Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по теме «Цветущая весна»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по теме «Цветущая весна»
Цель: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт детей, средства музыкального и изобразительного искусства.
Задачи:
познакомить обучающихся с обычаями и традициями русского народа;
воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру;
формировать эстетический вкус;
развивать внимание, наблюдательность, воображение и фантазию.
Оформление:
ваза,
веточки вербы,
блюда с крашеными и расписанными яйцами,
блюдо с куличом (или изображение с куличом)
Ход занятий
Звучит музыка.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Сегодня у нас с вами необыкновенное занятие? А знаете, какие праздники отмечаются весной? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы сегодня поговорим о весне, о праздниках, которые отмечаются в это время года и одном из них – Пасхе.
Вот послушайте какой стих сложили о Пасхе.
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости Пасха к нам пришла! (К.Фафаонов)
Сейчас я вам предлагаю прослушать фрагмент произведения П.И.Чайковского “Времена года”.
Слушание музыки.
Воспитатель: Что же вы представляли себе, слушая музыку? (Ответы детей)
– Ребята, расскажите о своих наблюдениях за весенней природой.
Воспитатель: Да, мы видим изменения в природе весной – яркое теплое солнце, почки на деревьях набухают, прилетают птицы. Давайте вспомним краски весенней природы. Какой цвет у весеннего неба? (голубого)
– А какой цвет солнечных лучей? Цвет тающего снега? (серого) А что можно сказать о весеннем воздухе? Какой он? (Чистый, свежий) Давайте подышим свежим воздухом.
Дыхательная гимнастика: Аромотерапия
Носом вдох,
А выдох ртом.
Дышим глубже, а потом -
Ртом мы воздух набираем и через носик выдуваем.
Воспитатель: Краски весенней природы радостные, как радостна сама природа. Сейчас мы с вами создадим весеннюю композицию. Ребята, перед вами картины разных времен года. Но вы должны выбрать только те, которые относятся к весне.
Выбор детьми рисунков.
Воспитатель: Теперь из этих маленьких отдельных рисунков на магнитной доске создадим общую картину.
Звучит музыка, дети прикрепляют картинки.
Воспитатель: Молодцы! Понравилось ли вам работать всем вместе? Все ли признаки весны нашли свое место на нашем художественном полотне? Воспитатель: Ребята, а вам нравится время года весна? Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы быстрее наступила весна, давайте мы ее соберем. Перед вами разрезная картинка. Вам надо ее собрать в одно целое.
Д/И «собери картину»
Появляется весна с веточками вербы.
Воспитатель: Ребята, а весна к нам пришла не с пустыми руками. Что она принесла? Ответы детей.
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Воспитатель: А вы знаете, какой праздник отмечают весной? Это вербное воскресенье, оно последнее перед Пасхой. Вербу освещали в церкви и считали, что она имеет силу исцелять и оберегать людей. Весна прислала вам веточки вербы, чтобы вы росли здоровыми и послушными. (раздать детям веточки вербы)
Воспитатель: Я предлагаю поставить веточки вербы в вазу. Красивый у нас получился весенний букет? Нравится Вам?
- Посмотрите, у меня на картине нарисована ветка, а вот здесь у меня пластилин. Мы сейчас эту ветку превратим в веточку вербы. Смешаем белый и желтый (коричневый) пластилин и сделаем ветке почки. (коллективная работа)
Воспитатель: У нас получилась веточка вербы. Мы приготовились к встрече следующего праздника – Пасхи. Празднуют Пасху многие, ведь она – начало весны и пробуждения природы. А вы знаете, как готовятся к Пасхе? Ответы детей.
Воспитатель: Украшают дом, пекут куличи, красят яйца. Накануне Пасхи дети и взрослые красят и расписывают яйца.
Яйцо – это символ солнца, весны и зарождения новой жизни.Посмотрите на наш праздничный стол. Тут есть писанки и крашенки.
- Чем они отличаются?
- Покажите где писанки (расписанные яйца), а где крашенки (просто окрашенные яйца).
- На прошлом занятии мы с вами начали расписывать яйца, сегодня эту работу закончим, чтобы к Пасхе у нас всё было готово.
Дети расписывают и украшают яйца.
Воспитатель: На Пасху с яйцами играют. И мы с вами поиграем в одну такую игру.
Игра «Катание яиц» По краю стола расставлены призы. Нужно яйцом выбить тот приз, который понравился, катая яйцо по столу. Игра идёт до тех пор, пока не закончатся призы.
Звучит любая народная музыка
Воспитатель: На этом блюде самые разные писанки и крашенки. Вы все по очереди сейчас подойдете к нему и возьмете по одному яйцу и подарите их нашим гостям. А я раскрою тайный смысл доставшегося вам яйца, что вас ждёт в этом году.
Дети по очереди подходят берут по одному яйцу, педагог всем объясняет его смысл.
Красное – красный цвет – цвет радости, в этом году Вас ждёт радость и любовь
Голубое – мирное небо и крепкое здоровье.
Зеленное – символизирует весну и природу. Весь год будет у Вас весеннее настроение.
Пестрое – семейное счастье, любовь и успех.
С сосной – от болезни, для здоровья. Быть Вам здоровым.
С жёлтыми колосьями – для урожая. Год у вас будет богатый.
С домом – к новоселью.
С дубовым листом – будешь сильным.
С зайчиком – этот символ означает храбрость.
С Ангелом – к добру, от зла.
Со звездой – означает, что весь год сопутствует удача.
Воспитатель: Вот мы и узнали, что вас ждёт в следующем году. Пасха – самый радостный праздник, заканчивается он гуляньем да весельем.
Итог занятия:
Весна нас радует своим пробуждением, у неё много праздничных дней. О некоторых из них мы сегодня вспомнили.
– Что вам сегодня особенно понравилось?
– О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям?
Воспитатель:
Есть сюрприз у меня, В честь торжественного дня.Ближе детки подходите,Да в корзинку посмотрите.Испекла я куличи –Как вкусны и горячи.Куличи вы разбирайте,Пасху дальше отмечайте.