Технологическая карта урока литературное чтение .Тема : М.М.Пришвин Предмайское утро.Глоток молока

Литературное чтение (1класс)
Тема
М. М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока

Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством М. М. Пришвина, его произведениями, развития речи, памяти и логического мышления

Тип урока
Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)
Слушают текст в чтении учителя; воспроизводят на слух слова, которые помогают представить картину природы; читают текст самостоятельно; рисуют словесные картины; называют героев рассказа; отвечают на вопросы по содержанию; рассказывают о герое рассказа с помощью опорных слов, составляют синквейн.

Личностные результаты
Проявляют интерес к изучению природы

Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные: общеучебные – применяют метод познания окружающего мира – наблюдение; логические – осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Основное содержание темы, понятия и термины
М. М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока». Природа нашей Родины. Жизнь животных и растений. Отношение человека к родной природе. Текст-описание

Ход урока
Этапы урока
Формы, методы, методические приёмы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вид и форма
контроля




Осуществляемые
действия
Формируемые
умения


I. Организация начала урока
2 минуты
Фронтальная. Словесный. Слово учителя
Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Проявляют готовность начать учебную деятельность
Фронтальный. Наблюдение учителя

II. Постановка учебной задачи
1 минута
Фронтальная. Словесный. Беседа
– Прочитайте фамилию писателя
Читают фамилию и отвечают на вопросы
Принимают учебную задачу
Фронтальный. Устные ответы



– Вы знаете этого писателя, какие рассказы он написал? А узнать хотите? Тогда за дело!




III. Усвоение новых знаний
1. Жизнь и творчество М. М. Пришвина
5 минут
Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя
Рассказ о жизни и творчестве М. М. Пришвина с опорой на портрет и выставку книг
Слушают рассказ учителя, рассматривают выставку книг М. М. Пришвина
Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес
Фронтальный. Наблюдение учителя

2. Чтение вводного текста (учебник, с. 102) 5 мин.
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа
– О чем писал М. М. Пришвин? Почему?
Читают текст, отвечают на вопросы
Определяют основную тематику произведений
Фронтальный. Чтение, устные ответы

3. Работа с рассказом «Предмайское утро». Первичное чтение учителем. Повторное чтение
7 минут
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа
– О чем рассказ?
– Что происходит в природе?
– Какие почки на березах?
– Чем пахнет в лесу?
- Что значит: лес не одет, дымиться первая зелень (прямое или переносное значение?)
- Какое время года описывает автор? (Сколько времен года?)
– Перескажите рассказ.
– Если понаблюдать за природой в один из весенних дней, то что можно увидеть? Опишите.
Это текст описание, повествование или рассуждение ? (описание)
Слушают текст в чтении учителя, отвечают на вопросы. Читают, пересказывают рассказ.
Работа с текстом :
1.Значение слов: горизонт, зеленя.
2.Как вы думаете почему автор дал такие описания месяцам : март-свет, апрель-вода, май-цвет ?
3.Сколько предложений в тексте? Как вы определили?
Воспринимают на слух содержание рассказа.
Читают текст самостоятельно. Отвечают на вопросы по содержанию. Представляют картину природы.
Учатся делать выводы.
Фронтальный. Чтение, беседа, работа с текстом

Физкультминутка
3 минуты
Групповой
Мы пришли сегодня в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
Заучивание наизусть, тренировка памяти.
Физическая и эмоциональная разгрузка.



Звуковая разминка
5 минут
Групповой, парный
1.Чистоговорка. Произносим четко, чтобы хорошо было слышно все звуки.
ка-ка-ка – подарили мне щенка,
ку-ку-ку – молоко даю щенку,
ок-ок-ок – замечательный щенок,
ик-ик-ик- - я к нему уже привык.
2. Скороговорка.
Пашкин пес палку нес.
- прочитайте скороговорку;
- произнесите ее про себя три раза;
- вслух по желанию; 1ряд – по одному, 2 ряд – в парах, 3 ряд – хором.
Молодцы!
- Ребята, а как можно заменить слово пёс? (Собака, щенок, четвероногий друг)
- Как называются слова сходные по значению? (синонимы)
1.Хором произносят чистоговорку, четко проговаривая звуки







2. - Читают скороговорку;
- Произносят ее про себя (шепотом)три раза;
- вслух по желанию; 1ряд – по одному,
2 ряд – в парах,
3 ряд – хором.
Артикуляционная гимнастика
Фронтальный,
групповой

4. Выразительное чтение рассказа «Глоток молока»
5 минут
Коллективная. Словесный. Чтение, беседа
Слушают чтение автора.
-Послушайте рассказ и скажите, соответствует ли иллюстрация тексту?
– Кто заболел?
– Почему она ничего не ела?
– От чего жизнь заиграла в глазах Лады?
– О чем подумал автор? Какой сделал вывод?
– Прочитайте диалог героев.
Читают рассказ, отвечают на вопросы, читают диалог с разными интонациям :
- властно
- с просьбой
-вопросительно
-ласково
Осмысленно читают, соблюдая интонацию и знаки препинания. Называют героев произведения, описывают их.
Коллективный. Чтение, устные ответы

IV. Закрепление знаний и способов действий.
5 минут
1. Работа с образцом синквейна
2. Составление
Синквейна по тексту «Глоток молока»
Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа
Парная. Словесный, практический.
– О ком рассказ ? (Собака)
– Как мы можем описать собаку?(грустная, заболевшая)
– Какие действия происходят в тексте?
(Отвертывалась, кушай, залакала)
- Ваше отношение к ситуации
(Ласковое слово лечит)
Вывод. (Выздоравливай)

Составляют синквейн.
Составляют синквейн, кратко описывая события. Соблюдают логику изложения
Фронтальный. Устные ответы, работа с картинкой
Парный. Рассказ по картинке

V.Рефлексивно-оценочный
4 минуты
Фронтальная. Словесный. Беседа
Песня
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно запомнилось и понравилось?
- Как люди должны относиться к «братьям нашим меньшим?»
Отвечают на вопросы учителя, исполняют песню «Не дразните собак..»
Анализируют и оценивают работу на уроке
Фронтальный. Устные ответы
Цветовая оценка.


15