Синтаксический и пунктуационный разбор БСП


Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор  БСП.
Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний.
Цели:
Образовательные:
систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;
углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения.
Развивающие:
развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;
развивать умения создавать схемы БСП;
развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
Воспитательные:
воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;
воспитывать интерес и любовь к русской и зарубежной литературе.
Методы:
по характеру познавательной деятельности учащихся:
частично-поисковый,
по степени активности учащихся:
творческие;
по источнику знаний:
словесные,
практические,
наглядные,
использование АРМ;
по стимулированию и мотивации:
познавательные,
эмоциональные;
;
по контролю и самоконтролю:
устный,
письменный,
Формы организации познавательной деятельности учеников:
индивидуальные,
фронтальные,
групповые.
Оборудование и наглядные пособия:
АРМ учителя,
учебник «Русский язык. 9 класс» тетради учащихся,
плакаты,карточки
Презентация,
I. Организационный момент.II. Постановка темы и целей урока.III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных    предложений.IV. Проверка и коррекция знаний и навыков учащихся.V. Актуализация опорных знаний по синтаксической стилистике.VI. Заключительная проверка знаний.    VII. Итоги урока.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.
II. Постановка темы и целей урок: запись числа и темы урока в тетрадях.
Слайд 1 – тема урока.III. 1 Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений
– Ребята, н ачертите шкалу нужных знаний от 1-10 . Отметьте на каком уровне каждый из вас находится.
3 Рефлексия: - Зачем мы начертили шкалу?
- На каком уровне знаний каждый из вас находится?
-Какие задачи сегодня ставите перед собой?
Опросить 2-3 учащ.
Слайд 2 –  цели работы: знания и умения, которые вы сегодня должны повторить, систематизировать и показать:
виды сложных предложений в русском языке;
характер смысловых отношений между частями БСП;
навыки постановки знаков препинания в БС;умет строить схемы БСП;
умет заменять сложные союзные синтаксическими синонимами.
4 Деление на группы-команды – названия команд впредложениях, которые нужно составить
Задания группам : из данных словосочетаний собрать предложения , так чтобы в итоге у нас получились ССП, СПП , БСП
5Фронтальный контроль знаний
6.У каждого учащегося оценочный лист
7 Творческое задание: по составить БСП и произвестисинтакс .разбо р на темы:
1- ЭКСПО;
2- Универсиада;
3- Социальные сети
на слайде алгоритм разбора БСП
8Взаимопроверка по группам
9 Удоски работают по карточкам 2 учащихся:
10 - Пунктограммы в БСП , вывести схему
Первая груп.:
1. [     ], (чтобы)2. [     ] : [причина].3. [туда], (откуда).4. [     ] – [ быстрая смена событий].5. [     ], [     ], [     ].6. (Если), [     ].Вторая груп.:
1. [     ], однако [     ].2. [     ] : [     ], [     ].3. Либо [     ], либо [     ].4. (Когда), [     ].5.  [ время    ] – [     ].6. [ условие    ] – [     ].- Опрос, воспроизводящий знание учащихся о постановке знаков в  БСП:
– Расскажите о видах интонации и характере смысловых отношений в БСП.
Слайд 3 (3-й гр)
Виды интонации и смысловые отношения в БСП
перечислительная интонация при соединительных отношениях между частями БСП пояснительная интонация при причинно-пояснительных отношениях между частями БСП результативно-следственнаяинтонация при противопоставлении или времени, условии и следствии
– Расскажите о видах знаков препинания между частями в БСП и  условиях их выбора.
Слайд 4 (2-й г)
Запятая меду частями БСП:
части БСП обозначают одновременность или последовательность событий,
тесно связаны между собой по смыслу,
обычно кратки,
произносятся тоном перечисления,
! между частями БСП мысленно можно поставить союз И.
Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.  [  ], [  ], [  ]. БСП
Слайд 5 (1-г)
Точка с запятой между частями БСП:
части БСП менее связаны по смыслу,
более распространены,
содержат собственные знаки,
к концу предложения голос понижается, возникает пауза.
Сел да поехал; ах, хорошо!  [ да ], [межд.,  ]! БСПКрой да песни пой; шить станешь – наплачешься.  [  да  ], [  ]. БСПСлайд 6 (2-г)
Двоеточие между частями БСП:
1. если второе пд указывает причину того, о чём говорится в первом
[     ] : [причина]. БСП                 Богатому не спится: богатый вора боится.(=потому что; так как)
2. есливтороепд поясняет первое или к. – н. его член
[     ] : [пояснение]. БСП              Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.(=а именно; то есть)
3. если второе пд дополняет первое
 [     ] : [дополнение]. БСП           Пора понять: ты за себя в ответе.(=что; и увидел, что…; и понял, что...)
Слайд 7 (1 г)
Тире между частями БСП:
1. Если в пд содержится противопоставление противопоставление[     ] – [    ]. БСП                               Труд человека кормит – лень портит.(=а, но)                                              Тьма света не любит – злой доброго не терпит.
2. Еслипервоепд обозначает время или условие действия, о котором говорится во втором пд[ Время, условие ] – [     ]. БСП          Проголодаешься – хлеба достать догадаешься.(= если…; когда…)                          Любишь кататься – люби и саночки возить.
3. Есливтороепд заключает в себе следствие или вывод того, что говорится в первом пд[     ] – [вывод, следствие]. БСП       Раз солгал – на век лгуном стал.(= так что; поэтому)                        Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
4. Если пд рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действибыстрая смена событий
[     ] – [    ]! БСП                               Я за свечку – свечка в печку!Вот солнышко пригрело – трель зазвенела.
5. Есливтороепд, содержит сравнение того, о чём говорится в первом пд[     ] – [сравнение]. БСП                  Молвит слово – соловей поет.(= словно; как; будто; точно; что)
IV. Проверка и коррекция знаний и навыков учащихся
1) Рефлексия анализа БСП
– Повторим алгоритм рассуждения при анализе БСП:
Слайд 3.
Алгоритм анализа БСП:
найти грамматические основы;
определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП;
поставить необходимый знак препинания;
построить схему БСП.
11. Составление и защита кластеров о БСП –
12Дом.задание
8 Итоги урока - вернуться к опорному листу самооценивания ,к шкале успешности , отметит на каком уровне оказались к концу сегодняш.урока.