Пояснительная записка к программе по истории для 11 класса (базовый уровень)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «Гимназия №8»
«Рассмотрено»
на заседании кафедры
протокол № ________
от «____»_____20___ г.
Зав. МК/МО_________
«Согласовано»
заместитель директора по УВР/ УМР
_________________
«___»_____20__ г. «Утверждаю»
Директор МБОУ
«Гимназия №8» Н.С.Сазонова
_________________
«___»____20____ г.
Рабочая программа по учебному предмету/курсу
история
(наименование предмета/курса)
для 11 а, в классов
(среднего общего образования)
(базовый уровень)
Составитель: Стрельцова Т.П.
Квалификационная категория: высшая
Сроки реализации программы:
01.09. 2014г. – 31.05. 2015г.
г. Рубцовск, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по истории, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089, согласно приказу Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», Положения о рабочей программе по учебному курсу и учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 8» и годового календарного графика на 2014 – 2015 учебный год, на основе учебной программы по истории для учащихся 11 класса (базовый уровень), которая составлена на основе авторских программ «Всеобщая история. Конец XIX-начало XXI века» 11 класс (базовый уровень) Н.В. Загладина, Х.Т. Загладиной; «История России XX - начала XXI века» для 11 класса (базовый уровень) Козленко С.И., Загладина Н.В., Минакова С.Т., Петрова Ю.А., вошедших в сборник программ министерства образования РФ. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся школы, способствует реализации единой концепции исторического образования.
Цель изучения предмета: сформировать у учащихся целостную историческую картину мира в новейший период, выделив закономерности развития стран и народов, их культурно-исторические и политические особенности, дать учащимся целостное интегрированное представление об отечественной истории, выработать у них способность самостоятельно анализировать особенности исторического развития и современной ситуации, сформировать у учащихся гражданскую позицию. Особое внимание уделяется месту и роли России в мировых исторических и политических процессах, но при этом учитывается специфика отдельного курса отечественной истории.
Задачи изучения предмета:
дать комплекс знаний об истоках, развитии, специфике отдельных периодов мировых цивилизации, их роли в становлении и развитии современного мира;
помочь учащимся выработать историческое мышление;
освоить гуманитарную культуру, научить быть открытыми опыту других народов, цивилизаций.
Общая характеристика учебного предмета
Курс истории (11 класс) на базовом уровне способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта обучающихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия, обеспечивает возможность критического восприятия обучающимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.
Изучение истории на базовом уровне основывается на проблемно-хронологическом, концептуальном подходах и принципах системного и исторического анализа. Деятельностный подход к обучению предполагает, что учащиеся будут выражать свои взгляды, убеждения, идеи в творческих работах. В процессе изучения курса важно опираться на исторический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками исторической информации. В методическом отношении значительно возрастает роль занятий практического плана, организации с источниками разных типов, проектной деятельности. Знания и практические умения, приобретаемые учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.
Место предмета «История» в учебном плане
В соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по истории, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089, на изучение курса по предлагаемой программе отводится 70 часов (2 часа в неделю), из них на изучение всеобщей истории отводится 15 часов (в том числе 9 часов интегрированного изучения ряда тем в истории России и всемирной истории), истории России XX-XXI вв. - 55 часов. Данная программа составлена в соответствии с этим распределением учебного времени. В программу включены часы на промежуточный и итоговый контроль. Авторская программа не изменена.
Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков
С учетом уровневой специфики преподавания и индивидуальных учебных возможностей учащихся выстроена система учебных занятий. В преподавании предмета в 11А и 11В классах планируется использовать преимущественно следующие педагогические технологии на основе развивающего обучения:
технологию критического мышления;
технологию проблемного обучения;
технологию развивающего обучения;
технологию индивидуализации обучения;
проектно-исследовательскую технологию;
технологию полного усвоения знаний учащимися, опирающаяся на систематическое использование алгоритм-конспектов (блоков) для каждой темы курса истории.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности и самостоятельной учебной работе, учету индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности важно уделить особое внимание способности учащихся 11А и 11В классов самостоятельно организовать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения. В этом классе возможно увеличение объема домашнего задания за счет самостоятельного изучения ряда вопросов учебных тем курса. Домашнее задание может изменяться в зависимости от степени усвоения материала, темпа работы обучающихся на уроке. Домашнее задание предполагает не только выполнение тренировочных заданий, но и другие формы: домашние творческие работы в виде сообщений, презентаций, выполнение проблемных и практических заданий.
Контрольно-оценочная деятельность
Рабочая программа предусматривает систему контроля. Текущий контроль осуществляется на каждом уроке во время учебных занятий, повторительно-обобщающих уроках. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется на основе Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся средней ступени образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия №8» (Приложение 2).
В течение учебного года возможны корректировки рабочей программы, связанные с объективными причинами.
Планируемые образовательные результаты – использование приобретенных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, осуществление самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации, определения личной гражданской позиции, качественный показатель ЕГЭ.
Содержание курса
Всеобщая история
Базовый уровень
(15 часов)
Тема 1. Второй технологический переворот и становление индустриального производства
Причины ускорения научно-технического развития. Овладение производством электроэнергии. Появление монополий и их типы. Слияние банковского капитала с промышленным.
Тема 2. Модернизация в странах Европы, США и Японии
Модернизационные процессы в странах Европы, США, Японии. Страны первого эшелона модернизации и особенности их развития. Предпосылки ускоренной модернизации России, Германии, Италии, Австро-Венгрии и Японии. Итоги модернизации: изменение удельного веса индустриальных стран в мировой экономике.
Тема 3. Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Антиколониальные движения в государствах Востока .Индийский национальный конгресс. Революция в Китае. Младотурецкая революция. Формирование предпосылок модернизации в колониальных и зависимых странах Азии. Революция 1910-1917 годов в Мексике. Тема 4. Державное соперничество и Первая мировая война.
Причины и характер войны в Европе. Кампания 1914 года. Превращение войны в мировую. Боевые действия в 1915-1916 годах. Революция 1917 г. в России. Капитуляция Германии и её союзников.
Тема 5. Реформы и революции в общественном развитии после Первой мировой войны
Обострение противоречий между ревизионистскими и революционными фракциями социал-демократии. Создание Коминтерна. Углубление конфликта между коммунистами и социал-демократами в 1920-е – начале 1930-х годов.
Тема 6. Эволюция либеральной демократии
Демократизация общественно-политической жизни и рост активности гражданского общества в странах Запада. "Новый курс" Рузвельта в США. Кейнсинианство- теория социально ориентированного либерализма. Развитие консервативной идеологии 20 века.
Тема 7. Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм как феномен XX века. Идеология фашистских партий. Установление фашистского режима в Италии. Приход к власти Гитлера в Германии. Тоталитарная диктатура и её признаки. Полемика вокруг концепции тоталитаризма в современной науке.
Тема 8. Проблемы войны и мира в 1920-е гг. Милитаризм и пацифизм.
Мирный план В. Вильсона и учреждение Лиги Наций. Создание Версальско-Вашингтонской системы. Советский Союз и Коминтерн на международной арене.
Тема 9. Международные отношения в 1930-е годы.
Очаги военной опасности в Азии и Европе. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение и советско-германский пакт о ненападении.
Тема 10. Вторая мировая война и Великая Отечественная война
Начальный этап Второй мировой войны. Разгром Польши. Советско- финская война. Поражение Франции. Нападение Германии на СССР. Создание антигитлеровской коалиции. Нападение Японии на США. Перелом в ходе войны. Открытие второго фронта. Освобождение Восточной Европы. Разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии. Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции.
Раздел 2. Мировое развитие во второй половине XX – начале XXI века (14 часов)
Тема 11. Ускорение научно-технического прогресса и становление глобального информационного общества
Возникновение современных ТНК и ТНБ и их роль в мировой экономике. Социально-экономические последствия глобализации. Региональная интеграция.
Тема 12. Начало "холодной войны" и становление двухполюсного мира.
Причины и предпосылки холодной войны. "План Маршалла". Первые конфликты. Берлинский кризис 1948 г.
Тема 13. От разрядки к завершению "холодной войны".
Договоры и соглашения, уменьшившие риск Ядерной войны. "Новое политическое мышление" и завершение "холодной войны".
Тема 14. Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия
Становление смешанной экономики в конце 1940-х-1950-х годах. Методы осуществления социальной политики.
Тема 15. Страны Запада на рубеже XX – XXI веков
Идеология современной социал-демократии. Старые и новые массовые движения в странах Запада.
Тема 16. Интеграция в Западной Европе и Северной Америке.
Учреждение ЕЭС и его структура. Достижения и противоречия европейской интеграции. Интеграция в Северной Америке.
Тема 17. Восточная Европа во второй половине XX века
Переход стран Восточной Европы в зону влияния СССР. Кризисы в странах Восточной Европы. Перестройка в СССР и перемены в Восточной Европе. Кризис в Югославии.
Тема 18. Государства СНГ в мировом сообществе
Образование СНГ. Особенности развития стран СНГ. Характер и причины Цветных революций.
Тема 19. Китай и китайская модель развития
КНР после завершения гражданской войны. Перемены в советско-китайских отношениях. Внутренняя и внешняя политика КНР. Реформы. Современный Китай. Тема 20. Япония и новые индустриальные страны
Япония после Второй мировой войны. Японское "экономическое чудо" "Второй эшелон" НИС и их проблемы.
Тема 21. Развивающиеся страны Азии и Африки
Особенности послевоенного развития Индии. Исламские страны: общее и особенное. Страны Центральной и Южной Африки: обострение проблем развития.
Тема 22. Латинская Америка во второй половине XX – начале XXI века.
Модернизационная политика в Латинской Америке и ее итоги. «Экономическое чудо» в Бразилии. Интеграционные процессы в Латинской Америке.
Тема 23. Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий
Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления. Формирование новой системы международных отношений. Международные организации и их роль в современном мире. Политика глобального лидерства США и ее последствия. Роль РФ в современном мире.
Итоговое повторение и обобщение.
История России. XX – начало XXI века
Раздел 1. Российская империя накануне Первой мировой войны (7 ч)
Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства и частного капитала в экономической жизни страны. Отечественный и зарубежный капитал в России. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Дискуссия о месте России в мировой экономике начала ХХ в.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России в начале XX в. Консервативные, либерально-демократические, социалистические, национальные движения. Революционное движение: состав, цели, методы борьбы. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма. I и II Государственные Думы: состав, деятельность. Третьеиюньская монархия. Борьба властей с оппозицией и революционным движением.
Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.
Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. «Серебряный век» русской поэзии. Критический реализм. Русский авангард. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса. Элитарная и народная культура.
Раздел 2. Россия в годы революций и гражданской войны (7 ч)
Революция 1917 г. Причины падения самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Ликвидация сословного строя. Внутренняя политика Временного правительства. Кризисы власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.
Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Большевизация Советов. Провозглашение и утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Отделение церкви от государства и восстановление патриаршества. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Борьба в партии большевиков и Советском правительстве по вопросу о путях выхода из мировой войны. Брестский мир и его итоги. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Установление однопартийной системы в России.
Гражданская война и интервенция: этапы, участники. Дискуссия о причинах, характере и хронологических рамках гражданской войны. Цели и идеология противоборствующих сторон. «Зеленое» движение. Политика «военного коммунизма». Белый и красный террор. Итоги гражданской войны. Причины поражения белого движения. Создание Коминтерна. Война с Польшей и провал курса на мировую революцию.
Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Кронштадтский мятеж. Переход к новой экономической политике.
Раздел 3. Советское государство и общество в 1920-1930-е гг. (11 ч)
Причины и предпосылки объединения советских республик. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Образование СССР. Основные направления и принципы национальной политики советской власти.
Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Борьба за власть в правящей партии. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Денежная реформа. Роль государства в экономике периода НЭПа. Новая экономическая политика в оценках историков и современников. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития. Переход к плановой экономике. Индустриализация, ее источники и результаты. Создание новых отраслей промышленности. Складывание индустриальной базы на востоке страны. Создание военно-промышленного комплекса. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации.
Централизованная (командная) система управления страной. Мобилизационный характер советской экономики. Дискуссии о советском типе государственности. Партийный аппарат и номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии, их мотивы, направленность и последствия. Создание системы исправительно-трудовых лагерей. Итоги социально-экономического и политического развития СССР в 1920-1930-х гг. Конституция 1936 г.
Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Литературно-художественные группировки 1920-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Советская интеллигенция. Пропагандистская направленность официальной советской культуры. «Краткий курс истории ВКП(б)». Задачи и итоги «культурной революции». Ликвидация неграмотности, создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Повседневная жизнь советских людей.
Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.
Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Деятельность Коминтерна. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. СССР и Лига наций. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-Гол. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Дискуссия об их характере в исторической науке. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.
Раздел 4. Великая Отечественная война 1941-1945гг. (5 ч)
Причины Великой Отечественной войны. Подготовка СССР к войне. Состояние Красной Армии накануне войны.
Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.
Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.
СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.
Раздел 5. Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. 1945-1964 гг. (7 ч)
Социально-экономическое положение СССР после войны. Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война, споры о ее причинах и характере. Гонка вооружений и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.
Политическая жизнь страны в 1950-х гг. Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. Поиск путей реформирования страны. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления, причины их неудач. Политика Н.С. Хрущева в оценках историков.
Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Военно-политические союзы. Формирование мировой социалистической системы. Характер взаимоотношений СССР с социалистическими странами. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.
Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Борьба с инакомыслием в начале 1960-х гг. Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.
Раздел 6. СССР в годы «коллективного руководства» (5 ч)
Экономические реформы середины 1960-х гг., причины их неудач. Замедление темпов экономического роста. Снижение темпов научно-технического прогресса и возникновение зависимости от импорта продовольствия. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики», усиление коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития.
Социальная структура советского общества. Межнациональные отношения в СССР. Нарастание социальной элитарности и массовых нигилистических настроений в условиях господства партийно-государственной системы. Концепция развитого социализма. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция 1977 г. Международные обязательства СССР по соблюдению прав человека. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг., оценка их в исторической литературе.
СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.
Советская культура середины 1960-х – начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Самиздат. Роль науки в развертывании научно-технической революции. Достижения и противоречия в развитии советской системы образования во второй половине ХХ в. Успехи в области спорта.
Раздел 7. Перестройка и распад Советского общества (5 ч)
Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Обновление высшего звена правящей элиты. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.
Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Дискуссии о переосмысление прошлого, реабилитация жертв политических репрессий. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Распад системы централизованного управления. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Нарастание кризиса коммунистической идеологии и политики.
Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Принятие Декларации о государственном суверенитете России 12 июня 1990 г. Подготовка нового союзного договора. Августовские события 1991 г., споры об их характере и последствиях.
«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Поиск путей завершения «холодной войны». Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Роль СССР в объединении Германии. Кризис во взаимоотношениях СССР и его союзников. Распад мировой социалистической системы и его влияние на внешнеполитическое положение СССР. Дискуссия о результатах внешней политики СССР в годы «перестройки».
Раздел 8. Россия на рубеже XX-XXI вв. (8 ч)
Кризис власти: последствия неудач политики «перестройки». «Парад суверенитетов». Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР. Становление новой российской государственности. Причины и последствия политического кризиса сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Усиление роли президентской власти в политической системе страны.
Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Молодежные движения. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.
Переход к рыночной экономике. «Шоковая терапия». Трудности и противоречия экономического развития 1990-х гг.: реформы и их последствия. Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Укрепление правовой базы реформ. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.
Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых и европейских интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Партнерство России и Европейского Союза. Россия и вызовы глобализации. Проблемы борьбы с международным терроризмом. Россия и НАТО.
Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Процесс духовного переосмысления прошлого. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Россия в условиях становления информационного общества. Особенности современного развития художественного творчества. Постмодернизм в мировой и отечественной культуре. Наука и образование в России в начале XXI века.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX - начало XXI века; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX - начале XXI века; изученные виды исторических источников.
Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России XX - начало XXI в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач
Формы оценки и контроля знаний: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, выступления на семинарах и конференциях, реферативные работы и сообщения учащихся, презентации по теме.
В результате изучения истории выпускник должен
знать/понимать
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной.
Методическая литература для учителя:
Боханов А.Н. Самодержавие. Идеи царской власти. – М.: Русское слово, 2004
Кириллов В.В. История России 1800-2002 гг.: поурочные методические разработки. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.
Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. – М.: Наука, 1997
Горинов М.И., Данилов А.А., Дмитриенко В.П. История России. Ч. 1-3. - М., 1994.
История России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие для абитуриентов /Под ред. А.И. Нарежного. Ростов-на-Дону, 1999.
Ключевский В.О. Сочинения. Т. 1 – 9. – М., 1990.
Кочетов Н.С. История России с древнейших времен до 2001 года. Ч. 1-2. – Волгоград: Учитель, 2000.
Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История. – Волгоград: Учитель, 2001.
Кочетов Н.С. Предметные недели в школе. История. – Волгоград: Учитель, 2001.
Преображенский А.А. Историческая география России XII – начала XX в. – М., 1975.
Русская история. Ч. 1. От Рюрика до Николая II. – СПб.: Нестор, 1996.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 1 – 15. М., 1975.
Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова. – М., 1991.
Учебники дореволюционной России по истории. Беллярминов П. Элементарный курс всеобщей и русской истории; Д.Иловайский. Краткие очерки русской истории.
Филиппов А.В. Новейшая история России, 1945-2006 гг. – М.: Просвещение, 2007.
Учебно-методический комплект для обучающегося:
Большой энциклопедический словарь: В 2 т./ Гл. ред.А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1991.
Валькова В.Г. Правители России. – М.: Айрис-Пресс, 1999.
Всемирная история: в 24 т. Т. 18 – 24. – М.: АСТ, 1997.
Документы и материалы к учебнику по отечественной истории. 11 класс. Сборник. – М., 1992.
Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец 19- начало 21 века. 11 класс. ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.
Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 1990.
Козленко С.И., Загладина Н.В., Минакова С.Т., Петрова Ю.А. История России XX - начала XXI века. 11 класс. – М.: Русское слово, 2010.
Трехсотлетие 1613-1913 Дома Романовых: Исторические очерки с 124 иллюстрациями. – М.: Современник, 1991.
Интернет-ресурсы.
files.school-collection.edu.ru
Биография.Ру – Биографии исторических личностей
http://www.biografia.ruГерои страны: Патриотический интернет – проект
http://www.warheroes.ruИсторический факультет Московского государственного университета
http://hist.msu.ru/Historic.Ru: Всемирная история
http://www.historic.ruhttp://www.withhistory.com/Всемирная история в лицах
http://rulers.narod.ruВсеобщая история искусств
http://artyx.ru/ХРОНОС – Всемирная история в Интернете
http://www.hrono.ruИстория государства Российского в документах и фактах
http://historyru.com/История России с древнейших времен до наших дней
http://rushistory.stsland.ruРодина: Российский исторический иллюстрированный журнал
http://www.istrodina.comГазета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
http://his.1september.ruПреподавание истории в школе
http://www.pish.ru/ Материально-техническое обеспечение
Проектор
Компьютер
Документ-камера
Мобильный класс
Карты на электронных и бумажных носителях
Тематическое планирование
№ п/п Тема Авторская программа Рабочая программа Сроки изучения материала
1 Мир в индустриальную эпоху: конец XIX - середина XX века 10 6 сентябрь
2 Мировое развитие во второй половине XX -начале XXI века 14 9 сентябрь, октябрь
3 Российская империя накануне Первой мировой войны истории. 7 7 октябрь, ноябрь
4 Россия в годы революции и Гражданской войны 7 7 декабрь
5 Советское государство и общество в 1920-1930гг. Советская Россия в 1920-е гг. 11 11 декабрь, январь, февраль
6 Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 5 5 февраль
7 Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. 1945-1964гг. 7 7 февраль, март
8 СССР в годы «коллективного руководства» 5 5 март, апрель
9 Перестройка и распад советского общества 5 5 апрель
10 Россия на рубеже 20-21 веков 8 8 апрель, май
Итого: 79 70