Методическая разработка родительского собрания Нельзя воспитывать, не воспитываясь
Нельзя воспитывать, не воспитываясь.
Родительское собрание
1 класс
Цель: повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей и интерес родителей к вопросам воспитания и образования;
Здравствуйте, уважаемые родители!
Ваш ребенок стал школьником. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка..
Первый год в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Первый класс- серьезное испытание как для вашего ребенка, так и для родителей. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников В первые дни в школе ребята с удовольствием бегут на занятия, и главная задача работников школы и вас, уважаемые родители, чтобы огонек желания не потух, чтобы ваши дети безболезненно прошли адаптацию к обучению в школе.
Самое трудное на уроке - овладеть вниманием, оно у них крайне неустойчиво и кратковременно. На первых порах на уроках приходится не столько обучать ребенка, сколько постепенно приучать его к новой социальной роли ученика.
Вы с первых дней должны понять ,что учеба- серьезный труд, требующий эмоционального, интеллектуального и физического напряжения.
При освоении новой деятельности дети проходят следующие стадии:
Не понимают, чего от них хотят;
Понимают, но не получается;
Кое-что получается;
Получается все лучше и лучше;
Первое , чем овладевает ребенок в школе- это правила.
Они приобретают для него значимость тогда, когда ребенок начинает осознавать себя в новой социальной ситуации - он школьник. Изменившаяся позиция помогает ему принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с одноклассниками . Эти требования предстоит понять и воспринять как неизбежные.
Во-вторых, это отношения, которые строятся по поводу учебной деятельности. Эти отношения ставят ребенка в такое положение, при котором он сравнивает себя с другими, с успехами одноклассников в учебной деятельности и поведении. Он попадает в отношения соревнования.
В-третьих, по своему психологическому содержанию учебная деятельность нацеливает ребенка учиться, т.е. ее смысл заключается в развитии каждым своих умений, способностей, качеств.
Меняется ли роль родителей?
Полюбит ли ребенок школу, научится ли справляться со своими учебными делами - зависит от совместных действий школы и семьи. Помочь ребенку поверить в свои силы, сделать обучение в школе радостным, наполненным узнаванием нового - общая цель родителей и учителей. Вы с первых дней должны понять ,что учеба- серьезный труд, требующий эмоционального, интеллектуального и физического напряжения.
И я призываю всех родителей к тесному контакту со школой. Любая работа в классе не даст положительных результатов, если не будет постоянной связи семьи и школы. С вашей помощью и при вашем участии должны проводиться все внеклассные мероприятия.
Маленький школьник сможет учиться и полностью раскрыть свои способности только в обстановке доброты, взаимопонимания и товарищества. Именно такая атмосфера должна быть в классе с первых дней пребывания ребенка в школе и такая же атмосфера доброжелательности, доверия, теплоты должна быть в семье.
Как же помочь ребенку адаптировать быстрее и легче?
Самым важным вопросом в организации обучения первоклассников является создание условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья. Это соблюдение чёткого режима дня, режим учебных занятий, питание.
( памятка « Правила общения с детьми»)
Очень важен эмоциональный климат в семье :любовь, внимание и ласка (не надо нравоучений, много хвалить, но не перехваливать, не нервничать и ругаться).
Помните, что семейные неурядицы - это враг успешной адаптации ребенка к школе. А комфортная психологическая обстановка поможет ребенку легко адаптироваться к школе. Адаптация к школе проходит значительно лучше, если родители активно участвуют в процессе: помогают собирать вещи с вечера (но и не забывайте про самостоятельность: ваша функция проконтролировать, чтобы ребенок ничего не забыл), провожают до школы, вечером обсуждают, как прошел день ребенка. В тот момент, когда ребенку нужна ваша поддержка, не оставляйте ребенка наедине с его состоянием. Помогайте своему первокласснику адаптироваться к непростой школьной жизни. Помните, что поддержка родителей в период школьной адаптации очень важна для детей. Ведь от этого зависит его дальнейшая учеба.
Каждый ребенок – это особый мир, и познать его могут только те родители, которые понимают каждое движение детского сердца, умеют вместе со своим ребенком разделить детские радости и тревоги, успехи и огорчения.( Тест)
Воспитание современного ребенка требует от родителей терпения, любви, душевных сил и времени. Главными качествами родителей, которые так необходимы детям являются гуманность, доброта и родительский такт. Именно на родительском такте держится, укрепляется истинный авторитет родителей.
Одним из условий выработки родительского авторитета являются взаимоотношения между отцом и матерью, их единая линия в воспитании детей. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери являются для ребенка наглядным примером. В хорошей семье у ребенка развиты потребности в духовном общении с братом, сестрой , поделиться своими радостями с бабушкой и дедушкой.
Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит «посев» добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими или же сорняки зла погубили их.
Каждый взрослый приходит в теперешнюю жизнь из детства. От того, каким оно было, во многом зависит сегодняшняя жизнь. Именно в детстве ( и более того, в раннем детстве), воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом взрослым надо постоянно помнить.
Возраст до 7 лет психологи и педагоги назвали игровым. Малыш познает мир взрослых и приобщается к нему, проигрывая в этом мире, все то, что видит и наблюдает вокруг. У него уже накоплен некоторый жизненный опыт. У него прекрасная память. И внимательные пристальные глаза. Глаза исследователя, наблюдателя и первооткрывателя. Правда, ребенок не выработал еще своего независимого поведения. У него еще нет своего собственного мнения о людях и событиях, за которыми он так пристально наблюдает, Он не научился еще сравнивать, оценивать. Зато , как талантливый актер он может повторить ( и повторяет) все поступки, слова, жесты взрослых людей, которые его окружают. Об э том никогда не следует забывать. Сила детских впечатлений- отпечаток на всю жизнь( отрывок, газета)
Психика ребенка податлива и пластична. В эти годы ребенок склонен к подражанию. Дело в том, что не всегда ребенок умеет разобраться в том , чему подражает. Именно в дошкольные годы и ранние школьные годы закладываются в уме и сердце ребенка нравственные чувства. Именно в это время родители должны воспитать в ребенке отзывчивость, заботливость . тактичность, деликатность по отношению к сверстникам и взрослым..
Хочется остановиться на высоком и прекрасном предназначении женщины. Женщины равноправны с мужчинами во всем: образовании, труде, общественном положении. Они показали, что могут многого добиться во многих областях. Слабыми женщин никак не назовешь. Устарело ограничение женщины только кругом домашних дел., ее зависимое положение от мужа. Но роль хозяйки дома не устарела. Именно женщина несет ответственность , хорошо ли дома. Именно от нее во многом зависит справедливо ли распределены домашние дела и как к ним относится каждый- с душой или с досадой. Именно она подает пример заботы о ближнем и, призвав всю свою женскую мудрость на помощь, превращает быт в средство укрепления семейного счастья.
А что больше всего ценят мужья в своих женах? Красоту? Ум? Самостоятельность? Жизнедеятельность? Умение хозяйничать? – Безусловно. Но по-настоящему счастливыми их делает еще одно качество избранницы- женственность, этот удивительный сплав доброты и нежности. Силы и слабости, доверчивости и преданности, достоинства и безграничной готовности понять другого человека.
Часто говорят: нет плохих мужей, есть неумные жены. Сказано, пожалуй ,чересчур категорично. Но при всей спорности этого утверждения в нем содержится рациональное зерно: именно женщина, которую сама природа наделила тонкостью чувств, великодушием, способностью к переживаниям- душа семьи, ее нравственный центр, хранительница домашнего очага.. Не нужно бояться старомодности этих слов. Жена может оставаться современной, модной, передовой и при этом быть в семье неиссякаемым источником тепла, нежности. От нее в первую очередь будет зависеть счастлив ли каждый в семье, стал ли дом родным для всех. Социологи, изучающие семью, установили интересную закономерность: женственность жены развивает у супруга мужественность. А врачи педиатры заметили: у нежных, женственных мам дети и здоровые . и умные, и жизнерадостные. Стоит над этим задуматься. И сделать вывод о том , что резкие, гневные слова надо расходовать очень экономно.
У поэта Сельвинского есть замечательные строки:
Но ни хищность , ни зависть,
ни лесть
Не сумели мне петлю сплесть,
Оттого, что на свете есть женщина.
Разговоры о том, что нынче, мол нежность не в моде, что современная женщина берет другим: смелостью , напористостью- нелепы. Попробуйте представить себе мир, где ласковая рука матери не ложится на голову ребенка. Холодно и неуютно было бы в таком мире…
Образ жизни родителей, их поведение деятельность- все это влияет на ребенка, на характер развития личности. Малейшие изменения в поведении, в тоне разговора родителей замечаются детьми, все доходит до них неведомыми путями, хотя родители об этом порой не подозревают.( А.С. Макаренко из «Письма…) Поведение окружающих его взрослых оказывает значительно большее влияние на поступки и привычки детей, чем словесные указания.
Ребенок подражает поведению отца и матери, перенимает, копирует их привычки. Поэтому очень велико влияние положительного примера отца и матери на умственное развитие детей , на их интересы, нравственное развитие.. И каждый родитель должен проверять свое поведение, требовательно относиться к себе, уважать свою семью, контролировать каждый свой шаг. ( Письмо – обращение)
Желая сделать своих детей хорошими людьми, надо и самим стремиться стать лучше.
Нужно помнить о том, что воспитание ребенка начинается всегда и прежде всего с самовоспитания воспитателя, взрослого. Вот для чего необходимо постоянно и систематически углублять, расширять свои педагогические знания, учиться правильному общению с людьми, бережному обращению ко всему тому огромному миру, который окружает нас и наших детей.( халва)Мать и отец, любящие своего ребенка, желающие воспитать его чувства и душу. Должны призвать на помощь себе книги, живопись, театр, музыку. Они должны учиться в первую очередь сами думать и рассуждать над увиденным и прочитанным. Чаще беседовать с детьми. И главное, читать. Читать вместе с детьми. ( Чтение А.Барто «Медвежонок- невежа»)
Систематическая планомерная работа, не от случая к случаю, обязательно принесет свои результаты.
Педагоги и психологи убеждены, что воспитание заключается вовсе не в том, чтобы накормить и одеть маленького человека. И даже не в том, чтобы научить говорить и чистить зубы. Воспитание _ Это формирование мировоззрения подрастающего человека. Воспитание- главная задача семьи Главные воспитатели- мамы и папы, бабушки и дедушки, старшая сестра и брат.
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за свои дела в ответе
И за слова: легко толкнуть детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой домЧтобы не каяться потом.
Итак, весь первый год обучения фактически проходит под эгидой адаптации, это год сложный и напряженный для каждого ребенка.
Я желаю вам успехов в нелегком деле обучения и воспитания ребенка. Любите своих детей!
Приложения.
А. Барто «Медвежонок- невежа»( Сказка для больших и маленьких)
Был сынок у маменьки-
Медвежонок маленький.В маму был фигуроюВ медведицу бурую.
Уляжется медведица под деревом в тени,
Сын рядом присоседится, и так лежат они.
Он упадет» Ах, бедненький!»
Его жалеет мать. Умнее в заповеднике
Ребенка не сыскать.
Сыночек дисциплины совсем не признает!
Нашел он мед пчелиный- и грязной лапой в мед.
Мать твердит:
« Имей в виду- так нельзя хватать еду»
А он как начал чавкать, измазался в меду.
Мать за ним ухаживай, мучайся с сынком.
Мой его, приглаживай, шерстку языком.
Родители беседуют- мешает он беседе.
Перебивать не следует взрослого медведя!
Вот он примчался к дому первый влез в берлогу-
Медведю пожилому не уступил дорогу.
Вчера пропал куда-то, мамаша сбилась с ног.
Взъерошенный, лохматый пришел домой сынок.
И заявляет маме: « А я валялся в яме!»
Ужасно он воспитан, всю ночь ревет, не спит он.
Он мать изводит просто. Тут разве хватит сил?
Пошел сыночек в гости, хозяйку укусил,
А медвежат соседки столкнул с высокой ветки.
Медведица бурая три дня ходила хмурая,
Три дня горевала: « Ах, какая дурра я,- сынка избаловала».
Советоваться к мужу медведица пошла.
« Сынок-то наш все хуже, не ладятся дела.
Не знает он приличий- он дом разрушил птичий,
Дерется он в кустах, в общественных местах»!
Заревел в ответ медведь: «Я при чем тут женка?
Это мать должна уметь влиять на медвежонка!
Сынок – забота ваша, на то вы и мамаша.»
Но вот дошли и до того, что на медведя самого,
На родного папу мишка поднял лапу.
Отец, сердито воя, отшлепал сорванца.
( Задело за живое, как видно, и отца).
А медведица скулит, сына трогать не велит:
Бить детей недопустимо! У меня душа болит.
Нелады в душе медвежьей- а сынок растет невежей!
Я знаю понаслышке,
И люди говорят,
Что такие мишки,
Есть среди ребят.
Памятка для родителей. ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
Уважаемые родители!
Вы должны помочь ребенку преодолеть сложный адаптационный период, оказывая ему поддержку, быть внимательными, терпеливыми, создать дома благоприятную обстановку. Эти простые правила помогут при общении с детьми:
Создайте благоприятный психологический климат в отношении ребенка со стороны всех членов семьи;
Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню;
Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте;
Не вмешивайтесь в его занятия, которые он может выполнить сам, помогайте, когда просит;
Не повышайте голос на ребенка, не запугивайте его, разрешайте конфликты мирно;
Поощряйте ребенка, хвалите его за успехи в учебе, за добрые поступки, не жалейте ласковых слов;
Не критикуйте учителей в присутствии вашего ребенка.
БУКЛЕТ
к самым близким и дорогим людям, моим родителям.
Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего того, о чем прошу. Я просто проверяю вас.
Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Это позволяет мне знать меру и место.
Не применяйте силу по отношению ко мне. Иначе это научит меня думать, что сила – это все. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.
Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться « выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.
Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.
Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.
Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду себя вести так, как будто я- « центр Вселенной».
Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание может их закрепить.
Не делайте мне замечания в присутствии других людей.
Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.
Не заставляйте меня считать, что ошибки сделанные мною, это- преступление. Делая ошибки, я не должен думать, что при этом я ни на что не годен.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься.
Не требуйте сразу от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я, действительно, сразу не могу его объяснить. Я попытаюсь сам себе и вам объяснить свое поведение, но на это надо время.
Не забудьте, что я развиваюсь, значит экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.
Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.
Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря этому я буду в центре вашего внимания.
Не отмахивайтесь от меня , если я задаю честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне ее предлагают. Никогда не считайте, что извиниться передо мной- ниже Вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.
Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.
Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком ало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, КАК мы с вами его проводим.
Не забывайте, что мне нужны ваше понимание поддержка. Я думаю, что это вы и без меня знаете.
Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы, вернутся вам сторицей.
Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо…
Тест
« На какой основе строятся отношения родителей к своему ребенку»
Могу и всегда так поступаю Могу, но не всегда так поступаю Не могу
3 очка 2 очка 1 очко
В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком.
Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст.
Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему.
Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты.
Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок вывел вас из себя.
Поставить себя на место ребенка.
Поверить на минуту, что вы для ребенка – добрая фея(прекрасный волшебник)
Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете.
Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка.
Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение.
Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя, как хочет и ни во что не вмешиваться.
Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка.
Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что каприз- мимолетная прихоть.
Если вы набрали
30-39 очков- ребенок- самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаясь постоянной положительной линии в своем поведении и воспитании. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хороший результат.
Сумма от 16 до 30- забота о ребенке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их . Порой вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки. Кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитание. Нужно серьезно задуматься, соединив ваши знания с практическим воспитанием.
Менее 16 очков- у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания, стремления помочь своему ребенку. Необходимо обратиться к книгам или к специалистам психологам.