соответствие содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения.
6.Контектность обучения: с одной стороны важны конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, с другой-учитывается профессиональная, социальная бытовая деятельность в его пространственных условиях.7.Принцип актуализации результатов обучения-обучающийся стремится безотлагательно использовать приобретённые знания, умения, навыки на практике.
8.Принцип элективности предполагает свободу выбора цепей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения и самих обучающихся.9.Принцип развития образовательных потребностей.
а) выявляется реальная степень освоения учебного материала
б) обучение должно сформировать новые образовательные потребности конкретизация которых может быть после достижения определённой степени обучения.
10.Принцип осознанности обучения.
Андрагогическая модель обучения строится на основе образовательных потребностей взрослых, т.е. – потребностей в овладении знаниями, умениями, навыками и качествами, предусматриваемыми прогностической моделью компетентности, которой необходимо овладеть обучающемуся для решения своих жизненно важных проблем.
В зависимости от образовательных потребностей обучающего, обучающий подбирает виды, источники, средства, формы и методы обучения, адекватные достижению конкретных поставленных целей.
Виды образования взрослых:
-самостоятельное ( индивидуальное )
-совместное ( групповоое )
-дистанционное ( заочноое )
В андрагогике выделяют следующие формы обучения:
1.Закрытое обучение-полная обусловленность деятельности обучающихся учебным учреждением
2.Свободное свобода выбора времени, места, продолжительности, стоимости, вида и форм, целей, методов, источников и средств, последовательности, содержания, программы обучения, преподавателей, учебных заведений, документов образованияИсточники обучения:
а) профессиональные преподаватели, специалисты;
б) печатные материалы (учебники, учебно-методические пособия, хрестоматии, курсы лекций, научно-популярные книги, журналы, монографии и сборники научных трудов, толковые и языковые словари, справочники);в) технические источники (аудио-видео-кассеты, компьютерные программы);
г) специальные учебные и научно-популярные теле-, радио- передачи и т.д.
Метод обучения – способ организации деятельности активных участников процесса обучения (обучающего и обучающегося) по передаче и приобретению знаний, умений, навыков, качеств и нравственных ценностей.
Таблица «Классификация методов обучения»
Тип классификации Методы обучения Характеристика методов обучения
I. По источнику получения знаний Словесные Источником знаний является устное или печатное слово
Наглядные Источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия
Практические Обучающиеся получают знания и нарабатывают умения, выполняя практические действия
Интерактивные Обучение с использованием телевидения или компьютерных сетей
II. По типу познавательной деятельности Объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные) Знания предлагаются преподавателем в готовом виде, обучающиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.
Репродуктивные Знания предлагаются преподавателем в готовом виде, обучающиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти, затем воспроизводят (репродуцируют) знания.
Методы проблемного изложения Обучающиеся ставятся перед проблемой, которую не в состоянии решить с помощью имеющихся у них знаний, преподаватель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решении от начала до конца.
Частично-поисковые (эвристические) Обучающимся предлагается добывать знания самостоятельно, под руководством преподавателя они самостоятельно рассуждают, разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы.
Исследовательские Обучающимся предлагается добывать знания самостоятельно в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых результатов, выбора средств и способов деятельности. Обучающий выполняет функцию оперативного управления процессом.
III. По дидактическим целям Методы, способствующие первичному усвоению материала Устное изложение преподавателя, беседа, работа с книгой, поисковые и исследовательские методы обучения.
Методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний. Упражнения, практические работы.
IV. По формам сотрудничества в обучении Монологические методы Лекция, рассказ, демонстрация
Диалогические методы Беседы, диспуты, дискуссии
Формы сотрудничества Индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные
V. По деятельности субъектов процесса обучения Методы преподавания Информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий
Методы учения Исполнительный, репродуктивный, продуктивно-поисковый, частично-поисковый, поисковый.
VI. Классификация Ю.К. БабанскогоМетоды организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности Словесные, наглядные, практические, (отражающие перспективный аспект структуры познания)
Индуктивные и дедуктивные (логический аспект)
Объяснительно-репродуктивный и информационно-поисковые (гностический аспект)
Управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью (кибернетический аспект)
Методы стимулирования и мотивации Методы формирования познавательных интересов, мотивации интереса к учению
Методы формирования долга и ответственности в учении
Методы контроля и самоконтроля эффективности обучения Методы устного контроля и самоконтроля
методы письменного контроля и самоконтроля
Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля
Методы программированного и непрограммированного контроля и самоконтроля
Методы машинного и безмашинного контроля (самоконтроля)
Каждая форма обучения может быть реализована с использованием андрагагической техники:
1-знакомство
2-.актуализациязнаний
3-планирование деятельности
4-структуирование деятельности
5-информационный этап
6-применение знаний
7-рефлексия (анализ исинтез)
8-эмоциональная разрядка
9-эмпатийное и сенситивное взаимодействие
Проводится психолого-андрогагическая диагностика, целью которой является:
1.Выяснение индивидуальных особенностей обучающихся.
2.Формирование у обучающихся устойчивой мотивации к обучению.
Необходимо планирование процесса обучения и создание условий для реализации процесса обучения:
-физические;
-психологические;
-учебно-методические..Способы андрагогического обучения могут быть:
-Курсы лекций ( установочные, учебно-программные, обзорные, межпредметные,. Лекции-беседы, лекции с запланированными ошибками, лекции вдвоём, проблемные, лекции-дискуссии, лекции с применением обратной связи ).
-Семинары, предполагающие проявление обучающимся самостоятельность в учебно-познавательной деятельности.
-Практикум, где теоретические знания применяют к решению практических задач.
-Консультации-способствует организации самостоятельной работы по изучению проблем.
-Мастер-класс-признаёт сильную, обладающую признанным авторитетом фигуру.
Формы имитационного типа обучения
1. Неигровые:
Анализ конкретных ситуаций
Проектирование педагогических объектов
2.Игровые:
Профессиональный тренинг
Деловая игра
Ролевая игра
Модель Колба в образовании взрослых
Цикл Колба— одна из моделей обучения, основанная на поэтапном формировании умственных действий.
Ее автором является специалист по психологии обучения взрослых Дэвид Колб (David A. Kolb). По его мнению, процесс обучения представляет собой цикл или своеобразную спираль. Это своего рода цикл накопления личного опыта, в дальнейшем — обдумывания и размышления, и в итоге — действия.
Основные 4 этапа модели Колба таковы:
1) Непосредственный, конкретный опыт (concrete experience) — любой человек должен уже иметь некоторый опыт в той области или сфере, которой хочет обучиться.
2) Наблюдение и рефлексия или мыслительные наблюдения (observation and reflection) — данный этап предполагает обдумывание и анализирование человеком имеющегося у него опыта, знаний.
3) Формирование абстрактных концепций и моделей или абстрактная концептуализация (forming abstract concepts) — на этом этапе происходит выстраивание некой модели, описывающей полученную информацию, опыт. Генерируются идеи, выстраиваются взаимосвязи, добавляется новая информация относительного того, как все работает, устроено.
4) Активное экспериментирование (testing in new situations) — последний этап предполагает экспериментирование и проверку на применимость созданной модели, концепции. Результатом этого этапа является непосредственный новый опыт. Далее круг замыкается.
Успешность модели Колба основана на том, что она удобна, подходит практически для любого человека. Также модель Колба основывается на имеющемся у человека опыте, а значит, обучение будет максимально результативным.
Цикл Колба учитывает, что обучение взрослых людей имеет свои особенности:
«Взрослый обучаемый» является самостоятельным человеком, уже имеющим некий опыт, который будет полезен не только ему самому при обучении, но и тем, кто будет учиться вместе с ним.
Зачастую у него есть сильная мотивация к обучению, обусловленная желанием решить какие-то вопросы, проблемы.
Развитием модели Колба явился цикл шведского специалиста в области обучения Класа Мелландера. Он представил его следующим образом:
Мотивация — восприимчивость и психологическая готовность.
Информация — имеющиеся данные и факты преобразуются в информацию.
Обработка — полученная информация преобразуется в понимание и опыт.
Выводы — своеобразное превращение понимания и опыта в знания.
Применение — получение навыков и подходов из знаний.
Обратная связь — усовершенствование, а также дальнейшие размышления.
Масштабность социально-экономических отношений, происходящих в настоящее время в России обусловливают возрастание и значимость системы образования.
Инновационное образование взрослых рассматривают как системную совокупность образовательных процессов, основанную на активном применении новейших информационных и организационно-педагогических технологий, предполагающих применение теоретических, практических и педагогических инноваций.
Профессионально-ориентированные технологии направлены на реализацию содержания, методов, форм и средств обучения. В основе разработки современных технологий лежит проектирование высокоэффективной деятельности взрослого человека. Исходными данными для проектирования профессионально-ориентированных технологий являются образовательные и профессиональные стандарты, заложенные в них цели и содержание обучения.
Важнейшими характеристиками профессионально-ориентированных технологий являются:
-результативность (высокий результат достигается каждым обучаемым)
-экономичность (усваивается больший объём информации без избыточных усилий);
-психогигиеничность ( обучение в благоприятной среде)
-создание высокой мотивации к изучению предмета, что позволяет выявить и развивать лучшие личные качества обучаемого, раскрывать резервные, интеллектуальные и психологические возможности.
Имеются следующие методологические подходы к организации профессионально-ориентированного процесса обучения:
-личностно-ориентированный подход ( признание уникальности, создание условий для развития и саморазвития);
-социокультурный подход ( формирование основ профессиональной культуры );
-деятельный подход (формирование основ профессионализма специальным путём активации различных видов деятельности);
-компетентостный подход ( овладение совокупностью базовых профессионально-личностных компетенций, необходимых и достаточных для достижения цели трудовой деятельности).
Одной из адекватных современным условиям и задачам подготовки взрослых является профессионально-ориентированная технология модульного обучения.
Под модульной технологией понимается реализация процесса обучения путём разделения его на систему «функционально законченных узлов» - логически завершённых частей содержания учебной дисциплины, дидактически значимых действий и операций, освоение которых позволяет обучающимся достигнуть запланированных результатов обучения.
Основное средство модульного обучения-обучающий модуль-представляет собой относительно самостоятельную часть содержания учебной дисциплины, освоение которой должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформулированных в результате овладения обучающимся данным модулем.
Обучающий модуль содержит познавательную и профессиональную характеристики, что позволят говорить о познавательной (информационной) и учебно - профессиональной (деятельностной) частях модуля.
Задача первой: формирование теоретических знаний.
Функция второй-формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретённых знаний.
При создании модульной программы реализуются основные принципы её построения:
-целевого назначения информационного материала;
-сочетание дидактических целей;
-полноты учебного материала в модуле
-относительной самостоятельности элементов модуля;
-реализации обратной связи;
-оптимальной передачи информационного и методического материала;
Определяющим вопросом любой технологии обучения является налаженная обратная связь, которая даёт возможность не только отслеживать степень усвоения учебного материала, но и производить своевременную коррекцию совместной деятельности преподавателя и обучающегося.
В модульной организации учебного процесса наиболее рациональной представляется использование рейтинговой системы контролирования.
В расчёт частного рейтинга обучающегося входят:
1. Уровень усвоения теоретического материала модуля.
2.Уровень приобретённых умений и навыков, проявленный через практические виды учебной деятельностью
3.Уровень индивидуальной самостоятельной работы, в том числе исследовательской.
Наиболее корректным средством измерения знаний обучающегося является педагогический тест-система заданий специфической формы, определённого содержания, возрастающей трудности, позволяющей качественно оценить структуру и измерить уровень знаний, умений и навыков.
Педагогический тест при модульном построении учебного процесса даёт возможность не только накапливать рейтинговые баллы, но и позволяет дифференцировать подход к обучающимся с учётом их индивидуальных возможностей, так как уровень сложности заданий теста может регулироваться.Это значительно повышает объективность и обоснованность оценки знаний по сравнению с другими методами.
Кроме того, тестовая форма опроса позволяет сместить акцент с итогового контроля на текущий и промежуточный.
Взаимопроникновение модульного принципа построения процесса обучения и тестовой формы контроля, позволяет говорить о модульно-тестовой технологии, которая может быть представлена как одна из возможных профессионально-ориентированных моделей современного образовательного процесса.
Таким образом, модель модульно-тестовой системы обучения должна включать:
1. Модульную программу учебной дисциплины.
2.Контрольные материалы.
3.Математическую модель расчёта рейтинговых показателей.
4.Методическое оснащение, обеспечивающие дидактический процесс.
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение можно определить как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения
ДО представляет собой:
-- комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям пользователей с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений дополнительного профессионального образования (Ю.А.Первин);
Дистанционное образование (ДО) представляет собой высокотехнологичный продукт научно-технической революции, широко использующий идею маркетингового подхода к обслуживанию студентов, чем и объясняется его активное распространение во всем мире. И сегодня дистанционное обучение органично впитывает в себя компьютерные и интернет-технологии обучения. Современные технологии являются связующим звеном между студентом и преподавателем, которых могут разделять тысячи километров. Обучение ведётся корпоративной сети, по сети Интернет, e-mail и с помощью других современных средств связи. Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера (ПК) и выхода в сеть Интернет. Место расположения ПК не имеет значения, поэтому учиться можно дома, на работе, в on-line классе одного из центров Дистанционного Обучения, а также в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество ДО перед традиционными формами обучения. ДО - очень гибкая система, она позволяет всем участникам учебного процесса (студентам, преподавателям и администраторам учебного заведения) выбирать удобное время занятий. Обучать с помощью систем ДО можно любого. Нет никаких возрастных, территориальных, образовательных, профессиональных ограничений, почти нет ограничений по состоянию здоровья. Дистанционная форма обучения пригодна для обучения во всех областях.
ДО сохраняет преимущества, присущие традиционным формам обучения: контакты с преподавателями и слушателями, контроль за правильностью усвоения материала. Кроме того, оно обладает рядом достоинств: свободный график обучения; независимость от места расположения; экономия транспортных расходов; Удобный вид представления материалов; индивидуальный темп обучения; отсутствие ограничений на возраст, коммуникабельность, здоровье.
При этом ДО легко снимает проблему нехватки высококвалифицированных преподавателей (поскольку удачно созданный дистанционный учебный курс может легко тиражироваться) и дает возможность любому студенту обучаться у самых лучших педагогов .ДО прекрасно встраивается в традиционную систему образования его составной частью, т.е. обучение может быть как полностью дистанционным, так и частично.
Долговременная цель развития ДО в мире -- дать возможность обучающемуся в любом месте пройти курс обучения любого колледжа или университета. Дистанционное обучение открывает новые перспективы профессионально-личностного развития для лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, но не имеющих возможность получить их традиционным ,способом.
Можно выделить следующие принципы организации дистанционного обучения:
- гибкость, проявляющуюся в отсутствии регулярных занятий в виде лекций, семинаров и свободном выборе времени, необходимого для освоения курса; модульность, выражающуюся в том, что каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области; параллельность, связанную с тем, что обучение может проводиться при совмещении с основной профессиональной деятельностью;дальнодействие, заключающееся в отсутствии препятствий в виде расстояния от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения;
асинхронность, подразумевающую возможность реализации технологий обучения и учения независимо во времени;
массовость;
рентабельность, предполагающую экономическую эффективность ДО;
широкое применение новых информационных технологий.
В дистанционных формах обучения применяются следующие методы:
-информационно-рецептивный
-репродуктивный
-проблемный
-эвристический
-исследовательский.
Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающегося:
- самостоятельную познавательную деятельность обучающихся с различными источниками информации;
- учебными материалами курса»
- оперативное и систематическое взаимодействие обучаемых с ведущим преподавателем;
- групповую работу с использованием различных методов работы над соответствующими модулями изучаемого курса;
- совместные проекты обучающихся с иногородними и зарубежными партнерами;
В системе ДО для совершенствования взрослым человеком профессиональных качеств используются также электронные тренажеры. Оттачивая на них свое мастерство, участник виртуального тренинга готовится к достижению максимальной эффективности в реальной деятельности, что сводит в минимуму возможность человеческих ошибок.
Средства: печатные и электронные издания; компьютерные обучающие системы в обычных и мультимедийных вариантах исполнения; учебные аудио- и видеоматериалы; компьютерные сети.
Электронные издания представляют собой электронный вариант печатных учебных материалов, но обладают компактностью хранения в памяти компьютера или на внешнем магнитном носителе, возможностью оперативного внесения изменений и передачи на большие расстояния по электронной почте; при наличии принтера они легко превращаются в твердую копию.
Компьютерные обучающие системы (программно-методические комплексы, программные средства учебного назначения, контролирующие-обучающие программы). В этих системах сосредоточены средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.
Компьютерные сети -- это специфическое средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи. Компьютерные сети используются в дистанционном обучении в режиме удаленных баз данных, в том числе Интернета, электронной почты и электронной конференции.
ДО развивается не только в рамках систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в сфере бизнеса.
Бизнес-школы -- это сравнительно новая для России организационная форма дополнительного образования взрослых. Ее цель -- дать практические знания, навыки и умения в области управления бизнесом лицам, уже имеющим высшее образование.
Сегодня основной контингент российских бизнес-школ -- взрослые люди с опытом работы в бизнесе, которым необходимо повысить квалификацию. Возраст их колеблется от 25 до 40 лет, и большую часть составляют те, кому 30 -- 35 лет. В зарубежных бизнес-школах состав обучающихся несколько моложе, их средний возраст -- 25 -- 30 лет.
В бизнес-школу можно поступать с любым образованием -- от музыкального до технического, от естественно-научного до военного.
Самая распространенная программа обучения в бизнес-школах -- программа МВА (магистр в области делового администрирования).
Кейс-метод-современная технология профессионально-ориентированного образования взрослых.
Внедрение «метода кейсов» в практику современного российского образования в настоящее время является очень актуальной задачей. Острая необходимость массового внедрения метода заключается в том, что он представляет собой начало преодоления кризиса образования в современном мире. Метод кейсов отлично расширяет рамки понимания изучаемого предмета через призму конкретной практической ситуации.
Метод кейсов позволяет решать поставленные задачи перед современной российской системой образования, так как является интерактивным, личностно-ориентированным исследованием реалистичных и конкретных ситуаций, которые в разы повышают эффективность обучения. В процессе применения метода обучаемые получают дополнительные знания, формируют уверенность в себе и своих способностях, приобретают навыки:
− выявления и решения проблем;
− формулировки задач;
− работы с информацией, осмысления значения деталей, описанных в ситуации;
− анализа и синтеза информации и аргументов;
− работы с предположениями и заключениями;
− оценки альтернатив;
− принятия решений;
− слушания и понимания других людей (навыки групповой командной работы) [4].
Акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя.
Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности;
Технология «метода кейсов» довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от одной до нескольких десятков страниц, который и называют "кейсом". Обучающиеся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, то есть в роли диспетчера процесса сотворчества.
Достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучающихся, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.
Особенностью кейс-метода является то, что его можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс-методе свои роли
Кейс – метод развивает следующие учебные действия:
-Аналитически классифицировать, выделять главное и второстепенное, анализировать, мыслить логично и т.п Практические умение теоретически решать проблемные ситуации необходимые для практической профессиональной деятельности.
-Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений Коммуникативные умения убеждать, вести дискуссию.
-Использовать наглядный материал, схемы, таблицы.
-Отстаивать свою точку зрения .Социальные- в ходе обсуждения кейса вырабатываются социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, осуществлять самоконтроль и т.д Самоанализ -имея свое мнение необходимо учитывать и анализировать мнение других членов дискуссии
Принципы организации самостоятельной совместной работы учащихся в малых группах:
-Принцип сотрудничества: ( совокупность совместной и индивидуальной деятельности; самостоятельная работа дома как опережающее обучение и работа непосредственно на занятии).
-Принцип коллективизма: ( работа каждого адресована не учителю, а всем учащимся).
-Принцип ролевого участия: (добровольность при выборе ролей; удовольствие от сыгранной роли; тактичность в смене ролей).
-Принцип ответственности: (отвечает материал урока ученик не учителю, а одноклассникам; контроль гласный; обучаем учащихся методам самоконтроля и самооценки).
Для эффективной работы малыми группами соблюдаются правила:
- общность проблемы для всех;
-общность требований (для этого, особенно на первых порах, создаем группы примерно равных возможностей);
- количество человек в группе – не более 5–ти (для эффективной работы каждого); выделение лидера (формального или неформального);
- создание контролирующей группы (например, экспертов);
- гласность работы во всех группах и коллективное обсуждение; учет возможностей группы при постановке проблемы (задачи должны быть посильными).
Контектсное обучение
Контектсное обучение-обучение, профессионально-ориентированное, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда-обеспечивается трансформация учебной деятельности в профессиональную.
Общей основой различных методик становится профессиональный контекст. Нужно подчеркнуть необходимость межпредметных и междисциплинарных преемственных связей. Без этого контекстное обучение теряет смысл.
Технология контекстного обучения предусматривает постоянный контроль и коррективы процесса трансформации учебной деятельности в профессиональную, становления студента как молодого специалиста. Процесс трансформации учебной деятельности в профессиональную должен отслеживаться и контролироваться не только преподавателем, но и самим студентом по четким, понятным ему и личностно значимым критериям. Только при этих условиях можно рассчитывать на личностную активность студента, порождение познавательной мотивации и ее превращение в профессиональную, на заинтересованное участие будущего специалиста в реализации процесса его перехода от учения к профессиональной деятельности.А. А. Вербицкий сформулировал следующие основные принципы контекстного обучения:
- обеспечение личностного включения студента в учебную деятельность;
-моделирование в учебной деятельности целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности;
- принцип проблемности содержания и процесса его усвоения студентами в учебной деятельности;
-адекватность форм организации целям и содержанию образования;
- принцип ведущей роли совместной деятельности;
- принцип открытости по отношению к педагогическим технологиям, - предложенным в рамках других теорий и подходов;
-принцип преемственности традиционных и новых педагогических технологий;
-принцип единства обучения и воспитания профессионала.
Основная цель контекстного обучения – формирование в рамках учебной деятельности студента его целостной, внутренне мотивированной профессиональной деятельности как будущего специалиста.
Коммуникативные профессионально-ориентированные технологии
В эпоху постиндустриального, или как еще его называют, информационного общества возрастает доля коммуникаций,
Повышение значимости коммуникаций, необходимость обеспечивать и контролировать их эффективность привели к тому, что начал развиваться технологический подход к коммуникации.
Инструментом коммуникации выступает коммуникативная технология.
Под коммуникативной технологией следует понимать систему алгоритмов, процедур, способов и средств, комплексное применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукта заданного количества и качества.
Коммуникативная технология – это процесс последовательного, пошагового, разработанного на научной основе решения какой – либо проблемы, имеющей организационную или социальную значимость.
Использование в коммуникации технологий позволяет управлять организационными или социальными процессами.
Коммуникативную технологию отличает высокая техничность, которая
-снижает влияние человеческого фактора на процессы в организации:
-позволяет предсказывать результаты коммуникации, повысить результативность и контролировать ее:
-Использование в коммуникации коммуникативной технологии направлено на получение конкретного результата;
- Технологии в коммуникациях позволяют снизить зависимость результата коммуникации от коммуникативной компетентности участников процесса общения, а также уменьшить эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека.
- Технологизация создает предпосылки для формирования унифицированного коммуникативного пространства в сфере профессиональных и социальных взаимодействий.
В технологическом подходе к коммуникации можно выделить следующие этапы:
-постановка целей и их максимальное уточнение с ориентацией на достижение результатов;
- определение потребностей, интересов, картины мира адресата;
-выбор приемов воздействия, средств, их последовательностей в соответствии с целями;
-оценка текущих результатов;
-коррекция коммуникации, направленная на достижение поставленных целей;
-заключительная оценка результатов.
На основании воздействия на сознание адресата, выделяют следующие типы коммуникативных технологий:
- Пропаганда - хорошо отрефлексированная коммуникация, и говорящий имеет четко осмысленную цель и план действий для ее реализации. Пропаганда – это интенсивная коммуникация, позволяющая за короткий срок достигнуть результата. Пропаганда пользуется такой техникой, как преувеличение. Пропаганда старается использовать эмоциональное влияние.
Кроме того, пропаганда влияет на сознание путем воздействия на зоны страха человека, затрагивая его самолюбие. Пропагандистские высказывания апеллируют к отрицательным эмоциям человека.
Ведущей техникой пропаганды является утрирование. Утрированию подвергаются взгляды оппонентов, и любое утрирование – это разновидность гиперболы и литоты. В других случаях конкурирующие взгляды замалчиваются. Доступ к сознанию адресата получает исключительно одна позиция – говорящего, и ей придается статус единственно верной. Осуществляется подбор фактов, которые позволяют усилить или ослабить нужный аргумент. В сообщении присутствует четкий вывод и в этом смысле пропагандистская коммуникация однозначна.
Манипулятивная технология в организационных и социальных коммуникациях – это скрытое воздействие на сознание адресата, часто низкоинтенсивное по своему типу, менее энергичное, чем пропаганда и агитация, имитирующая возможность адресата самостоятельно размышлять, анализировать, делать выбор, на деле говорящий предопределил нужные действия адресата.
Высказывание, организованное с помощью рекламных технологий, осуществляют информирование, давая возможность аудитории узнать о 5-9 свойствах продвигаемой идеи, личности, в том числе личности говорящего. Высказывание с использованием рекламных технологий включает в свой состав «доводы к доверию», т.е. ссылки на авторитетных или популярных лиц, которые поддерживают декларации говорящего. Позитивный образ заявляемого известного лица переносится на продвигаемый объект.
Агитация представляет собой составную часть пропаганды, поскольку также нацелена на управление сознанием реципиента. Однако особенность ее строения состоит в том, что главным приоритетом при распространении информации становятся не все, а только определенные элементы человеческого мышления, те, которые «отвечают» за побуждение практической деятельности людей.
Агитация в еще большей степени, нежели пропаганда, спроецирована на использование эмоциональных компонентов сознания реципиентов. А настойчивость и агрессивность информационного давления становятся едва ли ни основными формами ее политического существования.
В программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 г.г. определена миссия образования-реализация каждым гражданином своего позитивного, социального, культурного, экономического потенциала. В соответствии с этим провозглашена задача-формирование гибкой, подотчётной обществу системы непрерывного профессионального образования, развевающей человеческий потенциал, обеспечивающий текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации.
Для эффективности непрерывного обучения нужно, чтобы работники были в нем заинтересованы. Администрации нужно создать климат, благоприятствующий обучению. Предприятия должны рассматривать затраты на подготовку персонала как инвестиции в основной капитал, которые позволяют наиболее эффективно использовать новейшие технологии.
Список литертуры:
Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. – М., 1999. §3. Принципы контекстного обучения.
Дружинина В.И.. Шмелькова Л.В.. Войтенко М.В., «Андрагогическая копилка-формы, методы, техника активного обучения». Методическое пособие., Курган 2014.
Дмитриенко Т.А. «Профессионально-ориентированные технологии в системе высшего педагогического образования как педагогическая проблема» //Alma Mater 2002u/ № 7 с./55-56.
Жукова Г.С., Никитина Н.И., Комарова Е.В. «Технология профессионально-ориентированного обучения»., Учебное пособие. Москва-Издательство Российского государственного социального униврситета 2014г.
Змеев С.И. «Технология обучения взрослых». Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений., М. Издательский центр « Академия» 2012г.
Федотова Г.А., Игнатьева Е.Ю. «Профессионально-ориентированные технологии обучения в высшей школе» Великий Новгород 2013г.