Сценарий внеклассного мероприятия Марафон профессий


Внеклассное мероприятие по профориентации
для 8-11 классов
«Марафон профессий»
При входе в класс ребята выбирают фигуру (красного, зелёного, жёлтого, синего) цвета.
Ход мероприятия:
Ведущий: (Слайд 1)
Нашу встречу мне хочется начать с известных строк В. В. Маяковского:
У меня растут года,Будет и семнадцать.Где работать мне тогда?Чем заниматься?
Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие работы вообще есть на   свете. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Но эта огромная цифра далека от определенности. И не только потому, что жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются, но еще и потому, что люди до сих пор не договорились между собой о том, что считать отдельной профессией или  специальностью, а что просто разновидностью той или другой работы. Море профессий необозримо. Об этом наш сегодняшний разговор.
(Слайд 2). Кто я? Для того, чтобы добиться успеха в профессиональном самоопределении, сначала нужно всесторонне и объективно оценить личные запросы и потребности, определить те личные качества, которые нужно сформировать, т. е. изучить собственное «Я».
(Слайд 3). Профессиональный план. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.
Возможен другой путь: изучить самого себя, ознакомиться с миром профессий, узнать предъявляемые профессией требования, а затем соотнести их со своими личностными особенностями, т.е. составить профессиональный план.
Интересы и склонности, возможности личности. К личностным особенностям человека можно отнести его интересы и склонности, его возможности, здоровье, темперамент, характер, волевые качества, способности и многие другие.
Учитель даёт характеристику группам учеников в зависимости от выбранного цвета.
Те, кто выбрали:
- синий цвет- чувствительные и впечатлительные люди, спокойные и уравновешенные, они отличаются утончённостью и хорошим эстетическим развитием;
- зелёный цвет- испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше всех, имеют высокий уровень притязаний, озабочены собственным статусом в коллективе;
- жёлтый цвет- мечтательны с богатым воображением, любят мечтать, фантазировать, но не готовы активно действовать, живут больше в будущем, чем в настоящем;
- красный - активные, энергичные, деятельные, напористые, шумные.
Все мы с вами разные, со своими особенностями, индивидуальными способностями, возможностями, интересами, каждый из нас - это отдельный мир знаний, эмоций, чувств, переживаний, стремлений, мотивов.
Многообразие мира профессий. (Слайд 4)
Разделение труда. (Слайд 5). Общее разделение: промышленность, сельское хозяйство, торговля, здравоохранение, просвещение, культура и др. Частное разделение: промышленность на добывающую и обрабатывающую. Единичное: цехи, участки, бригады и т.д.
Функциональное разделение труда. (Слайд 6). В рамках единичного происходит функциональное разделение труда: основные и вспомогательные группы работников. Внутри функционального происходит профессиональное разделение труда. А профессии, в свою очередь, делятся на специальности, а специальности на должности.
Классификация профессий по Климову. Ориентировать в мире профессий позволяет систематизация, классификация профессий и специальностей. (Слайд 7).
Что же влияет на выбор профессии? (Слайд 8)
А теперь, давайте познакомимся с различными профессиями. И знакомиться мы будем играя. Вы разделились на две команды: команда «Знатоков» и «Эрудитов».
Игра «Марафон профессий»
Представление команд
Конкурс «Разминка»
Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир.
Игра «Самая-самая». (Слайд 9)
Ответы: самая зеленая – садовод, лесник, цветовод и др;
Самая сладкая – кондитер, продавец в в кондитерском отделе;
Самая денежная – банкир, проф теннисисты, боксеры, модели;
Самая волосатая – парикмахер;
Самая детская – воспитатель,, педиатр, учитель;
Самая смешная – клоун, пародист;
Самая общительная – журналист, экскурсовод, учитель, массовик-затейник;
Самая серьезная – хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог;
Самая опасная – сапер, каскадер;
Самая бумажная – бухгалтер, экономист, библиотекарь
Игра «Угадай профессию». Изобразить следующие профессии:
1 ком. повар, врач, швея, пилот.
2 ком. художник, учитель, пожарный, фотомодель
Конкурс «Закончи пословицу». (Слайд 10)
Конкурс «Назови профессию»
А теперь сменим задание: я прошу Вас назвать профессию, начинающуюся с первой буквы Вашего имени (например, Алёна – архитектор) и т.д - побеждает та команда, в которой названо больше профессий.
А пока команды выполняют задание, объявляю викторину для болельщиков:
Кто первый: мужчины или женщины – начали вязать на спицах? (Мужчины)
Как называется прямой товарообмен? (Бартер)
Как называется документ, с помощью которого можно оформить человека на работу? (Контракт)
Кто из русских царей владел 14-ю ремеслами? (Петр 1)
Кем по профессии был А.П.Чехов? (Врач)
В этой фамилии спряталось название профессии: Стралужин. (Журналист)
Что производят в Бразилии? (Бразильцев)
Как удвоить количество ваших денег? (посмотреть на них в зеркало)
Какой человек одной рукой может остановить автомобиль? (Инспектор ГИБДД)
Какая разница между блохой и собакой? (собаки могут иметь блох, а блохи собак – нет)
Перед кем люди всегда снимают шляпы? (парикмахером)
Кто работает спустя рукава? (пожарник)
Кто ходит сидя? (шахматист)
Как сварить вкусную кашу без масла? (с любовью)
То назад, то вперед ходит, бродит пароход. Остановишь – горе. Продырявит море. (Утюг)
«Кто что делает?» (Слайд 11)
Ведущий: Команды сейчас будут отгадывать профессии по описанию.
1. К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер)
2. Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми». Функция этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и уметь применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер)
3. «Живописать» растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением.Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз, как у лилии, их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх  (как у ромашки или хризантем) – размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые, золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются издали, а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых мест.(Цветовод)
4. Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырех человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет из себя такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путем. Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания. (Доярка)
5. Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист)
6. В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейский стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающих получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена является психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственный способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)
7. «Домашнее задание» (Слайд 12)
«Музыкальный конкурс» (Слайд 13)
По отрывкам из песен участники конкурса должны отгадать профессии, которым посвящены песни.

1. Лодка диким давлением сжата,Дан приказ – дифферент на корму, - Это значит, что скоро ребятаВ перископы увидят волну,В перископы увидят волну…Припев:На пирсе тихо в час ночной.Тебе известно лишь одной,Когда усталая подлодкаИз глубины идет домой.
Моряки-подводники; песня «Усталая подлодка» (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова).
2. Седина в проводах от инея…ЛЭП-500 – непростая линия,И ведем мы ее с ребятамиПо таежным дебрям глухим
Сквозь таежные зори мглистыеТянем к людям мы солнце чистое,И встают зори над порамиПод моей озябшей рукой.
Электромонтер или монтажник линии электропередач; песня «ЛЭП-500» (муз. А. Пахмутовой сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова.)
3. Давно, друзья веселыеПростились мы со школой,Но каждый год мы в свой приходим класс.В саду березки с кленамиВстречают нас поклонами,И школьный вальс опять звучит для нас.
Учитель; песня «Школьный вальс» (муз. И. Дунаевского, сл. С. Матусовского).
4. Над спортивной ареной капризное солнце…И удача не каждому будет светить…Вы на бой провожайте ваших питомцев.Этот взгляд никогда мы не сможем забыть…Припев:Да разве сердце позабудетТого, кто хочет нам добра,Того, кто нас выводит в люди,Кто нас выводит в мастера.
Спортивный тренер; песня «Да разве сердце позабудет…» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).
5. На границе тучи ходят хмуро.Край суровый тишиной объят.У высокий берегов АмураЧасовые Родины стоят.Там врагу заслон поставлен прочный,Там стоит, отважен и силен,У границ земли дальневосточнойБроневой ударный батальон.
Пограничники; песня «3 танкиста» (муз. Дан. и Дм. Покрассов, сл. Б. Ласкина).
6. Смерть не хочет щадить красоты,Ни веселых, ни злых, ни крылатых,Но встают у нее на путиЛюди в белых халатах.Люди в белых халатахВрачи; песня «Люди в белых халатах» (муз. Э. Колмановского, Л. Ошанина).
7. Преодолеть пространства и простор,Нам разум дал стальные руки-крылья,А вместо сердца – пламенный мотор.Припев:Все выше, выше и вышеСтремим мы полет наших птиц:И в каждом пропеллере дышитСпокойствие наших границ.(Летчики; песня «Авиамарш» (муз. Ю. Хайта, сл. П. Германа).
Тестирование. Тест для начинающего миллионера.
При растущих темпах внедрения рынка не исключено появление новых миллионеров. Попробуйте узнать, есть ли у вас способность делать миллионы.
Если вы набрали от 0 до 23 очков, то это означает, что лучший способ разбогатеть лично для вас — либо удачно жениться, получить наследство, либо, наконец, играть в лотерею.
От 24 до 48 очков — богатство связано для вас с трудом. Избегайте финансовых спекуляций. Лучше всего делайте карьеру и займите кресло шефа. Даже если это не принесет вам желаемых миллионов, ваша жизнь все равно будет обеспечена в материальном аспекте.
От 49 до 72 очков — у вас самые лучшие шансы когда-нибудь стать миллионером. У вас коммерческий склад ума, вы разделяете деньги и дружбу. Вы не намерены хвастаться своим роскошным образом жизни, а склонны терпеливо умножать свое богатство.
Подведение итогов викторины и награждение победителей.

Тест для начинающего миллионера
1. Каким способом легче всего делать деньги:
а) много работать, быть хорошо информированным, рисковать и, конечно же, вкладывать имеющиеся деньги в дело;
б) надеяться на «дядюшкино» наследство, пытать счастье в лотерее;
в) постепенно делать карьеру, пройдя все ступени вплоть до руководящей, или же заняться политикой?
2. Какой персонаж Уолта Диснея вызывает у вас самую большую улыбку?
а) Дональд Дак;
б) Густав Ганс;
в) Догоберт Дак.
3. Какой размер прибыли может, по вашему мнению, побудить богатейших людей мира заключить сделку?
а) от 0,5 млн. до 1 млн.;
б) до 10 млн.;
в) десятки миллионов и выше.
4. С каким из этих высказываний вы согласны?
а) чем больше денег, тем больше удовольствия;
б) деньги означают власть;
в) деньги вызывают много зависти.
5. Известна ли вам так называемая игра «по письму»? Вы кладете в конверт небольшую сумму, ищите жертву, которая также платит, и в конечном счете ваше капиталовложение возвращается к вам в многократном размере. Какую роль вы готовы при этом играть?
а) не участвовать;
б) участвовать и зарабатывать при этом;
в) быть инициатором игры.
6. Придаете ли вы значение тому, чтобы о вас упоминали в разделе «Светская жизнь» в различных газетах?
а) я был бы очень этому рад;
б) нет;
в) обо мне и так часто пишут.
7. Каким способом можно выигрывать на скачках?
а) рисковать высокими ставками;
б) экономить деньги, ограничиваясь лишь присутствием на скачках;
в) купить лошадь-победитель.
8. Кто, на ваш Взгляд, имеет наибольший шанс быстро и надежно стать богачом?
а) режиссер, актер, писатель, художник, спортсмен-рекордсмен; •
б) адвокат, врач, маклер, политик;
в) глава фирмы, издатель.
9. Как вы относитесь к бизнесу между приятелями?
а) я готов ссудить своих приятелей деньгами. Когда-нибудь и они дадут мне взаймы;
б) деньги и дружба несовместимы;
в) я готов брать взаймы у друзей, но не давать.
10. Будьте откровенны. Если бы вам удалось стать миллионером, наслаждались бы вы этим ощущением?
а) разумеется, я бы наслаждался этим;
б) я бы продемонстрировал свое наслаждение всем тем, кто мне не доверял или смотрел на меня свысока;
в) нет.
11. Куда вложили бы вы свои миллионы?
а) в недвижимость, имущество, собрание предметов искусства;
б) в акции и другие ценные бумаги;
в) я сделаю так, как решит моя жена (муж).
12. Если у вас уже есть 2 млн., будете ли вы стремиться заработать дополнительно?
а) не обязательно мелкую сумму, но от крупной не откажусь;
б) конечно;
в) нет, поскольку мне хватает.
Подсчитайте очки, исходя из следующих данных:
1. а) 6, б) 0, в) 3
2. а) 3, б) 0, в) 6
3. а) 0, б) 3, в) 6
4. а) 6, б) 3, в) О
5. а) 3, б) 0, в) 6
6. а) 0, б) 6, в) 3
7. а) 0, б) 3, в) 6
8. а) 0, б) 3, в) 6
9. а) 3, б) 6, в) О
10. а) 0, б) 3, в) 6
11. а) 3, б) 6, в) О
12. а) 3, б) 6, в) О
Сложите все набранные очки.