Методические рекомендации «Портфолио ученика начальной школы»
Методические рекомендации
«Портфолио ученика начальной школы»
Портфолио является важным элементом системы оценивания. Это оптимальный способ организации системы накопительной оценки, которая является составной частью итоговой оценки.
Педагогическая философия портфолио предполагает
- смещение акцента с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он знает, умеет по данной теме, разделу, предмету,
- перенос педагогического акцента с оценки на самооценку,
- интеграцию количественной и качественной оценки.
При формировании портфолио обучающегося начальной школы необходимо учитывать показатели – комплексность и отражение динамики развития. Структура и наполнение портфолио должны позволить обучающимся, учителям, родителям и внешним экспертам сделать вывод о:
сформированности у обучающихся метапредметных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
сформированности у школьников основ умения учиться, наличии способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
индивидуальном прогрессе ребенка в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и регулятивной.
С помощью портфолио учитель решает важные педагогические задачи:
• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Эти задачи возможно решить, если понимать, что портфолио – нечто большее, чем просто папка ученических работ, это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащегося.
Портфолио ученика начальной школы ведется на протяжении всех лет обучения на первой ступени. Работа с портфолио должна быть систематической и постоянной. Для этого учитель планирует свою деятельность, чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого ученика, развивая универсальные учебные действия.
Планирование деятельности учителя начальной школы по ведению портфолио в начальных классах
Знакомство с положением о портфолио или разработка положения на уровне образовательного учреждения.
Постановка целей использования портфолио на период обучения в начальной школе, на учебный год.
Учитывая роль портфолио в современной системе оценки, учитель может поставить перед собой следующие цели:
- организация деятельности по формированию универсальных учебных действий младших школьников (1-4 класс);
- документирование и оценивание достижений учащихся, усилий и прогресса обучения (1-4 класс);
- создание условий для представления учеником успешной, презентабельной или любимой работы учащегося (1 класс);
- оказание учащимся помощи в оценивании собственных достижений (1-4 класс);
- предоставление отчета об ученических достижениях, усилиях и прогрессе в обучении: учащемуся, родителям (1-4 класс), школе (4 класс);
- контроль динамики наполнения портфолио;
- развитие у ребенка способности создавать тексты самоанализа;
- другие цели, которые учитель определяет исходя из особенностей класса.
Определение структуры и содержания накопительной папки.
Портфолио должно быть организовано так, чтобы ученик мог продемонстрировать свои достижения по всем учебным предметам, а также во внеурочной деятельности. По структуре является комплексным, т.е. объединяет в себе портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов.
«Портфолио документов» включает в себя комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений обучающегося. В этом разделе помещаются:
перечень представленных в портфолио официальных документов с указанием даты внесения документа в портфолио;
все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения обучающихся в различных видах деятельности;
грамоты, дипломы, сертификаты за участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п.;
систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведет учитель начальных классов (материалы и листы наблюдений);
систематизированные материалы текущей оценки: результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения), отдельные листы наблюдений, оценочные листы;
результаты тематического тестирования, материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ;
выборочные материалы самооценки учащихся
благодарственные письма.
«Портфолио работ» содержит выборки детских работ1 — формальных и творческих, проектных, исследовательских, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий, рассуждений, творчества, рефлексии
«Портфолио отзывов» содержит характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, им самим. Материалы данного раздела могут отражать различные формы анализа (и рефлексии) учащимся своей деятельности и ее результатов. Портфолио отзывов должен демонстрировать отношение обучающегося к различным видам деятельности.
Портфолио отзывов может включать в себя:
отзывы и рекомендации учителей, руководителей объединений дополнительного образования, родителей. В оценке стараний ученика по итогам года педагогом должен быть сделан акцент на положительные результаты: выучил, выступил, участвовал, проявил себя и т.д. Включение характеристик, отзывов, рекомендаций классного руководителя, других педагогов в материалы портфолио – дело самого школьника. Это должно быть отражено в Положении о портфолио;
материалы самоанализа и рефлексии;
заключение о качестве выполненной работы;
рецензии на представленные в портфолио материалы;
рекомендательные письма;
благодарственные письма из различных органов и организаций.
К выбору названий разделов и страниц портфолио учитель может подойти творчески: использовать образцы портфолио, выпущенные отдельными изданиями, опубликованные в сети Интернет2 или определить самостоятельно, совместно с учениками.
Описание требований к оформлению портфолио, отбору документов в итоговое портфолио.
Внешне портфолио может быть оформлен в виде специальной папки с файлами. Инициатива в оформлении должна принадлежать учащемуся. Следует соблюдать требования при оформлении портфолио:
- наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы учащегося;
- наличие четко сформулированного оглавления;
- наличие раздела «Мой портрет» или «Мой мир», содержащего информацию об ученике, его семье, увлечениях, друзьях и т.д.;
- соответствие содержания оформлению. Не следует чрезмерно увлекаться внешним оформлением материалов. Главное для портфолио – его содержание и выдержанный стиль оформления, а не его внешняя красота;
- соблюдение хронологии при заполнении портфолио;
- перечень целей обучения, обоснованных учащимся на основании интересов, потребностей и самооценки;
- аккуратное и грамотное оформление и ведение портфолио учащимся, Заполняет портфолио учащийся сам. Не следует пронумеровывать страницы портфолио, чтобы у ребенка была возможность изъять ненужную страницу. Учитель и родители оказывают разумную помощь в отборе материалов, грамотном оформлении страниц;
- ведение учащимися двух портфолио: рабочего и показательного (итогового). Показательное портфолио ученик презентует одноклассникам, родителям, учителям как результат его деятельности за истекший период (четверть, год). Рабочий портфолио служит для накопления материалов: документов, работ. В конце каждой четверти ученик отбирает наиболее значимые материалы для показательного портфолио по заранее разработанным совместно с учителем критериям (см. Приложение 1).
Определение процедуры презентации портфолио.
Учитель совместно с учащимися и родителями в начале учебного года определяет форму и частоту презентации: это может быть защита, выставка, конференция, собеседование. Каждая из предложенных форм имеет свою специфику, и учитель индивидуально организует процесс подготовки и проведения презентации портфолио. Но необходимо соблюдать некоторые условия, обязательные для данной процедуры:
заранее сформулировать критерии оценки портфолио и его презентации (см. приложения 2, 3);
определить состав приглашенных лиц. Презентация портфолио может проходить внутри классного коллектива без приглашения посторонних детей и взрослых (например, в конце четверти), можно пригласить родителей, которые выступят в качестве экспертов (в конце учебного года), в случае презентации итогового портфолио создается комиссия из педагогов, членов администрации, родителей, которая выставляет итоговую оценку выпускника начальной школы;
в течение учебного года презентация портфолио может быть добровольной, в конце года участвуют все учащиеся;
на презентацию ученик выходит с кратким устным комментарием, который должен отражать его собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ, результативности его учения в текущем учебном году (см. приложение 4);
продолжительность выступления устанавливается заранее, соблюдение регламента является одним из критериев оценки презентации.
Определение места хранения, права владения и доступа к портфолио.
Портфолио учащихся хранится в классе, где проходит основная работа по его заполнению. Оно принадлежит ученику. Право доступа к портфолио имеют сам ученик, учитель, родители. Ученик может продемонстрировать свои достижения одноклассникам. При необходимости портфолио можно брать домой для совместного с родителями заполнения. Родители не вправе рассматривать портфолио других учеников, тем более сравнивать их с портфолио своего ребенка. По запросу учитель обязан предоставить портфолио администрации ОУ, любому заинтересованному лицу, обладающему соответствующими полномочиями запрашивать данную информацию.
Включение портфолио в систему оценки.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в целом ведется с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта.
Оценка как отдельных составляющих портфолио, так и портфолио в целом ведется на критериальной основе, поэтому портфолио должны сопровождаться специальными документами (положение о портфолио), в которых описаны состав портфолио; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника (см. приложение). Критерии оценки отдельных составляющих портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.
При оценке портфолио целесообразно основываться на особенностях новой системы оценки и, прежде всего, такой ее особенности как уровневый подход к построению измерителей и представлению результатов. Согласно этому подходу оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы о:
1) сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
2) сформированности основ умения учиться, т. е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции3.
При выставлении итоговой оценки важно оценить все результаты, с которыми учитель и его ученики подходят к концу начальной школы. Учитель может получить информацию из следующих источников:
Листы наблюдений, отражающие динамику (начиная с 1 класса), как минимум, следующих показателей:
сформированности и индивидуального прогресса в развитии таких навыков учения, как:
приобретение знаний,
понимание,
применение,
анализ,
синтез,
оценка,
диалектичность мышления,
метазнание наблюдения ведутсяучителем в течение всего учебного процесса в ситуациях
повседневных, связанных с формированием ориентировочных и исполнительских действий;
инициативной творческой работы;
сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков:
способность принимать ответственность;
способность уважать других;
умение сотрудничать;
умение участвовать в выработке общего решения;
способность разрешать конфликты;
способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе наблюдения ведутсяучителем в течение всего учебного процесса в ситуациях совместной (групповой и парной) работы учащихся
сформированности и индивидуального прогресса в развитии рядакоммуникативных навыков:
слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию);
говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);
чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации);
письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник) наблюдения ведутсяучителем в течение всего учебного процесса в ситуациях
совместного обсуждения;
групповой и индивидуальной презентации;
«авторского собеседования»;
«ученик как инструктор»;
неформального общения в связи и по поводу прочитанного;
они дополняются само- взаимооценками учащихся навыков работы в группе
сформированности и индивидуального прогресса в развитии навыков поисковой и проектной деятельности:
формулировать вопрос, ставить проблему;
вести наблюдение;
планировать работу,
планировать время;
собрать данные;
зафиксировать данные;
упорядочить и организовать данные;
интерпретировать данные;
представить результаты или подготовленный продукт наблюдения ведутсяучителем в течение всего учебного процесса в ситуациях
направляемого учителем мини-исследования
группового мини-исследования
самостоятельного мини-исследования
они дополняютсясамооценкой учащихся
Оценка выполнения работы, отражающая малочисленные, но существенно более объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися; причем все результаты, выводы и оценки в этом случае могут быть перепроверены, поскольку такая оценка делается на основе аудио и видеозаписей, письменной фиксации фактов. В силу трудоемкости этого метода, его рекомендуется использовать крайне экономно, при оценивании сформированности важнейших навыков совместной работы и коммуникативных навыков, на определенных рубежных этапах (в конце учебного года) и в таких ситуациях, когда деятельность ребенка не завуалирована совместной групповой деятельностью; в ситуациях, к которым ребенок готовится. Так, его рекомендуется использовать в ситуации «Чтение в паре», «Устная презентация».
Результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала отдельных тем курса. В приводимых рекомендациях этот метод рекомендуется использовать на этапе проведения тематических зачетных работ, а также на этапе стартовой диагностики.
Результаты оценок открытых и закрытых ответов учащихся, отражающих этапы формирования системы предметных знаний, важнейших технических навыков (чтения, письма, вычислений и т.д.).
Результаты самоанализа учащихся, отражающие меру осознанности каждым ребенком особенностей развития его собственного процесса обучения. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции; на ключевых этапах становления важнейших предметных способов учебных действий, а также с целью самооценки своего поведения.
Все – или наиболее значимые – промежуточные результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и хранится в определенной системе, т.е. входить в портфолио ребенка, рабочем журнале учителя. Учитель должен иметь возможность по первому требованию предъявить эти результаты любому заинтересованному лицу, обладающему соответствующими полномочиями запрашивать данную информацию, равно как и иметь возможность обосновать правомерность и правильность выставленной итоговой оценки.
Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление – как в целом, так и по отдельным аспектам, – об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.
Следует помнить, что накопленная оценка, организованная в виде портфолио учащегося, является лишь частью итоговой оценки. Не следует завышать «удельный вес» портфолио при выставлении итоговой оценки, которая складывается из баллов за две контрольные работы и комплексную работу, балла за портфолио.
Используемая литература
Иванов А.И. «Портфолио в начальной школе» / М.: Просвещение,2011.
Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С. и др. «Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» / 3-е изд., стереотипное – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2009. – 272 с.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. (Стандарты второго поколения)
Прутченко А., Новикова Т., Пинская М. Портфолио: типичные ошибки и затруднения// Народное образование. – 2005. - №2. – с.71-80.
Технология достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир»/ Руководители проекта: Логинова О.Б., Фирсов В.В., Леонтьева М.Р. Специализированный сайт
Приложения
Приложение 1
Примерные рекомендации
для отбора материалов в итоговое портфолио
(для ученика)
Выбери для портфолио работы, которые, по твоему мнению, лучше всего показывают, чему ты научился в течение года:
стартовую диагностическую работу, работу середины года, итоговую работу;
две – три проверочные, контрольные работы, сочинения, изложения, которыми ты гордишься (по каждому предмету отдельно или всего две – три определяют учитель и ученик);
три работы с твоей точки зрения лучшие за учебный год;
2 – 3 творческие работы (фото поделок, рисунки и т.д.), наиболее ярко демонстрирующие успех за учебный год;
2 – 3 работы, которыми ты гордишься, которые ты хочешь показать товарищам, родителям.
Приложение 2
Примерные критерии оценки портфолио
Организация портфолио;
Факторы, отражающие понимание учебных предметов (расширение рамок урока: исследовательские работы, проекты, рефераты и т.д.);
Результативность деятельности и индивидуальный прогресс;
Систематичность и регулярность ведения портфолио;
Аккуратность, эстетичность оформления;
Наличие материалов рефлексии и самооценки.
По каждому критерию выставляется от 0 до 2 баллов
Приложение 3
Примерные критерии оценки презентации портфолио
Отражение собственной позиции ученика (самооценка);
Логика рассуждения и культура речи;
Оригинальность;
Убедительность;
Соблюдение регламента.
По каждому критерию выставляется от 0 до 2 баллов
План презентации портфолио
Меня зовут …
Мой портфолио содержит разделы (страницы)…
В начале года я поставил цели….
Описание процесса достижения целей: изучил свои возможности, принял участие в …, особо значимые достижения, работы.
Результат: достигнут или нет, что помогло, что помешало, что осталось нерешенным.
В следующем учебном году я …
Приложение 4
Памятка для учащихся
«Как составить комментарий к портфолио»
Тщательно отбери материал в портфолио в соответствии с рекомендациями.
Помни, что описанию подлежит каждый отобранный материал.
Что было сделано в течение года для достижения намеченных целей.
Подумай над тем, что получилось, что вызвало трудности.
Была ли работа над портфолио полезна для твоего дальнейшего развития?
Над чем следует поработать в следующем учебном году.
Комментарий составь в форме письма или обращения к читателю.
Приложение 5
Автобиография
Я (фамилия, имя______________________________________________________________
Родился (родилась) ___________________________________________________________
Класс _______________________________________________________________________
Родители ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дошкольное детство
Ходил(а) ли в детский сад _______________________________________________________
Любимые игрушки ____________________________________________________________
Детские мечты, желания _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Школьная жизнь
Первое впечатление о школе ___________________________________________________
Мой любимый учебный предмет _______________________________________________
Мои успехи по этому учебным предметам ________________________________________
Что мне нравится в школе _____________________________________________________
Если была возможность выбора, что бы я хотел(а) изучать в школе ____________________________________________________________________________
Лучше всего я умею __________________________________________________________
Умею не очень хорошо ________________________________________________________
Хочу научиться _______________________________________________________________
Для этого мне нужно ___________________________________________________________
Дата ____________ Подпись __________________
Приложение 6
Памятка для учителя
«Как написать рецензию на портфолио»
Каким было Ваше первое впечатление от портфолио?
Что удивило Вас в комментарии ученика?
Что вызвало у Вас чувство гордости?
Чем Вы можете помочь ученику в дальнейшем?
Насколько аккуратно и логично организован материал портфолио?
Как часто ученик консультировался с Вами?
Насколько ученик самостоятельно создал свой портфолио?
Какие дополнительные материалы, технологии ученик использовал при оформлении портфолио?
Приложение 7
Примерное содержание рецензии классного руководителя (педагога, родителя) на портфолио
Рецензия (лат. — оценка) — это отзыв, критическая оценка творческой работы (устной и письменной; художественной, научной и публицистической; концерта, спектакля и т.д.).
Рецензия предполагает не только рассказ о чувствах и впечатлениях рецензента, но и серьезный анализ с самостоятельными обобщениями и выводами (оценкой).
1. Вступительная часть.
Общее впечатление от портфолио (удовлетворило ваши ожидания или нет; что особенно интересно, а что огорчает и т.п.). Замечания о существе изучаемого предмета.
2. Главная часть.
Каковы цели автора портфолио, их реалистичность, соответствует ли содержание портфолио поставленным целям. Достаточно ли цель реализована.
Краткое описание достижений, представленных в разделах портфолио, их вклад в достижение поставленных целей.
Присутствует ли самооценка результатов, насколько она адекватна, есть ли самоанализ.
Какие факты оказались упущенными при самоанализе, какие направления недостаточно реализованы.
Как проявляется творчество автора, какие черты характера находят отражение в портфолио: аккуратность, дисциплинированность, критичность и т.д.
Как выражено отношения самого учащегося к содержанию П.
Внешнее оформление работы.3. Заключительная часть.Обобщение сказанного; выводы; оценка.
Каждое выражение одобрения, сомнения или порицания должно быть строго аргументировано.Следует обратить внимание и на стиль отзыва-рецензии. Используйте в нем:
- оценочные высказывания: «заслуживает внимания»; «интересна система доказательств»; «правильно утверждение» и др.;
- сравнительные конструкции: «как и»; «но в отличие»; «не так, как»; «в сравнении с» и др.;
- полемические конструкции: «да, это верно, но, однако»; «можно бы согласиться, если бы» и др.;
- экспрессивные обороты со значением субъективной оценки: «мне кажется»; «я убежден»; «понимаю, что», «не уверен в» и др.
- риторические вопросы, восклицания;
- глаголы и глагольные сочетания со значением отношения к автору сочинения: «думает»; «понимает»; «внимательно отнесся»; «иронизирует»; «не скрывает симпатий» и др.
Приложение 8
Отзыв об учебных достижениях ученика
1. Вступительная часть
Общее впечатление об ученике, качествах его характера, темперамента, волевой сферы, жизненной позиции.
2. Главная часть
Описание (краткое) достижений в учебной деятельности, их оценка: соответствуют ли результаты возможностям ученика, насколько целенаправленны были его действия, благодаря чему удалось достичь или из-за чего не получилось добиться значительных результатов.
Точки роста, перспективы.
Проявление творческих способностей, описание участия в жизни класса, школы, результативность. Последствия активности (пассивности): мотивация, отношения с одноклассниками, изменение самооценки, другое. Перспективы, оценка реальных возможностей.
3. Заключительная часть
Обобщение сказанного; выводы; оценка.
1 Материалы, рекомендуемые для внесение в «Портфолио работ», подробно представлены в книге «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой (серия «Стандарты второго поколения»).
2 :80/profil.aspx?cat_no=692&d_no=86828 – портфолио, разработанное Ивановой Е.Г.
http://www.solnet.ee/parents/p1_61_3.html - материалы, представленные на портале «Солнышко»
http://www.it- n.ru/Board.aspx?cat_no=71684&Tmpl=Themes&BoardId=71687 – материалы портфолио, представленные в Сети творческих учителей
3 Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. (Стандарты второго поколения)