Статья на тему: Олимпиада по английскому языку как способ повышения мотивации учебной деятельности
Олимпиада по английскому языку как способ повышения мотивации учебной деятельности
Е.В.Сухарева
ГОБУ СПО ВО «Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж»
Среди направлений модернизации содержания образования по иностранным языкам одним из основных является усиление роли социокультурных умений и знаний, как о стране изучаемого языка, так и о своей стране, которые позволят обучащимся адекватно представлять культуру своей страны в процессе их общения с представителями других стран и культур.
Цель обучения английскому языку в системе СПО – это формирование коммуникативной компетенции студентов, одной из главных составляющих которой является учебно-познавательная компетенция, предполагающая овладение студентами общими и специальными учебными умениями, а также способами преодоления студентами трудностей в иноязычном общении с использованием накопленных языковых умений и навыков.
Несомненно, одной из главных задач преподавателя в свете данных требований является применение системы средств, методов и способов обучения, которые направлены на усиление мотивации студентов по изучению иностранного языка.
В практике обучения английскому языку используется множество форм учебной деятельности. Одной из таких форм, наиболее удачно выполняющей роль источника мотивации, является, на наш взгляд, олимпиада.
Участвуя в олимпиаде по английскому языку, студенты имеют возможность добавить в свою копилку совершенно отличный опыт внеаудиторной работы.
Уже на отборочном этапе студент погружается в атмосферу необычной, целенаправленной соревновательной деятельности, которая еще приобретает дополнительный позитивный оттенок, потому что все происходит на добровольной основе.
Цель проведения олимпиады по английскому языку – это выявление наиболее способных и одаренных студентов и, несомненно, улучшение межкультурного и страноведческого “бэкграунда” – основы, мотивирующей желание изучать английский язык лично каждого студента.
Дух олимпиады – это успешность и мотивация. Студентам–участникам олимпиады по английскому языку в начале каждого этапа сообщается, что любой из них – уже успешен, он уже победитель, потому что он особенный и один из лучших студентов учебного заведения. На самом деле это так и есть, ведь каждый участник олимпиады совершает огромную работу в направлении личностного роста, самовоспитания, самоорганизации и самопознания.
Получаемый преподавателем результат всегда соответствует ожиданиям: общение преподавателя и студента становится менее формальным, и соучастие в процессе подготовки, и сопереживание за результат объединяют и дают перспективу развития этого сотрудничества в дальнейшем.
Олимпиада по английскому языку может состоять из нескольких этапов.
Первый этап – это письменная работа, включающая в себя тестовые задания страноведческого характера. Чтобы их выполнить, студенты самостоятельно изучают дополнительную информацию о культуре англоязычных стран на английском языке. Такой вид деятельности способствует развитию познавательного интереса студентов в области страноведения. Эта работа может в дальнейшем быть представлена в виде реферативного сообщения на занятиях.
Второй этап олимпиады – это беседа по одной из предложенных разговорных тем, ответы на вопросы устно.
Готовясь к этому этапу, студенты учатся выражать собственное отношение к предложенной теме. Консультируя студента, преподаватель может дать ему направление для работы над темой.
Например, рассказывая о своих родителях в ходе беседы по теме «Семья», студент может выразить свое отношение к проблеме общения между родителями и детьми, различия во взглядах поколений. Отвечая на вопросы, студент может попробовать сделать вывод о том, как найти взаимопонимание в семье. Подростку важно быть услышанным, и доброжелательная атмосфера олимпиады способствует этому.
В ходе устного этапа продолжается развитие умений студентов компенсировать недостаток знаний и умений в английском языке, используя в процессе общения такие приемы, как языковая догадка, переспрос, перефраз, а также жесты и мимику. Очень важен психологический микроклимат успешности, главное в олимпиаде по английскому языку.
Заключительным этапом олимпиады может быть “Творческий этап”. Его цель в том, чтобы дать студентам возможность самовыражения в тех видах деятельности, которые им ближе. К тому же, с песнями на английском языке, стихотворениями, сценками и презентациями выступает всегда большее количество ребят, чем участвовало в предыдущих этапах олимпиады. “Творческий этап” дает шанс всем студентам.
Критерии для оценки творческих заданий могут быть такие: “за оригинальность”, “за оформление”, “за артистичность”.
По окончании олимпиады каждому студенту выдается сертификат участника, победителям, соответственно, - дипломы.
Ощущение своего участия в необычной, творческой деятельности останется у подростка надолго.
Безусловно, олимпиада по английскому языку является не только формой демонстрации языковых умений студентов, но и мощным средством мотивации в изучении английского языка.
15