МДК 01 Теория и практика сестринского дела Практическое занятие № 3 Тема занятия: «Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»
ГБПОУ СК «Буденновский медицинский колледж»
МДК 01 Теория и практика сестринского дела
«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 24232 Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
Практическое занятие № 3
ПМ 04 МДК 04.01 34.02.01 Сестринское дело
ПМ 05 МДК 05.01 31.02.02 Акушерское дело
ПМ 07 МДК 07.01 31.02.01 Лечебное дело
Тема занятия: «Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»
1. Цели занятия:
Учебная:
1. Формирование знаний о понятиях и терминах сестринского процесса, содержании этапов.
2. Формирование компетенций: ПК 2, 4, 5, 9; ОК 1-13.
3. Сформировать практический опыт: проведение сестринского обследования пациента;
выявление нарушенных потребностей пациента (на примере ситуационных задач); постановка сестринских диагнозов; применение стандартов сестринского ухода при планировании.
Воспитательная: воспитать уважительное отношение к правам и достоинствам пациента. Воспитывать ответственное отношение к выполнению профессиональных обязанностей, заботиться о безопасности своего здоровья и здоровья пациентов. Соблюдать принципы профессиональной этики.
Развивающая: способствовать развитию личностных качеств, необходимых в деятельности медицинской сестры, трудолюбия, развивать мыслительные способности, привить любовь к данной деятельности, активизировать познавательную деятельность студента.
2. Интеграционные связи
Дисциплины обеспечивающие: ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл ОГСЭ.01. Основы философии; ОП.00Общепрофессиональные дисциплины- ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП.02. Анатомия и физиология человека, ОП.03. Основы патологии, ОП.05. Гигиена и экология человека, ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии, ОП.09. Психология, ОП.11. Безопасность жизнедеятельности.
Дисциплины обеспечиваемые: ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий- МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение, МДК.01.02. Основы профилактики, МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению
ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, МДК.02.02. Основы реабилитации
ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях. МДК.03.01. Основы реаниматологии, МДК.03.02. Медицина катастроф.
3. Оснащение:
Дидактический материал: стандарты (технологии) действий медсестры, тесты, ситуационные задачи, графический диктант, тестовые задания, методические указания для самостоятельной работы на занятии.
4. Место проведения занятия: кабинет доклинической практики.
5. Основные этапы занятия:
Расчет времени:
Организационная часть (проверка формы одежды, готовность обучающихся к занятию, проверка присутствующих) – 5 минут.
Начальная мотивация учебной деятельности (название темы занятия, ее цели, значение связь с современностью, перспективы развития. Изложение плана проведения занятия) – 10 минут.Контроль знаний (тестовые задания, устный фронтальный опрос) – 30 минут.
Изучение нового материала – 15 минут.
Самостоятельная работа учащихся ( работа в дневниках, построение схем) – 180 минут.
Закрепление (решение тестовых заданий ) – 20 минут.
Подведение итогов занятия (работа над ошибками – анализ, выводы, выставление оценок с комментированием) – 5 минут.
Домашнее задание – 5 минут.
6. Ход занятия:
Методика проведения занятия и его содержание: практическое
Организационный момент: отмечается внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, цели с проведением мотивации и реализации профильности.
Проверка готовности студентов по теме данного практического занятия:
Контроль уровня знаний:
1. Фронтальный опрос.
Самостоятельная работа студентов:
Оформляют тетради и дневники, словарики.
На примере ситуационных задач определяют нарушение удовлетворения потребностей пациента, осуществляют постановку сестринских диагнозов.
Закрепление.
1. Тест 2 варианта.
2. Решение ситуационных задач.
Подведение итогов занятия:
Проведение анализа допущенных ошибок, выставление оценок с комментированием.
Домашнее задание: « Внутрибольничная инфекция. Инфекционный контроль в ЛПУ. Профилактика внутрибольничной инфекции».
Знать: понятия «ВБИ», «Инфекционный процесс». Пути и способы передачи возбудителей в ЛПУ. Санитарно-противоэпидемический режим в различных подразделениях ЛПУ. Нормативные документы, регламентирующие санэпид режим в ЛПУ.
Литература:
1. Т. П. Обуховец, О.В. Чернова «Основы сестринского дела».
2. Т.П. Обуховец «Основы сестринского дела. Практикум».
3. С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела».
4. С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Практическое руководство к предмету Основы сестринского дела».
Преподаватель
Парасич Н.Н.
Фронтальный опрос
Дайте определение понятия «сестринский процесс».
Сформулируйте цель сестринского процесса.
Перечислите этапы сестринского процесса.
Кратко опишите содержание каждого этапа сестринского процесса.
Продумайте структуру и значение документации к осуществлению сестринского процесса.
Опишите преимущества внедрения сестринского процесса в практическое здравоохранение.
Содержание сестринского обследования.
Источники информации о пациенте.
Методы обследования пациента.
Содержание субъективного метода обследования.
Содержание объективного метода обследования.
Субъективное и объективное обследование по каждой потребности.
Документирование полученных данных.
1-ый этап сестринского процесса, субъективное обследование;
2-ой этап сестринского процесса - сестринская диагностика;
3-ий этап сестринского процесса - планирование сестринских вмешательств;
4 и 5 этапы сестринского процесса.
Тест к теме: «Сестринский процесс. Документация к сестринскому прцессу»Вариант №1. Выберите один правильный ответ.
1. Краткосрочные цели решают в течение: а) 1 месяца.
б) 3 недель.
в) 2 недель.
2. Независимые вмешательства – это
а) Внутримышечная инъекция, назначенная врачом.
б) Беседа медсестры с пациентом по поводу предстоящей операции.
в) Внутривенная инъекция, назначенная врачом.
3. Цели должны быть:
а) Реальными и достижимыми.
б) Интересными и объемными.
в) Понятными для медсестры.
4. Сестринский процесс состоит из:
а) 3 этапов.
б) 4 этапов.
в) 5 этапов.
5. В первую очередь решают:
а) Потенциальные проблемы.
б) Настоящие проблемы.
в) Приоритетные.
6. К социальным проблемам относится:
а) Рвота.
б) Лихорадка.
в) Страх смерти.
г) Беспокойство по поводу увольнения с работы.
7. Первый этап сестринского процесса называется:
а) Постановка сестринского диагноза.
б) Реализация плана ухода.
в) Обследование пациента.
8. Информация о пациенте бывает:
а) Субъективная и объективная.
б) Хорошая и плохая.
в) Настоящая и прошлая.
9. К физиологическим проблемам пациента относиться:
а) Тошнота.
б) Дефицит общения.
в) Социальная изоляция.
10. К психологическим проблемам относиться:
а) Запор.
б) Социальная изоляция.
в) Чувство ложной вины.
Тест к теме: «Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»Вариант №2. Выберите один правильный ответ.
1. Долгосрочные цели решаются в течение:
а) 10-14 дней.
б) в течение 2 недель.
в) более 2-х недель.
2. Зависимое вмешательство – это:
а) Заполнение СИБ.
б) Помочь пациенту придать удобное положение во время приступа боли.
в) Закапывание капель в глаза, назначенное врачом. 3. Второй этап сестринского процесса называется:
а) Сбор информации.
б) Оценка результатов ухода.
в) Постановка сестринского диагноза. 4. К физиологической проблеме относиться:
а) Бессонница.
б) Отказ от приема лекарств.
в) Недоверие к мед. персоналу.
5. К психологическим проблемам относится:
а) Жажда.
б) Дефицит досуга.
в) Головная боль. 6. К социальным проблемам относиться:
а) Слабость.
б) Понос.
в) Плохое материальное положение.
7. Выберите сестринский диагноз:
а) Острый живот.
б) Гипертоническая болезнь.
в) Избыточное питание.
8. В первую очередь решают:
а) Существующие проблемы.
б) Потенциальные.
в) приоритетные. 9. Сестринский процесс состоит из:
а) 2 этапов.
б) 6 этапов.
в) 5 этапов. 10. На 3 этапе сестринского процесса медсестра:
а) Реализует план ухода за пациентом.
б) Составляет цели и план ухода за пациентом.
в) Оценивает результат ухода за пациентом.
Задача №1.
В пульмонологическом отделении находится на лечении пациент Т. 68 лет c диагнозом пневмония.
Жалобы на выраженную слабость, головную боль, кашель с отделением большого количества зловонной гнойной мокроты, однократно отмечал примесь крови в мокроте. Пациент лечился самостоятельно дома около 10 дней, принимал аспирин, анальгин. Вчера к вечеру состояние ухудшилось, поднялась температура до 400 С с ознобом, к утру упала до 360 С с обильным потоотделением. За ночь 3 раза менял рубашку. Усилился кашель, появилась обильная гнойная мокрота. Больной заторможен, на вопросы отвечает с усилием, безразличен к окружающим. Объективно: при перкуссии справа под лопаткой определяется участок притупления перкуторного звука. Дыхание амфорическое, выслушиваются крупнопузырчатые влажные хрипы.
Рентгенологические данные: в нижней доле правого легкого интенсивная инфильтративная тень, в центре которой определяется полость с горизонтальным уровнем жидкости. Общий анализ крови: ускоренная СОЭ, лейкоцитоз со сдвигом лейкоформулы влево. Задания.
Определите проблемы пациента;
сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задача №2
Пациент 38 лет находится на стационарном лечении в пульмонологическом отделении с диагнозом экссудативный плеврит. Жалобы на повышение температуры, одышку, боль и чувство тяжести в грудной клетке справа, сухой кашель, общую слабость, головную боль, нарушение сна. Считает себя больным 2 недели, ухудшение наступило в последние 2 дня: усилилась одышка, температура повысилась до 390 С, с ознобом и проливным потом. В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, депрессивен, жалуется на чувство страха, плохой сон. В контакт вступает с трудом, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое здоровье.
Объективно: сознание ясное, состояние тяжелое, больной лежит на правом боку. Кожные покровы чистые, бледные, влажные, цианоз носогубного треугольника. Дыхание поверхностное, ЧДД 40 в мин, правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания. Перкуторно ниже третьего ребра на задней поверхности грудной клетки определяется тупость. При аускультации дыхание справа не проводится. Пульс 120 уд./мин. АД 100/50 мм рт. ст. Рентгенологически - справа ниже третьего ребра интенсивное затемнение с верхней косой границей, со смещением органов средостения влево.
Задания.
Определите проблемы пациента;
сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Задача №3
При флюорографическом осмотре у 35 летнего мужчины было найдено слева в подключичной зоне инфильтративное неоднородное затемнение, с нечеткими контурами, диаметром 34 см. Направлен в стационар с диагнозом инфильтративный туберкулез верхней доли левого легкого. В последнее время пациент стал замечать быструю утомляемость, слабость, потливость, особенно по ночам, небольшое покашливание, снижение аппетита. Этому состоянию не придавал значения и никуда не обращался. Пациент обеспокоен своим заболеванием, волнуется за здоровье жены и детей, боится лишиться работы.
Объективно: состояние удовлетворительное, имеется дефицит веса, температура 37,20 С, в легких слева в верхних отделах дыхание ослаблено, хрипов нет.
Задания.
Определите проблемы пациента;
сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Задача №4.
Пациент Н. 17 лет поступил на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом ревматизм, активная фаза. Ревматический полиартрит. Жалобы на повышение температуры до 37,8С, боли в коленных, локтевых, лучезапястных суставах летучего характера, неприятные ощущения в области сердца, общую слабость, снижение аппетита. Больным себя считает в течение двух недель, заболевание связывает с перенесенной ангиной. Пациент плохо спит, тревожен, выражает беспокойство за исход болезни, боится остаться инвалидом.
Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы чистые, коленные, локтевые, лучезапястные суставы отечны, горячие на ощупь, болезненные, кожа над ними гиперемирована, движение в суставах не в полном объеме. В легких патологических изменений нет, ЧДД=18 в мин. Тоны сердца приглушены, ритмичны, пульс 92 уд./мин., АД=110/70 мм рт. ст.
Задания.
Определите проблемы пациента;
сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Эталон ответов.
Тест №1.
1-в 2-б 3-а 4-в 5-в
6-г 7-в 8-а 9-а 10-в
Тест №2.
1в 2-в 3-в 4-а 5-б
6-в 7-в 8-в 9-в 10-б
Задача №1.
Проблемы пациента
Настоящие: лихорадка, кашель со зловонной мокротой, беспокойство по поводу исхода заболевания. Потенциальные: ухудшение состояния пациента, связанные с развитием осложнений, кровотечение, дыхательная недостаточность. Приоритетная проблема: кашель с обильной гнойной мокротой.
Краткосрочная цель: улучшение отхождения мокроты к концу недели.
Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб на кашель со зловонной мокротой к моменту выписки.
План Мотивация
1. Обеспечение пациента плевательницей с притертой крышкой, заполненной на 1/3 дез. раствором. Для сбора мокроты с гигиенической целью.
2. Создание пациенту удобного положения в постели (постуральный дренаж). Для облегчения дыхания и лучшего отхождения мокроты.
3. Обучение пациента правильному поведению при кашле. Для активного участия пациента в процессе выздоровления.
4. Обучение пациента дыхательной гимнастике, направленной на стимуляцию кашля. Для улучшения кровообращения и отхождения мокроты.
5. Контроль за выполнением пациентом комплекса дыхательных упражнений. Для эффективной микроциркуляции в легочной ткани.
6. Обеспечение доступа свежего воздуха путем проветривания палаты. Для улучшения аэрации легких, обогащения воздуха кислородом.
7. Проведение беседы с родственниками об обеспечении питания пациента с высоким содержанием белка, витаминов и микроэлементов. Для компенсации потери белка и повышения защитных сил организма.
8. Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента: измерение АД, ЧДД, пульса, температуры тела. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений.
Задача№2.
Проблемы пациента
Настоящие: одышка; лихорадка; нарушение сна; беспокойство за исход лечения;
Потенциальные: сепсис; легочно-сердечная недостаточность.
Приоритетная проблема: одышка. Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение одышки на 7-й день стационарного лечения. Долгосрочная цель: пациент не предъявит жалоб на затруднения дыхания к моменту выписки.
План Мотивация
1. Обеспечить проведение оксигенотерапии. Для купирования гипоксии.
2. Обеспечить психологическую подготовку больного к плевральной пункции. Для снятия страха перед процедурой.
3. Подготовить необходимые инструменты и медикаменты для проведения плевральной пункции. Для уточнения диагноза и лечения.
4. Обеспечить регулярное проветривание палаты. Для притока свежего воздуха, уменьшения гипоксии.
5. Обеспечение обильного теплого витаминизированного питья больному. Для восполнения потерь жидкости, повышения иммунных сил организма.
6. Обучение пациента лечебной физкультуре с элементами дыхательной гимнастики. Для предупреждения спаечного процесса плевральной полости, осложнений.
7. Контроль за выполнением комплекса дыхательных упражнений пациента. Для эффективной микроциркуляции крови в легочной ткани.
8. Объяснить пациенту суть его заболевания, методы диагностики, лечения и профилактики осложнений и рецидивов заболевания. Для достижения полного взаимопонимания между медицинским персоналом и больным, улучшения сна, снижения тревоги, повышения уверенности в благоприятном исходе лечения.
9. Проведение лечебного массажа с элементами вибрации. Для рассасывания экссудата, предупреждения спаек.
10. Проведение беседы с родственниками о рациональном питании. Для повышения защитных сил организма.
11. Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента. Для ранней диагностики осложнений и своевременного оказания неотложной помощи.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Задача №3.
Проблемы пациента
Настоящие: слабость, утомляемость, потливость, небольшой кашель, лихорадка, тревога за исход болезни и здоровье близких. Потенциальные: прогрессирование заболевания с развитием осложнений: кровохарканье, плеврит, дыхательная недостаточность. Приоритетные: слабость. Краткосрочная цель: уменьшение слабости через 1 неделю. Долгосрочная цель: исчезновение слабости через 3 месяца, демонстрация пациентом знаний факторов риска, ведущих к обострению заболевания.
План Мотивация
1. Обеспечение достаточного ночного и дневного сна. Для восстановления работоспособности, активации защитных сил
2. Обеспечение достаточного питания с повышенным содержанием белка, витаминов, микроэлементов. Для повышения защитных сил организма, повышения уровня специфических антител, активизации репаративных процессов.
3. Обеспечение доступа свежего воздуха в помещение, проветривание. Для улучшения аэрации легких, ликвидации гипоксии.
4. Прогулки и умеренная физическая нагрузка на свежем воздухе. Для повышения аппетита, активизации защитных сил организма.
5. Контроль за выполнением комплекса дыхательных упражнений. Для улучшения микроциркуляции в легких.
6. Проведение беседы с пациентом о необходимости медикаментозного лечения, объяснение правил приема препаратов и их побочных эффектов. Для повышения эффективности лечения, что приведет к ликвидации слабости.
7. Контроль за своевременной сдачей мокроты, крови для исследования, динамической Rh-графии. Для контроля эффективности лечения.
Задача №4.
Проблемы пациента
Настоящие: боли в суставах; лихорадка; неприятные ощущения в области сердца; снижение аппетита; слабость; плохой сон; Потенциальные: формирование порока сердца; риск развития ревмокардита; сердечная недостаточность. Приоритетной проблемой пациента являются боли в суставах. Краткосрочная цель: пациент отметит снижение болей в суставах к концу 7-го дня стационарного лечения. Долгосрочная цель: пациент отметит исчезновение болей и восстановление функции суставов к моменту выписки.
План Мотивация
1. Обеспечить лечебно-охранительный режим пациенту Для создания психоэмоционального комфорта и профилактики возможных осложнений заболевания
2. Укрыть теплым одеялом, обеспечить его теплом Для снятия болей
3. Обеспечить пациенту обильное, витаминизированное питье (2–2,5 л) Для снятия интоксикации и повышения защитных сил организма
4. Ставить компрессы на область болезненных суставов по назначению врача Для снятия воспаления
5. Следить за диурезом пациента Для контроля водно-электролитного баланса
6. Следить за деятельностью кишечника Для профилактики запоров
7. Осуществлять контроль за гемодинамикой пациента Для ранней диагностики возможных осложнений
8. Провести беседу с родными по обеспечению пациента питанием в соответствии с диетой № 10 Для уменьшения задержки жидкости в организме