Конспект. Литературное чтение.2 класс.Сравнение богатырской сказки и былины. УМК Школа 2100 
Урок литературного чтения.  2 класс.
Тема: «Сравнение богатырской сказки и былины».
Цели урока: обобщить знания о художественном мире былин и богатырских сказок,   совершенствовать умение сопоставлять и обобщать, активизировать познавательную деятельность учащихся, совершенствовать технику чтения, расширять и активизировать словарный запас детей, развивать творческое воображение детей, воспитывать интерес к культурному прошлому России.
Оборудование: презентация, рисунки детей, учебник литературного чтения (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева), раздаточный материал (сообщения о богатырях) .
Ход урока.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
Оргмомент.
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
II. Актуализация знаний.                                                                                                                
- Ох вы гой еси, добры молодцы да красны девицы, весь честной народ! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную да испытание  ученое. Не по княжескому повелению, а по программному разумению проводим урок, на котором будем сравнивать богатырские сказки и былины. 
         - «Ох ты ты гой еси, добрый молодец»,  согласитесь, сейчас такого приветствия не услышишь. А вот герои русских былин сохранили такое обращение с глубокой старины.                                                                                                                     Слайд № 1.                                                                                                                                        – Ребята, какой раздел  мы сейчас изучаем? ( «Сказочные богатыри»).                                                                                                                                                                                                                Слайд № 2.                                                                                                                                                     - Кто такие богатыри?  (Багатырь – защитник земли русской, отличающийся силой, удалью, мужеством, умом).                                                                                                                               – Как выглядели богатыри?  (рассматривание рисунков).                                                                                                         - С какими произведениями о богатырях мы познакомились? (Богатырская сказка «Сказка про Илью Муромца»,  былина «Илья Муромец и Святогор»).   
III.«Открытие»  нового знания .
  -  Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться,  в чём же отличие богатырской сказки и былины и что у них общего.  Для удобства все свои наблюдения и выводы мы запишем в эту таблицу.     
Слайд № 3.                                                                                                                                                        – Кто сочинял сказки? (неизвестные древние авторы) – Имя автора забыто, поэтому мы говорим, что сказку сочинил народ.  
 Слайд № 4                                                                                                                                                     
– Кто сочинял былины? Известны ли их авторы?       
Слайд № 5.  Слайд № 6.                                                                                                           - Действие там происходит в те времена, когда главным русским городом был Киев. 
Слайд № 7.                                                                                                                                                                                                                                                               - В те времена русские леса были полны дичи, в реках водилось много рыбы.     
Слайд № 8.
- Соседние с Русью кочевые племена стали совершать грабительские набеги на р
·усские земли: сжигали города, уводили людей в плен. 
Слайд № 9.  
Русские люди встали на защиту Родины. Среди них были те, которые отличались от других силой, мужеством, удалью. В народе их прозвали богатырями. 
Слайд № 10. 
  Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри» 
   - Можно ли этих воинов назвать богатырями?                                                                                                                          
Физминутка 
- Хотите быть такими же сильными и ловкими как богатыри? Сейчас мы сделаем настоящую богатырскую зарядку и богатырская сила вольется в вас.
Фонограмма песни «Богатырская наша сила».
- Прибавилось  силушки? Дух укрепился?
Слайд № 11. 
 - И так, вернёмся к нашей таблице, продолжим сравнивать богатырскую сказку и былины.                                                                                                                                             
 – Что можете сказать о главных героях богатырских сказок и былин. 
Слайд № 12. Слайд № 13.  
3.Богатырская  викторина «Узнай героя».                                                                                                         - На уроках чтения мы познакомились с некоторыми русскими богатырями. Сейчас я буду задавать вопросы викторины, а вы на них отвечать.
Вопрос 1.           -Могучий богатырь, сила которого так велика, что с трудом носила его Земля-матушка.  (Святогор) 
Слайд № 14.
- Святогор обладает совершенно невиданной силой и мощью.
Вопрос 2. 
-Кто из богатырей  известен тем, что освободил родной город от  Змея Горыныча?  (Добрыня Никитич) 
Слайд № 15.
- Добрыня  Никитич  реальная историческая личность. Он был родным дядей великого князя Владимира. 
Вопрос 3. 
- Он самый младший из богатырей. Главный подвиг его – победа над чудищем Тугарином.  (Алёша Попович)  
Слайд № 16.
- И у Алеши Поповича  был исторический предок, Александр Храбр, сын ростовского священника. 
Вопрос 4. 
-Славный защитник Руси матушки, 33 года неподвижно просидевший в избе. Странники помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец ) 
  Слайд № 17.
 - В жизни звали его Илья Иванович Гущин. 
Слайд № 18.
- Продолжим выяснять,  что же общего в богатырской сказке и былине, в чём их отличие? Следующий признак – гипербола. Прочитайте, что это значит. Как вы думаете, есть ли в сказке сильное преувеличение силы и способностей богатыря? Приведите примеры из текста. (стр. 176, 179, 182).
Слайд № 19.
- Есть ли гипербола в былине? Приведите примеры из текста. (с184-186). 
Слайд № 20.  
– Что вы можете сказать о троекратном повторе в сказке и былине? Приведите примеры.
 Слайд № 21.   Слайд № 22.   
– Отличается ли язык изложения сказки и былины? Как вы думаете, почему? (Сказки передавались из уст в уста. Люди запоминали содержание сказки, а рассказывал её каждый по-своему, своими словами. Поэтому язык сказки легко воспринимается и читается).
 Слайд № 23. 
– Что можете сказать о языке былин? Как и где исполнялись былины в древности?                                                                                            Слайд № 24.                                                                                                                                                                                                                                                                                              
      (Тех, кто хранил в памяти былины, называли сказителями. В старину былины пели под звон гуслей. Песня звучала медленно и плавно, степенно. В деревнях сказители пользовались почетом и уважением. Вокруг них всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом переживали истории богатырей.                                                          Сказители рассказывали былины наизусть. В результате былины сохранились до наших дней в том варианте, в котором их сложили. Поэтому былину трудно читать и воспринимать).
- Послушайте звуковые отрывки из произведения о богатырях и определите, что это – былина или богатырская сказка? 
Слушание звуковых отрывков. - Почему так решили? Как исполнялась былина? Как звучала речь рассказчика? Что можете сказать об исполнении сказки?
Слайд № 25. Слайд № 26.
Признаки
Богатырская сказка
Былина 
Автор
Народ
Народ
Герои
Богатыри
Богатыри
Гипербола (сильное преувеличение)
+
+
Троекратный повтор
+
+
Язык
Легко воспринимается и читается
Трудно воспринимается и читается
Песенный характер
-
+
IV. Итог урока.   
– Какое основное отличие богатырской сказки и былины? (язык)
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
V.
Выучить наизусть понравившийся отрывок из былины.
15