Методическое пособие «Динамический плакат «моль»


Динамический плакат «Моль»
Количество вещества- одно из важнейших понятий, которое используется в физике, химии, биологии. Оно является своеобразным мостиком , связывающим микро- и макромир. Поэтому овладение приемами использования этого понятия очень важно для учащихся.
Среди дидактических средств, облегчающих труд учителя, большими возможностями обладают динамические плакаты - оригинальные наглядные пособия с подвижными элементами. Такие плакаты, наряду с иллюстративной функцией, успешно выполняют и обучающую функцию. Повышая уровень наглядности в преподавании, они помогают учащимся быстро понять и надолго запомнить изучаемый материал.
На уроках, посвященных понятиям «количество вещества», «моль», может быть использован динамический плакат, иллюстрирующий роль моля как связывающего звена между числом молекул(N), объемом(V), массой(m) вещества. Особенность плаката в том, что центральный круг с символом « » может поворачиваться вокруг оси, при этом изображенные на нем стрелки соединят любые два из трех, вышеназванных параметров.
С помощью этого плаката легко осваивается решение задач, При решении задачи определяют параметры, о которых идет речь в условиях, выясняют, какой из них задан, а величину какого необходимо найти, затем соответствующим образом поворачивают центральный круг и, двигаясь по стрелке от начального параметра к конечному, записывают необходимые для решения формулы.
В ходе урока внимание учащихся обращается на общие закономерности , отраженные на плакате: переход от N ,V и m к и обратно осуществляются через соответствующие величины(N V M), выделенные в каждом из внешних кругов; переход к ( по стрелкам , направленным к центру) всегда связан с операцией деления, а обратный переход ( по стрелкам, идущим от центра) – с операцией умножения на соответствующую молярную величину.
Работа с динамическим плакатом активизирует и упорядочивает мыслительную деятельность учащихся, формирует в их сознании устойчивый зрительный образ, что способствует успешному усвоению материала. Решение учебной проблемы с применением динамического плаката предполагает не только мысленное конструирование последовательности логических рассуждений, но и определенные действия с реальным объектом. В результате комплексного ауди- визуально- тактильного воздействия первоначальные абстрактные понятия постепенно «обрастают корешками» ассоциацией, благодаря которым прочно «укореняются» в памяти ученика. Благодаря необычной форме представления информации, плакат легко запоминается и может выполнять функции опорного сигнала по соответствующему разделу курса физики.