Урок биологии в 8 классе по теме «Движение крови по сосудам»
Урок биологии в 8 классе по теме «Движение крови по сосудам»
Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний
Цели учебного занятия:
- обучающая:
формирование знаний о причинах движения крови по сосудам, закономерностях изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах, давлении крови и о перераспределении её в организмев зависимости от функционирования органов;
- развивающая:
развитие умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, работать с текстом учебника, владения устной речью, работать в парах;
- воспитывающая:
воспитание потребности в здоровом образе жизни, физическом совершенствовании.
Прогнозируемые результаты:
- Предметные:
ученик будет знать:
- путь крови по кругам кровообращения;
- строение органов кровообращения в связи с их функциями;
- закономерности изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах;
- причины движения крови по сосудам;
ученик будет уметь:
- различать понятия: «инфаркт» и «инсульт», «гипертония» и «гипотония», «артериальное кровяноедавление», «систолическое давление», «диастолическое давление».- проводить наблюдения за состоянием собственного организма и объяснять их результаты;
- определять пульс и подсчитывать частоту сердечных сокращений;
- измерять артериальное давление;
- оценивать последствия влиянияфакторов риска на здоровье человека; - объяснять зависимость кровоснабжения от интенсивности работы органов.
Метапредметные:
у ученика будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
- регулятивные
- умение владения основами самоконтроля и самооценки;
- коммуникативные
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- умение использовать речевые средства для аргументации своей точки зрения;
- познавательные
- умение самостоятельно формулировать проблему в классной учебной деятельности;
- умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно- следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения;
- умение применять знаки, символы и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение использовать дополнительные источники информации;
Личностные:
- самоопределение
- развитие способности адекватно оценивать себя и свои достижения;
- развитие способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении;
- смыслообразование- знание основ здорового образа жизни; - формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение собственного организма;
- формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
- нравственно- этическое оценивание
- развитие способности к оценке своих действий и действий других учащихся с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Используемые технологии: технология проблемного изложения материала,исследовательской деятельности, информационные технологии.
Информационно-технологические ресурсы
А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш «Биология :Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.Москва, Изд. центр «Вентана - Граф», 2011г.
Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. 8 кл. Методическое пособие.Москва, Изд. центр «Вентана - Граф», 2011г.
Биология. Человек. CD-ROM. 8 кл.
мультимедийный проектор, компьютер.
Средства обучения: инструктивные карточки; карточки с тестами; слайды с заданиями, вопросами, схемами; таблица «Круги кровообращения», секундомер, линейки, тонометр.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Этапы учебного занятия Задачи этапов Формирование УУД Деятельность учителя Деятельность ученика Формы контроля Планируемый
результат
Организационный Проверка подготовленности
класса к занятию,
раскрытие цели и сообщение темы занятия
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу Проверяет готовность класса к занятию, отмечает в журнале отсутствующих уч-ся, сообщает тему и цель занятия Слушают, настраиваются на восприятие материала урока, записывают тему занятия Внешний контроль Принимать цели учебного занятия
Актуализация знаний и умений
Подготовка уч-ся
к восприятию
нового учебного
материала,
обеспечение условий дляразвития
мотивации
учебной
деятельности
Регулятивные УУД:
умение владения
основами самоконтроля и самооценки
Познавательные УУД:
умение создавать схемы для решения познавательных задач
Вступительное слово учителя.
Предлагает вспомнить путь крови в организме человека и выполнить следующее задание: Какой путь (через какие сосуды и отделы сердца) пройдет с кровью до мышц ног лекарство, если его ввести в мышцы руки?
Демонстрирует слайд.
Рисуют схему, условно обозначая
руку, ногу, легкие, сердце, сосуды. Артериальную кровь - красным цветом, а венозную – синим. Самоконтроль выполнения задания Описывать путь крови по кругам кровообращения, понимать сущность процесса транспорта веществ в организме
Изучение нового материала
Обеспечение
восприятия,
осмысления и
первичного
запоминания
учащимися
изучаемого
материала Познавательные УУД:
умение самостоятельно формулировать проблему в классной учебной деятельности.
Создает проблемную ситуацию Формулируют проблему, выдвигают гипотезу Индивидуальный Принимать и сохранять цели учебного занятия
Познавательные УУД:
умение устанавливать аналогии Организует деятельность уч-ся по разрешению проблемы.
Просит привести примеры движения жидкости, с которыми учащиеся уже встречались в курсе биологии. Приводят примеры движения воды, минеральных и органических веществ по сосудам и ситовидным трубкам растения. Индивидуальный Устанавливать связи вновь приобретаемых знаний с уже имеющимися знаниями по предмету
Познавательные УУД:
умение использовать дополнительные источники информации
Коммуникативные
УУД:
умение владения устной речью
Констатирует факт, что во всех случаях действуют одни и те же законы движения жидкости, которые изучаются в курсе физики. Сообщение ученика, который подготовил его к уроку, консультируясь с учителем физики. Индивидуальный Применять знания одного предмета при усвоении материала другого
Познавательные УУД:
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения;
давать определение понятиям на основе изученного на физике учебного материала
Коммуникативные
УУД:
умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками Опираясь на законы физики, ведет проблемный побуждающий диалог по разрешению поставленной проблемы.
Для движения крови по сосудам необходима энергия, создающая давление. Выясним, откуда она берется и на что расходуется? Что же такое кровяное давление?
Демонстрирует слайд.
Высказывают свои суждения, аргументируя их. Делают записи в тетради. Индивидуальный Объяснять понятие «кровяное давление»
Познавательные УУД:
умение строить умозаключения и делать выводы Демонстрирует слайд.
Предлагает рассмотреть рисунок и выяснить, как изменяется величина давления крови в различных видах кровеносных сосудов и что является главной причиной движения крови по сосудам Рассматривают рисунок и выясняют, как изменяется давление крови в артериях, венах и капиллярах. Формулируют вывод.
Делают записи в тетради. Индивидуальный Сравнивать величину давления в различных кровеносных сосудах и объяснять одну из причин движения крови
Познавательные УУД:
умение применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач
Коммуникативные
УУД:
умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками Продолжает вести проблемный побуждающий диалог.
Как и почему изменяется уровень артериального давления крови?
К каким заболеваниям приводит длительное нарушение уровня давления?
Демонстрирует слайд
Высказывают свои суждения, аргументируя их. Рассчитывают свое артериальное давление по формуле, данной в учебнике. Индивидуальный.
Практическая работа Различать понятия: «инфаркт» и «инсульт», «гипертония» и «гипотония; понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организмаПознавательные УУД:
умение строить умозаключения и делать выводы Демонстрирует уч-ся прибор для измерения артериального давления - тонометр и знакомит уч-ся с принципом его работы. Измеряет давление у одного из учеников.
Сравнивают полученные при расчете результаты с фактическими данными. Объясняют их разницу. Индивидуальный Различать понятия «систолическое» и«диастолическое» давление;
уметь измерять артериальное давление;
объяснять причины несоответствия реального и расчетного давления
Познавательные УУД:
умение извлекать необходимую информацию из текста Проблемный побуждающий диалог.
Что такое пульс?
Как можно доказать, что пульс зависит от колебаний стенок артерий и не зависит от того, движется ли кровь в сосуде или нет?
Читают материал учебника, делают записи в тетради. По описанию, данному в учебнике, проводят опыт «Пульс и движение крови».
Фиксируют результаты наблюдений, делают выводы Практическая работа Определять пульс и подсчитывать частоту сердечных сокращений;
объяснять
процессы, происходящие в собственном организме;
Познавательные УУД:
умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы
Демонстрирует слайд.
Координирует работу учащихся.
Ведет проблемный побуждающий диалог.
Опираясь на законы физики, предлагает выяснить причины различной скорости крови в артериях, венах и капиллярах. Определяют скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки. Сравнивают полученные данные со скоростью движения крови в других кровеносных сосудах. Высказывают свои суждения, аргументируя их. Формулируют вывод.
Делают записи в тетради.
Практическая работа Объяснять
закономерности изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах
Познавательные УУД:
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы
Демонстрирует слайд.
Продолжает вести диалог с уч-ся.
Как кровь распределяется в организме?
Куда будет идти приток крови, если человек обедает, делает зарядку? Известно, что во время сна количество крови в головном мозге уменьшается на 40%. Почему взволнованный человек не может уснуть? Объясняют опытфранцузского исследователя Моссо.
Высказывают свои суждения.
Формулируют вывод.
Индивидуальный Объяснять зависимость кровоснабжения от интенсивности работы органов
Познавательные УУД:
умения делать обобщения Проблемный диалог.
Предлагает назвать возможные причины движения крови.
Демонстрирует слайд. Высказывают свои суждения.
Формулируют общий вывод.
Делают записи в тетради. Индивидуальный Называть возможные причины движения крови
Закрепление знаний
Установление качества первичного усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных представлений и их коррекция Коммуникативные
УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками Предлагает выполнить тестовое задание, заполнить пропуски в предложенном тексте и обсудить его в парах
Ученики выполняют письменное задание.
Проводят анализ его выполнения.
Тестовое задание.
Взаимоконтроль выполнения задания в парах Оценивать свои достижения и достижения одноклассников
Информация о домашнем задании Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительных информационных
источников. Информирует уч-ся о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению.
§ 19. Зад. 69 в рабочей тетради.Решите биологическую задачу: «Расположите в порядке увеличения кровяного давления следующих животных: жирафа, курицу, лягушку, собаку и муравья. Свой ответ объясните» Слушают учителя, записывают домашнее задание. Внешний контроль Оперировать фактическим материалом
Подведение итогов занятия Качественная оценка работы класса и отдельных учащихся Регулятивные УУД:
Умение оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Совместно с уч-ся подводит итог занятия
Выставляют оценки в дневник Внешний контроль Самоутверждение детей в успешности
Рефлексия Мобилизация учащихся на самооценку
Регулятивные УУД:
умение осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Организует рефлексию.
-Какие чувства и ощущения возникали у меня во время выполнения заданий?
-Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь?
- Какие трудности встретились во время выполнения задания? Как их удалось преодолеть?
- Лучше всего у меня сегодня получилось….., потому что ….. Оценивают свою учебную деятельность.
Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Самоконтроль Оценивать собственную деятельность