Консультация «Формирование положительной самооценки, успешного опыта, уверенности в собственных возможностях»
Консультация
«Формирование положительной самооценки, успешного опыта, уверенности в собственных возможностях»
О значении самооценки, успешной социализации в образовательном процессе много в своих работах пишет профессор Н.Ф.Виноградова. Описывая результаты своего исследования, она отмечает, что 20% выпускников школ не смогли социализироваться, они не смогли устроится во взрослой жизни, не смогли учиться ни в одном учебном заведении, не смогли даже работать. 20% это очень большой процент. Это наши дети, хоть и выпускники школ. Н.Ф.Виноградова стала она искать причину, почему эти дети не смогли реализоваться. Оказалось, что эти дети не отыграли и не приняли роль ученика. С чем же это было связано? У этих детей была заниженная самооценка.
Н.Ф.Виноградова описывала их поведение:
1. Эти дети были очень обидчивы. (Сверстники обидели - в школу не пойду, учитель меня не понял - в школу не пойду), т.е. эти дети страдали хроническим пропуском учебных занятий.
2 .У этих детей отсутствовала самопрезентация: этим детям взрослый мир все время давал знать, что они трудные, что они неумехи, что у них ничего не получается, эти дети не знали, а что же у них хорошего.
Результаты этого исследования напрямую связаны с вопросом самооценки воспитанников в ДОУ. Светлана Анатольевна Иванковская (кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики детства Ленинградского областного института развития образования (ЛОИРО) в своих лекциях говорит: "Вот, что можно наблюдать, когда общаешься с таким трудным ребенком. Спрашиваешь его: "Почему так получилось?", он отвечает: "А я всегда такой." Это страшно, когда ребенок уже принял на себя эту личину, что он не может быть другим, Я еще удивляюсь, а Он принял на себя личину «Я всегда такой".
Самооценка это процесс и результат оценивания личностью собственных качеств и достоинств. Самооценка является базисной основой для формирования мотивации (мотивации познания, мотивации успешной социализации, мотивации образования). Если самооценка занижена, то психологи говорят, что ребенок стоит сам стоит у себя на дороге и не может реализовать потенциал, который в нем заложен.
Самооценка чуть завышенная лучше, чем самооценка чуть заниженная. Когда ребенок ставит себе более высокую планку, он к ней стремится, он может до неё не дотянуться, но он в данном случае гораздо больше сделает для своей социализации и своего образования, чем когда самооценка занижена.
Как определить уровень самооценки у детей дошкольного возраста?
Во-первых, с помощью наблюдения это можно сделать, детей, не уверенных в себе можно определить по их поведению. Есть и специальные методики и тесты.
Исследование самооценки с помощью методики «Лесенка»
Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание. Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?». После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама». Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.
Интерпретация
Способ выполнения задания
Тип самооценки
1.Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».
Неадекватно завышенная самооценка
2.После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
Завышенная самооценка
3.Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку снизу, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
Адекватная самооценка
4.Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».
Заниженная самооценка
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
Уровень самооценки можно определить и с помощью рисуночного теста.
В образовательной кинезиологии существует несколько тестов. Один из них рисуночный тест. Любой рисуночный тест - это проективная методика. Человек проецирует через телесное движение свои микрофизиологические особенности, психологический статус, мотивацию, эмоции. Психолог может выбрать оттуда очень много. Этот тест многозначен, но мы сейчас его рассматриваем только в ракурсе определения самооценки.
На свободном листочке, положенном горизонтально, испытуемым предлагают нарисовать лежачую восьмерку. В образовательной кинезиологии восьмерка - это проекция двух полушарий.
Рассмотрим каноны интерпретации любого рисуночного теста и один из них:
где расположен рисунок? Его размер?
Если рисунок находится в центре листа, это говорит о том, что у вас адекватная самооценка: вы живете здесь, сейчас и теперь.
Если восьмерка сосредоточена в нижней стороне листа, это говорит о том, что у Вас заниженная самооценка.
Если восьмерка сосредоточена ближе к верхней стороне листа, это говорит о том, что у Вас есть тенденция к завышенной самооценке.
Маленькая восьмерка наверху (лист большой, восьмерка малюсенькая) говорит о том, что ребенок родился с расположенностью к хорошей, завышенной самооценки, но взрослый мир размазал эту самооценку, т.е. веру в себя этот ребенок уже потерял.
Если восьмерка в центре, но маленькая, то это вроде бы должно значить, что оценка адекватна мнение о себе есть и оно здесь и сейчас, но его (мнение о себе) маловато, что не очень адекватно и тоже не способствует к самореализации как более успешной личности.
Если восьмерка нарисована на весь лист и она как бы выбивается из масштаба листа, то это говорит о том, что человек памятник воздвиг нерукотворный сам себе, то есть вот я такой великий. Особенно если у педагога мы это наблюдаем, то ему необходимо заняться самоанализом, потому, что человек верит в свою звездность и какие то замечания воспринимаются им не очень адекватно.
Если восьмерка сосредоточена ближе к левой стороне листа это говорит о том, что человеку очень важно его прошлое, он зависает прошлым, живет этим прошлым, ему оно очень важно, что-то случится он из этого не очень быстро выходит, потому что он проживает это многократно, как говорят психологи "зависает" в этом. Это тоже иногда тормозит движение личностное.
Если восьмерка сосредоточена ближе к правой стороне листа, это говорит о том, что человек живет и нацелен в будущее, будущими задачами.
Самое адекватная и самая достоверная и полезная самооценка, это тогда, когда мы видим, что восьмерка сосредоточена в центре листа.
Такой экспресс-анализ. Понятно, если это касательно деток, мы начинаем по этому тесту работать , то мы обязательно выполняем определенные законы, мы даем установку именно такую: рисуем восьмерку на этом листе, лежачую.
Какие могут быть у вас трудности?
Во-первых, дети младшей, средней групп не всегда скажут, что такое восьмерка, то мы тогда и не даем такое задание, это будет не правомерно. Поэтому этот тест существует и правомерен именно в тот момент, когда ребенок понимает, узнает и может изобразить эту простую восьмерку.
Ребенок с заниженной самооценкой обычно, когда ему дают такое задание, говорит, что у него не получится и он не будет это делать. В таком случае нужно использовать авансово-педагогическое взаимодействие. Мы уже видим этого ребенка и знаем, что да, у него с первого раза не получится, но мы ему говорим что, у него все получится, и получится лучше всех". Мы даем ему такой аванс, и он у нас старается что-то выполнить а у него не получается, мы готовы к этому, мы говорим ему: "Как ты старался, какой ты молодец, только надо восьмерку нарисовать не в таком положении, а положить её спать, "лежачую". Ни в коем случае не даем свой образец, ни в коем случае не даем образ, не говорим, что это знак бесконечности или бантик. Мы снова и снова ему повторяем: "Это лежачая восьмерка, восьмерка, которая спит, давай её положим" и раза три-четыре его ведем и помогаем ему выполнить это задание. Но такого плана ребенок всегда расстраивается после того, когда у него не получилось выполнить задание, поэтому мы ни в коем случае ему не говорим: "Что же ты такой бестолковый! Что же не слышишь меня!" Наоборот, мы все время его хвалим! Он старался, но сделал неправильно, мы ему говорим: "Какой ты молодец, ты старался!" И если этот ребенок несколько проб провел и так и не смог это изобразить, тогда мы можем только взять его пальчик и нарисовать эту восьмерку на столе его пальчиком, не карандашом. А потом сказать: "Теперь у тебя все получится". И все время его подбадривать. Мы не даем образа, не даем образец, мы все время его подхваливаем, особенно тревожного ребенка и ребенка с заниженной самооценкой.
У ребенка с заниженной самооценкой важно формировать успешный опыт. Успешный опыт очень важен для него, его необходимо собирать по крупицам, особенно для тех детей, которые демонстрируют нам трудности в поведении и в развитии. Потому что такой ребенок (гиперактивный ребенок, агрессивный ребенок, ребенок заторможенный, ребенок невнимательный, ребенок очень неуверенный в себе, особенно в образовательном пространстве) нас, мягко говоря всегда расстраивает.
В общем-то дети эти достаточно рано понимают, что у них все получается хуже, что они немножко не такие, что взрослые ими чаще не довольны, чем довольны. И для этих детей архи важно формировать вот этот положительный опыт о самом себе, для того, чтобы они не попали в те 20 % выпускников школ. Формирование положительного опыта о себе, осознание собственного достоинства, осознание своих позитивных сторон личности, своих способностей, которые есть у каждого ребенка – важная задача педагогов и родителей, однако мы эти способности очень часто забиваем из-за того, что вот он не такой, он гиперактивный. У гиперактивных детей с которыми мы работаем у них практически у всех сохранный интеллектуальный статус, а у некоторых даже превышает интеллектуальные способности других детей. Но реализовать они это не могут в повседневной жизни, а в школе они, в лучшем случае, становятся тихими троечниками. И это не вина этих детей, а вина педагогов, нас с вами. Потому что мы выстраиваем неадекватное взаимодействие с этими детьми. Поэтому очень важно применять авансово-педагогическое взаимодействие, когда мы очень искренне детям говорим о том, что они "Молодцы, что у них хорошо получится, что будет у них все хорошо".
Мы сами должны этому научиться, это отработать и научить этому родителей, потому, что они порой наносят очень большой вред своему ребенку, и не потому, что они такие плохие, а потому что у них очень низкая психолого-педагогической компетентность. Все участники педагогического процесса должны быть погружены в непрерывное образование, мы должны знать, как простроить адекватно взаимодействие в той или иной ситуации, научить этому родителей.
Каждому воспитателю необходимо овладеть технологией инициации.
Инициация - это присвоение положительного опыта.
Мало говорить ребенку о том, что он - хороший. Для того чтобы формировать адекватную самооценку, надо научить этого ребенка поверить в себя, почему это так трудно поверить в себя?
Вот инициация - эта та технология, которая позволяет этот опыт присвоить. Для того чтобы понять, как это работает, приводим пример.
Начало средней группы, все дети собираются на прогулку, все дети уже готовы, все одеты, у всех шнурки завязаны. Один мальчик сидит и мучается. Воспитатель говорит: "А я к тебе ни за что не подойду - и специально ботинки не завязывает - все уже научились, а ты, Иванов, никак не можешь научиться" Нянечка потом тихонечко взяла и завязала ему ботинки и все пошли на улицу. И вот это продолжается долгое время и через месяц этот Иванов вдруг завязывает ботинки.
И что говорит воспитатель? Вот, дети, даже Иванов, наконец научился завязывать ботинки. Идемте уже гулять, все готовы.
Как вы считаете, воспитатель сделал вроде бы позитивный жест в её восприятии? А на самом деле, что произошло?
На самом деле ничего хорошего для ребенка здесь не прозвучало.
А в ракурсе инициации, как это должно быть?
Если это произошло, и этот Иванов, действительно научился завязывать ботинки, воспитатель должен реагировать по-другому.
Он говорит: "Смотрите, дети, Саше было труднее всего научиться завязывать ботинки, вы уже все умели, а ему было сделать это очень трудно, но он победил эту трудность, он справился, он преодолел себя, какой он молодец. Ты, правда, сам завязал ботики? Дети, вы все видели, что он сам завязал ботинки? Мы придем с прогулки, мы обязательно это отметим." Воспитатель готовит тронную речь, она должна продумать, как его возвысить, как благородно об этом рассказать, она готовит трон для этого ребенка. И когда группа приходит с прогулки, дети раздевают, проходят в групповую комнату, она сажает всех деток полукругом и говорит: "Ну, теперь, продемонстрируй свое умение, тебе было так трудно, но ты победил, вот и покажи, как ты это делаешь." И ребенок при всех начинает завязывать шнурки на ботинках, а дети или хлопают или кричат "Ура!.." то есть устраивают праздник, фиерию. Это называется - присвоение положительного опыта.
И инициация она не только в этом формате может звучать, она может быть на уровне наглядности "Я звезда" (у нас в 7 группе был стенд, например, который назывался "Кто сегодня молодец?") Может на этой неделе у этого ребенка случилось вот такое преодоление, другой справился с чем-то другим и т.д., То есть вот эти моменты, они оформляются еще и наглядно. В рамках этой технологии можно вести и альбом успешности, где мы просто записываем или фотографируем достижения, кстати для родителей это тоже может быть важно и все должно быть очень корректно, систематически.
Способствуют также формированию положительной самооценки и формированию положительного успешного опыта о себе и уверенности определенные традиции, которые Вы зародите в своей группе. О традициях, мы уже много беседовали и я на этом не буду останавливаться. Необходимо продумать, что у Вас будет принято или не принято, как в это будет посвящены родители, это совместное переживание, это та рамка, та структура, благодаря которой активно формируются жизненные ценности. И это одно, из условий, что позволяет нам говорить об успешном развитии и образовании любого ребенка, какими бы особенностями он не обладал.
В заключение предлагаю Вам апробировать эти технологии в процессе работы с детьми, может быть, вы поделитесь своими впечатлениями, как у вас получилось их использовать. Однако мало научиться самому, важно еще обучить этому родителей, поэтому Вам дается задание.
Задание:
К следующему занятию написать конспект мероприятия (мастер-класс или можно другую форму взять) для родителей по обучению их умению формировать адекватную самооценку у ребенка, в процессе которых вы познакомите родителей с данными технологиями.
Применяйте эти технологии и будьте успешны!
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
Заголовок 1Заголовок 215