Технологическая карта урока русского языка корни с чередованием -раст,-ращ,-рос

МКОУ «СОШ им. П.П. Грицая ст. Солдатской»
Прохладненского муниципального района




Методическая разработка урока русского языка по теме
«Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -РОС-/-РАСТ-/-РАЩ-»








Методический комментарий к уроку
Данный урок является шестнадцатым в системе уроков раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи».
Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; ввод алгоритма рассуждения; усвоение темы в процессе проблемного диалога и анализа текста; выполнение упражнений, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.
УУД
Личностные: формирование мотивации
Регулятивные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила.
Коммуникативные: умение слушать, добывать недостающую информацию с помощью вопросов, проявлять эмпатию к партнерам по сотрудничеству, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
В процессе урока обучающиеся должны:
- Научиться применять правило написания букв А-О в корне слова с чередованием.
- классифицировать и группировать орфограммы
- самостоятельно определять цели своего обучения
- структурировать учебный материал
- логически мыслить, аргументировать свой ответ
- находить нужное толкование в словаре
- конструировать предложения
- оценивать свою деятельность на уроке.
Тип урока –  изучение нового материала.
Оборудование:
1) Учебник Русский язык, 5 класс, Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.;Москва «Просвещение » 2014
2) рабочие тетради,
3)карточки для индивидуальной работы , (приложение 1)
4) карточка с текстом (по одному на парту), (приложение 2)
5) словари толковые и словари имён,
6) маленькие кораблики и карта для проведения рефлексии. (приложения 3 и 4)
Структура  урока.
1.     Оргмомент -1 мин.
2.     Актуализация знаний – 10 мин.
3.     Проблемное изучение нового материала – 15 мин.
4.     Физминутка – 2 мин.
5.     Закрепление -10 мин.
6.     Рефлексия. - 1 мин.
7. Комментирование домашнего задания - 1мин.


Описание
Данный урок – один из уроков, проводимых в 5 классе при изучении темы «Чередование гласных в корнях слов» и построенных в соответствии с требованиями ФГОСов.
Методы обучения, используемые  на уроке:
· словесные, наглядные, практические;
· методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
· методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
· информационные методы – работа с краеведческим текстом
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в парах.  Данные формы работы обеспечивают усвоение материала каждым учеником на доступном уровне. 
Форма организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, обобщение, чтение, письмо.
Применение наглядного материала на уроке.
На данном уроке применение  краеведческого материала делает занятие интересным и увлекательным для учащихся. За счёт использования текста о спорте увеличена мотивация и вовлечённость учащихся в учебный процесс. Заранее подготовленный текст позволят не тратить много времени на то, чтобы написать текст на  доске или  в тетради.
Актуальность выбранной технологии и  форм для достижения цели  урока.
Используемая на уроке  личностно-ориентированная технология, позволяет учитывать мотивы учения, осознавать учащимся практическую потребность в знаниях по предмету.Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интерес, проявляемый детьми к урокам русского языка, можно успешнее решать вопросы воспитания учащихся, а также добиваться лучших результатов обучения за более короткое время.
Предложенный в ходе урока текст о спортивных достижениях земляков вызовет несомненный интерес учащихся и будет способствовать поддержанию и развитию интереса в течение урока.
Умения и навыки учащихся, необходимые для  работы на уроке:
Навыки работы с текстом.
Соблюдение санитарно – гигиенических норм.
На уроке с целью профилактики переутомления проводится физминутка

Технологическая карта урока


Предмет
Русский язык


Класс
5


Базовый учебник
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.


Тема урока
Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -РОС-/-РАСТ-/-РАЩ-.


Тип урока
Урок ознакомления с новым.


Цели урока
Образовательные: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных о // а в корнях слов.
Развивающие: Развитие орфографических навыков, навыков самоконтроля; умения различать корни с чередованием РАСТ-РАЩ-РОС , формирование орфографических навыков.
Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, мотивировать к изучению русского языка.


Планируемые результаты
Предметные: Научиться правильно писать слова с чередованием корней
Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности.
Личностные: Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу).


Технологии
проблемно-диалогическая


Формы работы
Коллективная, индивидуальная


Внутрипредметные связи
Развитие речи


Виды деятельности учителя
Организует, направляет, сообщает


Виды деятельности учащихся
ведут диалог с учителем, работают с учебником и текстом


Материалы и оборудование
Учебник, рабочая тетрадь, карточки для работы с текстом










Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты (УУД)




Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная


1.
Организа-ционный момент
Приветствует учащихся. Оценивает готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
Взаимодействуют с учителем
Целеполагание


2.
Проверка домашнего задания
Опрос на знание правила.
Орфографическая диктовка(слова из работы с текстом урока 98)
Опускается2,ограждено,местности,здесь,располагается2,сотрясаются2,положения, побережье, морское.
Синтаксическая пятиминутка
1)Япония –страна гор.
2)Марко Поло говорил : «Япония –страна восходящего солнца»
Уточняют свои знания, объясняют ошибки , допущенные в самостоятельной работе.
Работают самостоятельно
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Регулятивные : формировать ситуацию саморегуляции

3.

Актуализация знаний.
Работа с текстом
Кабардино-Балкария славится своими богатыми спртивными традициями. Здесь выросли чемпионы стр..ны и мира. Мария Кучина приложила много сил для победы в чемпионатах мира и Европы. Билял Махов - носит титул «самый сильный суперт..желовес планеты», чемпион мира и Европы по вольной б..рьбе. Он заслуженный мастер спорта России и герой подр..стающего поколения. Наверное, все подростки нашей республики хотят быть на него похожими.

Учитель- докажите , что перед вами текст.
Учитель –Какая тема у этого текста
Ответы детей- текст о спорте.
Учитель- А какая главная мысль ?
Ответы детей- Рассказать , что наша республика известна своими богатыми спортивными традициями.
Учитель –Определите тип и стиль речи
Учите
·выпишите в столбик выделенные слова, подберите к ним проверочные.
Ответы детей
спртивными-спОрт
стр..ны-стрАны
суперт..желовес-тЯжесть
б..рьбе- бОрется
подр..стающего-????
Учитель – Какой орфограммой объединены эти слова?
Ответы детей- проверяемая безударная гласная.
Вспоминают знания о тексте и безударных гласных.
Слушают учителя , высказывают мнения
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
Коммуникативные: формировать навыки
речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений

4
Постановка целей и задач урока
Учитель- Как вы думаете ,какое слово «Заблудилось»?
(Ученики высказывают свои предположения)
Учитель: Вы правы , в слове ПОДРАСТАЮЩЕГО другая орфограмма, с которой мы сегодня познакомимся- это корень с чередованием. Один корень с чередованием мы уже знаем .Кто из вас был внимательным и встретил этот корень в нашем тексте? Объясните его написание.
Ответы детей- ПРИЛОЖИЛА
Учитель: Ну ,молодцы ,теперь давайте посмотрим на доску и узнаем о чередовании в корне РАСТ –РОС
мотивирование




5.
Знакомство с новым материалом.
1.Организация наблюдения.
На доске записаны слова.
Учитель : Сравните слова. Какими вариантами представлен корень?
Ответы детей:- РАСТ-,РОС, -РАЩ

Расти Выращенный
Вырасти Взращённый
Взрастить
Растение
Росла
Выросла
Заросли

Учитель: От чего, по –вашему, зависит написание этих корней?
Ответы детей: от того, на что заканчивается корень.
Учитель :Умница , Ира .А кто попробует сам сформулировать правило написания этих корней?
Ответы детей: В корне – раст/ -рас безударная А пишется перед СТ,Щ.
Учитель: Ну-ка давайте проверим Мишу. Прочитайте правило на странице 178. Прав ли Миша?
Учитель: Как же графически обозначить новое правило?( показываю на одном слове из каждого столбика- слова, записанные на доске.)
Расти выращенный росла
Учитель: Кто графически покажет орфограмму в слове ПОДРАСТАЮЩЕГО из нашего текста о спорте? Марина, выходи к доске, а все остальные проверяют , все ли правильно ты сделаешь.
( ребенок у доски графически обозначает орфограмму, проговариваем вместе правило- в корне пишется безударная гласная А , потому что корень заканчивается на СТ)
Учитель: Что ещё вы узнали из правила ?
Ответы детей: Есть слова – исключения- РОСТОВ, РОСТОВЩИК, РОСТИСЛАВ, РОСТОК, ОТРАСЛЬ.
Учитель: Некоторые слова нам не известны. У вас на столах лежат толковые словари. 1 ряд найдите значение слова РОСТОВЩИК, 2 ряд-ОТРАСЛЬ, 3 ряд на ваших столах словари имён –узнайте о происхождении имени РОСТИСЛАВ.
Ответы детей:

РОСТОВЩИК - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] дает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] под большие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ОТРАСЛЬ- отдельная область деятельности, науки, производства .Пример: Новая о. промышленности.

РОСТИСЛАВ-Такое имя как Ростислав, когда-то было достаточно сильно распространено именно на Руси, а пришло к нам оно непосредственно из старославянского языка. Дословный перевод с древнеславянского, означает – «растущая слава» или же его можно толковать как – «тот человек, чья слава всегда растет».
Учитель:Кому не знакомы другие слова-исключения? Составьте письменно предложение с любым из слов –исключений
(Ученики зачитывают свои предложения, учитель переспрашивает : «Как ты написал слово Ростов.какую букву ты вставил в корень слова ростовщик?»

Учитель: Кто повторит изученное правило?( 3-4 человека)Остальные внимательно слушайте и исправляйте ошибки.

Тренируются в написании новой орфограммы
Слушают одноклассника, доказывают своё мнение
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфемного анализа слов.


6.
Физминутка
Встаньте со своего места и подтянитесь на носочках. А теперь закройте глаза и представьте , что ваша голова –новый красный маркер. Напишите головой цифры от 1-5. Молодцы , теперь от 10до 4. А теперь напишем слово росток. Коля , какую букву ты напишешь в корне? Почему?
Ответы детей – О. Это слово –исключение

Взаимодействуют с учителем



7.
Первичная проверка понимания
1Выборочный диктант
Грибница в почве разрастается по кругу, касается середины и отмирает. С краю вырастают грибы. Питательных веществ и воды другим травянистым растениям уже не хватает. Вот почему в середине грибного круга трава не выросла. В течение года грибница нарастает на десять сантиметров, а круг в семьдесят метров имеет возраст в пятьсот лет .
-Доказать что это текст, определить тему, идею , стиль и тип речи.
- Придумайте и запишите заголовок к этому тексту, постарайтесь использовать в названии слова с чередованием –РАСТ/-РАЩ
- выписать слова с новой орфограммой и графически объяснить написание.
2. Комментированное письмо
1)Растения тянутся к свету, а народы стремятся к миру.
-объяснить смысл
2)Ростов- древнейший город России.
3)Берег моря покрыт водорослями.


Проверяют свои знания и умения
Слушают одноклассника, высказывают мнения
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
Коммуникативные: формировать навыки
речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения


8.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Итог урока.
1)Игра «Найди А».
Из слов , которые я продиктую вы запишете только те , в которых в корне пишем А .
Слова для написания:
Ростовщик, расти,отрасль,заросла, ростовщик,вырастить, возраст, проросли, росток.
2) Проблемный вопрос .
Вернитесь к тексту о спортсменах, найдите слово подростки , почему мы в нём пишем о , хотя корень заканчивается на СТ?
Рефлексия


рефлектуют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока
взаимодействуют с учителем


регуляция эмоциональных и функциональных состояний
коммуникативные: рефлексия деятельности.
Личностные: самоопределение, самооценка.

8.
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Объясняет технологию выполнения домашнего задания - Выучить правило на странице 178
-Составить предложение , в котором есть все слова исключения.
-Упражнение 437

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике
Взаимодействуют с учителем
Развитие регуляции учебной деятельности
Регулятивные: планирование.
Личностные: самоопределение.