Письменное деление многозначных чисел на двузначное число
Дата: 9.04.15
Школа: № 45
Класс: 4 «А»
Тип урока: введение нового знания
Ефремова Ю.Э.
Технологическая карта урока математики.
Тема «Письменное деление многозначных чисел на двузначное число»
Цель Ознакомление с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на многозначное (двузначное) число, когда в записи частного используется одна цифра.
Задачи Образовательные:
- актуализировать ранее изученные темы;
- учиться читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей;
- совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающие:
- развивать у детей мыслительные операции;
- развивать математическую речь в ходе комментирования, объяснения и аргументации;
- развивать познавательную активность и интерес к предмету;
- развивать умение рассуждать и догадываться;
- развивать умение рассуждать, используя полученные ранее знания.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию у учащихся аккуратности, чёткости и правильности при оформлении работ в тетрадях и на доске;
- воспитывать организованность и умения слушать мнение других, высказывать свою точку зрения.
Формируемые УУД:
- Личностные:
- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
- быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
- не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.
- Регулятивные:
- принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
- принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);
- выполнять работу в соответствии с заданным планом;
- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.
- Коммуникативные:
- работать в команде разного наполнения;
- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
- ясно формулировать вопросы к заданиям и пройденному на уроке материалу;
- ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и учителя.
- Познавательные:
- умение самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;
- составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;
- строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем.
Основные понятия Алгоритм, делимое, делитель, частное
Межпредметные свзяиРусский язык
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Презентация, учебник «Математика» Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, 4 класс
Организация пространства Фронтальная, индивидуальная
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности.
- подготовить учащихся к работе на уроке;
- мотивировать (самоопределение) к учебной деятельности;
- актуализировать знания;
- воспроизвести знания, умения и навыки, достаточные для выполнения действий при вычислениях. - Здравствуйте, ребята.
Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
Вы чувствуете солнечное тепло? Подарим свои улыбки друг другу.
Пусть сегодня на уроке благоприятствует теплая дружеская атмосфера.
- Записываем число, классная работа.
Актуализация знаний. Задание 1
- Ребята, посмотрите на первое задание. Нужно округлить число 75 398.
- Что нужно сделать, чтобы правильно округлить число? (Заменить предыдущий разряд на 0)
- Давайте вместе округлим это число.
А) до десятков:
75 390
Б) до сотен:
75 300
В) до тысяч:
75 000
Г) до десятков тысяч:
70 000
Готовятся к работе
Отвечают на вопросы учителя, актуализируют знания.
Работают в тетрадях и с доской.
Коммуникативные
- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
- ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и учителя;
Регулятивные:
- принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
II. Формулирование нового знания
- организовать формулирование темы урока учащимися;
- составить план работы на уроке. - Тема нашего урока: Письменное деление многозначных чисел на двузначное число. Сегодня мы познакомимся с алгоритмом деления и узнаем, как же правильно делить многозначные числа на двузначные, не оканчивающиеся на ноль.- Мы успешно решили первое задание. Переходим к Заданию 2
1) 560:70=8
- Как мы будем делить?
- Чтобы найти частное 560 и 70, надо подобрать такое число, при умножении которого на 70, получится 560.
- Подбираем. Единица – мало. 2 – мало. 3- мало. 4 – мало. 5 – мало. 6- мало. 7*70=49, значит, 7 – мало. - 8*70=560. Подходит.
- В ответе получаем 8.
- Хорошо, второе выражение решит у доски …
2) 180:60=3
- Третье и четвёртое выражения попробуйте решить самостоятельно.
3) 150:50=3
4) 210:35=6
- Смогли вы решить оба выражения?
- Какая проблема появилась? Чем последнее выражение отличается от предыдущих? (Деление осуществляется на двузначное число, не оканчивающееся на ноль)
- Ребята, как вы думаете, как можно найти значение выражения?
- Так, молодцы, но нам только предстоит узнать, верны ли ваши предположения. Смотрим на
Задание 3
- Расскажите, как выполнено деление 153:51 (Делимое и делитель округляем до десятков и делим, затем полученный ответ умножаем на делитель)
Алгоритм письменного деления
- Итак, давайте обратимся к правилу и проверим наши предположения.
Дети вместе с учителем читают хором алгоритм, на слайде появляется сокращённый вариант:
Округляем делимое и делитель.
Выбираем первое неполное делимое: 210 ед., намечаем одну цифру в частном. Делим 200 на 40.
Подбираем пробное частное. В делителе содержится 4 десятка, в делимом 20 десятков, 20 д. : 4д. = 5 раз.
Проверяем пробное частное. Умножаем: 35*5=175
Вычитаем: 210 – 175 = 35.
Сравниваем остаток с делителем: 35 = 35
Отвергаем пробное частное 5.
В частном должно быть больше 5. Пробуем в частном 6.
Умножаем: 35*6 = 210.
Вычитаем: 210 – 210 = 0.
Сравниваем остаток с делителем: 0 < 35.
Пробное частное 6 подходит. Записываем его.
Читаем ответ: 6.
- Посмотрите, ребята, подтвердились ли наши предположения?
- Хорошо, давайте повторим ещё раз алгоритм. Первый пункт – округляем делимое и делитель, выбираем первое неполное делимое. Сделали. Какой будет следующий этап? И т.д.
- Теперь мы знаем, как правильно выполнять деление многозначных чисел на двузначное число. Знакомятся с темой урока, принимают учебную задачу.
Находят значения выражения с помощью учителя, включаются в беседу.
Работают самостоятельно.
Сталкиваются с трудностями, выдвигают проблему.
Высказывают предположения, формулируют собственную точку зрения.
Читают хором алгоритм деления.
Делают вывод с помощью учителя.
Прогнозируют этапы по алгоритму деления.
Регулятивные:
- принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
- принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);
Коммуникативные
- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
III. Закрепление и применение нового знания
- реализовать цель урока;
- закрепить уже изученные знания.
Задание 4
- Мы начинаем закреплять, полученные знания, поэтому попробуем решить выражения из задания 4. … и … выходят решают за доской, … - первый пример, … - второй. Остальные решают самостоятельно оба этих примера у себя в тетрадях.
- Молодцы. Теперь объясните по алгоритму, как вы выполняли деление.
- У всех получился такой же ответ? У кого другой? Кто не понял, почему такое решение?
225:45=5
Округляем делимое и делитель.
Выбираем первое неполное делимое: 220 ед., намечаем одну цифру в частном. Делим 200 на 40.
Подбираем пробное частное. В делителе содержится 4 десятка, в делимом 20 десятков, 20 д. : 4д. = 5 раз.
Проверяем пробное частное. Умножаем: 45*5=225
Вычитаем: 225 – 225 = 0.
Сравниваем остаток с делителем: 0 < 45.
Пробное частное 5 подходит. Записываем его.
Читаем ответ: 5.
336:56=6
Округляем делимое и делитель.
Выбираем первое неполное делимое: 330 ед., намечаем одну цифру в частном. Делим 300 на 50.
Подбираем пробное частное. В делителе содержится 5 десятков, в делимом 30 десятков, 30 д. : 5 д. = 6 раз.
Проверяем пробное частное. Умножаем: 56*6=336
Вычитаем: 336 – 336 = 0.
Сравниваем остаток с делителем: 0 < 56.
Пробное частное 6 подходит. Записываем его.
Читаем ответ: 6.
ФизминуткаЗадание 5
- Посмотрите на первый пример и объясните, как выполнено деление с остатком.
- Сначала подумайте, когда будете готовы, поднимите руку.
325:54 = 6 (ост. 1)
Округляем делимое и делитель.
Выбираем первое неполное делимое: 320 ед., намечаем одну цифру в частном. Делим 300 на 50.
Подбираем пробное частное. В делителе содержится 5 десятков, в делимом 30 десятков, 30 д. : 5 д. = 6 раз.
Проверяем пробное частное. Умножаем: 54*6=324
Вычитаем: 325 – 324 = 1.
Сравниваем остаток с делителем: 1 < 54.
Выполняем проверку. Пробное частное 6 подходит, с остатком 1. Записываем его.
Читаем ответ: 6, остаток 1.
Задание 6
- Всем всё понятно?
- Хорошо, к доске выйдет … и найдёт значение первого выражения. Все остальные решают у себя в тетрадях.
165:32
Округляем делимое и делитель.
Выбираем первое неполное делимое: 160 ед., намечаем одну цифру в частном. Делим 160 на 30.
Подбираем пробное частное. В делителе содержится 16 десятков, в делимом 30 десятков, 16 д. : 3 д. = 5 раз.
Проверяем пробное частное. Умножаем: 32*5=160
Вычитаем: 165 – 160 = 5.
Сравниваем остаток с делителем: 5 < 32.
Выполняем проверку. Пробное частное 5 подходит, с остатком 5. Записываем его.
Читаем ответ: 5, остаток 5.
- Хорошо, теперь первый вариант находит у себя в тетрадях значение второго выражения, второго вариант третьего выражения.
288:84 = 3 (ост. 28)
187:72 = 2 (ост. 43)
Работа в парах Задание 7
- Посмотрите на схему под пунктом А. К какому типу задач относится эта схема? (Задачи на движение)
- Что показано на схеме? (Движение) Какое оно? (Встречное)
- Что нам известно по схеме? (Путь, скорости)
- Что нужно найти? (Время)
- Хорошо, давайте придумаем задачу к этой схеме. Работаем в парах, если придумали, поднимите руку, но не выкрикивайте.
Например: Из пункта А и из пункта В одновременно навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Скорость одного была 5 км/ч, скорость другого – 6 км/ч. Через какое время они встретились, если расстояние между ними было 44 км? (4 часа) Закрепляют полученные знания.
Решают самостоятельно, двое учеников за доской решают.
Объясняют и аргументируют свой выбор, оценивают свою работу.
Снимают напряжение
Находят значения выражений при делении с остатком.
Работают по вариантам.
Работают в парах, анализируют схему, условие и требование задачи, составляют текст задачи.
Личностные:
- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
- быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
- не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.
Регулятивные:
- выполнять работу в соответствии с заданным планом;
- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.
Коммуникативные
- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
- ясно формулировать вопросы к заданиям и пройденному на уроке материалу;
- ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и учителя;
IV. Подведение итогов урока
- дать анализ и оценку успешности достижения цели;
- наметить перспективу последующей работы. - Ребята, наш урок подходит к концу и, я хочу узнать у вас, что же мы сегодня изучали на уроке? (Деление многозначных чисел на однозначное число)
- Какая проблема встала перед нами в начале урока? (Как делить на двузначное число, не оканчивающееся на ноль)
- Решили ли мы эту проблему? С помощью чего? (Да, с помощью алгоритма)
- Что для вас сегодня было сложным на уроке? Что вызывало трудности? Осуществляют рефлексию. Личностные:
- не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.
Регулятивные:
- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.
V. Домашнее задание - Запишите домашнее задание.
Найти значения выражений из задания 4, задание 6: выполнить деление с остатком четвёртого выражения, задание 7: придумать задачу к одной из схем по выбору. Записывают домашнее задание. Регулятивные:
- уметь планировать свою деятельность.