Доклад «ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ И СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 
«ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ И СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ» (из опыта работы)
И. Г. Любимова
Государственнон бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанский строительный колледж», г. Казань, Республика Татарстан, Россия
В Казанском строительном колледже ведется профессиональная подготовка  студентов с нарушением слуха. Администрация колледжа  пошла по пути интеграции обучения и получения двух форм образования – основного общего и  профессионального образования по профессии «Переплётчик». Это было сделано для того чтобы помочь студентам с ограниченными возможностями найти в современном обществе своё место. Наша  задача,  как  педагогов, не оставаться   безучастными  в  дальнейшей  судьбе этих  выпускников,  их  трудоустройство    и  успешность  их  работы  в  выбранной  профессии. 
Собственный   опыт  работы  позволил    выделить  проблемы, возникающие  у  глухих   и  слабослышащих студентов при профессиональном обучении:                                                         
– недостаточное развитие речи,  приводящее к трудностям понимания  полиграфических  терминов  и  технологических операций; 
– затруднения в  логическом  выражении;  отсутствие  образного  мышления; недостаточно  развита  мелкая  моторика.
Для  активизации  мыслительной  деятельности  данной  категории  обучающихся  и  улучшения  восприятия  ими  изучаемого  материала  наиболее эффективным,  по-моему,  мнению,  является  упорядоченное  сочетание наглядности  и  всех  видов  речи (устной, письменной, жестовой, дактильной). В  связи  с  тем,  что  студенты  глухие,  то  на  каждом  уроке  теоретического  и  производственного  обучения  присутствует  сурдопереводчик.  Студенты  не  обладают  должным  словарным  запасом  и  не  всегда  сразу  понимают  значение  многих  терминов  и  операций,  поэтому  моя  задача  состоит  в  том,  чтобы  в    доступной  форме  рассказать  им  о  технологических  процессах. На  уроках  заостряю  внимание  на  сложные  полиграфические  операции,  особое  внимание  уделяю  работе    полиграфического  оборудования. Продумывая  содержание  урока,  обязательно  готовлю  теоретический  материал  по  каждой  изучаемой  теме  и  предлагаю  его  каждому  студенту, а  так  же  данный  материал постепенно создаётся в электронном виде. Что  дает  возможность  студентам,  по  какой - либо  причине  пропустившим  урок,  изучить  данный материал. Использую  возможности  интернет  ресурсов, например,  если необходимо познакомить  студентов  с  образцами  полиграфической  продукции.  На уроках  теоретического  обучения  использую  таблицы,  с  целью  успешного  овладения  технологическими  операциями, графики   (где  показана  необходимая  температура  при  выполнении тиснения),  схемы,  рисунки,   фотографии  оборудования  предлагаю  студентам  в  виде  электронных  презентаций.  В  рамках  урока  использую  презентации  на  тему: «История возникновения бумаги»,  «Как  создаются  книги» и.т.д.    Использование  презентаций  в  виде занимательного материала помогает активизировать учебный  процесс, развивает  наблюдательность,  внимание,  память,  мышление,  способствует  развитию  интереса  к  учению.   С целью  проверки  знаний  использую  тесты.  Актуализацию  знаний со студентами  с  нарушением  слуха  проводить  сложно, т. к.  им сложно  составлять  логический  рассказ.  С  целью  проверки знаний использую  кроссворды,  а также студентам предлагаются схемы  с  пропущенными  технологическими операциями. Для  итоговой  аттестации  были  разработаны  тесты  трёх  уровней.  Считаю,  что  для  данных студентов  это  самая  приемлемая  форма  итоговой  аттестации. 
Глухие и слабослышащие студенты имеют индивидуальные психофизические особенности: различный уровень развития остаточного слуха, уровень умственного развития  (обучаемость или способность к учению),  обученность (уровень приобретенных знаний) и т.д. Наличие этих особенностей указывает на необходимость представления учебного материала в форме,  доступной для всех студентов.  Поэтому,  например,  при выборе способов подачи теоретического материала оптимальным является использование всех четырех видов речи: жестовой,  дактильной,  письменной,  устной.   При работе с данной категорией студентов  необходима  опора на наглядность.  Разработана  методика проведения  учебных занятий  по  теоретическому  обучению,  имеющих некоторые особенности, позволяющие снизить  нагрузки, в частности:                                    
- представление информации с использованием наглядности (применение компьютерных технологий) и активизации мыслительной деятельности; 
- представление материала малыми дозами; хорошая артикуляция;
- комплексное использование устной, дактильной, жестовой речи, письменной;
- немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов;
- неоднократное повторение, причем фраза должна повторяться без изменения слов и порядка их следования;                                                                                  
- обучение работе со зрительными образами: работа с графиками, таблицами,  рисунками,  схемами и пр.; 
- тренировка  умения выделять главное:  обучение составлению конспектов, таблиц, схем. 
Неотъемлемой частью любого занятия с глухими и слабослышащими студентами является словарная работа.  Словарная работа не может подменять  собой обучение предмету,  а должна строиться в непрерывном единстве с ним.  Активизация словарного запаса зависит от уровня подготовки студентов.  Задачи словарной работы заключаются в следующем: 
- раскрыть значение слов,  терминов,  выражений,  фраз, необходимых для понимания смысла изучаемого материала; 
- ввести новые понятия в активный фонд речи студентов с помощью организации речевой практики систематического накопления словарного запаса; 
- развить  письменную речь. 
Словарная работа, которая проводится  в процессе занятий, включает в себя: 
- введение новых терминов при изучении каждой темы, выписывание новых  терминов на доске,  расстановку ударений,  дактилирование,  объяснение термина;
- проговаривание  вслух нового термина каждым студентом;  ведение словаря; 
- активизацию устной речи (устный опрос; защиту домашней работы; работу с логическими тестами); 
- развитие письменной речи (выполнение упражнений, содержащих вопросы   теоретического характера; словесные пояснения по ходу решения тестов).
 Таким образом, комплексное использование средств обучения  по каждому разделу дисциплины в рамках предлагаемой  системы обучения (компьютерное сопровождение,  индивидуальные задания, словарная работа и пр.), система контроля знаний обучающихся,  позволяют активизировать самостоятельную работу студентов, определять уровень усвоения знаний на различных этапах обучения и корректировать его.
 В заключение приведены основные результаты и выводы в  работе  со студентами:
1) выявлены основные проблемы,  возникающие у глухих и слабослышащих студентов  в процессе   профессионального  обучения; 
2) установлено,  что учебный процесс с опорой на образное мышление способствует более глубокому пониманию основных полиграфических понятий  студентов  с нарушением слуха; 
В перспективе  на будущее  для  себя определила:  шире  использовать   информационные  технологии, сеть Интернет.  
  Надо  отметить,  что  обучать  студентов   с  отклонением   слуха  -  это  напряжённый труд, постоянное самосовершенствование. В процессе работы пришлось просмотреть  специальную  литературу,  отобрать  из  многочисленных  свою  методику,  в  работе с глухими и  слабослышащими.