Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога в период адаптации первоклассников
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога
в период адаптации первоклассников.
Актуальность.
В настоящее время тенденция ухудшения здоровья школьников приняла устойчивый характер, основная причина этого – длительное, ежедневное стрессогенное влияние образовательного процесса на ученика.
Для ребенка в течение одиннадцати лет средой жизнедеятельности является школа, где он проводит до 70 % времени бодрствования. Поэтому вполне естественно, что кроме задач усвоения ребенком определенных знаний в процессе обучения в школе необходимо создавать условия учебной деятельности, раскрывающие резервы организма, способствующие росту, развитию и сохранению здоровья [10].
В последнее время всё чаще и чаще поднимается проблема увеличения процента обучающихся, испытывающих серьёзные затруднения и неудачи в учебной деятельности, что зачастую связано с ухудшением состояния здоровья детей, характеризующееся ростом заболеваемости и увеличением частоты хронических заболеваний. Отмечается также и увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в адаптации.
В связи со сложившейся обстановкой в последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось такое понятие, как здоровьесберегающие технологии, которое предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья обучающихся.
В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость «творчества»[8].
Пояснительная записка
Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением деятельности любой школы во все времена. Однако результативность этой деятельности во многом зависит от целей образовательного процесса, доступных способов и средств их достижения. В условиях внедрения в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе школы, которые разделяются на два направления: «здоровьесберегающие образовательные технологии» (собственно педагогические) и «здоровьесберегающие технологии в образовании» (Н.К. Смирнов). К последним можно отнести здоровьесберегающую работу психологов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов [6].
По данным Э.Г. Симерницкой, Н.К. Корсаковой, Ю.В. Микадзе, Т.В. Ахутиной, Л.С. Цветковой, Н.Г. Манелис и др. подавляющее число неуспешных в учебе учащихся не просто «не хочет учиться», а имеет особенности нервно-психического развития в виде незрелостей, функциональных расстройств или нарушений в нервно-психических функциях, необходимых для учебы, и системах саморегуляции[10].
У большинства детей имеются неадекватные проявления эмоционального развития, кроме того, у некоторых школьников проявляется негативное отношение к школе и проблемы общения со сверстниками. Иногда эти дети склонны к агрессии, замкнутости, повышенной тревожности, робости. В данном случае, такие реакции являются своего рода психологической защитой в новой социальной среде.
В нашей школе уже 5 лет успешно реализуется программа «Школа будущего первоклассника». Целью программы является формирование готовности каждого ребенка к школьному обучению. Она определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый дошкольник для интеллектуального и социально-психологического безболезненного вливания в школьный коллектив.
С приходом учащихся в первый класс, на первоначальном этапе психолого-педагогического сопровождения первоклассников, для оценки их деятельности во время занятий я использую метод наблюдения, посещаю уроки, наблюдаю за взаимодействием учеников на перемене и в группе продленного дня, проверяю личные дела и медицинские карты учащихся.
Следующим этапом моей работы является беседа с ребятами и мониторинг учащихся (скрининг Екжановой) для окончательного выявления детей с низкими показателями готовности к школе.
После проведения мониторинга по результатам, которые мы получаем, можно заметить, что дети с каждым годом приходят все с более низкими показателями готовности к школьному обучению, что в дальнейшем сказывается на адаптации таких детей, их школьной мотивации, взаимоотношениях со сверстниками и учителями и т.д.
Результат мониторинга первоклассников на начало учебного года (скрининг Екжановой «Готовность к школьному обучению»)
На основе полученных данных определяются основные направления в моей работе с первоклассниками и осуществляется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение условий формирования здорового образа жизни учащихся и их адаптации.
Целью сопровождения первоклассников является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению, а также внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в учебный процесс с целью предотвращения утомляемости учащихся на уроках и занятиях.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
Через применение элементов здоровьесберегающих технологий предотвратить утомление школьников и активизировать их познавательный интерес.
Разработать занятия на основе принципов здоровьесбережения.
Развивать у учащихся практические навыки здорового образа жизни, способствующие повышению интереса к процессу обучения, снижению школьной тревожности для более успешного обучения.
Для здоровья ребенка важно не только то, что в школе удовлетворяются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям, поэтому мной было решено включить в программу адаптации первоклассников (Адаптация первоклассников, педагог-психолог ….) элементы здоровьесберегающих технологий, такие как:
сюжетно-ролевые игры (например: «превращения»);
кинезиологические упражнения (например: упражнения «лягушка», «лезгинка», «кулак-ребро-ладонь», «ухо-нос», «мешочки» и т.д.) которые направлены на развитие мелкой и крупной моторики, синхронизацию работы полушарий головного мозга, улучшение памяти и внимания, облегчение процессов чтения и письма.
психогимнастику, невербальное общение (например мимические и пантомимические этюды, упражнения, игры на преодоление двигательного автоматизма) которые способствуют координации коммуникативных действий, преодолению социального инфантилизма, снижению трудностей в произвольной регуляции поведения и деятельности.
арт-терапию (например: сказкотерапия и изотерапия - особенно учащимся нравится пальчиковое рисование). Используется мной для корригирования отклонения и нарушения личностного развития (агрессивности, негативизма, раздражительности).
релаксационные комплексы (дыхательные упражнения, мышечная релаксация, упражнение «океан» и т.д.) помогают формированию позитивного настроя и доброжелательного отношения к окружающим, обучает управлению собой в игровой форме и корректирует нарушения поведения детей.
гимнастика с элементами Хатха-йоги (упражнения «Потягивание», «Скручивание» и т.д.) направлена на психическое и физическое оздоровление.
рефлексия (Приложение № 1).
Применение здоровьесберегающих технологий используется мной на разных этапах занятия.
Если рассматривать занятие в целом, то его можно разделить на несколько частей: позитивный настрой на занятие, первая основная часть, динамическая пауза, вторая основная часть и заключительная часть.
Одним из важных аспектов построения занятия я считаю самые первые минуты, поэтому с первых минут я создаю обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой на дальнейшую работу. Позитивный настрой я создаю, начиная с приветствия и заканчивая мини-игрой (например: игра «Крокодил»). И уже после небольшой минутки веселья перехожу к основному блоку занятия.
После нескольких основных упражнений (заданий) обязательно включаю в ход занятия психогимнастические упражнения или кинезиологические, которые обеспечивают продолжительную концентрацию внимания, работоспособность, не допускают утомления и усталости, так как движения обеспечивают лучшее кровоснабжение, питание мозга кислородом, улучшают у ребенка память, пространственные представления, развивают мелкую и крупную моторику. Особенно учащимся нравятся такие упражнения, как: «ухо-нос», «мешочки», «танцы», «маршировка» [5].
На заключительном этапе занятия я использую релаксационные комплексы, что способствует снижению психоэмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции эмоционального состояния [9]. Применение рефлексии на занятиях помогает развитиюадекватной самооценки, позволяет акцентировать ценность деятельности каждого члена группы. Рефлексию я использую на разных этапах занятия, в зависимости от поставленной цели:
рефлексия настроения и эмоционального состояния – применяется мной как в начале, так и в итоге занятия;
рефлексия деятельности – применяется либо в середине, либо в итоге занятия;
рефлексия содержания учебного материала – применяется только в заключении работы, где я узнаю, какие из упражнений были самыми интересными, что было трудным, что получилось у учащихся.
Для того чтобы сопровождение первоклассников было систематизированным и функциональным, оно проводится в трех направлениях: учащиеся, педагоги и родители (законные представители).
Взаимодействуя с педагогами, я провожу информационные семинары, индивидуальные консультации для педагогов по результатам мониторинга и индивидуальной работы с детьми, выступаю на методических объединениях. В начале учебного 2015-2016 гг. для педагогов начальных классов были проведены мастер-классы:
Применение кинезиологических упражнений на уроках в начальных классах.(Приложение №2)
Технология рефлексии в педагогическом процессе. (Приложение №3)
По итогам мастер-классов было принято решение применять данные техники в педагогической практике.
В работе с родителями я отдала предпочтение таким формам работы, как:
тематические выступления на общешкольных и классных родительских собраниях («Психологические особенности первоклассника», «Адаптация первоклассников – первые шаги к успеху», «Стили семейного воспитания» и др.);
индивидуальное консультирование по вопросам развития, воспитания и обучения.
Комплексное применение здоровьесберегающихтехнологий способствуетлучшей адаптацииучащихся к школьному обучению.
Анализ работы по сохранению и укреплению психического здоровья учащихся в период адаптации показал снижение заболеваемости, а такжеснижение уровня тревожности и конфликтности. Преодолены трудности в системе взаимоотношений и взаимодействий со сверстниками; трудности в общении с учителями, трудности в сфере собственного самопознания и рефлексии собственной деятельности, трудности в умении принимать учебную задачу, поставленную взрослым, действовать согласно заданному алгоритму, выполнять действия по образцу.
Результат адаптации первоклассников
Список литературы
Битянова М.Р., Азарова Т.В. Работа психолога в начальной школе. М. Генезис, 2001г.
Клаус Фопель. Подвижные игры для детей 7-9 лет. – М.: Генезис, 2005.
Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2003.
Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студ.вузов. – 7-е изд. Стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Павлова М.А. «Психогимнастические упражнения для школьников», М: Учитель, 2009.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.
Ступницкая, М.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды / М.А.Ступницкая, А.В.Белов, В.А.Родионов // Школа здоровья. – 2003. – №3. – С.37-40.
Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1979. – 170 с.
Чистякова М.И. Психогимнастика М.1995 г
http://migha.ru/ismo-rao-zdoroveesberegayushie-obrazovatelenie-tehnologii.html
Приложение 1
Здоровьесберегающие технологии
Кинезиологические упражнения
«Горизонтальная восьмерка».
Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), расширение поля зрения, улучшение восприятия.
На расстоянии вытянутой руки, при этом кисть сжать в кулак, указательный и средний пальцы вытянуть, рисовать горизонтальную восьмёрку (знак бесконечности) перед собой, следя глазами за вытянутыми пальцами (сначала одной рукой, потом другой, обеими). На большом плакате изобразить знак бесконечности и вывесить его в центре класса перед обучающимися, следить глазами по знаку слева направо, затем наоборот.
«Колечко».
Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела).
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом порядке - от указательного пальца к мизинцу и в обратном - от мизинца к указательному пальцу. Вначале движения выполняются поочередно каждой рукой, затем - двумя одновременно.
«Зеркальное рисование».
Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела).
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
«Кулак-ребро-ладонь».
Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих цуг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым, затем по памяти в течение восьми - десяти повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками. При затруднениях взрослый предлагает ребенку: «Помогай себе вслух или шепотом - командами «кулак-ребро-ладонь».
Сюжетно-ролевые игры
«Превращения»
Все и всё превращается в нечто другое, но не с помощью слов, а с помощью определения целесообразности действий. Аудитория превращается в лес. Тогда участники – в деревья, зверей, птиц, лесорубов и т.д. А если в вокзал – значит в чемоданы, поезд, пассажиров. А если в телевидение – в дикторов, телеоператоров, «звезд эстрады» и т.д.
Варианты: коллективная работа в микрогруппах, индивидуальное исполнение. При этом кто-то может делать шумовое оформление, изображать реквизит и т.д. В это игре можно инсценировать ситуации взаимопомощи персонажей, конфликтности, нейтральности и т.д.
«Оживающие картины»
Каждая из групп (3-5 чел.) является персонажами известных картин художников. Картины «оживают», персонажи действуют, участвуют в диалогах, а затем застывают.
Психогимнастика, невербальное общение
Игра «Дракон кусает хвост»
Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок-это голова дракона, последний- кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего- дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.
Игра «Веселые мартышки»
Взрослый читает стихотворение, сопровождает свои слова движениями. Дети за ним повторяют.
Мы- веселые мартышки.
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем, (хлопают в ладоши)
Мы ногами топаем, (топают ногами)
Надуваем щечки, (надувают щечки)
Скачем на носочках. (прыгают на носочках)
И друг другу, даже,
Язычки покажем. (показывают языки)
Дружно прыгнем к потолку, (прыжок)
Пальчик поднесем к виску. (крутят пальцем у виска)
Оттопырим ушки, (руками оттопыривают уши)
Хвостик на макушке. (помахать рукой у макушки)
Шире рот откроем, (открывают рот)
Гримасы все состроим. (делают гримасы)
Как скажу я цифру «три»,
Все с гримасами – замри (замирают с гримасами).
Релаксационные комплексы
“Воздушные шарики”
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
“Солнечный зайчик”
Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).
Гимнастика с элементами Хатха – йоги
«Разогрев – поглаживание»
Растереть ладони. Погладить руки от кистей вверх («Я люблю свои замечательные руки»).
Растереть ладонями ушные раковины. Уши оттянуть в стороны, затем потянуть вверх («Скоро стану я большим»).
«Умыть» лицо ладонями рук («Надо – надо умываться по утрам и вечерам»).
Погладить живот круговыми движениями по часовой стрелке («Мой животик сыт и здоров»)
Упражнение «Поза зародыша»
Укрепляет мышцы живота, спины, увеличивает гибкость позвоночника, нормализует пищеварение.
Лечь на спину, обхватить согнутую правую ногу за лодыжку и прижать ее верхней поверхностью бедра к животу, стараясь подбородком или лбом коснуться коленей. Внимание на область пупка. Удерживать позу 5 секунд, затем отдохнуть. Повтор 2-3 раза.