Урок-конспект по окружающему миру по теме: Явления природы
Урок-конспект по теме: "Явления природы"
Цели урока:
• Дать представление о различных явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений, об их многообразии;
• Расширить знания детей об изменениях в неживой природе;
• Воспитывать эстетическое восприятие природы;
• Обучение работы со словарем;
• Развивать творческие способности учащихся;
• Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы;
• Развивать умение работать в команде;
• Уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
• Иметь представление о природных явлениях;
• Учится формировать выводы на основе наблюдений;
• Учится грамотно и связно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
• Слушать и понимать речь других.
Оборудование: ПК, проектор, презентация по теме, репродукции картин И. Левитана "Весна. Большая вода", А Куинджи "Ранняя весна", Ф. Васильева "Мокрый луг", кластер, словарь Ожегова, карта путешествия, музыкальная запись, запись звуков природы, раздаточный материал.Межпредметные связи: литература, ИЗО, музыка.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация
Учитель читает стихотворение В. Лукша "Живой барометр"
• О чем говорится в стихотворении? (о природе)
• Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о явлениях природы)
• Вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. Я медленно прочитаю стихотворение еще раз. Ваша задача: если вы услышите слово, которое относится к неживой природе, вы поднимаете одну руку. Если слово будет относиться к предметам живой природы – поднимаете обе руки.
Работа с классом. Если допущены ошибки – заострить внимание, объяснить еще раз разницу между живой и неживой природой.
III. Постановка целей урока
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о явлениях неживой природы, узнаем: откуда берутся облака, почему дует ветер и почему во время грозы гремит гром. Для этого я вам предлагаю перенестись в сказку.
Жила-была матушка-природа. И все у нее было в порядке. Весной журчали ручьи. Зимой землю укутывал снег, осенью лили дожди, а лето радовало теплым солнцем. Но однажды случилась беда. Появилась злая колдунья, и все явления заколдовала и спрятала в разных местах. Исчезли дожди и ветры, грозы и туманы.
Предлагаю вам на сегодняшний урок превратиться в отважных путешественников! Мы отыщем спрятанные сокровища и вернем природе все явления. Но путь к сокровищу долог и труден. Нужно будет решить немало головоломок и задач, ответить на многие вопросы, чтобы добраться до спрятанного клада. Вы согласны? Тогда – в путь!
IV. Объяснение темы
Учитель: Нам предстоит отыскать явления природы. Как вы думаете, что означает слово "явление". И что это такое "явление природы"? (Ответы учащихся)
Если мы с вами затрудняемся объяснить значение слова, нам стоит заглянуть в словарь.
Работа со словарем. Учитель объясняет, как работать со словарем, как искать слово.
В тетради запись: Явление - всякое проявление чего-либо, что можно увидеть, обнаружить. (Ожегов)
Явление природы – изменения в состоянии природы.
Учитель: Мы выяснили, что такое явление природы. Но где же нам их искать? К счастью, нам досталась карта, которую колдунья обронила, когда убегала.
Итак, остановка 1. Что это написано на указателе? Загадка. Но загадка зашифрована.
НЕСГ на полях,
ДЁЛ на реках,
ВГЮЬА гуляет,
Когда это бывает?
Переставьте буквы в словах так, чтобы получились правильные слова и отгадайте загадку.
Отгаданные слова в виде картинок крепятся на доску. Составляется кластер. (См. Приложение)
Учитель: Мы оказались в царстве зимы. А что вы знаете о снеге, вьюге и ледоставе? (Ответы учащихся)
Снег – это вид атмосферных осадков. Зимой воздух холодный, и капельки воды, которые скапливаются в тучах, зимой замерзают и превращаются в снежинки. Рассматривали ли вы когда-нибудь снежинки? Какие они по форме? На что похожи?
Ученые еще не могут объяснить, почему снежинки имеют такие правильные, чёткие линии. Но по их наблюдениям, в мире не существует двух снежинок, похожих друг на друга! Только представьте, миллионы, миллиарды снежинок – и все разные! Удивительные чудеса творит природа.
Демонстрация слайдов с изображением разных снежинок.
• Как вы думаете, зачем нужен снег природе?
(Снег укутывает землю, сохраняет тепло и влагу)
Учитель: А что же происходит на реках?
(В сильные морозы вода замерзает)
Это явление называется ледостав.
Находит картинку с ледоставом и дополняет кластер.
Почему же вода замерзает?
Работа с наблюдениями: Вспомните, что произойдет с водой, если ее налить в бутылку и положить в морозильник? (Вода превратится в лед)
То же самое происходит и с водой в реках. Когда зимой температура воздуха опускается до нуля градусов, вода замерзает. И чем дольше стоят морозы, тем толще будет лед.
Но лед образуется не только на реках. Лед появляется и на улицах городов. И тогда очень трудно ходить по тротуарам, а машины по дорогам двигаются медленно-медленно. Как называется это явление природы? (Гололедица)
Дополнение кластера.
А вот еще одно явление природы, которое вы можете наблюдать зимой. Послушайте, что зашифровано в загадке?
Я живу под самой крышей,Даже страшно глянуть вниз.Я могла бы жить и выше,Если б крыши там нашлись. (Сосулька)
Итак, мы нашли уже некоторые явления природы. Отправляемся дальше. Вот новый указатель. Что же нас ждет здесь?
Работа с картинами:
И. Левитан "Весна. Большая вода"
А. Куинджи "Ранняя весна"
Ф. Васильев "Мокрый луг".
Учитель: Перед вами три картины известных русских художников. Какое время года изображено на картинах?
(Весна)
По каким признакам вы это определили?
(Ответы учащихся)
• Какие явления природы происходят весной? (Воздух прогревается, становится теплее, снег начинает таять, лед на реках ломается, начинается ледоход, первые грозы)
Дополняют кластер: ледоход, гроза
Самое грозное и самое радостное явление весной – это гроза.
Наблюдали ли вы когда-нибудь грозу?
Хорошим дополнением будет демонстрация запись и шума грозы.
Опишите, что происходит во время грозы? (Ветер, гремит гром, сверкает молния, идет дождь)
Во время ответов учащихся дополняется кластер.
Учитель: Вот сколько явлений мы отыскали здесь! Откуда же появляется дождь, и почему гремит гром? Как вы думаете? (Ответы учащихся)
Работа с презентацией:
Учитель: Весной солнце начинает пригревать землю. Снег тает, превращается в лужи и ручейки. А что происходит с водой, если ее нагревать? (Она испаряется)
То же происходит и в природе. Под действием солнечных теплых лучей вода начинает испаряться. Этот пар скапливается в небе. Так появляются облака. Они становятся все больше и больше. Из белых облачка превращаются в темные тучи. Это значит, что пара уже в них скопилось столько, что они не могут больше удерживать ее в воздухе. И вот края тучи темнеют, а скопившаяся вода начинает выливаться обратно на землю. И начинается дождь. Кроме воды тучи накапливают еще и электричество. Ветер гонит тучи, сталкивает их друг с другом. И от этого столкновения происходит электрический разряд. Это очень похоже, если соприкоснуться два оголенных провода. Так возникает молния.
А гром – это тот звук, который получается в результате этого электрического разряда.
Мы нашли уже немало явлений природы. Отправляемся дальше. Что это у нас на указателе? Задание: прослушайте песню и найдите явления природы.
Звучит 1 куплет песни "Вот оно какое, наше лето"
Итак, мы оказались в летнем царстве. Какие явления природы упоминаются в песне? (Ветер и дождь)
Какие еще явления природы вы наблюдаете летом? (дожди, град, радуга)
Дополняют кластер.
Почему идет дождь, мы уже с вами знаем. Но летом очень часто вместе с дождем идет град. Град – это та же вода, которая скапливается в тучах. Но в высоких облаках часть воды замерзает. Градины не могут долго удерживаться в облаке и падают на землю. Видели вы когда-нибудь град? На что похожи градинки? (Ответы учащихся)
А что же такое ветер?
Ветер – это движение воздуха. Чем быстрее двигается воздух, тем сильнее дует ветер. Он может быть могучим и сильным. Помните как у Пушкина "Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч." А может быть ветер легкий и ласковый.
Какие ветры дуют летом? (Легкие)
В какое время года мы наблюдаем сильный ветер? (Весной и осенью)
А иногда ветер разгоняется с такой силой, что сметает все на своем пути. Такой ветер называют ураганом.
Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает,Ветер тихо клен качает,Вправо, влево наклоняет:Раз — наклон и два — наклон,Зашумел листвою клен. (Дети имитируют движение ветра)
Учитель: Мы нашли немало явлений природы. А впереди еще одна остановка. Посмотрите, что это зашифровано на указателе?
ПЛИОТСАД, МАНУТ, СОРА (Листопад, туман, роса)
В какое время года мы можем наблюдать это явление природы? (Осенью)
• Почему деревья сбрасывают листья осенью?
• Какого цвета туман? (Серый, молочный, белый)
Туман – то же облако. Просто оно еще не успело подняться до неба. Капельки воды собираются вместе и образуют облако у самой поверхности земли. Иногда таких капелек так много, что даже вытянутой руки не видно.
Туманы могут появляться в любое время года. Но чаще всего они образуются осенью.
• А что такое роса? (Ответы учащихся)
Капельки росы – это вода, которая испаряется из растений с наступлением ночи. Ближе к утру роса самая обильная. По народной примете – если много выпало росы, то день будет ясный.
Чем ближе зима, тем меньше росы.
А с наступлением морозов роса замерзает – так появляется иней.
Дополнение кластера.
Учитель: Итак, мы нашли самые главные явления природы. Но явлений этих намного больше. Порой природа творит настоящие чудеса. Многие из этих явлений вы знаете.
Работа с презентацией. Демонстрация слайдов (радуга, северное сияние, падающие звезды, миражи, шаровая молния)
Учащиеся называют явления, рассказывают о своих наблюдениях. При необходимости учитель помогает с ответами.
V. Закрепление темы
Класс разделить на 4 группы. Каждая группа получает картинку с изображением одного времени года. Задание: Собрать пазл, объяснить, что за время года изображено на картине, подобрать явления природы, характерные для этого времени года. Объяснить свой выбор.
VI. Рефлексия
• Что нового вы узнали на уроке?
• Какие задания вам понравилось выполнять?
• Что вам было непонятно?
VII. Оценивание учащихся
VIII. Домашнее задание
1. Записать, какие явления природы вы будете наблюдать в эти дни.
2.Творческое задание: подготовить сообщение о каком-либо явлении природы.