Программа по русскому языку для 9 класса под редакцией С.И.Львовой
Пояснительная записка.
Рабочая программав 9 классе составлена на основе Примерной программы по русскому языку 5-9 классы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009.
Реализация программы обеспечена учебником: Русский язык. 9 класс. В 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2015/.
В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программами начального общего образования.
Цели курса.
В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.Общая характеристика программы по русскому языку.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного и деятельностно-системного подходов в обучении русскому языку.
Программа нацелена на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, культуроведческой, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Программа русского языка для 9 класса направлена на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации системно-деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Обучение на основе системно-деятельностного похода предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речеосмыслительных способностей школьников. Данный подход включает две составляющие процесса обучения: знаниевую и деятельностную. Программа включает в себя несколько блоков: первый описывает лингвистические понятия, обозначающие языковые и речевые явления и особенности их функционирования; во втором перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Программа реализует:
– идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;
– идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы;
– культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.
Яркой особенностью программы является её нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей, аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуется информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать тип чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т.п.
Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции определили и характер предъявления грамматического материала. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции. Эта установка в первую очередь требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления. Знакомство с разными типами языковых значений приводит школьников к убеждению, что определенным смыслом обладает не только слово, семантическое наполнение которого хорошо «просматривается», например, в толковом словаре, но и другие единицы языка.
Свободное и умелое использование средств родного языка в речевом общении требует от человека не только хорошего внимания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.
Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Отличительная особенность данного курса – внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове. Такую работу помогает организовать учебный этимологический словарь, с которым школьники начинают работать с первых уроков в 5-м классе.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению0 и выражается и в том, что в разделе программы «Употребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой деятельности.содержатся формулировки, которые дают возможность учителю несколько варьировать конкретные цели изучения той или иной темы, приближая их к реальному учебному процессу.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.
Как известно, способность добиваться успеха в процессе коммуникации является той характеристикой человека, которая во многом определяет достижения выпускника школы практически во всех областях жизни. Родной язык не только влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, но и вооружает ученика основным средством общения и обучения, что в дальнейшем будет способствовать успешному овладению профессией.
Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса по каждому классу, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, предназначенных для каждодневной работы на уроках; в рабочих тетрадях и дневниках, формирующих навыки организации и проведения самостоятельной работы в домашних условиях, навыки самопроверки и самооценки; в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.
Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с разными видами лингвистических словарей, вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии.
Цели и задачи изучения русского языка в школе на ступени основного общего образованияформулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.
Основной целью курса является формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций учащихся.
Задачи курса:
−способствовать освоению учащимися базовых понятий лингвистики, знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
−развивать общеучебные умения и универсальные действия: умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, формулировать цель деятельности, планировать, анализировать и при необходимости изменять её и др.;
−совершенствовать речемыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
−развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, необходимые для успешной самореализации личности;
−воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
−воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в объеме 68 часов, 2 часа в неделю.
Виды и формы контроля в 9 классе следующие:
* тест;
*диктант (объяснительный, предупредительный, графический, с языковым анализом текста, с грамматическим заданием);
* проверочная работа с выборочным ответом;
* комплексный анализ текста;
* подробное и сжатое изложение;
* сочинение на лингвистическую тему с приведением аргументов из текста
Сочинение на морально-этическую тему:
публичное выступление по общественно-важным проблемам;
устное высказывание на лингвистическую тему.
Отдельные часы выделены на анализ ошибок, допускаемых обучающимися при написании обучающих и контрольных работ (систематизация и обобщение материала на основе диктантов, сочинений, изложений, контрольных работ), а также на повторение изученного материала.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-коммуникация, урок-лекция, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
-выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
-самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
-виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (тезисы, составление плана);
-составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ, написание рецензий, аннотаций);
-наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; - написание сочинений; письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
-лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
-комплексный анализ текста;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
продолжение текста;
редактирование;
конспектирование;
-участие в диалогах различных видов;
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);
-создание собственных письменных текстов;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.
На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.
Примерная программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах. Сам учебник (Русский язык. 9 класс. В 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2015) является продолжением непрерывного учебного курса русского языка. Имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения учащийся получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку:
Речевая деятельность.
Аудирование. Фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа; формулировать вопросы по содержанию текста; замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка.
Чтение. Понимать коммуникативную цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; составлять конспект прочитанного текста; оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста.
Говорение. Создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка (Причастие — это особая форма глагола или самостоятельная часть речи?).
Письмо. Владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания; писать изложения по публицистическим, художественным
текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст изложения элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования); писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи); совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки.Текстоведение. Проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений, строение текста, языковые и речевые средства, характерные для данного текста).
Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование. Владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей; верно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология. Распознавать части речи и их формы в трудных случаях; правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; определять синтаксическую роль слов разных частей речи; опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа.
Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание слов с труднопроверяемыми орфограммами. Пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов. Проводить орфографический анализ текста.
Синтаксис и пунктуация. Различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно читать предложения изученных видов; составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам; уместно пользоваться синтаксическими синонимами; правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения; устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения; строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; проводить пунктуационный анализ текста; аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.Содержание рабочей программы
Русский литературный язык (4часа)
Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие.
Понятие о литературном языке. Нормированность (наличие норм) - основная отличительная особенность русского литературного языка.
Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные.
Виды лингвистических словарей (обобщение).
Культура речи как раздел лингвистики (обобщение). Основные задачи раздела. Культура речи и культура поведения человека.
*Понятие экологии языка.
Употребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой деятельности
Рациональные приёмы работы со словарями в поисках необходимой информации о значении, произношении, написании, морфемном строении слов, этимологии и стилистическом употреблении в речи.
Основные виды ошибок в устной и письменной речи:
В содержании и построении речевого высказывания;
В соблюдении речевых (лексических, стилистических), грамматических норм;
В соблюдении правописных (в письменной речи) и орфоэпических и пунктуационных норм (в устной речи);
В использовании невербальных средств в устном общении.
Анализ и оценка своей и чужой речи с точки зрения соблюдения в ней основных норм русского литературного языка.
Повторение изученного в 5 – 8 кл. (8часов)
контрольный диктант «Повторение изученного в5- 8-м классах» – 1 (количество).
Основные единицы языка: звук (*фонемы), морфема, слово, словосочетание, предложение. Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложения. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Вопрос о тексте как единице языка и речи.
Употребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой деятельности
Фонетический, орфоэпический, морфемно-словообразовательный, лексический, морфологический и орфографический анализ слов.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений изученных конструкций.
Правописание морфем, а также причастий, деепричастий. Элементарный этимологический комментарий к исконно русским и заимствованным словам на основе учебного этимологического словарика.
Текстоведение(7 часов)
из них:
контрольное изложение – 2 (количество)
Текст и его признаки (обобщение). Основные требования к содержанию текста: соответствие его теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения, правильность выделения абзацeв, достоверность фактического материала и др.
Основные средства связи предложений в тексте: лексические связи предложений в тексте (лексический повтор, синонимы, антонимы и др.), морфологические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия и др.), синтаксические (вводные слова, синтаксический параллелизм, порядок слов и др.), комбинированные.*Анафора как риторическая фигура речи.
Рассуждение как тип речи и его виды (доказательство, объяснение, размышление). Коммуникативная цель рассуждения (объяснить собеседнику что-либо, убедить его в чем-либо). Структура текста-рассуждения.
Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры. Основные речевые стандарты (клише), помогающие реализовать коммуникативный замысел в процессе комментирования содержания прочитанного (прослушанного) текста, выявления и формулирования позиции автора и изложения собственного мнения. Публичная речь как разновидность устной речи, обращенной к аудитории, рассчитанной на публику. Соответствие публичной речи научному или публицистическому стилю. Основные требования к публичному выступлению.
Чтение и сжатое изложение текста.Основные этапы подготовки и написания сжатого изложения на основе прочитанного или прослушанного текста.
Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста: исключение второстепенной информации в каждой части текста или в одной из частей, обобщение необходимой информации в одной или в каждой части, замена прямой речи косвенной, исключение повторов материала, перегруппировка материала, объединение частей текста и др.
Сочинение текста. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста сочинения и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т.п.); создание текста; редактирование текста.
Употребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой деятельности
Текстоведческий анализ текста: тема текста, основная мысль, тип речи, строение текста, средства связи предложений и частей текста, принадлежность к функциональной разновидности языка и стилю речи, наиболее характерные языковые средства.
Определение основных средств связи предложений в тексте (лексических, морфологических, синтаксических,комбинированных).
Наблюдение за использованием анафоры в художественных текстах.
Создание устных и письменных рассуждений разных видов (доказательств, объяснений, размышлений) в рамках заданного стиля речи.
Подбор доказательств (аргументов) на основе прочитанного (прослушанного) текста или жизненных впечатлений.
Правильное и уместное использование типичных языковых средств при построении рассуждения (водных слов, союзов, речевых оборотов).
Написание рецензий на прочитанные (прослушанные) тексты.
Уместное и правильное использование разных способов цитирования в рецензии.
Создание сообщения на лингвистическую тему как разновидности публичного речевого высказывания научного стиля речи.
Подготовка материала для устного (письменного) сообщения на лингвистическую тему.
Использование в устном сообщении специальных языковых средств эмоционального воздействия на слушателей (тон, мимика, жесты; подборка интересного иллюстративного материала; стилистические фигуры речи – обращение, инверсия, анафора и т.п.), а также языковых средств, подчёркивающих логичность, связанность изложения.Использование разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего) в зависимости от коммуникативной задачи.
Устное и письменное сжатое изложение прочитанного или прослушанного текста.
Работа над сочинением по плану: определение замысла сочинения, обдумывание содержания сочинения, создание текста сочинения, редактирование сочинения.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (49 часов)
Сложное предложение как единица синтаксиса (1)
Сложное предложение как единица синтаксиса.
Сложное предложение как смысловое, структурное и интонационное единство. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, союзные слова. Бессоюзные и союзные (сочинительные, подчинительные) сложные предложения.
Сложносочинённое предложение (5)
из них:
контрольная работа – 1 час.
Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки. Строение сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения: соединительные отношения (одновременность, последовательность, причина и следствие; используются соединительные союзы и, также, тоже, да); противительные отношения (сопоставление, противопоставление; используются противительные союзы а, но, да, однако, зато); разделительные отношения (последовательная смена событий, явлений, перечисление взаимоисключающих событий, явлений; используются разделительные союзы либо, или, то ... то, не то ... не то).Употребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой деятельности
Различение разных видов сложного предложения: бессоюзных и союзных (сочинительных и подчинительных).
Сравнительный анализ грамматических, интонационных и пунктуационных особенностей сложных бессоюзных и союзных предложений.
Моделирование сложных предложений по заданным схемам (простые случаи).
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённых предложений, составление их схем; моделирование подобных предложений по заданной схеме.
Анализ грамматико-интонационных особенностей сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями.
Постановка знаков препинания в сложносочинённом предложении.
Наблюдение за использованием сложносочинённых предложений в художественном тексте.
Синонимическая замена сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
Исправление ошибок, вызванных нарушением синтаксических норм построения сложносочинённых предложений.
Сложноподчинённое предложение (20)
Сложноподчиненное предложение, его грамматические признаки.
Строение сложноподчиненного предложения: главная и придаточная часть, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое).
Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова. Использование указательных слов в сложноподчиненных предложениях.
Смысловые и стилистические различия сложноподчиненных предложений с синонимическими союзами (чтобы, чтоб, с тем чтобы, для того чтобы и т. п.).
Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия, сравнения, степени, цели, причины и следствия, условия, уступки). *Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений в современной лингвистике. *Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными, местоименно-определительными.
Сложные предложения с двумя или несколькими придаточными.
Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными: соподчинение (однородное и неоднородное); последовательное подчинение придаточных частей; сочетание в предложении соподчинения и последовательного подчинения.
Употребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой деятельности
Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённых предложений, составление их схем; моделирование подобных предложений по заданной схеме.
Распознавание разных видов придаточных в сложноподчинённых предложениях.
Различение союзов и союзных слов в сложноподчинённых предложениях.
Синонимическая замена сложноподчинённых предложений с синонимическими союзами.
Постановка знаков препинания в предложениях с союзом как. (Приём синонимической замены как средство разграничения синтаксических конструкций, присоединяемых союзом как (как=подобно – сравнительный оборот; как=есть – сказуемое; как=будучи – обособленное приложение; как=в роли - необособленное приложение)).
Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с несколькими придаточными, составление их схем; моделирование подобных предложений по заданной схеме.
Правильная постановка знаков препинания при сочетании союзов (что если, что когда и т.п.).
Наблюдение за использованием сложноподчинённых предложений в текстах разных функциональных разновидностей языка.
Уместное и правильное использование сложноподчинённых предложений в собственных речевых высказываниях.
Исправление ошибок, вызванных нарушением синтаксических норм построения сложноподчинённых предложений.
Бессоюзное сложное предложение(6)
Бессоюзное предложение, его грамматические особенности.
Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения в зависимости от смысловых отношений между его частями:
1)со значением перечисления,
2) со значением причины, пояснения, дополнения,
3) со значением времени, условия; следствия, сравнения; противопоставления или неожиданного, резкого присоединения, быстрой смены событий.
Употребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой деятельности
Синтаксический, интонационно-смысловой и пунктуационный разбор бессоюзных сложных предложений. Моделирование бессоюзных сложных предложений разных видов.
*Наблюдение за интонационным и пунктуационным выражением смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения.
Уместное использование интонации для адекватного выражения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения.
Правильная и аргументированная постановка знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
*Наблюдение за употреблением бессоюзных сложных предложений в пословицах, крылатых выражениях, афоризмах, а также в текстах разных стилей и типов речи. Уместное и правильное использованиебессоюзных сложных предложенийв собственных речевых высказываниях. Уместное использование синонимии сложноподчинённых, сложносочинённых и бессоюзных предложений.
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (4)
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Структурные особенности сложного предложения с разными видами синтаксической связи. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: 1) сочинительная и подчинительная, 2) подчинительная и бессоюзная, 3) сочинительная и бессоюзная, 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.
Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.
*Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста.
Употребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой деятельности
Синтаксический, интонационно-смысловой и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Моделирование бессоюзных сложных предложений разных видов по заданной схеме.
Правильная и аргументированная постановка знаков препинания в сложных предложениях с разными видами синтаксической связи.
*Наблюдение за использованием в художественных текстах сложных предложений с разными видами связи, а также периода как особой формы организации сложных предложений.
Уместное и правильное использованиесложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи. Исправление ошибок, вызванных нарушением синтаксических норм построения сложных предложений с разными видами связи.
Синтаксические конструкции с чужой речью (4)
Основные способы передачи чужой речи:
1) предложения с прямой речью,
2) сложноподчиненные предложения с косвенной речью,
3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи (говорить о тебе),
4) предложения с вводными конструкциями (по словам родителей). Прямая и косвенная речь.
*Несобственно-прямая речь
Диалог и его основные виды: диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и др.
Цитирование как способ передачи чужой речи. Различные способы цитирования: в форме прямой или косвенной речи, а также с помощью специальных вводных конструкций (по словам ... , как писал ... ). Основные требования к цитированию.
Употребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой деятельности
Синтаксический разбор и моделирование предложений с прямой речью.
Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.
Выразительное чтение предложений с прямой и косвенной речью с соблюдением соответствующих интонационных правил.
Соблюдение грамматических норм при преобразовании прямой речи в косвенную и наоборот.
*Наблюдение за использованиемнесобственно-прямой речи в художественных текстах.
Пунктуационное оформление диалога.
Постановка знаков препинания в предложениях сцитатой.
Соблюдение основных требований к цитированию.
Работа с учебными словарями цитат.
Исправление ошибок, вызванных нарушением синтаксических норм построения конструкций с чужой речью.
*Наблюдение за использованием изобразительных средств синтаксиса: риторического вопроса, риторического обращения, риторического восклицания, бессоюзия и многосоюзия, синтаксического параллелизма и др.
Повторение изученного (7часов)
Итоговый урок 1 час
Резерв 1 час
Учебно-тематический план
№
п/пТема Примерное кол-во
часов Формы контроля
к/ризложсочк/дРусский литературный язык 4 Повторение изученного в 5-8 классах 8 1
Текстоведение7 2 СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Сложное предложение 1 Сложносочинённое предложение 5 1 Сложноподчинённое предложение 20 1 1 2 1
Бессоюзное сложное предложение 6 1 1 Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи 4 1 1 Синтаксические конструкции с чужой речью 4 1 Повторение изученного в 5-9 классах 7 1 1 Итоговый урок 1 Резерв 1 Итого 68 Информационно-методическое обеспечение
С.И.Львова. Обучение русскому языку в 9 классе. «Мнемозина», 2015 г.
Т.И.Павлова, О.Н.Чигвинцева. Практические материалы по русскому языку. Ростов-на-Дону, 2014 г.
С.И.Львова.Дидактические материалы по русскому языку 9 класс. Просвещение, 2014 г.
Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс. Под редакцией С.И.Львовой. Мнемозина, 2015 г.
Т.И.Костяева. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку 9 класс. Просвещение 2014 г.
Литература для обучающихся Гвоздарев Ю. А. Язык есть исповедь народа...— М., 1993.
Горбачевич К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1987.
Гран и к Г. Г., Бондаренко СМ., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994.
Грани Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 1995.
Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников 5—8 классов. — М., 2001.
Земская Е. А. Как делаются слова. — М., 1963.
Львова С.И. Там, где кончается слово... — М., 1991.
Панов М. В. Занимательная орфография. — М., 1984.
Панов М.В. И все-таки она хорошая: Рассказ о русской орфографии. — М., 1964.
Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложение. — М., 1985.
Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? — М., 1988.
Сергеев В. Н. Новые значения старых слов. — М., 1987.
Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. — М., 1996.
Смелкова 3. С. Деловой человек: культура речевого общения. — М., 1997.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. — М., 1993.
Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.
Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы
и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006.
Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. -
М.: Дрофа, 2006.
Рекомендуемые образовательные электронные ресурсы
Российский образовательный портал (http://www.school.edu.ru/)
Теория и практика русской орфографии и пунктуации(http://www.mediaterra.ru/ruslang/)
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (http://www.mapryal.org/)
Навигатор. Грамота.ру (http://www.navigator.gramota.ru/)
Новый словарь русского язык (http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp)
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) (http://yamal.org/ook/)
Русский филологический портал (http://www.philology.ru/default.htm)
Русский язык и культура речи
(http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4)
Самый полный словарь сокращений русского языка (http://www.sokr.ru/)
Словарь русских фамилий (http://www.rusfam.ru/)
Толковый словарь русского языка (http://www.megakm.ru/ojigov/)
Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") (http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm)
Основные правила грамматики русского языка (http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html)
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей (http://urok.hut.ru/)
Толковый словарь В.И. Даля (http://www.slova.ru/)
Русские словари. Служба русского языка (http://www.slovari.ru/lang/ru/)
Словарь-справочник русского языка (http://slovar.boom.ru/)
Знаете слово? (http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/)
Тесты по русскому языку (http://likbez.spb.ru/tests/)
Культура письменной речи (http://likbez.h1.ru/)
Русское слово (http://www.rusword.com.ua)
Проверь себя! (http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm)
Правила русской орфографии и пунктуации (http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm)
Тесты по пунктуации (http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2)
1С: Школа. Руский язык, 9-11 класс. Под ред. О.И. Руденко-Моргун. Электронное учебное пособие для подготовки к урокам по русскому языку. М., 2010.
1С: Школа. Руский язык, 9-11 классы. Морфемика. Словообразование. Под ред. О.И. Руденко-Моргун. Электронное учебное пособие для подготовки к урокам по русскому языку. М., 2011.
Русский язык. Уроки развития речи.9-11 классы (презентации к урокам). Мультимедийное приложение. Изд-во «Планета» (http://www.planeta-kniga.ru).
http://infourok.ru/, http://pedsovet.su, http://www.proshkolu.ru.