Сценарный план интегрированного урока литературы и ИЗО по сказке К.Г.Паустовского Теплый хлеб
Сценарный план интегрированного урока литературы
и изобразительного искусства в 5 классе
( по литературной сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»)
Фролова Е.Э. –учитель русского языка и литературы
Сорокина Н.Г.- учитель ИЗОТема урока: Нравственные проблемы произведения. Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».
Цели:
1.Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе обсуждения нравственных проблем произведения.
2.Средствами предметов развивать память, речь обучающихся, умение сопоставлять и делать выводы, развивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения.
3. Расширить знания обучающихся о сельском пейзаже как о таком жанре в искусстве, которое предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражение в творческой деятельности.
4. Воспитывать доброту и чуткость через восприятие произведения,
воспитывать любовь к природе, чувство меры в изображении пейзажа языковыми и изобразительными средствами.
Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД:
Предметные результаты: коррекция знаний обучающихся об особенностях стиля литературной сказки К.Г.Паустовского; развитие умения вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения; расширение знаний обучающихся о сельском пейзаже; усвоение понятий пейзаж, колорит, иллюстрация, сострадание, сопереживание.
Метапредметные результаты
Личностные УУД: умение настраиваться на работу; желание получать новые знания, способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цели на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами на интегрированном уроке; проговаривать последовательность своих действий на этапе самостоятельной работы; вносить необходимые коррективы в действия свои и группы; оценивать правильность выполнения действий.
Познавательные УУД: анализировать полученную информацию; формулировать нравственные проблемы прочитанного произведения;
умение сравнивать, обобщать; умение ориентироваться в своей системе знаний (находить ответы на вопросы, используя текст литературной сказки, свой жизненный опыт, информацию, полученную на предыдущих уроках).
Коммуникативные УУД: умение выстраивать логическую цепочку рассуждений; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение слушать и слышать речь своих одноклассников и учителя; учиться работать в паре, в группе; формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные результаты:
совершенствование работы с токовым словарем, обогащение лексикона обучающихся; расширение представления о доброте
с точки зрения нравственного смысла, развитие умения вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения; воспитание любви к природе, чувства меры в изображении пейзажа языковыми и изобразительными средствами.
Основные понятия: пейзаж, колорит, иллюстрация, панно, сострадание, сопереживание, сочувствие.
Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство.
Ресурсы: учебник В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина; тестовые карточки; толковый словарь; портрет К.Г.Паустовского; иллюстрации к литературной сказке «Теплый хлеб», репродукции двух картин «Зимний вечер» Кондратенко и «Повеяло весной» К.Крыжицкого; учебная таблица «Изменение в пейзаже по тону и цвету в разное время суток»; музыкальное сопровождение; мультимедийное оборудование.
Время проведения урока: так как урок является интегрированным, то время проведения урока увеличивается до 60 минут с обязательной физминуткой или минутой релаксации.
Этапы урока
1.Организационный этап (мотивация к учебной деятельности). Приветствие преподавателей, включение обучающихся в учебную деятельность.
Мы рады вместе приветствовать всех вас на нашем немного необычном уроке. Будем заниматься литературой и изобразительным искусством. Но не надо пугаться. Вы у нас умные, красивые и практически взрослые ребята. Я уверена, к концу нашего занятия вы все добьетесь успеха. Улыбнитесь мне.
Диалог преподавателей литературы и изобразительного искусства:
– Ну а теперь – поговорим?
- Вы спросите: о чем?
– О разном и о прочем.– О том, что хорошо и хорошо не очень. Что-то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим?
– Поговорим. Нам будет интересно.
2. Целеполагание и мотивация.
Итак, незаметно для себя мы приступили к общению. Для серьезного разговора умные собеседники, а я вас считаю таковыми, всегда определяют тему общения.
Прочтите тему урока, она записана на доске. Выделите голосом слова, которые показались вам наиболее «ценными». Название темы послужит нам своеобразной «входной дверью» к содержанию разговора. Сегодня на уроке нам необходимо выяснить, так какие же нравственные проблемы поднимает К.Г.Паустовский в своей литературной сказке, какова же роль пейзажа в этом произведении?
Мы познакомились с вами с замечательной литературной сказкой К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Надеюсь, что вы внимательно её прочитали, а насколько внимательно – сейчас проверим.
3.Актуализация знаний.
Я предлагаю вам ответить быстро на вопросы теста
Работа с текстом:
Проверка знания текста. Работа проводится в любой форме (викторина, тест, игра), позволяющей проверить знание деталей и внимательность.
Вопросы Ответы
Какой масти был конь?
Кто взял себе коня?
Какое прозвище имел Филька?
Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня?
Что случилось в природе после этого?
Сколько лет назад был такой же мороз?
От чего, по мнению бабки, случился такой мороз?
Куда послала бабка Фильку в поисках совета?
Что посоветовал Фильке Панкрат?
Сколько времени дал Фильке Панкрат?
Кто был свидетелем беседы Фильки и Панкрата?
Что придумал Филька?
Что сделали люди для своего спасения?
Какую роль сыграла в спасении людей сорока?
Что принес Филька раненому коню?
Что конь сделал после того, как съел хлеб?
Почему сердилась сорока? Вороной
Мельник
Ну тебя
Кинул в снег
Метель
Сто
От злобы
К Панкрату
Изобрести средство от стужи
Час с четвертью
Сорока
Продолбить лед на реке
Продолбили лед около мельницы
Позвала теплый ветер
Буханку свежего хлеба
Положил голову на плечо Фильке
Ее никто не слушал
4. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)
Подведение итогов игры (теста, викторины).
а) Беседа:
- Почему жители деревни считали своим долгом кормить коня?
- Почему можно утверждать, что Филька – главный герой сказки?
-Как характеризует прозвище мальчика Фильку?
-Как вы оцениваете поступок Фильки, когда он ударил коня?
-В чем была жестокость Филькиного поступка?
- Как с помощью пейзажа (изображения начавшейся метели) Паустовский выражает своё отношение к произошедшему?
-Как вспоминал Филька метель? Почему автор использует в этом месте сказочный пейзаж?
-Для чего автор вводит в сказку рассказ бабки о событиях столетней давности?
-Как Филька слушал рассказ бабки? Можно ли предполагать, о чем он думал в это время?
-Как понять слова бабки об «охлаждении сердца»?
-Почему Филька отправляется за советом к Панкрату?
-Почему Филька был уверен, что деревенские ребята поддержат его?
-Что, по-вашему, спасло людей?
-Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, чудесным?
-Почему все радовались примирению коня с Филькой?
б) Работа в группах.
Задание для группы №1.
Как бабка объяснила начало мороза? Что понял Филька, слушая этот рассказ? Найдите в тексте.
Задание для группы №2.
В сказке говорится о спасении жителей деревни от гибели. Проследите за тем, как возникла стужа, а затем её сменила оттепель. Что в изображении мороза и оттепели явно от сказки, а что – от изображения живой природы? Найдите в тексте.
Итогом групповой работы будут выводы о том, что черты сказки и реалистического произведения переплетаются в этой литературной сказке. Очень важна мораль: человек ответственен за свои поступки, злое сердце – холодное сердце, от этого человек может даже умереть.
в) Работа в тетради. (Проверка домашнего задания)
В чем особенность сказки К. Паустовского? На уроках литературы мы читали волшебные сказки народов мира, сказки-истории Г.Х. Андерсена, С.Я.Маршака. Сказка К. Паустовского – это сказка-быль. Используя наши текстовые наблюдения, отметим реальное и волшебное.
Сказочное Быль
Мороз, который сковал деревню.
Сорока летала к теплому ветру.
Свист конского хвоста.
Как по волшебству меняется погода.
Превращение хлеба в плесень. Жизнь деревни
(подробности)
Предложим ученикам прочитать выписанные дома предложения, в которых Филька произносит свою любимую фразу.
- Как меняется интонация, с которой Филька произносит эту фразу? О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью этой интонации?
1. «Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом «Да ну тебя! Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!»»
2. «Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам»
3. «Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: «Да ну тебя!» - и прислушался».
4. «Да ну вас! Проклятые!» - кричал он на мышей, но мыши всё лезли из подпола.
5. «-Да ну его, Панкрата!» - сказал Филька и затих».
6. «-Да ну его! – сказал Филька. – Пробьём мы, ребята, и такой лед!»
- Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?
г) Беседа.
Читаем сцену прощения Фильки от слов: «На следующее утро Филька пришел вместе с ребятами к мельнице» до конца.
- Почему конь простил Фильку?
- Кто помог Фильке заслужить прощение коня? Дети, старики и даже сорока помогали, но первый шаг Филька сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал всё Панкрату, и сам изобрел спасение от стужи.
5. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)
Анализ ответа-схемы на вопрос: «Найдите эпизод, без которого не было бы этой сказки?»
Слайд на доске, карточки на столе у каждого ученика
Эпизод, без которого не было бы этой сказки
Филька обижает лошадь
Страх, ветер, метель
Страх, боязнь того, что жители деревни умрут от голода и мороза
Увидел себя со стороны во время рассказа бабки о солдате
Чувство стыда, сострадание, сопереживание, сочувствие
Совершил поступок (пошел к мельнику в мороз, покаялся, получил совет, принял решение, выполнил задуманное благодаря дружной работе, помирился с конем)
6. Реализация построенного проекта.
Подумайте, пожалуйста, и сделайте вывод: чему же научила нас сказка? (Учиться отвечать за свои поступки).
7. Первичное закрепление во внешней речи
а) Словарная работа. Найти в толковом словаре лексическое значение слов сострадание, сопереживание, сочувствие и предложить ребятам подумать над тем, являются ли данные слова синонимами.
б) Работа над смыслом названия сказки
-Как можно было бы назвать эту сказку? (Эту сказку К.Г.Паустовского можно было бы назвать «Раненый конь», «Сказка о чуде, которое случилось в деревне Бережки», «Как сорока тепло принесла» и т. д.)
-Почему автор называет её «Теплый хлеб»? (Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в своей сказке. Все от рук человеческих, его труд, его сердце. Хлеб – это жизнь, которую можно сохранить добром, любовью и трудом. Название символическое.)-Ребята, как вы думаете, творить зло легко? Неужели делать добро труднее? Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться доступно лишь немногим. Цель писателя – помочь нам в этом.
8. Минута релаксации.
– Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.
9. Беседа о «трудности добра».
– Продолжим работу дальше? Что вы можете сказать о человеке, который написал эту сказку? Что его отличает от других людей? (доброта)
– Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте.
Паустовский – мастер пейзажа. Картины природы, которые создает писатель, помогают живо и ярко представить себе место действия этой сказки, душевное состояние героя, заглянуть в будущее. В пейзаже проявляется и отношение Паустовского к природе, его активная любовь к ней. Пейзаж – герой сказки, вступающий во взаимодействие с человеком не в качестве неодушевленного предмета, а на равных. Описывая пейзаж, Паустовский особое внимание уделяет подробностям. Каждая деталь значительна. Давайте вместе прочитаем еще раз описание зимнего пейзажа.
Беседа по прочитанным отрывкам:
- Какие средства изобразительной выразительности использует автор? (должны были выписать в тетрадь дома)
Олицетворение – завыл, засвистел ветер, ревела метель, мороз прошёл, ивы поседели от стужи, снег пел под ногами, солнце поднялось.
Метафора – примерзли к небесному своду, воздух замерз.
Эпитеты – голые деревья, снежная пыль, колючий мороз, пронзительный ветер, жгучая пустота
-Какую роль играет это описание в дальнейшем развитии действия? (вводит нас в атмосферу ожидания чего – то необычного, настораживающего).
Блок урока изобразительного искусства
1.Целеполагание и мотивация
Учитель ИЗО:
Вот как точно автор задал тему нашего урока, на котором вы должны будете научиться передавать красками состояние природы и села, создать разные по эмоциональному состоянию рисунки на тему «Зимний пейзаж».
2.Актуализация знаний
-Так что же такое пейзаж? (Жанр живописи, в котором основой является изображение природы)
-Почему каждому человеку близок и понятен пейзаж? (человек в природе живет, творит и восхищается ее красотой).
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)
-Что необходимо знать и уметь, чтобы нарисовать пейзаж? (Уметь изображать пространство, надо знать плановость и перспективу)
-Что же означает слово перспектива? (наука, изображающая законы линейного построения при разном удалении).
Какой должен быть I план - ближний? (теплый и контрастный); II план - средний? (тона мягкие); III план – дальний? (холодный светлый). Мы можем, безусловно, говорить о понятии организации пространства. Применительно к живописи оно заключается в нахождении правильного соотношения планов картины. А колорит - душа живописи, музыка красок, освещение, гамма тонов картины, создающая настроение созвучное замыслу мастера. Колорит - соотношение красок по тону. Колорит раскрывает образную мысль художника, это средство выразительного изображения, которое хотел вложить мастер в свое настроение. Возьмем хотя бы 2 полотна «Повеяло весной» К.Крыжицкого и «Зимний вечер» Кондратенко. Как своеобразен колорит каждой из этих работ, как не похожи они друг на друга! Художник Кондратенко показал нам российскую деревню. Обоз тихо, но уверенно пришел к месту назначения. Какие чувства рождают в нас просмотр этой картины? Желание быстрей попасть домой, сесть у теплой печки и отдохнуть после долгого путешествия. Мы видим, что художник применил холодную палитру, тона здесь блеклые и приглушенные. Тоскливые и печальные думы вложил в свое полотно Кондратенко. У Крыжицкого краски звучные, радостные. Хоть мы и наблюдаем зиму холод, но душа все равно тянется к теплу, дающему жизнь. И потому так хочется проникнуть в таинство смены времен года, почувствовать новые ощущения. И вот мы уже различаем солнечные сиреневатые тени голых деревьев на снегу, мокрые от тающего снега стволы могучих дубов. Повеяло весной... Солнечный свет, играя на оранжевой сторожке, теряющейся за деревьями, создает в душе звонкое радостное настроение. В природе что-то изменилось, и только мы, зрители, впервые заметили этот праздник наступающей весны...
5. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)
Подчас живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое волнение, будит тонкие струны души. Такой пейзаж называется «Пейзаж настроения». Многие художники изображали пейзаж, стараясь передать в нем свое отношение и настроение с помощью цвета. Давай те посмотрим на зимние пейзажи, палитра которых меняются зависимости от настроения художника.
Если мы внимательно присмотримся к зимним пейзажам, то увидим различные оттенки снега, где он голубоватый, где сероватый, а на вечерних пейзажах даже розоватый. Чем морознее день, тем светлее снег, а в вечернее время снег получается теплым озаренный вечерним солнцем. Большое значение в зимнем пейзаже играет небо. Оно четко подсказывает, какое время суток на картине, и какое настроение хочет показать художник.
Показ слайдов.
Все просмотренные зимние пейзажи до крайности знакомо русскому человеку, все чрезвычайно скромно и просто, но в то же время представляет «мир высокой поэзии». Здесь показана разработанная в нюансах колористическая гамма, которая как нельзя лучше передает состояние природы, ее эмоциональное звучание. Цвет должен быть согласован по законам гармонии, которые в живописи носят название – колорит. Художнику свойственен свой взгляд на события, он сопереживает, страдает. Радуется удачам – то есть пропускает явления, через свое сердце, вкладывает свои мысли и чувства.
-Что вы можете сказать о колорите каждого из фрагментов?
-Как меняется тон?
Природа России удивительна, красива и многообразна. Русский пейзаж в лучших его воплощениях, прежде всего, является центром глубоких переживаний. (Ответы учеников).
Сегодня мы не просто рисуем зимний пейзаж, а будем иллюстрировать сказку Паустовского К.Г. «Теплый хлеб“ Что же такое иллюстрация? Иллюстрация – это картинка в книге, которая передает то, о чем в книге написано.
6. Первичное закрепление во внешней речи
А теперь представьте такие картины из сказки Паустовского «Теплый хлеб». Давайте ещё раз прочитаем отрывки, в которых автор показал красоту и изменчивость русской природы.
Выразительное чтение отрывков из текста учениками.
1.И тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти. Солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга. Ревела, обезумев, метель.
2.А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды
примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались. В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму. И в это утро поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы.
3. После полудня небо затянулось низкими облаками, и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом. Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки.
Учитель ИЗОПредставили картину, теперь у вас должен родиться замысел, в котором будет заключена вся прелесть и таинственность этого пейзажа. А мы помним, что красками можно поистине очаровать зрителя, заставить его не только засмеяться, но и задуматься. Красочная палитра – это чародейка цвета.
Природа России удивительна, красива и многообразна. Нужно учитывать, что избы в середине 20 века в деревнях были бревенчатые, а крыша накрывалась большим слоем соломы. И особенно подчеркивает деревенский колорит самодельно выполненные изгороди (самодельно сплетенный из прутьев забор).
7. Реализация построенного проекта.
Практическая работа.
На прошлых уроках мы нарисовали зимний пейзаж, а теперь вы должны изобразить иллюстрации к произведению и передать настроение прослушанных фрагментов.
Вы должна учитывать и воздушно – цветовую перспективу:
Ночь – черный, серый;
Морозный день – ярко - синий;
Вечер – фиолетовый;
Чтобы оживить пейзаж можно вырезать и доклеить силуэты, каких либо животных (лошадей, сороку) людей. Если вы пожелаете передать метель, то можно с помощью щетки набрызгать белой гуашью или зубной пастой показать снег. Наклонить деревья, чтобы продемонстрировать ветер. Вы должны выбрать описание одного из пейзажей и попробовать проиллюстрировать сказку.
Во время практической работы учитель делает целевые подходы к каждой группе обучающихся, производит контроль организации рабочего места, поправляет эскизы. Вместе с учителем ребята вывешивают свои работы в зависимости от переданного фрагмента.
Ребятам предлагается эмоционально описать иллюстрации для каждого фрагмента зимнего пейзажа.(3)
Рефлексия деятельности (итоги урока). Итоги урока подводят и учитель ИЗО, комментируя фрагменты пейзажей и выставляя оценки, и учитель литературы, анализируя работу каждого обучающегося, проверив обязательно тесты.
Учитель ИЗО:
Подводит итоги урока и оценивает работы обучающихся.
Д/З. Проиллюстрируйте, пожалуйста, как вы образно понимаете слово «добро», как вы его представляете? Какие краски будете использовать?
Учитель литературы:
– Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости ваших сердец. Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она как волшебное лекарство вылечивает от многих недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми, нужно тоже отвечать добром. Детское сердце не должно «охлаждаться», ибо все – и хорошее и плохое начинается с детства.
А завещанием вам прозвучат слова писателя: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар».
– Своим необычайно ярким и неповторимым творчеством К.Г.Паустовский заслужил эту улыбку. Эту улыбку заслужили и вы своими достойными ответами (озвучивание оценок, полученных на литературной части урока). К.Г.Паустовский говорил, что значение писателя определяется тем, какие чувства, мысли, поступки вызывают его книги, обогащают ли они людей новыми знаниями, вызывают ли добрые чувства. Об этом вы подумаете дома.
Домашнее задание: напишите сочинение – миниатюру на тему: «О чем заставила меня задуматься сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»? Это должно быть сочинение – рассуждение. Вспомните, пожалуйста, как оно должно быть построено? (тезис – аргументы – вывод)