Презентация к уроку Морфология. Обобщение по теме Части речи 
 Самостоятельные части речи  Служебные части речи Междометия                    Изменяемые  Неизменяемые  Союз  Имя существитель-ное  Глагол  Наречие  Имя прилагательное Предлог  Имя числительное  Частица  Местоимение  1 группаЗадание: опровергните  выдвинутую гипотезу, что выделенные слова являются одной частью речи. Для доказательства используйте сведения о грамматическом значении, морфологических признаках и синтаксической роли частей речи. Красив, чудесен русский лес зимою! Ели, засыпанные снегом, надели дорогие теплые шубы. Лежащие под деревьями сугробы глубокие и чистые. Всюду сверкающий на солнце белый снег.                                                                                                    ( По И.Соколову-Микитову) 
 2 группа Задание: а) опровергните  выдвинутую гипотезу, что выделенные слова являются одной частью речи (для доказательства используйте сведения о грамматическом значении, морфологических признаках и синтаксической роли частей речи), объясните правильный выбор написания н-нн. Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит –И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдова(н,нн),—Не мертвец и не живой –Сном волшебным очарова(н,нн),Весь опута(н,нн), весь окова(н,нн)Лёгкой цепью пуховой...                            (Ф.И.Тютчев) 3 группа Задание: а) опровергните  выдвинутую гипотезу, что выделенные слова имеют одинаковые морфологические признаки (для доказательства используйте сведения о грамматическом значении, морфологических признаках и синтаксической роли частей речи), б) докажите, что слова нагая и настигая не являются одной частью речи.     В феврале далеко до весны,     ибо там, у него на пределе,     бродит поле такой белизны,     что темнеет в глазах у метели.     И дрожат от ударов дома,     и трепещут, как роща нагая,     над которой бушует весна,     белизной седину настигая.             15 февраля 1964                         (И.Бродский) Задание: определите, какой частью речи являются выделенные слова, докажите свою точку зрения.На улице было так холодно, что яркие обёртки мороженого не прельщали мальчиков. Глядя на чудесный утренний рассвет, понимаешь: природа нам даёт возможность прикоснуться к прекрасному.Мои сегодня пригласили на дегустацию варенья.Один в поле не воин (пословица). СУБСТАНТИВАЦИЯ, -и; ж. Лингв.Переход в разряд существительных из другой части речи вследствие приобретённой способности непосредственно указывать на предмет (а не только на его признак). С. порядковых числительных. С. прилагательных.(Источник: Большой толковый словарь). Например: портной, мостовая, горничная, приданое и т.д.. *Приобретают ли прилагательные, субстантивируясь, грамматические категории существительных: самостоятельные род, число, падеж?*Могут ли субстантивированные прилагательные иметь при себе определения?*Сохраняют ли они склонение прилагательных или начинают склоняться как существительные?*Могут ли сочетаться с целыми и собирательными числительными?*Какие синтаксические функции имеют субстантивированные прилагательные?      Ответ подтвердите примерами. Её услыш…шь в голос… синицы.Ворон… грай уже твердит о ней,Она в метел.. уходящ..й мнитсяИ в том, что дни становятся длинней,И в глянцевит… почках на каштан...В сугробах ржав.. ., в ручейках жив…,Что чист… серебром блестят в туман.., Как будто грязь и не касал…сь их.Она и в капл... звонк..., словно льдинка,Что птица с ветк… нехотя стряхнёт.Она в подснежн… зелен… барвинка,В сережках на берёз.. у ворот.Она и в кузн.., где нетерпеливоВперегонки играют молотки, И в тальник…, чьи ветви прихотливоПереплелись, краснея у реки.Она и в песн.., что молчать не в силах,В дорог.., что сейчас душе близка.Она в очах, как вишни, влажн…, мил…,Блеснувш… из-под бел… платка. Её услышИшь в голосЕ синицы.ВоронИЙ грай уже твердит о ней,Она в метелИ  уходящЕй мнитсяИ в том, что дни становятся длинней,И в глянцевитЫХ почках на каштанЕВ сугробах ржавЫХ, в ручейках живЫХ,Что чистЫМ серебром блестят в туманЕ,Как будто грязь и не касалАсь их.Она и в каплЕ  звонкОЙ, словно льдинка,Что птица с веткИ нехотя стряхнёт. Она в подснежнОЙ  зеленИ барвинка,В сережках на берёзЕ у ворот.Она и в кузнЕ, где нетерпеливоВперегонки играют молотки,И в тальникЕ, чьи ветви прихотливоПереплелись, краснея у реки.Она и в песнЕ, что молчать не в силах,В дорогЕ, что сейчас душе близка.Она в очах, как вишни, влажнЫХ, милЫХ,БлеснувшИХ из-под белОГО платка. Приметы весны Домашнее задание: повторить правописание окончаний существительных, глаголов; н-нн в разных частях речи