Конспект урока по теме Действия с натуральными числами и обыкновенными дробями


Урок - путешествие по теме « Действия с натуральными числами и обыкновенными дробями» (с использованием национального компонента)

Автор: учитель математики Меркулова Г.Н., МОУ «СОШ №33» г.о.Саранск
республики Мордовия
Предмет: математика
Учебник: Н.Я. Виленкин и др.
Учебно- методическое обеспечение:
1. Н.Я. Виленкин. Математика. 6 класс. (М.: Мнемозина, 2011)
2. В.В. Выговская. Поурочные разработки по математике. 6 класс (М.: ВАКО,2011)
3. Википедия. Свободная энциклопедия.
4. Интернет ресурсы.
Цели урока:
повторить действия над натуральными числами и обыкновенными дробями;
продолжить формирование навыков математической речи, устного счета, чтения обыкновенных дробей;
развивать такие качества личности как ответственность, самореализация, самооценка;
повышать мотивацию к предмету;
знакомство детей с государственными символами РМ и историей мордовского края.
Использование компьютера, магнитофона. Путеводный лист, в который ученик выставляет себе оценку за каждый вид работы. Итоговая оценка выставляется как среднее арифметическое за все виды работы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Я слушаю – я забываю.
Я вижу – я запоминаю.
Я делаю – я усваиваю.
Китайская пословица
2.Сообщение темы.
- Ребята, в этом году наша республика отмечает 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства. И сегодня на уроке мы отправимся в замечательное путешествие по историческим местам нашей малой Родины. Итак, в добрый путь.
3.Первая остановка «Вычисли устно». Решив, примеры вы узнаете слово. Каждому числу соответствует буква.


51 : 17 · 4; (25 + 56) : 9; (14 · 4 - 20) : 6;
25 · 3 - 7 · 8; (47 - 36 : 12) : 2; 250 : (23 + 27).

5
12
9
22
6
19

р
о
д
и
н
а




- Ребята, а какая страна называется нашей Родиной? Правильно, Россия.
Задача. Россия 13 EMBED Equation.3 1415 занимает часть площади Евразии. Наша страна настолько большая, что на ее территории могли бы разместиться целые материки, такие, как Австралия и Антарктида. Чему равна площадь России, если площадь Евразии равна 51 294 738 квадратных километров?
4. Математический диктант «Флаги.
- Знакомясь с историей Мордовии, вы должны знать основные её символы. С одним из них мы сегодня познакомимся.
Вторая остановка « Государственные флаги»
Флаги: России, Мордовии, Маврикии, Украины, Бельгии.
Каждый флаг разделен на несколько равных частей. Ответьте на вопросы:
1) Какая часть флага России красная?
2) Какая часть флага Мордовии синяя?
3) Какая часть флага Украины желтая?
4) Какая часть флага Маврикия зеленая?
5) На каких флагах закрашены одинаковые части красным цветом?
6) На каком флаге закрашена желтым цветом наибольшая часть?
Самопроверка. Ученик выставляет себе отметку. Условия оговариваются в начале урока.
5. Историческая справка. Флаг Республики Мордо
·вия является официальным государственным символом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Принят Парламентом Республики [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Государственный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трёх полос маренового ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковы. Ширина каждой из них составляет 1/4 ширины флага. Соотношение сторон флага  2:3. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка  солярный знак маренового (тёмно-красного) цвета, символ солнца.
6. Минутка отдыха. (Под музыку)
7. Остановка «Историческая» Самостоятельное решение задачи с проверкой.
Задача №1.
Жемчужиной мордовского края по праву считается Рождество – Богородичный Санаксарский монастырь близ г.Темникова. До середины 18 века монастырь влачил жалкое существование. Положение изменилось, когда по инициативе игумена монастыря иеромонаха Феодора (в миру И.И.Ушаков) началась работа по сооружению церквей и ряда других зданий из камня. В каком году завершилось строительство соборной церкви Рождества Богородицы, и в каком году был основан монастырь, если с начала основания прошло 353 года, а сначала завершения строительства прошло 115 лет после основания? ( Ответ. Основан в 1659году. Строительство завершено в 1774 году.)
Задача №2. (У доски и в тетрадях)
К 2006 году в Республике Мордовия сложился более или менее целостный комплекс историко-культурного наследия, включающий достаточно широкий спектр памятников. Из них памятников искусства меньше памятников градостроительства и архитектуры на 72, меньше памятников археологии на 466 и меньше памятников истории на 691. Сколько памятников каждого вида, если всего их 1897?
Решение.
Х + (Х+72) + (Х + 466) + (Х + 691) = 1897,
4Х + 1291 = 1897,
4Х = 1897 – 1291,
4Х = 678,
Х = 678 : 4.
Х = 167.
167 памятников искусства.
2). 167 +72 = 239 (пам.) – архитектуры.
3).167 + 466 = 633 (пам.) – археологии.
4).167 + 691 = 858 ( пам.) – истории.
Ответ. 167пам., 239 пам., 633 пам., 858 пам.
Историческая справка.
Памятники истории.
1.«Пугачевская палатка», с крыльца которой провозглашались указы Е.Пугачева. 1765г (ул. Московская,48)
2. Могила скульптора С.Д. Эрьзи. (Мемориальное кладбище)
Памятники архитектуры.
1. Иоанно – Богословская церковь. 1693г. (ул. Демократическая, 28)
2. Здание Дома Советов
3. Здание Дома Союзов
Памятники искусства.
1.Памятник героям стратонавтам П.Ф. Федосеенко, А.Б. Васенко, И.Д. Усыскину. (1963г. Привокзальная площадь.)
2.Монумент воинам – уроженцам Мордовии, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945г.), 1970 год.
8. Остановка «Теоретическая разминка» Верно ли сформулировано правило?
1. Дробь называется правильной, если числитель больше знаменателя.
2. Разделить дробь на дробь нужно делимое разделить на дробь обратную делителю.
3. Дроби называются взаимно обратными, если их произведение равно нулю.
4. Чтобы сложить смешанные числа, нужно числа перевести в неправильные дроби и применить правило сложения дробей.
5.Чтобы сложить дроби с разными знаменателями, нужно сложить их числители и знаменатели.
6. Чтобы найти дробь от числа, нужно число разделить на значение данной дроби.
9.Остановка «Самостоятельная работа». Взаимопроверка. Решив , самостоятельную работу вы узнаете фамилию известного в мире человека.
Вариант 1 Вариант 2.
















6,5
213 QUOTE 1415


9
2,5

713 QUOTE 1415

2
1,5
213 QUOTE 1415

1

з
ь
э
я
р

я
ь
р
з
э



Каждому числу соответствует буква. Числа записать в порядке возрастания.
- Ребята, какое слово вы получили? Правильно. Эрьзя.
- Сегодня на уроке вы узнали интересные факты из истории нашей малой родины. В Мордовии находится множество памятников, музеев. Но среди них имеется один самый удивительный музей. Какой?
(Музей Степана Эрьзи).
- Про Степана Эрьзя сложены песни, стихи и легенды.
- А что вы знаете о великом скульпторе?
Историческая справка. Степа
·н Дми
·триевич Э
·рьзя (настоящая фамилия Нефёдов; 27 октября ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), село Баево, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], ныне [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] республики [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) российский и советский художник, ваятель, мастер скульптуры из дерева, представитель стиля [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Псевдоним отражает принадлежность художника к этнической группе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в составе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] народов.
10. Итог урока
Сегодня на уроке я познакомилась
Сегодня на уроке я повторила
Сегодня на уроке я закрепила
Подведение итогов всей работы. Оценивание себя.
11. Домашнее задание.
Творческое задание: оформить условие задачи на альбомном листе,
изобразив сюжет о Мордовии.

















13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415



Root Entry