Тренинговое занятие «В себе уверены — общением проверены!» (5 класс)
Тренинговое занятие
«В себе уверены - общением проверены!»
для учащихся 5 классов
КГУ «ОСШ №21 г.Темиртау»
Подготовил
педагог-психолог
Таканаева И.З.
2015-2016 учебный год
Структура занятия
Вступительное слово психолога 1 мин
«Шкалирование» 1 мин
«Давайте жить дружно» (позитивный настрой) 2 мин
«Презентация»:
-рассказ о себе в паре-2мин, т.е. 4 мин на подготовку,
-по 1 мин на каждое представление (12 мин из расчета на 12 учащихся)
-комментарий психолога-1мин
17 мин
«Собери робота»:
- выбор деталей -1 мин
-приклеивание, раскрашивание – 5 мин
- работа по вопросам -2 мин
-презентация «робота» -1 мин для каждой группы (3 мин)
-комментарий психолога – 1 мин 12 мин
«Чем мы похожи?»
-письменные ответы учащихся- 3 мин
-запись на доске – 2 мин
5 мин
«Шкалирование» 1 мин
Рефлексия 1 мин
Итого 40 мин
Цель: сплочение классного коллектива, построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
1. Расширить представление о себе и других.
2. Содействовать формированию творческой самостоятельности.
3. Способствовать созданию групповой сплоченности.
Оборудование: листы А4, цветные карандаши, клей, памятки учащимся «Презентация робота», эмблемы групп учащихся, аудиозапись релаксационной музыки, раздаточный материал («голова», «туловище», «ноги» робота), листы для ответов к упражнению «Чем мы похожи».
Ход занятия
Слово психолога. Нацеливание учащихся. (1мин)
Здравствуйте, ребята! Вы - пятиклассники. Вместе учитесь, общаетесь, дружите, мечтаете. Порой, невольно друг друга обижаете, бываете вспыльчивы и резки, но ведь все равно близки. Вы же одноклассники! В этом уверены? И сегодняшним общением будете проверены!
Вам предстоит вспомнить о своих достоинствах, познакомиться с интересами друг друга и отношением к окружающим.
Техника «Шкалирование» (определение степени комфортности в классном коллективе на начало занятия) (1мин)
Выбирается два противоположных полюса шкалы (на одном – безопасно, на другом – тревожно, на одном - радостно, на другом – грустно и.т.п.). Полюса обозначаются предметами от стены до стены классной комнаты. Хорошее настроение отмечается знаком «+», грустное – знаком « -«, соответственно, если ученик (ца) испытывает промежуточное состояние, становится посередине между полюсами.
Психолог просит каждого участника найти свое место на воображаемой линии, согласно собственному состоянию. После того как ребята определили свое настроение, психолог говорит:
- А теперь я попрошу вас, ребята, встать в круг, взявшись за руки. Чувствуете тепло своих ладошек, биение своих сердечек? И как будто лучик солнца осветил сейчас нас. Потому что вы вместе. Давайте образуем два круга: внутренний и внешний. Но перед этим я поделю вас на такие веселые названия: «вишенка», «цветочек». Попрошу «вишенок» выйти в центр круга и повернуться лицом к «цветочкам». Сейчас будьте внимательны, слушайте мои команды. Если я хлопну в ладоши 1 раз, вы посмотрите друг другу в глаза, если 2 раза- вы должны будете пожать руки, а если я хлопну в ладоши 3 раза, то вы должны обнять друг друга. (2 мин)
Упражнение «Давайте жить дружно»
Цель: создание эмоционального настроя.
Участники делятся на пары и образуют два круга. По команде-хлопку ведущего выполняют следующие действия:
1 хлопок – смотрят друг другу в глаза;
2 хлопка – пожимают друг другу руки;
3 хлопка – обнимаются.
Упражнение «Презентация»
Цель: отработка навыков представления партнера по общению, выражение его лучших качеств.
Психолог. Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в упражнении, которое поможет вам вспомнить о своих достоинствах и рассказать о них всем нам. Задачей этого задания будет являться презентация, но не себя, а вашего партнера по заданию от первого лица.
Вам необходимо в парах пообщаться с целью узнать друг о друге как можно больше: любимый школьный предмет, любимый праздник, любимое животное, что мне в себе нравится, а что нет? Каждому на рассказ о себе даются 2 минуты: сначала один участник рассказывает о себе, потом по моему сигналу – второй. Затем пары будут выходить в центр круга и перед всеми представлять своего партнера по общению.
Надеюсь, на вашу способность выразительно преподнести информацию, так, чтобы вашему партнеру стало приятно и тепло от ваших слов.
Время подготовки- 4 мин. Время выступления – 2 мин. на пару, т.е. по 1 минуте каждому (Из расчета на 12 человек - время презентации – 12 мин, комментарий психолога – 1 мин, итого: общее время – 17 мин).Психолог:
- Все ли приятно было слушать?
- Что труднее рассказывать: о другом или слушать о себе?
- Были ли искажения?
Психолог. Что же происходит? Вы ближе узнаете друг друга, учитесь радоваться за товарища, испытываете волнение за себя, стремитесь подобрать правильные слова для характеристики одноклассника. Конечно, говорите все это с теплотой и искренностью. И вы молодцы!
Упражнение «Автопортрет» или «Собери робота»
Цель: расширение представлений о себе и других.
Представьте себя изобретателями – конструкторами и соберите роботов, похожих на вас, работать будете в трех группах.
(на столах лежат эмблемы трех групп: «Светлячки», «Совята», «Солнышко») Итак, в каждой группе по четыре человека. Один из вас выбирает «голову», другой – «туловище», третий – «ноги», а четвертый помогает оценить выбор.
Детали выбраны, их надо наклеить на лист бумаги и раскрасить. Для этого у вас на столах лежат необходимые клей, ножницы и цветные карандаши. Время на работу -5минут.
Готовые роботы группы представят, ответив на вопросы, которые перед вами на столах:
- как зовут вашего робота?
- какую функцию он должен исполнять?
- какой характер у этого робота?
- общается ли он с миром людей и как?
- как управляется робот?
- кто его чинит, если он ломается?
- как всё, что вы говорите о роботе можно применить к вам?
(во время выполнения звучит тихая спокойная музыка)
Психолог. Ваши впечатления от работы?
Ваши роботы добры, трудолюбивы, общительны, как и вы сами, дорогие мои, «Светлячки», «Совята», «Солнышки».(Время на выполнение: выбор деталей-1 мин, приклеивание, раскрашивание -5 мин, работа по вопросам – 2 мин, презентация «робота»- по 1 мин на каждую группу, т.е. 3 мин, комментарий психолога -1 мин, общее время – 12 мин).- Сейчас каждая группа напишет на листах бумаги три общих признака, которые вас объединяют как группу.
(ответы учащихся, время выполнения – не более 3 мин, время на записывание на доске-2мин, общее -5 мин)
Психолог записывает ответы первой группы на доске, затем, выслушивая вторую группу, добавляет те ответы, которые еще не повторялись и третью. В итоге – выясняется, что общего у всех групп.
- Цените, берегите то, что вас объединяет (ответы на доске). Это прекрасно.
Упражнение «Чем мы похожи».
Цель: сплочение группы путем определения схожих черт.
Каждой подгруппе дается задание: «Найти признаки, которые есть у всех в группе. Например, «У всех нас глаза карего цвета… У всех нас есть летние каникулы… Все мы любим вышивать и т.п.». Затем на доске записываются результаты по одному от каждой группы. После того, как записали все признаки, находим и подчеркиваем признаки, присущие для всей группы. Итоги и обратная связь участников.
Техника «Шкалирование» (определение степени комфортности в классном коллективе на конец занятия)
Учащиеся вновь отмечают свое настроение, встав в выбранное место ( «+», «-« или между полюсами).
Психолог просит каждого участника найти свое место на воображаемой линии, согласно своему состоянию (1 мин)
Рефлексия. (1 мин)
Замечательно, у вас хорошее настроение. Занятие заканчивается. Каким оно было для вас, мы узнаем из ответов, они на столе. Выбор за вами.
Варианты ответов (интересно, занимательно, понимали друг друга, задумывались о себе, искали ответ, затруднялись, удивились, порадовались, огорчились, рассердились…)Приложение 1.
«Презентация робота»
- как зовут вашего робота?
- какую функцию он должен исполнять?
- какой характер у этого робота?
- общается ли он с миром людей и как?
- как управляется робот?
- кто его чинит, если он ломается?
- как всё, что вы говорите о роботе можно применить к вам?
- как зовут вашего робота?
- какую функцию он должен исполнять?
- какой характер у этого робота?
- общается ли он с миром людей и как?
- как управляется робот?
- кто его чинит, если он ломается?
- как всё, что вы говорите о роботе можно применить к вам?
- как зовут вашего робота?
- какую функцию он должен исполнять?
- какой характер у этого робота?
- общается ли он с миром людей и как?
- как управляется робот?
- кто его чинит, если он ломается?
- как всё, что вы говорите о роботе можно применить к вам?
- как зовут вашего робота?
- какую функцию он должен исполнять?
- какой характер у этого робота?
- общается ли он с миром людей и как?
- как управляется робот?
- кто его чинит, если он ломается?
- как всё, что вы говорите о роботе можно применить к вам?
- как зовут вашего робота?
- какую функцию он должен исполнять?
- какой характер у этого робота?
- общается ли он с миром людей и как?
- как управляется робот?
- кто его чинит, если он ломается?
- как всё, что вы говорите о роботе можно применить к вам?
Приложение 2.
-Любимый школьный предмет?
-Любимый праздник?
-Любимое животное?
-Что мне в себе нравится, а что нет?
Приложение 3.
Приложение 4.
ИНТЕРЕСНО
ЗАНИМАТЕЛЬНО
ПОНИМАЛИ ДРУГ ДРУГА
ЗАСТАВИЛО ЗАДУМАТЬСЯ О СЕБЕ
ОГОРЧИЛО
УДИВИЛО
ПОРАДОВАЛО
ИСКАЛ(А) ОТВЕТ
РАССЕРДИЛО
БЫЛО ТРУДНО…
ПОНРАВИЛОСЬ… БЫЛО НОВЫМ…