Рабочая программа по русскому языку к УМК под редакцией С.И. Львовой 5 класс
Департамент образования
администрации города Липецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23
ИМЕНИ С.В. ДОБРИНА ГОРОДА ЛИПЕЦКА
РАССМОТРЕНО
на заседании
методического совета
МАОУ СОШ №23
г.Липецка
Протокол № 1
от 29.08.2014 года СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
________
Г.В.Зыкова
29.08.2014 года УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ СОШ №23 г. Липецка
от 29.08.2014 года № 262
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
для учащихся 5 А класса
на 2014 - 2015 учебный год
Разработчик
программы к УМК под редакцией С.И. Львовой
Вакуленко Н.А., учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требованиями основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №23 г.Липецка, требованиями к оснащению образовательного процесса.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы:
1) пояснительная записка,
2) содержание рабочей программы,
3) описание места учебного предмета в учебном плане,
4) учебно-тематический план,
5) требования к уровню подготовки семиклассников,
6) перечень объектов и средств материально-технического обеспечения,
7)приложение №1, содержащее календарно-тематическое планирование (с указанием темы каждого урока, количества часов, отведенных на изучение темы, планируемых результатов, видов, форм контроля, даты проведения каждого урока по плану).
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка, о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
формирование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики;формирование умений применять эти знания на практике;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;
способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями).
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями).
Указ Президента РФ от 04.02.2010 № 271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 № 385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014 – 2015 учебный год».
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №23 г.Липецка.Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, дисциплин (модулей), рабочих программ для реализации индивидуальных учебных планов МАОУ СОШ №23 г. Липецка, реализующего образовательные программы общего образования (в ред. приказа директора МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 10.01.2014 №16).
Приказ МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 27.06.2014 года № 204 «Об утверждении плана работы, учебного плана и календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год».
Сведения о рабочей программе
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Программы курса русского языка для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений/ С.И.Львова, В.В.Львов.– М.: Мнемозина, 2011.
Особенностью программы является её направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Содержание данной программы направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения ими знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Место и роль предмета
Предмет «Русский язык» представляет собой один из базовых курсов гуманитарной области образования и представлен в учебном плане школы образовательной областью «Филология».
В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально - волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.
Концепция модернизации российского образования, Госстандарт ориентируют учителя на деятельностный характер обучения: образование должно быть направлено в первую очередь на формирование общих умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности. Русский язык выполняет определяющую роль в формировании и совершенствовании общеучебных умений и навыков, в основе которых - речемыслительные способности.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 23 г.Липецка рабочая программа рассчитана на 210 часов в год (из расчёта 6 часов в неделю). В разделе «Учебно – тематический план» (Таблица №1) раскрывается последовательность и время изучения разделов и тем рабочей программы; распределяется время, отведенное на проведение контрольных, творческих работ.
В приложении №1 к рабочей программе «Календарно – тематический план» (Таблица №2) конкретизируются темы каждого урока и даты проведения уроков; планируемые результаты; основные виды учебной деятельности учащихся; виды, формы контроля.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.
В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Технологии обучения
При изучении нового материала используются элементы технологии проблемногои модульного обучения, что позволяет развивать познавательную активность, творческую самостоятельность учащихся.
Элементы технологии развивающего обучения применяются при закреплении изученного материала и позволяют развивать личность учащегося и ее способностей.
Метод проектов используется при индивидуальной работе с учащимися, что позволяет развивать творческий потенциал ученика и делать акцент на личностно-значимую для него информацию.
Элементы технологии уровневой дифференциации используются при контроле знаний учащихся.
Механизмы формирования ключевых компетенций
В процессе обучения русскому языку учащиеся должны усвоить учебный материал на теоретическом уровне, который будет являться основой формирования системы практических умений и навыков, т.е. учащиеся должны уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это
знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально - культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Существует два пути, соотносящих знания, умения и навыки: репродуктивный (дедуктивный) – от знаний к умениям и навыкам (полученное от учителя или из учебника знание закрепляется выполнением упражнений), продуктивный (индуктивный) - от умений к получению нового знания, что достигается таким построением урока, когда ученик должен сделать самостоятельные выводы из анализа лингвистического материала, обобщить материал в виде правила или таблицы.
Выбор репродуктивного или продуктивного пути связан с общими принципами составления учебника, характером изучаемого материала, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.
Виды и формы контроля
Для контроля уровня достижений учащихся по русскому языку в основном используется текущий контроль, а также такие виды контроля как предварительный, тематический, промежуточный.
Текущий контроль осуществляется в рамках урока.
Формы текущего контроля:
- диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, распределительный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий с дополнительными заданиями, свободный, с языковым анализом текста, по памяти, комментированный и т.д.);
- сочинение (сочинения небольшого объёма, по опорным словам, по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта, сочинение - миниатюра);
- комплексный анализ текста;
- изложение (выборочное, подробное, с элементами сочинения, изложение - миниатюра);
- тест;
- устное высказывание (на лингвистические темы).
Промежуточная аттестация по итогам учебного периода – контроль результативности обучения учащихся, осуществляемый по окончании триместра на основе результатов текущего контроля.
Периоды промежуточной аттестации устанавливаются календарным учебным графиком. Промежуточная аттестация учащихся по окончании учебного года проводится в соответствии с локальным актом учреждения.
Результаты изучения предмета «Русский язык» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки пятиклассников».
Информация об используемом учебном комплексе
Основные идеи программы и её содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно - методического комплекса, адресованного учащимся 5-9 классов:
Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. - Москва, Мнемозина, 2013
Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Справочные материалы. Приложение к учебнику. – Москва, Мнемозина, 2013
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение – 1 час
Знакомство с учебником. Богатство и выразительность русского языка
Лингвистика как наука – 2 часа
Лингвистика – наука о языке и речи. Писатели и поэты о богатстве и выразительности русского языка.
Введение в лингвистику (вводный курс)
Фонетика – 6 часов
Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки. Фонетическая транскрипция. Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте. Слог. Ударение.
Умения и навыки:
- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова.
Орфоэпия – 3 часа
Орфоэпия как раздел лингвистики. Произношение гласных звуков.
Произношение согласных звуков. Повторение и обобщение по разделам «Орфоэпия» и «Фонетика».
Умения и навыки:
- находить в художественном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарём.
Графика – 9 часов
Графика как раздел лингвистики. Алфавит и его использование.
Административная стартовая контрольная работа № 1 (диктант).
Звуки и буквы. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я.
Контрольная работа № 2 (диктант с языковым анализом).
Умения и навыки:
- правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; производить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфемика – 7 часов
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. Чередование гласных и согласных в морфемах.
Умения и навыки:
- выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов.
Лексикология – 7 часов
Лексикология как раздел лингвистики. Способы объяснения лексического значения слова. Тематические группы слов
Р/Р. Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка».
Умения и навыки:
- объяснять лексическое значения слов разными способами; пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы.
Орфография – 17 часов
Орфография как раздел лингвистики. Разделы русской орфографии.
Правописание корней (правописание безударных гласных, согласных в корне слова). Правописание окончаний. Правописание слов с Ь и Ъ. Слитные, дефисные и раздельные написания.
Контрольная работа № 3 (диктант по разделу «Орфография»).
Р/Р Сжатое изложение.
Умения и навыки:
- находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Морфология – 5 часов
Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке.
Образование форм слова с помощью окончания.
Умения и навыки:
- различать части речи (простые случаи).
Культура речи – 2 часа
Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка. Употребление в речи этикетных слов.
Синтаксис и пунктуация
Синтаксис – 24 часа
Синтаксис. Словосочетание как единица синтаксиса
Р/Р. Подготовка к сочинению по картине И.И. Фирсова «Юный живописец».
Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Сжатое изложение - миниатюра. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов. Виды предложений по количеству грамматических основ. Простое осложнённое предложение. Предложения с прямой речью. Диалог.
Умения и навыки:
- выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью; анализировать и конструировать предложения с прямой речью.
Пунктуация – 7 часов
Понятие о пунктуации. Знаки препинания. Основные разделы пунктуации. Знаки препинания в конце предложения, внутри ПП, между частями СП, в предложениях с прямой речью
Контрольная работа № 4 (диктант с языковым анализом по разделам «Синтаксис» и «Пунктуация»).
Умения и навыки:
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Текстоведение – 11 часов
Текстоведение как раздел лингвистики. Понятие о тексте. Типы речи. Повествование. Описание.
Р/Р. Подготовка к сочинению по картине В.Д. Поленова «Московский дворик»
План текста.
Р/Р. Изложение.
Основные нормы построения текста. Обобщение по разделу «Текстоведение».
Умения и навыки:
- определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально – смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование, рассуждение; выбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
Словообразование – 15 часов
Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке. Правописание букв О-А в корнях с чередованием. Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов.
Словообразование имён существительных. Словообразование имён прилагательных. Словообразование глаголов.
Правописание приставок. Образование слова и его морфемное строение.
Р/Р Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
Р/Р Изложение.
Р/Р Подготовка к сочинению по картине Н.М. Ромадина «Вербы в половодье».
Умения и навыки:
- выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально - оценочными суффиксами в художественных текстах.
Лексикология и фразеология – 18 часов
Лексикология как раздел лингвистики. Деление лексики русского языка на группы. Слова однозначные и многозначные. Переносное значение слова. Роль тропов в художественном тексте. Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей между словами.
Р/Р Подготовка к сочинению по картине А.И. Куинджи «Берёзовая роща».
Деление лексики на группы в зависимости от происхождения слов. Исконно русские и заимствованные слова. Написание букв Ы-И после Ц.
Лексика ограниченного употребления. Профессионализмы. Диалектизмы. Устаревшие слова. Фразеология как раздел лингвистики.
Контрольная работа № 5 (зачёт по разделу «Лексикология и фразеология»)
Умения и навыки:
- объяснять лексическое значения слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.
Морфология
Введение – 3 часа
Морфология как раздел лингвистики. Слово как часть речи
Имя существительное – 19 часов
Имя существительное как часть речи. Употребление существительных в речи. Правописание суффиксов -ЧИК, -ЩИК. Правописание суффиксов -ЕК, -ИК (-ЧИК). Постоянные морфологические признаки имён существительных. Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными. Непостоянные морфологические признаки имён существительных. Формообразование имён существительных. Безударные окончания Е-И в именах существительных. Синтаксическая роль имён существительных. Культура речи. Правильное употребление имён существительных. Повторение и обобщение по теме «Имя существительное».
Р/Р Изложение.
Контрольная работа № 6 (диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».)
Имя прилагательное – 13 часов
Имя прилагательное как часть речи. Общее значение имён прилагательных и их употребление в речи. Роль прилагательных в научном и художественном описании.
Р/Р Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Алёнушка».
Лексико – грамматические разряды имён прилагательных. Непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Синтаксическая роль имени прилагательного. Культура речи. Правильное употребление прилагательных в речи.
Контрольная работа № 7 (тестирование по теме «Имя прилагательное»)
Глагол – 22 часа
Глагол как часть речи. Инфинитив. Постоянные морфологические признаки глагола. Правописание корней с чередующимися гласными Е-И. Непостоянные признаки глагола. Изменение глагола по наклонениям. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Изъявительное наклонение.
Повторение и обобщение по теме «Непостоянные морфологические признаки глагола».
Безличные глаголы.
Р/Р. Изложение текста – повествования
Глагол как член предложения. Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи. Повторение по теме «Глагол».
Контрольная работа № 9 (диктант с языковым анализом текста по теме «Глагол»)
Умения и навыки:
- различать части речи (простые случаи); правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т.п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
Повторение изученного в 5 классе – 7 часов
Повторение по итогам года. Предмет изучения лингвистики. Разделы лингвистики. Правописание морфем. Орфограммы глагола
Промежуточная аттестация (контрольный диктант с языковым анализом текста.)
Простое осложнённое предложение. Сложные предложения. Прямая речь. Пунктуационный анализ текста. Языковой анализ текста. Основные признаки текста. Анализ контрольных работ по итогам года. Подведение итогов учебного года.
Резервные уроки – 12 часов
Итого – 210 часов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 1 - Учебно-тематический план
№ п/пТема Количество часов В том числе:
контрольных работ творческих работ
Введение 1 Лингвистика - наука о языке 2 Введение в лингвистику
Фонетика 6 Орфоэпия 3 Графика 9 2 Морфемика 7 Лексикология 7 1
Орфография 17 1 1
Морфология 5 Культура речи 2 Синтаксис 24 1
Пунктуация 7 1 Текстоведение11 2
Основные разделы лингвистики
Словообразование 15 3
Лексика и фразеология 18 1 1
Морфология
Введение 3 Имя существительное 19 1 1
Имя прилагательное 13 1 1
Глагол 22 1 1
Повторение изученного за год 7 1 Резерв времени 12 Всего 210 9 12
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
На конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами и образовательной программой школы пятиклассники должны овладеть следующими умениями и навыками.
Речевая деятельность
Аудирование. Понимать основное содержание небольшого по объёму научно – учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; используя просмотровое чтение. определять, какая информация текста учебника является новой; использовать ознакомительное и изучающее виды чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; пользоваться справочным аппаратом учебника, ориентироваться в структуре параграфа; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении вслух.
Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный научно – учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объёму тексты (сочинения - миниатюры) разных стилей, в том числе и научного; пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать своё отношение к предмету речи.
Текстоведение. Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально – смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование, рассуждение; выбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарём.
Графика. Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; производить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально - оценочными суффиксами в художественных текстах.
Лексикология и фразеология. Объяснять лексическое значения слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.
Морфология. Различать части речи (простые случаи); правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т.п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью; анализировать и конструировать предложения с прямой речью. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного
отношения к родному языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально – культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
- получения знаний по другим учебным предметам.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЬЕКТОВ И СРЕДСТВ
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для изучения учебного предмета «Русский язык» на ступени основного общего образования, необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения.
1. Специализированная мебель: стол письменный для учителя, учительский стул, столы двухместные ученические по количеству учащихся, стулья ученические по количеству учащихся, шкафы секционные для хранения таблиц и раздаточного материала. Доска с магнитной поверхностью и с приспособлениями для крепления таблиц, стенды экспозиционные.
2. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный.
3. Экранно-звуковые пособия.
Видеофильмы по русскому языку.
3.1. Электронные ресурсы (CD): мультимедийные презентации по разделам курса русского языка в 5 классе.
4. Пособия на печатной основе.
4.1. Комплекты таблиц для средней школы по русскому языку.
4.2. Раздаточный материал по всем разделам курса русского языка в 5 классе.
4.3. Комплект портретов выдающихся ученых – лингвистов для кабинета русского языка.
5. Библиотечный фонд.
5.1. Федеральный Закон «Об образовании».
5.2. Стандарт основного общего образования по русскому языку (базовый уровень).
5.3. Программы курса русского языка для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений/ С.И.Львова, В.В.Львов.– М.: Мнемозина, 2011
5.4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. - Москва, Мнемозина, 2013
5.5. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Справочные материалы. Приложение к учебнику. – Москва, Мнемозина, 2013
Бажанова И.А., Львова С.И. Учимся читать, слушать, говорить, писать.
5.6. Васильевых И.П. Уроки русского языка. 5 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 5 класс». – М.: Мнемозина, 2010
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Федеральный Закон «Об образовании».
Стандарт основного общего образования по русскому языку (базовый уровень).
Васильевых И.П. Уроки русского языка. 5 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 5 класс». – М.: Мнемозина, 2010.
Программы курса русского языка для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений/ С.И.Львова, В.В.Львов.– М.: Мнемозина, 2011.
Приложение №1 к рабочей программе
учебного предмета «Русский язык»
на 2014-2015 учебный год
для учащихся 5А класса
Таблица 2 – Календарно – тематический план
№ п/пТема урока Количество часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Формы и виды контроля Дата
Введение (1 час)
1 Богатство и выразительность русского языка 1 ч Урок усвоения новых знаний Содержание и структура учебного комплекса. Культура работы с книгой и другими источниками информации Знать: содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нём Знакомство с учебником, с содержанием курса русского языка, наблюдение над ролью рисунков в УМК, работа по вопросам
01.09
Лингвистика как наука (2 часа)
2-3 Лингвистика – наука о языке
2 ч Уроки изучения нового материала Лингвистика как наука о языке. Лингвисты - создатели словарей. Функции языка в жизни человека Знать: что изучает лингвистика
Уметь: работать со словарями, анализировать языковой материал, составлять высказывание на заданную тему Устные сообщения на тему «Чему я должен научиться в 5 классе» (на основе памяток), вопросы и задания, работа с высказываниями писателей и поэтов о русском языке 02.09
03.09
Введение в лингвистику (вводный курс)
Фонетика (6 часов)
4 Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки 1 ч Урок изучения нового материала Фонетика. Гласные и согласные звуки, их отличия Знать: что изучает фонетика, группы согласных звуков (по твердости – мягкости, по глухости – звонкости)
Уметь: различать звуки речи Вопросы и задания 03.09
5-6 Фонетическая транскрипция 2 ч Комбинированный урок Гласные и согласные звуки Знать: характеристику звуков речи
Уметь: производить фонетический разбор слова Фонетический разбор слов 04.09
05.09
7-8 Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте 2 ч Комбинированный урок Фонетический разбор слова. Звукопись Знать: что такое звукопись, её роль в художественном тексте
Уметь: производить фонетический разбор слов Фонетический разбор слов 08.09
09.09
9 Слог. Ударение 1 ч Урок закрепления изученного Слог. Ударение Знать: что такое ударение и какое оно бывает
Уметь: делить слова на слоги, определять ударные слоги Составление высказывания по плану, составление плана текста, сочинение - миниатюра, орфографическая работа 10.09
Орфоэпия (3 часа)
10 Орфоэпия как раздел лингвистики. Произношение гласных звуков 1 ч Урок изучения нового материала Орфоэпия. Произношение гласных звуков Знать: что изучает орфоэпия
Уметь: правильно произносить слова Вопросы и задания, орфоэпический разбор слов
10.09
11-12 Произношение согласных звуков 2 ч Комбинированные уроки Орфоэпия. Произношение согласных звуков Знать: что изучает орфоэпия
Уметь: правильно произносить слова Составление тезисного плана, орфографическая работа 11.09
12.09
Графика (9 часов)
13 Графика как раздел лингвистики. Алфавит и его использование
1 ч Урок изучения нового материала Графика. Алфавит.
Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
Знать: что изучает графика, зачем людям нужен алфавит
Уметь: распределять слова в алфавитном порядке Вопросы и задания, составление плана статьи, письмо по памяти, орфографическая работа 15.09
14 Административная (стартовая) контрольная работа 1 ч Урок контроля ЗУН Диктант 16.09
15 Звуки и буквы 1ч Комбинированный урок Звуки. Буквы. Знать: для чего нужны звуки речи и буквы
Уметь: писать текст под диктовку, выполнять грамматические задания к нему
Уметь: записывать слова, состоящие из звуков, с помощью букв Вопросы и задания, орфоэпический разбор слов, изложение - миниатюра 17.09
16-17 Обозначение звуков с помощью букв Е, Ё, Ю,Я2 ч Комбинированные уроки Обозначение звуков с помощью букв Е, Ё, Ю,ЯЗнать: как на письме обозначаются те или иные звуки
Уметь: обозначать буквами звуки речи Вопросы и задания, фонетический и орфографический разборы слов, письмо по памяти, сочинение - миниатюра, орфографическая работа 17.09
18.09
18-19 Повторение и обобщение по разделам «Фонетика. Орфоэпия. Графика» 2ч Уроки закрепления изученного Фонетика. Орфоэпия.
Графика Уметь выполнять фонетический и орфографический разборы слов Вопросы и задания, фонетический и орфографический разборы слов, орфографическая работа 19.09
22.09
20 Контрольная работа (диктант с языковым анализом) 1 ч Урок контроля ЗУН Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы Уметь: писать текст под диктовку, выполнять грамматические задания к нему Диктант с языковым анализом 23.09
21 Анализ контрольной работы 1ч Урок коррекции Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы Уметь: анализировать ошибки, выполнять грамматические задания к тексту Работа над ошибками 24.09
Морфемика (7 часов)
22 Морфемика как раздел лингвистики. 1 ч Урок изучения нового материала Морфемика Знать: что изучает морфемика, какие бывают морфемы
Уметь: отличать словообразующие и формообразующие морфемы Вопросы и задания 24.09
23-25 Морфема – значимая часть слова 3ч Уроки изучения нового материала Морфема как значимая часть слова Знать: что изучает морфемика, какие бывают морфемы
Уметь: разбирать слова по составу Изложение - миниатюра, морфемный разбор слов, поморфемное письмо, сочинение - миниатюра 25.09
26.09
29.09
26-28 Чередование гласных и согласных в морфемах 3 ч Уроки изучения нового материала Чередование гласных и согласных в морфемах Знать: что такое чередование гласных и согласных в морфемах
Уметь: находить и правильно писать слова с чередованием Вопросы и задания, сочинение - миниатюра, орфографическая работа 30.09
01.10
01.10
Лексикология (7 часов)
29 Лексикология как раздел лингвистики 1ч Урок изучения нового материала Лексикология. Знать: что изучает лексикология
Вопросы и задания, работа со словарями 02.10
30-32 Способы объяснения лексического значения слова 3 ч Уроки изучения нового материала Лексическое значение слова Знать: как определить лексическое значение слова
Уметь: определять лексическое значение слова Вопросы и задания, работа со словарями, сочинение-миниатюра 03.10
13.10
14.10
33-34 Тематические группы слов 2 ч Комбинированные уроки Тематические группы слов Знать: какие бывают тематические группы слов
Уметь: определять тематические группы слов Вопросы и задания,
орфографическая работа 15.10
15.10
35 Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка» 1 ч Урок развития речи Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению Уметь: писать сочинение на заданную тему, связно и последовательно излагать свои мысли Лексическая работа, орфографическая работа, составление плана сочинения 16.10
Орфография (17 часов)
36-37 Орфография. Разделы русской орфографии 2 ч Уроки изучения нового материала
Орфография. Разделы русской орфографии. Орфограмма Знать: что изучает орфография, что такое орфограмма, группы орфограмм
Уметь: анализировать языковой материал учебника Вопросы и задания 17.10
20.10
38-41 Правописание корней 4 ч Уроки повторения и обобщения изученного Орфограмма Знать: правила правописания слов с данными орфограммами
Уметь: правильно писать слова с данными орфограммами, подбирать к ним проверочные слова Вопросы и задания,
сочинение – миниатюра, изложение – миниатюра, орфографическая работа 21.10
22.10
22.10
23.10
42 Сжатое изложение - миниатюра 1 ч Урок развития речи Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план, писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль Составление плана изложения, написание изложения 24.10
43-45 Правописание окончаний 3 ч Уроки повторения и обобщения изученного Орфограмма Знать: правила правописания слов с данными орфограммами
Уметь: правильно писать слова с данными орфограммами, подбирать к ним проверочные слова Орфографическая работа, письмо по памяти 27.10
28.10
29.10
46-48 Правописание слов с Ь и Ъ
3 ч Уроки повторения и обобщения изученного Орфограмма Знать: правила правописания слов с данными орфограммами
Уметь: правильно писать слова с данными орфограммами, подбирать к ним проверочные слова Вопросы и задания, сочинение - миниатюра, составление высказывания по плану 29.10
30.10
31.10
49-50 Слитные, дефисные и раздельные написания 2 ч Уроки изучения нового материала Слитные, дефисные и раздельные написания Знать: как пишутся слова в русском языке
Уметь: правильно писать слова: слитно, раздельно и через дефис Вопросы и задания, орфографическая работа, сочинение - миниатюра 05.11
05.11
51 Контрольная работа (диктант по разделу «Орфография») 1 ч Урок контроля ЗУН Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы Уметь: писать текст под диктовку, выполнять грамматические задания к нему Контрольный диктант 06.11
52 Анализ контрольной работы 1ч Урок коррекции Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы Уметь: анализировать ошибки, выполнять грамматические задания к тексту Работа над ошибками 07.11
Морфология (5 часов)
53-55 Морфология. Части речи в русском языке 3 ч Уроки изучения нового материала Морфология. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи Знать: что изучает морфология, какие в русском языке есть части речи
Уметь: определять части речи и их признаки Вопросы и задания, письмо по памяти, сочинение - миниатюра 10.11
11.11
12.11
56-57 Образование форм слова с помощью окончания 2 ч Уроки изучения нового материала Образование форм слова с помощью окончания Знать: как образуются формы слова
Уметь: образовывать формы одного и того же слова Вопросы и задания, сочинение - миниатюра, орфографическая работа 12.11
13.11
Культура речи (2 часа)
58 Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка.
1ч Комбинированный урок Культура речи.
Соблюдение норм современного русского литературного языка. Знать: что такое этикетные слова, какие существуют нормы современного русского литературного языка
Уметь: использовать в речи этикетные слова Вопросы и задания, устные высказывания, сочинение - миниатюра, орфографическая работа 17.11
59 Употребление в речи этикетных слов 1ч Комбинированный урок Употребление в речи этикетных слов 18.11
Синтаксис и пунктуация
Синтаксис (24 часа)
60-61 Синтаксис. Словосочетание как единица синтаксиса 2 ч Уроки изучения нового материала Синтаксис. Словосочетание Знать: понятие синтаксис, что такое ССЧ
Уметь: составлять ССЧ, выделять их из предложения Вопросы и задания, разбор ССЧ, письмо по памяти 24.11
25.11
62 Подготовка к сочинению по картине И.И. Фирсова «Юный живописец» 1 ч Урок развития речи Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению Уметь: писать сочинение на заданную тему, связно и последовательно излагать свои мысли Лексическая работа, орфографическая работа, составление плана сочинения 26.11
63-64 Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения 2 ч Комбинированные уроки Предложение. Интонация предложения Знать: виды предложений по цели высказывания, их особенности
Уметь: при чтении текста соблюдать нужную интонацию, различать предложения по цели высказывания, употреблять их в речи и составлять самостоятельно, выполнять синтаксический разбор предложений Вопросы и задания, письмо по памяти, работа над интонацией предложений 26.11
65-66 Главные члены предложения 2 ч Уроки повторения и обобщения изученного Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Синтаксический разбор предложений Знать: понятие главные члены предложения, грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое, взаимосвязь подлежащего и сказуемого
Уметь: разграничивать главные и второстепенные члены предложения. Определять, какой частью речи выражены главные члены предложения, выполнять синтаксический разбор предложений Вопросы и задания, сочинение - миниатюра 27.11
28.11
67-69 Второстепенные члены предложения 3 ч Уроки изучения нового материала –
2 ч,
урок закрепления изученного - 1 ч Второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые члены предложения. Виды второстепенных членов предложения. Синтаксический разбор предложений Знать: понятия второстепенные члены предложения, виды второстепенных членов предложения, их отличительные признаки
Уметь:
распознавать виды второстепенных членов предложения, выполнять синтаксический разбор предложений Вопросы и задания, сочинение - миниатюра 01.12
02.12
03.12
70-71 Виды предложений по цели высказывания 2 ч Урок повторения и обобщения изученного,
урок закрепления изученного Предложение. Интонация предложения Знать: виды предложений по цели высказывания, их особенности
Уметь: при чтении текста соблюдать нужную интонацию, различать предложения по цели высказывания, употреблять их в речи и составлять самостоятельно, выполнять синтаксический разбор предложений Вопросы и задания,
сочинение - миниатюра 03.12
04.12
72 Виды предложений по эмоциональной окраске 1 ч Урок повторения и обобщения изученного Предложение. Виды предложений по эмоциональной окраске Знать: виды предложений по эмоциональной окраске, их особенности
Уметь: при чтении текста соблюдать нужную интонацию, различать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, , употреблять их в речи и составлять самостоятельно, выполнять синтаксический разбор предложений Вопросы и задания,
сочинение – миниатюра, орфографическая работа 05.12
73 Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов 1 ч Урок изучения нового материала Второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые члены предложения. Виды второстепенных членов предложения. Синтаксический разбор предложений Знать: понятия второстепенные члены предложения, виды второстепенных членов предложения, их отличительные признаки
Уметь: различать распространённые и нераспространённые предложения, распознавать виды второстепенных членов предложения, выполнять синтаксический разбор предложений Вопросы и задания,
сочинение - миниатюра, работа со схемами предложений 08.12
74-75 Виды предложений по количеству грамматических основ 2 ч Урок изучения нового материала,
урок закрепления изученного материала Виды предложений по количеству грамматических основ Знать: виды предложений по количеству грамматических основ
Уметь: определять вид предложения по количеству ГО Вопросы и задания, работа со схемами предложений, письмо по памяти, орфографическая работа 09.12
10.12
76-81 Простое осложнённое предложение 6 ч Уроки изучения нового материала (5 ч)
Урок закрепления изученного материала (1 ч) Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами, с обращениями, с вводными словами, со сравнительными оборотами Знать: что такое простое осложнённое предложение, чем оно может быть осложнено
Уметь: определять, чем осложнено простое предложение, правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях Вопросы и задания, синтаксический разбор предложений, составление схем предложений, сочинение - миниатюра, орфографическая работа 10.12
11.12
12.12
15.12
16.12
17.12
82-83 Предложения с прямой речью. Диалог 2 ч Уроки изучения нового материала,
урок закрепления изученного материала Структурные части предложений с прямой речью. Диалог. Интонация. Прямой и косвенный вопрос. Знать: структурные части предложений с прямой речью, понятие диалог, правила расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью
Уметь: распознавать, составлять предложения с прямой речью и расставлять в них знаки препинания, уметь оформлять на письме диалог Вопросы и задания, работа со схемами предложений, орфографическая работа, сочинение - миниатюра 17.12
18.12
Пунктуация (7 часов)
84 Понятие о пунктуации. Знаки препинания 1 ч Урок повторения и обобщения изученного Пунктуация Знать: какие бывают знаки препинания и зачем они нужны
Уметь: правильно расставлять в предложениях знаки препинания Вопросы и задания, пунктуационный разбор предложений 19.12
85-88 Основные разделы пунктуации. 4 ч Комбинированные уроки Основные разделы пунктуации. Знаки препинания в конце предложения, внутри ПП, между частями СП, в предложениях с прямой речью Знать: основные разделы пунктуации, какие знаки препинания могут быть в конце предложения, внутри ПП, между частями СП, в предложениях с прямой речью
Уметь: правильно расставлять в предложениях знаки препинания Вопросы и задания,
сочинение - миниатюра, изложение
22.12
23.12
24.12
24.12
89 Контрольная работа (диктант с языковым анализом) 1 ч Урок контроля ЗУН Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы Уметь: писать текст под диктовку, выполнять грамматические задания к нему Диктант с языковым анализом 25.12
90 Анализ контрольной работы 1ч Урок коррекции Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы Уметь: анализировать ошибки, выполнять грамматические задания к тексту Работа над ошибками 26.12
Текстоведение (11 часов)
91-92 Текстоведение как раздел лингвистики. Понятие о тексте 2 ч Уроки изучения нового материала Текст и особенности его построения, отличительные признаки Знать: понятие текст, отличительные признаки текста
Уметь: определять тему и основную мысль текста, озаглавливать тексты, разграничивать целый текст и его часть Вопросы и задания,
сочинение - миниатюра 29.12
30.12
93-96 Типы речи.
Повествование. Описание. Рассуждение. 4 ч Урок изучения нового материала,
урок закрепления изученного материала Типы речи.
Повествование. Описание Знать: какие бывают типы речи, особенности текстов
Повествования и описания
Уметь: определять типы текстов Вопросы и задания, работа с текстами разных типов речи 31.12
31.12
12.01
13.01
97 Подготовка к сочинению по картине В.Д. Поленова «Московский дворик» 1 ч Урок развития речи Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению Уметь: писать сочинение на заданную тему, связно и последовательно излагать свои мысли Лексическая работа, орфографическая работа, составление текста – рассуждения, плана сочинения 14.01
98 План текста 1 ч Комбинированный урок План текста Знать: что такое план текста, как его составлять
Уметь: составлять план текста Вопросы и задания, работа с текстом 14.01
99 Основные нормы построения текста 1 ч Урок изучения нового материала Основные нормы построения текста Знать: основные нормы построения текста
Уметь: правильно строить текст на заданную тему Вопросы и задания, редактирование текстов,
сочинение - миниатюра, орфографическая работа 15.01
100 Обобщение по разделу «Текстоведение» 1 ч Урок повторения и обобщения изученного Текст и особенности его построения, отличительные признаки текста, виды текстов Знать: понятие текст, отличительные признаки текста, особенности его построения
Уметь: определять тему и основную мысль текста, озаглавливать тексты, разграничивать целый текст и его часть, правильно строить текст на заданную тему Устные высказывания на заданные темы, сочинение 16.01
101 Изложение 1 ч Урок развития речи Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план, писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль Составление плана изложения, изложение текста упр. 386 19.01
Словообразование (15 часов)
102-103 Словообразование Основные способы образования слов в русском языке 2 ч Уроки изучения нового материала Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке Знать: что изучает словообразование, основные способы образования слов в русском языке
Уметь: производить словообразовательный разбор слова Вопросы и задания,
Сочинение - миниатюра. составление тезисного плана текста, словообразовательный разбор слов 20.01
21.01
104-105 Правописание букв
О-А в корнях с чередованием 2 ч Урок изучения нового материала Орфограмма Знать: правила правописания слов с данными орфограммами
Уметь: правильно писать слова с данными орфограммами Вопросы и задания, орфографическая работа 21.01
22.01
106 Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов 1 ч Урок изучения нового материала Орфограмма Знать: правила правописания слов с данными орфограммами
Уметь: правильно писать слова с данными орфограммами Вопросы и задания, орфографическая работа 23.01
107 Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень» 1 ч Урок развития речи Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению Уметь: писать сочинение на заданную тему, связно и последовательно излагать свои мысли Составление плана сочинения, лексическая работа, орфографическая работа 26.01
108 Словообразование имён существительных 1 ч Урок изучения нового материала Словообразование имён существительных Знать: как образуются имёна существительные
Уметь: образовывать имена существительные Вопросы и задания, словообразовательный разбор слов 27.01
109 Словообразование имён прилагательных 1 ч Урок изучения нового материала Словообразование имён прилагательных Знать: как образуются имёна прилагательные
Уметь: образовывать имена прилагательные Вопросы и задания, словообразовательный разбор слов 28.01
110 Словообразование глаголов 1 ч Урок изучения нового материала Словообразование глаголов Знать: как образуются глаголы
Уметь: образовывать глаголы Вопросы и задания, словообразовательный разбор слов 28.01
111 Изложение 1 ч Урок развития речи Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план, писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль Составление плана изложения, изложение текста упр. 434 29.01
112-113 Правописание приставок 2 ч Урок изучения нового материала Правописание приставок Знать: правила правописания приставок
Уметь: писать приставки в соответствии с правилами орфографии Вопросы и задания, орфографическая работа, изложение - миниатюра, письмо по памяти 30.01
02.02
114-115 Образование слова и его морфемное строение 2 ч Уроки повторения и обобщения изученного Образование слова и его морфемное строение Знать: морфемный состав слова, как образуются слова
Уметь: производить морфемный разбор слов, образовывать новые слова Вопросы и задания, морфемный разбор слов, орфографическая работа, сочинение - миниатюра 03.02
04.02
116 Подготовка к сочинению по картине Н.М. Ромадина «Вербы в половодье» 1 ч Урок развития речи Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению Уметь: писать сочинение на заданную тему, связно и последовательно излагать свои мысли Лексическая работа, орфографическая работа, составление плана сочинения 04.02
Лексикология и фразеология (18 часов)
117 Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные 1 ч Уроки изучения нового материала Лексикология . Слова однозначные и многозначные Знать: что изучает лексикология, что такое однозначные и многозначные слова
Уметь: различать однозначные и многозначные слова Вопросы и задания, лексическая работа, изложение - миниатюра, работа со словарями,
сочинение - миниатюра 05.02
118-119
Переносное значение слова. Роль тропов в художественном тексте 2 ч Уроки изучения нового материала Переносное значение слова. Роль тропов в художественном тексте Знать: что такое переносное значение слова, какова роль тропов в художественном тексте
Уметь: определять слова с переносным значением, находить тропы в художественном тексте Вопросы и задания, лексическая работа, работа со словарями,
сочинение - миниатюра 06.02
09.02
120-121 Синонимы. Антонимы. Омонимы. 2 ч Комбинированные уроки Синонимы, антонимы, омонимы Знать: что такое синонимы, антонимы, омонимы
Уметь: различать синонимы, антонимы, омонимы, подбирать к словам синонимы и антонимы, находить данные слова в тексте и использовать в своей речи Вопросы и задания, работа со словарями, лексическая работа 10.02
11.02
122 Подготовка к сочинению по картине А.И. Куинджи «Берёзовая роща» 1 ч Урок развития речи Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению Уметь: писать сочинение на заданную тему, связно и последовательно излагать свои мысли Лексическая работа, орфографическая работа, составление плана сочинения 11.02
123-124 Исконно русские и заимствованные слова 2 ч Уроки изучения нового материала Исконно русские и заимствованные слова Знать: какие слова называются исконно русскими и заимствованными
Уметь: находить в тексте исконно русские и заимствованные слова Вопросы и задания, работа со словарями, сочинение - миниатюра 12.02
13.02
125-126 Написание букв Ы-И после Ц2 ч Уроки изучения нового материала Орфограмма Знать: правила правописания слов с данной орфограммой
Уметь: правильно писать слова с данной орфограммой Вопросы и задания, работа с этимологическим словарём 16.02
24.02
127-128 Лексика ограниченного употребления.
2 ч Урок изучения нового материала, урок закрепления изученного материала Профессионализмы.
Диалектизмы Знать: что такое профессионализмы и
диалектизмы
Уметь: находить в тексте профессионализмы и диалектизмы Вопросы и задания, сочинение - миниатюра, орфографическая работа 25.02
25.02
129-130 Устаревшие слова 2 ч Уроки изучения нового материала Устаревшие слова Знать: что такое устаревшие слова
Уметь: находить в тексте устаревшие слова, определять их значение Вопросы и задания 26.02
27.02
131-132 Фразеология как раздел лингвистики 2 ч Уроки изучения нового материала Фразеология Знать: что изучает фразеология
Уметь: находить в тексте и использовать в своей речи фразеологизмы, определять их значение Вопросы и задания, сочинение - миниатюра, орфографическая работа 02.03
03.03
133 Контрольная работа № 5 (зачёт по разделу «Лексикология и фразеология») 1 ч Урок контроля Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы Уметь: решать тестовые задания Тестовые задания 04.03
134 Анализ контрольной работы 1ч Урок коррекции Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы Уметь: анализировать ошибки Работа над ошибками 04.03
Морфология ( 62 часа)
135-137 Морфология как раздел лингвистики. Слово как часть речи 3 ч Уроки изучения нового материала Морфология как раздел лингвистики. Слово как часть речи Знать: что изучает морфология
Уметь: правильно определять части речи по их признакам Вопросы и задания, сочинение - миниатюра 05.03
06.03
10.03
Имя существительное (19 часов)
138-139 Имя существительное как часть речи. Употребление существительных в речи 2 ч Уроки повторения и обобщения изученного Имя существительное как часть речи. Употребление существительных в речи Знать: признаки имен существительных
Уметь: распознавать в тексте имена существительные, определять их признаки Вопросы и задания, сочинение - миниатюра 11.03
11.03
140-141 Правописание суффиксов -ЧИК,
-ЩИК 2 ч Урок изучения нового материала Орфограмма Знать: правила правописания слов с данной орфограммой
Уметь: правильно писать слова с данной орфограммой Вопросы и задания, орфографическая работа, лексическая работа 12.03
13.03
142 Правописание суффиксов -ЕК, -ИК (-ЧИК) 1 ч Урок изучения нового материала Орфограмма Знать: правила правописания слов с данной орфограммой
Уметь: правильно писать слова с данной орфограммой Вопросы и задания, сочинение - миниатюра 16.03
143-146 Постоянные морфологические признаки имён существительных
4 ч Комбинированные уроки Морфология. Признаки. Алгоритм определения признаков существительных Знать: постоянные морфологические признаки имён существительных
Уметь: определять постоянные морфологические признаки имён существительных Вопросы и задания, орфографическая работа, сочинение - миниатюра 17.03
18.03
19.03
20.03
147 Изложение 1 ч Урок развития речи Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план, писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль Составление плана изложения, орфографическая работа, изложение по тексту упр.555 18.03
148 Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными 1 ч Уроки изучения нового материала Орфограмма Знать: правила правописания слов с данной орфограммой
Уметь: правильно писать слова с данной орфограммой Вопросы и задания, орфографическая работа 23.03
149-150 Непостоянные морфологические признаки имён существительных 2 ч Комбинированный урок Морфология. Признаки. Алгоритм определения признаков существительных Знать: непостоянные морфологические признаки имён существительных
Уметь: определять непостоянные морфологические признаки имён существительных Вопросы и задания, орфографическая работа 24.03
25.03
151 Безударные окончания Е-И в именах существительных 1 ч Комбинированный урок Орфограмма Знать: правила правописания слов с данной орфограммой
Уметь: правильно писать слова с данной орфограммой Вопросы и задания, сочинение - миниатюра, орфографическая работа 25.03
152-153 Синтаксическая роль имён существительных 2 ч Уроки изучения нового материала Синтаксис. Синтаксическая роль имён существительных Знать: какую синтаксическую роль может выполнять в предложении имя существительное
Уметь: определять синтаксическую роль имени существительного Вопросы и задания, сочинение - миниатюра 26.03
27.03
154-155 Культура речи. Правильное употребление имён существительных 2 ч Уроки изучения нового материала Культура речи. Употребление имён существительных Знать: правила употребления имён существительных в речи
Уметь: правильно употреблять имена существительные в речи Вопросы и задания, орфоэпическая, лексическая работа, работа со словарями, сочинение - миниатюра 30.03
06.04
156 Контрольная работа № 6 (диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное») 1 ч Урок контроля ЗУН Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы Постоянные и непостоянные признаки имён существительных. Правильное употребление существительных в речи Диктант с грамматическим заданием 07.04
Имя прилагательное (13 часов)
157-158
Имя прилагательное как часть речи 2 ч Уроки повторения и обобщения изученного Морфология. Имя прилагательное как часть речи. Согласование прилагательных с существительными. Правописание окончаний прилагательных Знать: значение, морфологические признаки прилагательных, правило правописания безударных окончаний имен прилагательных
Уметь: анализировать морфологические признаки прилагательного в сочетании с существительным, от которого оно зависит, уметь употреблять прилагательные в речи Вопросы и задания, работа с текстом, сочинение - миниатюра, изложение - миниатюра 08.04
08.04
159 Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Алёнушка» 1 ч Урок развития речи Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению Уметь: писать сочинение на заданную тему, связно и последовательно излагать свои мысли Лексическая работа, орфографическая работа, работа с планом сочинения 09.04
160-162 Лексико – грамматические разряды имён прилагательных 3 ч Уроки изучения нового материала Лексико – грамматические разряды имён прилагательных Знать: лексико – грамматические разряды имён прилагательных
Уметь: определять лексико – грамматические разряды имён прилагательных Вопросы и задания, сочинение - миниатюра 10.04
13.04
14.04
163-165 Непостоянные морфологические признаки имени прилагательного 3 ч Комбинированные уроки Непостоянные морфологические признаки имен прилагательных Знать: непостоянные морфологические признаки имен прилагательных
Уметь: определять непостоянные морфологические признаки имен прилагательных Вопросы и задания, орфографическая работа 15.04
15.04
16.04
166 Правописание безударных окончаний имён прилагательных 1 ч Урок повторения и обобщения изученного Орфограмма Знать: правила правописания слов с данной орфограммой
Уметь: правильно писать слова с данной орфограммой Вопросы и задания, орфографическая работа 17.04
167 Синтаксическая роль имени прилагательного 1 ч Урок изучения нового материала Синтаксическая роль имен прилагательных Знать: в чем заключается синтаксическая роль имени прилагательного
Уметь: правильно определять синтаксическую роль имени прилагательного Вопросы и задания, сочинение - миниатюра 20.04
168 Культура речи. Правильное употребление прилагательных в речи 1 ч Уроки изучения нового материала Культура речи. Правильное употребление прилагательных в речи Знать: правила употребления прилагательных в речи
Уметь: правильно употреблять прилагательные в речи Вопросы и задания, орфоэпическая работа, лексическая работа, орфографическая работа, сочинение - миниатюра 21.04
169 Контрольная работа № 7 (тестирование по теме «Имя прилагательное») 1 ч Урок контроля ЗУН Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы Уметь: писать текст под диктовку, выполнять грамматические задания к нему Тестовые задания 22.04
Глагол
(22 часа)
170 Глагол как часть речи 1 ч Уроки повторения и обобщения изученного Морфология. Глагол как часть речи Знать: морфологические признаки глагола
Уметь: распознавать морфологические и синтаксические признаки глаголов Вопросы и задания, орфографическая работа, изложение - миниатюра, сочинение - миниатюра 22.04
171-172 Инфинитив 2 ч Урок изучения нового материала, урок закрепления изученного материала Инфинитив Знать: что такое инфинитив, правило написания глаголов в инфинитиве
Уметь: распознавать инфинитив, правильно писать глаголы в инфинитиве Вопросы и задания, орфографическая работа, сочинение – миниатюра 23.04
24.04
173-176 Постоянные морфологические признаки глагола 4 ч Уроки изучения нового материала Постоянные морфологические признаки глагола Знать: постоянные морфологические признаки глагола
Уметь: правильно определять постоянные морфологические признаки глагола Вопросы и задания, орфографическая работа. сочинение - миниатюра 27.04
28.04
29.04
29.04
177 Правописание корней с чередующимися гласными Е-И1 ч Комбинированный урок Орфограмма Знать: правила правописания слов с данной орфограммой
Уметь: правильно писать слова с данной орфограммой Вопросы и задания, орфографическая работа 30.04
178 Непостоянные признаки глагола. Изменение глагола по наклонениям 1 ч Комбинированный урок Непостоянные морфологические признаки глагола. Наклонения глагола. Изменение глагола по наклонениям Знать: непостоянные морфологические признаки глагола
Уметь: правильно определять непостоянные морфологические признаки глагола Вопросы и задания, орфографическая работа 05.05
179 Условное наклонение 1 ч Урок изучения нового материала Условное наклонение Знать: правила образования условного наклонения глагола
Уметь: образовывать условное наклонение глагола Вопросы и задания, сочинение - миниатюра, орфографическая работа 06.05
180-181 Повелительное наклонение 2 ч Уроки изучения нового материала
Повелительное наклонение Знать: правила образования повелительного наклонения глагола
Уметь: образовывать повелительное наклонение глагола Вопросы и задания, орфографическая работа, изложение - миниатюра 06.05
07.05
182-184 Изъявительное наклонение 3 ч Уроки изучения нового
Изъявительное наклонение Знать: правила образования изъявительного наклонения глагола
Уметь: образовывать изъявительное наклонение глагола Вопросы и задания, сочинение - миниатюра 08.05
12.05
13.05
185-186 Безличные глаголы 2 ч Урок изучения нового материала Безличные глаголы Знать: особенности безличных глаголов
Уметь: находить в тексте безличные глаголы Вопросы и задания, письмо по памяти 13.05
14.05
187 Изложение текста – повествования 1 ч Урок развития речи Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план, писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль Лексическая работа, орфографическая работа, составление плана изложения, изложение 15.05
188 Синтаксическая роль глагола 1 ч Урок изучения нового материала Синтаксическая роль глагола Знать: о синтаксической роли глагола
Уметь: определять синтаксическую роль глагола Вопросы и задания 18.05
189 Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи 1 ч Уроки изучения нового материала Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи Знать: правила употребления глаголов в речи
Уметь: правильно употреблять глаголы в речи Вопросы и задания, изложение - миниатюра, орфографическая работа 19.05
190 Повторение по теме «Глагол» 1 ч Уроки повторения и обобщения изученного Морфологические признаки глаголов. Синтаксическая роль глаголов. Правильное употребление глаголов в речи Знать: морфологические признаки глаголов, какова синтаксическая роль глаголов
Уметь: правильно определять морфологические признаки глаголов, правильно употреблять глаголы в речи Вопросы и задания, сочинение - миниатюра 20.05
191 Контрольная работа № 9 (диктант с языковым анализом текста по теме «Глагол») 1 ч Урок контроля ЗУН Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы Уметь: писать текст под диктовку, выполнять грамматические задания к нему Диктант с языковым анализом текста 20.05
Повторение изученного в 5 классе (6 часов)
192 Повторение по итогам года. 1 ч Урок повторения и обобщения изученного Лингвистика и предмет её изучения Знать: что такое лингвистика, основные разделы лингвистики
Уметь: определять, что изучает тот или иной раздел лингвистики Вопросы и задания, орфографическая работа 21.05
193 Промежуточная аттестация 1 ч Урок контроля ЗУН Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы Уметь: писать текст под диктовку, выполнять грамматические задания к нему Диктант с языковым анализом текста 22.05
194-198 Повторение по итогам года. 5 ч Урок повторения и обобщения изученного Лингвистика. Разделы лингвистики Знать: что такое лингвистика, основные разделы лингвистики
Уметь: определять, что изучает тот или иной раздел лингвистики Вопросы и задания. орфографическая работа 26.05
27.05
27.05
28.05
29.05
199-210 Резервные уроки 12 ч